DOI: 10.17689/psy-2019.1.3
УДК 159.9

© 2019 Сыдыкова Гулина Мелисбековна*,
*кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Кыргызского Национального университета имени Жусупа Баласагына
(г. Бишкек, Кыргызстан), gulina-sydykova@mail.ru

Аннотация: в статье рассмотрена проблема толерантности и ее развития у киргизских студентов. Было проведено экспериментальное исследование толерантности у лиц юношеского возраста в количестве 50 человек. Было установлено, что толерантность недостаточно развита у испытуемых студентов. С целью развития толерантного отношения был реализован психологический тренинг.

Ключевые слова: толерантность, толерантность у студентов, отличие от других, интолерантность, развитие толерантного отношения.

 

Study of tolerance among Kyrgyz students
© 2019 Sydykova Gulina Melisbekovna*

*Ph. D. in Psychology, Associate Professor of the Department of Psychology of the Kyrgyz National University Jusup Balasagyn
(Bishkek, Kyrgyzstan) gulina-sydykova@mail.ru

Annotation: The paper deals with the problem of tolerance and its development among Kyrgyz students. An experimental study of tolerance in adolescents in the amount of 50 people was conducted. It was found that tolerance is underdeveloped among the tested students. In order to develop a tolerant attitude, psychological training was implemented.

Key words: tolerance, tolerance among students, difference from others, intolerance, development of a tolerant attitude.

 

Под понятием «толерантность» имеется в виду терпимость к чужим поступкам и мнениям, лояльно относиться к Другому. В таком контексте толерантность выступает одной из главных черт характера человека. Толерантный человек демонстрирует уважительное отношение к убеждениям других, не стараясь доказать свою абсолютную правоту окружающим людям. В более узком смысле термин «толерантность» встречается в медицинской науке. Здесь она обозначает способность организма человека выдержать неблагоприятные влияния внешней среды без значительных потерь. В психологии, как и в других сферах научного знания, необходимо различать научные и житейские определения толерантности. Но в современной психологической литературе осуществление дифференциации термина вызывает трудности, поэтому возможно обозначить лишь следующие определения толерантности: 1. ценность взаимодействия в условиях противоречия; 2. принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей; 3.дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, противопоставление злобности, агрессивности и раздражительности; 4.умение выслушивать, попытка вынесения из полученной информации зерна разума и диалог с различными точками зрения, как бы чужое мнение не противоречило собственным воззрениям; 5.стремление к обоюдному согласию, бесконфликтность. Данные определения выступают в равной степени как научными, так и обыденными определениями психологического феномена толерантности[1].

Толерантность ( от лат. «терпимость») — стремление и способность к поддержке и созиданию единения с людьми, отличающиеся в некотором отношении от преобладающего типа отношений в обществе. Толерантность — редкое и трудное достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы имеем склонность объединяться в одну общность с теми индивидами, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к тому же этносу. В сущности, чувство национальной близости и общность языка на протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. И в то же время мы имеем склонность враждебно или с предубеждением относиться к Другому — к тому, кто способен отличаться от нас. Различие может присутствовать на любом уровне биологической, психологической или культурной реальности.

Толерантность на протяжении истории человечества считалась человеческой добродетелью, отражая умение жить, не осуждая других, терпимость к различиям среди людей, способность иметь свои права и свободу, не нарушая при этом права и свободу других. Толерантность также является фундаментом демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам[2;4].

Конструктивный диалог социальных групп с различными этническими, религиозными и политическими ориентирами, также с различными ценностями может быть реализован на общей базе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия[3].

Нетерпимость общества есть слагаемое нетерпимости его членов. Неприятие, стереотипы, стигматизация на расовую тему — конкретные проявления выражения интолерантности, выступающие в жизни людей каждый день. Нетерпимость рождает ответную нетерпимость, заставляя своих жертв создавать формы обратной отдачи нетерпимости. Для преодоления нетерпимости индивид должен осознать связь между своим поведением и порочным кругом неприятия другого человека в обществе. Каждый человек должен задать себе вопрос: я толерантный? Не осуждаю ли я тех, кто имеет отличие от меня? Не занимаюсь ли стигматизацией (навешиванием ярлыков на людей)? Не отношусь ли к людям с предубеждением?

Формирование установок толерантного поведения, принятие различий во мнениях других, развитие миролюбия, противодействие нетерпимости имеет для нас особую актуальность. Особое место в нашем обществе занимает молодежь, как будущее нашего общества, поэтому развитие толерантности у юношества является главной задачей общества.

Методика

С целью изучения проблемы толерантности у лиц юношеского возраста было проведено исследование толерантности при помощи психологических методик: 1.Самооценка коммуникативной толерантности (В. В. Бойко, 1998г.). По тесту максимальное количество баллов достигает суммы 135. Если человек более нетерпим к окружающим и наоборот, у него выше количество баллов, и чем ниже балл, тем человек терпимее относится другим людям, ко многим человеческим ситуациям, т. е. более толерантен. Группе испытуемых было предложено оценить себя в 9 предложенных ситуациях по взаимодействию с другими людьми.

