DOI: 10.17689/psy-2016.1.5
УДК 159.

© 2016 Смирнов Виктор Михайлович*, Коповой Андрей Сергеевич**
*кандидат психологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (г. Балашов) smirnoff2703@mail.ru
**кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (г. Балашов) mkrass@yandex.ru

Аннотация: Современные информационные технологии, как любые технологии приносят как пользу, так и вред. Однозначно можно говорить лишь о том, что избыточное медиапотребление приводит к трансформации характера социального взаимодействия. Личность современного молодого человека не только в большей степени подвержена влиянию современных информационных технологий, а она формируется в совершенно иной информационной среде, среде недостаточно изученной и постоянно меняющейся.

Ключевые слова: информационное пространство, культура медиапотребления, информационное образовательное пространство, социальные коммуникации.

 

Specifics of Negative Impact of Modern Information Technologies For Personality Senior Pupils in the Context of the Transformation of Social Interaction Character
© 2016 Smirnov Viktor Mikhailovich*, Kopovoi Andrey Sergeevich**

*Candidate of Psychological Sciences, associate professor at the life safety department of the Balashov Institute, a branch of Chernyshevsky Saratov State University, (Balashov) smirnoff2703@mail.ru
**Candidate of Pedagogical Sciences, professor of the Pedagogy Department of the Balashov Institute, a branch of Chernyshevsky Saratov State University, (Balashov) mkrass@yandex.ru

Annotation: Modern information technology, as any technology, brings both benefit and harm. Definitely we can only say that the excessive media consumption leads to the transformation of the nature of social interaction. The identity of a young person is not only increasingly influenced by modern information technologies, and it is formed in a completely different environment, information, environment, insufficiently studied and constantly changing.

Keywords: information space, culture of media consumption, information and educational space, social communications.

 

Современный молодой человек живет в быстро изменяющимся мире, где постоянно возрастают объемы информации, но в котором ему, тем не менее, необходимо адаптироваться. Время, проводимое за монитором компьютера уже давно превысило время, отводимое для общения с другими людьми. Таким образом, «виртуальная реальность» стала неотъемлемой частью жизни современного человека.

СМИ становятся, точнее уже стали одним из важнейших институтов социализации для подрастающего поколения. В современном обществе СМИ выполняют и информационную, и воспитательную, и образовательную, и релаксационную функции.

В связи с экспансивно нарастающим объемом медиаинформации психика молодого человека оказывается незащищенной и о особо восприимчивой к воздействию средств массовой информации и возникновению различных форм медиаддикции.

Влияние современных компьютерных технологий достаточно амбивалентно. С одной стороны медиаобеспечение имеет большое значение для развития у подрастающего поколения умения использовать электронные средства информации и коммуникации самостоятельно. С другой стороны, ученые достаточно давно заговорили о медиапривязанности или медиазависимости, а также избыточном медиапотреблении. Таким образом, современные информационные технологии, как любые технологии приносят как пользу, так и вред. Однозначно можно говорить лишь о том, что избыточное медиапотребление приводит к различным нарушениям как физического здоровья (заболевания глаз, нарушения осанки и т. д.), так и психического здоровья (возникновение различных форм компьютерной аддикции).

В связи этим вопросы практического исследования влияния современных компьютерных молодых людей до сих пор остаются актуальными и востребованными на современном этапе развития информационного общества.

С телевизионных экранов мы постоянно слышим, что Интернет и другие средства массовой информации делают нашу агрессивной, тревожной, неустойчивой к стрессогенным воздействиям. Особенно часто поминается вопрос о негативном влияние медианасилия на развитие агрессивности в детском и подростковом возрасте. Даже этот вопрос до сих пор остается дискуссионным. Примеры преступлений, скопированных с медиапродукции, — довольно редкое явление, однако ввиду сенсационности подобных происшествий им обычно уделяется чрезвычайно много места и внимания в СМИ. Вызывает интерес и тот факт, что ни данные исследований, ни теоретические разработки не смогли адекватно объяснить, почему у большинства людей, которые смотрят жестокие фильмы, их негативное воздействие внешне никак не проявляется, и в то же время отдельные потребители медиапродукции имитируют поведение теле- и киноперсонажей, сколь ужасным оно бы ни было.

На данный момент существует несколько основных теорий, описывающих данную проблему:

социально-когнитивная теория обучения или теория имитации подразумевает, что зритель, особенно ребенок, при определенных обстоятельствах обучается агрессивному поведению компьютерного персонажа, и перенимает его у него (А. Бандура, JI. Берковец);

катарсическая теория, согласно которой просмотр и воображаемое участие в актах насилии снижает актуальность его реального применения (С. Фешбах, Р. Зингер);

теория десенсибилизации, сторонники которой утверждают, что регулярный просмотр сцен насилия делает современного потребителя медиапродукции все менее восприимчивым к жестокости на экране, в результате чего индивид с большей готовностью принимает насилие в реальной жизни (Р. Драбман, Т. Томас);

теория возбуждения, представители которой считают, что просмотр сцен насилия ведет к усилению возбуждения, которое в дальнейшем может перейти в агрессию (П. Танненбаум, Д. Зиллман);

теория дизингибиции утверждает, что по мере привыкания зрителей к сценам насилия и жестокости, особенно насилия, оправданного ситуацией или санкционированного обществом, ослабляется сдерживающее действие социальных санкций, направленных против совершения правонарушений (JI. Берковец, Дж. Алиото);

теория стимулирования базируется на гипотезе, согласно которой просмотр насилия повышает у разочарованного зрителя готовность к агрессии (С. Комсток, Д. Фельсон);

теория торможения, подразумевает, что сцены насилия должны вызывать страх перед собственной агрессивностью; это тормозит реальное агрессивное поведение (Б. Книветон);

теория отсутствия влияния, сторонники которой считают, что все экспериментальные доказательства того, что между потреблением кинопродукции, содержащей сцены насилия и реальной агрессивностью есть взаимосвязь, являются очень слабыми (Р. Маквайр, П. Милавски) [1,2].

