DOI: 10.17689/psy-2017.1.6
УДК 159.9

© 2017 Осин Роман Викторович*
*кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» childs2001@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена анализу отношения общества к приезжим мигрантам, а также их образу, который создается отечественными СМИ. Средства массовой информации важны в построении субъективной картины окружающего мира, в частности социальной действительности в различных сферах.

Ключевые слова: стереотипы, мигранты, СМИ, мигрантофобия, образ.

 

Criminalization of the Image of a Migrant in Modern Culture: Psychological Analysis
© 2017 Osin Roman Viktorovich,

Candidate of psychological sciences, Associate Professor of the Department «General psychology» Penza State University childs2001@gmail.com

Annotation: This article analyzes the attitudes towards migrants visitors, as well as their image, which is created by domestic media. The media are important in the construction of a subjective picture of the world, in particular the social reality in different areas.

Keywords: stereotypes, migrants, media, against immigrants, image.

 

В настоящее время тема, связанная с миграцией и ее составляющими, очень актуальна и имеет распространенный характер как в России, так и в зарубежных странах. В 2016 году в страну въехало 16 290 031 мигрантов. Средствами массовой информации создается определенный образ мигранта в глазах коренного населения страны. Этот образ в большинстве случаев является негативным, усложняя, таким образом, не только жизнь мигрантов, но и представления о них местного населения. Часто население России воспринимает мигранта двояко — с одной стороны, это приезжий человек, который имеет свою отличительную культуру, манеру поведения, чуждую для принимающего общества, и возникает проблема взаимоотношений и восприятия иностранцев, с другой стороны, ему приписываются криминальный и маргинальный образы («мигрант — нарушитель закона и общественного порядка»).

Рост потока миграции привел к появлению большого количества иноэтничных диаспор, представители которых, в особенности молодежь, воспитанные в ином культурном обществе, могут проявлять агрессивное и даже криминальное поведение в других странах. Преступность молодых мигрантов — это следствие и их культурных отличий от населения принимающих стран, и результат маргинальной социальной принадлежности, и некий вызов (ответ) на возможную дискриминацию со стороны местного населения [3]. По мнению Роберта Парка, миграция входит в число важнейших факторов социальных и культурных изменений в обществе, поэтому требует серьезных исследований и разработки мер государственной социальной политики [4].

Мигранты — очень податливый для идеологического воздействия социальный материал, как со стороны средств массовой коммуникации, так и со стороны преступных организаций или представителей нелегального бизнеса. Вследствие этого можно сказать, что роль печатных изданий (статьи в газетах, журналах, научно-популярной литературе) и телекоммуникационных каналов (телепередачи, радионовости, Интернет-блоги, социальные сети и пр.) в формировании адекватного отношения к мигрантам значительна. Именно СМИ как неотъемлемая и основная часть современной культуры во всем этом является социальным институтом, который несет знания, информацию, идеи, распространяя их в обществе и создавая определенную массовую культуру, оказывающую влияние на ее аудиторию.

Актуальность темы криминализации образа мигранта связана с тем, что XXI век ознаменовывается веком проблемной молодежной этнической преступности, с которой столкнулись не только США, но и страны Западной Европы, а в дальнейшем и Россия. Именно сейчас в условиях эскалации военных конфликтов, гуманитарных катастроф и сепаратистских настроений, а также развития процесса глобализации поток мигрантов в развитые страны все больше увеличивается, а вместе с ними приходит новый образ мигранта.

Одной из наиболее интересных теорий, связанных с криминализацией образа мигранта, является теория социальной стигматизации, о которых писали Питер Бергер и Эрвинг Гоффман. Стигматизация — это процесс выделения или «клеймения» индивидов, навешивание социальных «ярлыков» в виде определений на основании некоторых обозначенных внешних символически выраженных признаков. В качестве таких признаков могут выступать как приемлемые, выдающиеся природные или социальные качества, так и неприемлемые обществом отклонения от нормы, маргинальность в том или ином ее многообразном аспекте [3]. Примером стигматизации может являться предвзятое мнение, стереотипы, слухи, сплетни, давление на собственное мнение. «Спортсмены — глупые», «женщины плохо водят машину», в том числе «мигрант — чужак или преступник». Питер Бергер непосредственно связывает теорию стигматизации с ее конструированием, то есть СМИ могут формировать образ мигранта и определенное отношение коренного населения к приезжим.

В эмпирическом исследовании приняло участие 447 человек с различным уровнем образования и местом проживания в возрасте от 14 до 74 лет. В методике Э. Богардуса (адаптация Абакумова И. В., Гришина А. В.) [1], предлагалось отметить расстояния, на которые тестируемые смогли бы пустить представителей разных групп. Результаты исследования по данному тесту предположительно должны отражать влияние масс-медийных образов мигрантов на отношение людей к трудовым мигрантам в реальной жизни. В итоге были получены следующие результаты. Образы высококвалифицированных и публичных трудовых мигрантов, т. е. спортсменов и тренеров, а также образы квалифицированных, но не знакомых мигрантов (научных работников, гувернанток и т. д.) были поставлены людьми на среднюю социальную дистанцию, предполагающую «принадлежность к моей профессиональной группе или соседство» (рис. 1).

