DOI: 10.17689/psy-2017.1.10
УДК 159.9
© 2017 Дьяков Владимир Владимирович*,
*соискатель кафедры социальной психологии образования и развития Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов, Россия), v1o9v8a5n@mail.ru
Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования ключевых взаимосвязей адаптивных способностей и компонентов персональной идентичности военнослужащих по призыву. В исследовании приняли участие 350 юношей в возрасте от 18 до 24 лет. Автором развивается идея о том, что исследование персональной и социальной идентичности личности солдат-срочников, обладающих различными адаптивными способностями, может способствовать выявлению закономерностей проявления дезадаптационных процессов личности военнослужащих срочной службы.
Ключевые слова: идентичность личности, компоненты персональной и социальной идентичности.
Personal and social identity of conscripts with various adaptive abilities
© 2017 Dyakov Vladimir Vladimirovich*
* Applicant of the Department of Social Psychology of Education and Development of Saratov National Research University named after. N. G. Chernyshevsky (Saratov, Russia), v1o9v8a5n@mail.ru
Annotation: the article presents the results of an empirical study of the key interrelationships of adaptive abilities and components of the personal identity of conscripts. The study involved 350 young men aged 18 to 24 years. The author develops the idea that the study of the personal and social identity of the personality of conscript soldiers possessing various adaptive abilities can help to identify the regularities in the manifestation of disadaptation processes in the personality of conscripts.
Key words: identity of a person, components of a personal and social identity.
Россия сегодня сталкивается с различными внешними вызовами, отвечать на которые порой приходится довольно жестко и с применением военной силы. И сейчас, и в будущем для любой страны важно иметь дееспособную систему подготовки будущих военнослужащих. Армейская служба должна быть понятна и привлекательна для молодых людей, поэтому очень важно понимать все психологические нюансы пребывания призывников в новых и первое время, несомненно, сложных для них условиях.
Воинская среда обладает определенной социально-психологической спецификой: с одной стороны, она жестко регламентирована и предоставляет готовые образцы поведения, с другой стороны, даже в условиях жесткой дисциплины не всегда удается избежать дезадаптационных процессов, часто не поддающихся контролю. На наш взгляд, необходимо искать психологические причины данных негативных явлений, так как невозможно полностью исключить их, не затрагивая внутренних устремлений, потребностей, мотивов, в целом личности тех, кто призван выполнять столь важные функции. Кратковременность военной службы обуславливает необходимость быстрой и успешной адаптации вчерашних призывников к жестким и четко обозначенным правилам поведения, принятым в армии, что может приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам юношей, провоцировать проявления агрессии. Молодые люди, поступающие на срочную службу, не знают ее особенностей, сталкиваются с несоответствием представлений о службе и реальностью, зачастую не готовы к исполнению своих непосредственных служебных обязанностей или выполняют их в неполном объеме. Но главным, на наш взгляд, является несоответствие между собственной персональной и социальной идентичностью военнослужащих по призыву и той специфической средой, в которой протекает адаптационный процесс. Именно изучение персональной и социальной идентичности личности военнослужащих по призыву, обладающих различными адаптивными способностями, может способствовать выявлению закономерностей проявления дезадаптационных процессов личности военнослужащих срочной службы [Константинов, Дьяков, 2015, с. 482-486]. Проблемное поле исследования возникает при рассмотрении следующих противоречий:
— между достаточно тщательной изученностью проблемы идентичности в отечественной и зарубежной психологии и отсутствием исследований, рассматривающих персональную и социальную идентичность личности военнослужащих срочной службы в контексте их адаптационного процесса;
— между заинтересованностью государства в том, чтобы призывники были оптимально готовы и мотивированы к прохождению срочной службы, с целью более эффективного овладениями ими всеми необходимыми умениями и навыками, и отсутствием для этого разработанной теоретической и методической базы.
Данные противоречия позволили нам сформулировать проблему исследования: существуют ли различия персональной и социальной идентичности военнослужащих срочной службы в зависимости от их адаптивных способностей?
Исследование направлено на решение данных противоречий и изучение персональной и социальной идентичности личности военнослужащих срочной службы в контексте их адаптивных способностей.
В нашем эмпирическом исследовании приняло участие 350 юношей в возрасте от 18 до 24 лет, являющихся военнослужащими 22 полка ликвидации последствий аварий и охраны г. Пенза. Данная выборка является репрезентативной и соответствует основным социально-демографическим показателям генеральной совокупности. В ходе эмпирического исследования были использованы следующие методики: Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин; тест двадцати высказываний (М. Кун, Т. Макпартленд в модификации Т. В. Румянцевой); тест межличностных отношений Т. Лири; блок вопросов для определения значимости гражданской идентичности для испытуемых, составленный на основе вопросника программы Международного социального опроса (ISSP).
Обоснованием выбора методик исследования явились представления М. Куна и Т. Макпартленда об идентичности как о наборе ролей, связанных с многообразием личностных установок, ситуативных актуализаций идентичностей; рассмотрение адаптации, как непрерывного процесса активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным; теория взаимосвязи адаптации и агрессивности А. Басса и А. Дарки.
Систематизация теоретического и эмпирического материала позволила сформулировать следующие выводы:
1. Особенности соотношения персональной и социальной идентичности внутри идентификационной матрицы военнослужащих срочной службы заключаются в количестве выявленных идентификационных категорий, их выраженности, сочетании, иерархии и взаимосвязанности;
2. Обнаружены различия количества идентификационных категорий и их иерархии внутри идентификационной матрицы военнослужащих по призыву с разными адаптивными способностями.