2. Тест Розенцвейга на степень агрессивности.

В исследовании приняли участие студенты Кыргызского Национального университета имени Жусупа Баласагына в возрасте от 19 до 23 лет. Количество респондентов было 50 человек.

Результаты диагностики самооценки коммуникативной толерантности приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты диагностики самооценки коммуникативной толерантности

Испытуемые

Баллы

Вся группа

76,34

Юноши

74,5

Девушки

65,4

Городские студенты

66,7

Приезжие студенты

71,6

По результатам теста на агрессивность можно наблюдать такие данные на следующем рисунке:


Рисунок 1. Результаты исследования респондентов на агрессивность

У 12 человек зарегистрирован низкий уровень агрессии;

У 32 респондентов показан средний уровень агрессии;

У 6 испытуемых — повышенный уровень агрессии.

Результаты и их обсуждение

В среднем по результатам исследования у группы толерантность на недостаточном уровне развития. Юноши и студенты из сельской местности менее толерантны.

С целью развития толерантности нами был проведен тренинг толерантности «Мы такие разные, но мы вместе!». Он длился 1,5 месяца по 2 занятия в неделю.

Цель тренинга: формирование толерантности личности через самопознание, познание друг друга, взаимодействие и приобретение в результате специальных знаний о толерантности.

Результаты исследования после проведения тренинга отражены на следующем рисунке:


Рисунок 2. Результаты исследования толерантности до и после проведения тренинга

Как следует из диаграммы, уровень толерантности, который значился на недостаточном уровне развития, показал снижение степени интолерантного, нетерпимого отношения.

Выводы:

Благодаря вкладу ЮНЕСКО термин «толерантность» стал международным термином, главным ключевым понятием в развитии мира на нашей планете. Люди, не обладающие толерантностью, неспособны к изменениям, которые требуют наши реалии.

Часто корни нетерпимого отношения уходят в боязнь и непринятие других культур, наций, других мнений и убеждений. Нетерпимость также соседствует с гипертрофированным ощущением собственной значимости перед другими личностями людей. Эти ощущения формируются в юношеском возрасте, поэтому важно освободить молодежь от оков нетерпимости, развить у них свободу от интолерантного отношения.

По нашему исследованию у кыргызских студентов толерантность была на недостаточном уровне развития. С целью развития толерантности для студентов был проведен тренинг толерантности, результаты которого показали снижение степени интолерантного, нетерпимого отношения.

Толерантность как терпимость к чужим мнениям, как вид индивидуального и общественного отношения к культурным и социальным различиям, убеждениям и формам поведения можно рассматривать в качестве одного из основных признаков цивилизованности, развитости общества. Толерантность в отношении людей, которые имеют отличия от нас убеждениями и установками, требует осознания того, что истина не может быть однообразной, что она многоликую природу, и что могут существовать иные взгляды, способные осветить ту или иную ее сторону. Рождение толерантности может совершиться благодаря терпеливому и рациональному анализу преград, с которыми сталкивается любое познание субъекта, а также развития терпимости у молодежи к другим людям. Толерантность, или способность к терпимости с другими, которые отличаются от нас какой-то стороной, должна считаться добродетелью не только отдельного индивида, а общества в целом, столь же редкой, сколь высока ее ценность. В современном обществе толерантность должна стать моделью отношений и поведения людей всех стран и народов.

 

Литература:

  1. Безюлева Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение. — М., «Вербум-М», 2009.
  2. Никольсон П. М., Толерантность как моральный идеал. Вестник УрМИОН 2002г.
  3. Фетискин И. П., Миронова Т. И. Социально-психологическая диагностика личности и группы. Изд. ГГУ им. Н. А. Некрасова, 2001 г.
  4. «Гратис» Центр толерантности и гуманитарных технологий. Интернет сайт: http://www. psy-gratis. ru/grouptr. htm
  5. Европейский университет в Санкт-Петербурге, программа «Психологический тренинг этнической толерантности». http://www.eu.spb.ru/ethnic/ethnic02.htm

References:

  1. Bezyuleva G. V. Tolerantnost’: vzglyad, poisk, reshenie. — M., «Verbum-M», 2009.
  2. Nikol’son P. M., Tolerantnost’ kak moral’nyj ideal. Vestnik UrMION 2002g.
  3. Fetiskin I. P., Mironova T. I. Social’no-psihologicheskaya diagnostika lichnosti i gruppy. Izd. GGU im. N. A. Nekrasova, 2001 g.
  4. «Gratis» Centr tolerantnosti i gumanitarnyh tekhnologij. Internet sajt: http://www. psy-gratis. ru/grouptr. htm
  5. Evropejskij universitet v Sankt-Peterburge, programma «Psihologicheskij trening ehtnicheskoj tolerantnosti». http://www.eu.spb.ru/ethnic/ethnic02.htm