 
Рис. 1. Образы квалифицированных, высококвалифицированных и известных трудовых мигрантов

Наибольшая социальная дистанция была выявлена с образами неработающих и антисоциальных мигрантов. Респонденты считают, что такие лица не должны пускаться в РФ (рис. 2).

 
Рис. 2. Образы неработающих и антисоциальных мигрантов

Анкета «Отношение к трудовой миграции и трансляция образа трудовых мигрантов в СМИ (Абакумова И. В., Гришина А. В.) дала более обширное представление об образе мигрантов среди населения. Ответы респондентов на вопросы анкеты позволили выяснить, не только какой именно образ мигранта благодаря СМИ сформирован у людей на данный момент, но и отношение к этому образу. Все испытуемые показали следующее отношение к трудовой миграции в целом (рис. 3).


Рис. 3. Отношение общества к трудовым мигрантам

Большинство респондентов (59,5%) считает, что в целом СМИ изображает трудовых мигрантов в негативном свете (преступниками, необразованными людьми, «чужаками» приехавшими отнимать исконно русские земли) (рис. 4).


Рис. 4. Роль СМИ в формировании образа мигранта

Из всех СМИ на отношение к мигрантам больше всего оказывает влияние телевидение (так ответили 56,4% респондентов), на втором месте — интернет (24,4%). Частое обсуждение проблемы мигрантов в СМИ развивает в обществе интолерантность (нетерпимость) и вызывает агрессию к приезжим (так считают 30,5% и 34,3% опрошенных соответственно). По результатам исследования можно говорить о существовании у людей выработанного мнения, отношения к мигрантам и определенного образа мигрантов из СМИ. Всё это говорит о клишировании оценочных выборов.

Таким образом, нужно обратить внимание на тот факт, если отношение принимающего населения к мигрантам не будет изменено, то существующие на сегодняшний день негативные этностереотипы, могут стать официальной государственной и национальной точкой зрения в отношении приезжих, а это приведет к социальному разрушению, экстремистским выражениям и межэтническим конфликтам. Под влиянием клише, создаваемых СМИ, в обществе формируются образы, которые порождают различные установки негативного ожидания по отношению к различным социальным группам. Некомпетентность, отсутствие какого-либо образования, неразвитость и абсолютная дезинтеграция в принимающем обществе — именно такие образы создаются для мигрантов. При этом негативная информация зачастую связывается в СМИ с определенными этническими группами, в результате чего у аудитории формируются этностереотипы и недоверие. Тенденция в искажении образа трудового мигранта значительно является социально-психологическим риском.

 

Литература:

  1. Гришина А.В. Особенности восприятия образа трудового мигранта в СМИ студентами различной профессиональной направленности: дис. … канд. псих. наук, Ростов-на-Дону, 2011
  2. Липай, Т.П., Мамедов А.К. Социальная стигматизация как социальный феномен (методология исследования) / Т.П. Липай, А.К. Мамедов // Актуальные инновационные исследования: наука и практика.– 2011. – № 1. – С.14–26.
  3. Полонский И. Криминализация России. В чем суть влияния на общество криминальной контркультуры // Военное обозрение. Режим доступа: https://topwar.ru/78555-kriminalizaciya-rossii-v-chem-sut-vliyaniya-na-… (Дата обращения: 14.06.2017)
  4. Park R. E. Human Migration and the Marginal Man. American Journal of Sociology, 1928, vol. 33, №6, p. 881-893

References:

  1. Grishina A.V. Osobennosti vospriyatiya obraza trudovogo migranta v SMI studentami razlichnoy professionalnoy napravlennosti: dis. … kand. psih. nauk, Rostov-na-Donu, 2011
  2. Lipay, T.P., Mamedov A.K. Sotsialnaya stigmatizatsiya kak sotsialnyiy fenomen (metodologiya issledovaniya) / T.P. Lipay, A.K. Mamedov // Aktualnyie innovatsionnyie issledovaniya: nauka i praktika.– 2011. – # 1. – S.14–26.
  3. Polonskiy I. Kriminalizatsiya Rossii. V chem sut vliyaniya na obschestvo kriminalnoy kontrkulturyi // Voennoe obozrenie. Rezhim dostupa: https://topwar.ru/78555-kriminalizaciya-rossii-v-chem-sut-vliyaniya-na-… (Data obrascheniya: 14.06.2017)
  4. Park R. E. Human Migration and the Marginal Man. American Journal of Sociology, 1928, vol. 33, №6, p. 881-893.