У слабых адаптантов выявлен очень низкий уровень дифференцированности идентичности, протест самоописания, выраженный употреблением посторонних слов, несущественных и негативных характеристик.
У средних адаптантов в самоописании преобладают категории социальной идентичности, выражена ориентированность на общение и включенность в социальное взаимодействие.
У эффективных адаптантов обнаружен высокий уровень самопрезентации и дифференцированности, зафиксировано наибольшее число разноплановых значимых категорий самоописания, проявлена ориентация на свой внутренний мир, обнаружен высокий уровень социальной компетенции и самоконтроля;
3. В ходе эмпирического исследования выявлены существенные различия компонентов персональной идентичности военнослужащих по призыву с разными адаптивными способностями. В «Я» реальном слабых адаптантов преобладают такие характеристики межличностных отношений как авторитарность, эгоистичность, агрессивность, независимость с общим трендом к доминированию в отношениях с окружающими. В «Я» идеальном слабых адаптантов не проявлена эгоистичность, что свидетельствует о желании и стремлении военнослужащих по призыву к налаживанию товарищеских, равноправных отношений с ближним окружением.
Средние адаптанты характеризуются одновременным наличием таких актуальных компонентов персональной идентичности, как эгоистичный, агрессивный, подозрительный и дружелюбный, что свойственно лицам с борьбой мотивов самоутверждения и аффилиации. У них выявлено самое большое расхождение представлений о себе реальном и себе идеальном с представленностью в обоих профилях как неконформных тенденций и склонности к дизъюнктивным проявлениям, так и конформных установок, конгруэнтности в контактах с окружающими.
Среди актуальных компонентов персональной идентичности у эффективных адаптантов преобладает дружелюбие по отношению к окружающим. В профиле идеального «Я» эффективных адаптантов обнаружилось стремление к зависимому поведению, что свидетельствуют о ситуативной неуверенности в себе, опасениях, тревогах данной группы военнослужащих по призыву;
4. Определена значимость гражданской идентичности для военнослужащих с разными адаптивными способностями: для слабых адаптантов гражданская идентичность является мало значимой идентификационной категорией; для средних адаптантов характерна умеренная значимость гражданской идентичности; эффективных адаптантов характеризует высокая субъективная значимость гражданской идентичности как в аспекте ощущения своей принадлежности к России и гордости за членство в данной общности, так и с точки зрения достижения экономического успеха и воспитания детей именно в России;
5. В ходе исследования ключевых взаимосвязей адаптивных способностей и компонентов персональной идентичности военнослужащих выявлено, что военнослужащие по призыву с высокими адаптивными способностями склонны к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими и определяют себя как ответственного, деликатного, альтруистичного, мягкого, доброго, сострадающего, отзывчивого субъекта общения. При соотнесении адаптивных способностей и «Я» идеального личности военнослужащих по призыву как субъектов общения обнаружено, что чем более высокими адаптивными способностями обладают военнослужащие, тем более сложившимися являются их представления о себе идеальном как о зависимом, альтруистичном и дружелюбном участнике межличностных взаимодействий.
6. В ходе исследования связи видов агрессивных реакций военнослужащих и компонентов их персональной идентичности обнаружено: чем более выраженно военнослужащие по призыву позиционируют себя как жесткого, враждебного, эгоистичного, резкого по отношению к окружающим человека, тем более частые у них вспышки агрессии. Крайняя дружелюбность и зависимость по отношению к окружающим также ведет к повышению агрессивных реакций;
7. При соотнесении адаптивных способностей и показателей гражданской идентичности выявлено, что военнослужащие по призыву, обладающие развитой, значимой гражданской идентичностью имеют также и высокий адаптивный потенциал, включая все его компоненты (коммуникативные способности, моральную нормативность, нервно-психическую устойчивость), что помогает им легче адаптироваться к условиям службы;
8. В зависимости от категориальной наполненности и иерархии компонентов персональной и социальной идентичности у военнослужащих по призыву выявлены три типа идентификационной матрицы, согласно которым военнослужащие по призыву реагируют на новые условия жизнедеятельности, проявляя признаки адаптированности или дезадаптированности: тип идентификационной матрицы с представленностью минимального числа компонентов, указывающий на низкую степень самопрезентации субъекта; тип однополярной матрицы с компонентами направленности субъекта на социальное взаимодействие; тип содержательно наполненной идентификационной матрицы личности с высокой степенью дифференцированности идентичности;
9. Военнослужащие по призыву с содержательно наполненной идентификационной матрицей обладают высоким адаптивным потенциалом (коммуникативными способностями, моральной нормативностью, нервно-психической устойчивостью) и низким уровнем агрессивности, враждебности;
10. Адаптанты с типом однополярной идентификационной матрицы нацелены на социальное взаимодействие и нуждаются в проведении практической психологической работы, направленной на повышение уровня их самопрезентации, на более глубокое осознание себя не только в рамках социального взаимодействия;
11. Военнослужащие по призыву, обладающие типом идентификационной матрицы с представленностью минимального числа компонентов нуждаются в проведении комплексной работы, включающей индивидуальное консультирование и тренинговую работу;
12. Успешная адаптация к новым условиям военнослужащих срочной службы имеет достаточно однородную картину проявления, тогда как дезадаптация проявляется по-разному в зависимости от содержательной наполненности и иерархической структуры идентификационной матрицы военнослужащих по призыву.
Литература:
- Константинов В. В., Дьяков В. В. Характеристики идентичности личности и процесс социально-психологической адаптации // Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 482-486.
References:
- Konstantinov V. V., Dyakov V. V. Harakteristiki identichnosti lichnosti i protsess sotsialno-psihologicheskoy adaptatsii // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015. #12. S. 482-486.