Таким образом, мы видим, что ученые до сих не выработали единого подхода к пониманию проблемы влияния медиаинформации на человека и этот вопрос, и научные изыскания в этой области продолжаются.

Исследование негативного влияния современных технологий и явилось задачей нашего исследования. Для практического решения исследовательских задач в методический инструментарий исследования были включены следующие методики:

  1. Тест на интернет-зависимость К. Янг в модификации В. А. Буровой.
  2. Тест на игровую компьютерную зависимость К. Янг в адаптации В. А. Буровой.
  3. Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера Ю. Л. Ханина
  4. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки.
  5. Методика определения нервно-психической неустойчивости и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»
  6. Исследовательская выборка представлена группой учащейся молодежи в возрасте 15–17 лет. Объем выборки — 115 человек. Исследование проводилось на базе муниципальных общеобразовательных учреждений г. Балашова Саратовской области и г. Ртищево Саратовской области.

Для математико-статистического анализа полученных результатов использовалась программа Statistica 6.0., с применением методов описательной статистики и метода ранговой корреляции Спирмена.

Теперь обратимся к анализу результатов проведенного эмпирического исследования. Анализ показателей распространенности Интернет-зависимости и игровой компьютерной зависимости среди молодежи

Первоначально нами были рассмотрены общие показатели Интернет-зависимости и игровой компьютерной зависимости, полученные на всей выборке.

Таблица № 1 Результаты исследования компьютерной аддикции

Показатели аддикции

Показатели

низкие

средние

высокие

Интернет-зависимость

60%

40%

0%

Игровая зависимость

51,43%

45,71%

2,86%

Как видно из представленных в таблице 1 данных, у большинства испытуемых были диагностированы низкие и средние значения показатели Интернет-зависимости и игровой компьютерной зависимости.

Проведя исследование, можно сделать вывод, что большая часть молодых людей устойчива к компьютерной зависимости, то есть рационально осуществляет контроль за своим медиапотреблением, и современные компьютерные технологии не оказывают того настолько сильного негативного влияния, о котором принято говорить.

Нами не исключается вероятность того, что полученные результаты могут свидетельствовать о проявлении у молодых людей эффектов социальной желательности и даже выступать индикатором защитных механизмов по типу рационализации, вытеснения, отрицания. Иначе говоря, результаты характеризуют респондентов как индивидуумов не столько как являющихся абсолютно независимыми от любых компьютерных технологий, сколько стремящихся ощущать себя способными контролировать свой процесс медиапотребления.

Анализ взаимосвязи показателей компьютерной аддикции и индивидуально-психологических характеристик личности молодых людей.

Таблица № 2. Определение взаимосвязи уровня нервно-психической устойчивости и показателей компьютерной аддикции

Интернет-зависимость

 r = - 0,166 (при p<0,05)

Игровая компьютерная зависимость

r = - 0,246 (при p<0,05)

Таким образом, в результате проведенного исследования мы не обнаружили значимой корреляционной связи между компьютерной аддикцией и уровнем нервно-психической устойчивости молодых людей., и не можем утверждать, что увлечение Интернетом ведет к снижению стрессоустойчивости.

В то же время мы получили несколько неожиданные данные, согласно которым повышения уровня зависимости от компьютерных игр ведет в свою очередь к повышению уровня нервно-психической устойчивости молодых людей. Мы можем предположить, что подобные результаты связаны с тем, что молодой человек, играя в компьютерные игры и повышая свой статус в виртуальном мире, переносит его в реальную жизнь, что и способствует укреплению его социального статуса в обществе.

Таблица № 3. Определение взаимосвязи уровня агрессивности и враждебности и показателей компьютерной аддикции (при p<0,05)

Показатели агрессивности

Интернет-зависимость

r = 0,112 (при p<0,05)

Игровая компьютерная зависимость

r =  0,038 (при p<0,05)

Показатели враждебности

Интернет-зависимость

r =  0,165 (при p<0,05)

Игровая компьютерная зависимость

r = 0,109 (при p<0,05)

Таким образом, по итогам реализованного нами экспериментально-психологического исследования взаимосвязи различных видов компьютерной аддикции и показателей агрессивности и враждебности нами не была установлена подобного рода взаимосвязь.

Таблица № 4. Определение взаимосвязи уровня личностной и ситуативной тревожностей и показателей компьютерной аддикции (при p<0,05)

Показатели ситуативной тревожности

Интернет-зависимость

 r =  0,112 (при p<0,05)

Игровая компьютерная зависимость

r = - 0,089 (при p<0,05)

Показатели личностной тревожности

Интернет-зависимость

 r =  0,166 (при p<0,05)

Игровая компьютерная зависимость

r = 0,370 (при p<0,05)

По результатам экспериментального исследования мы не обнаружили взаимосвязи между показателями компьютерной аддикции и ситуативной тревожности.

Показатели личностной тревожности коррелируют с игровой компьютерной зависимостью. Таким образом, геймеров характеризует недифференцированная опасливость, склонность воспринимать большинство жизненных ситуаций как угрожающие, готовность к самозащите в разного рода ситуациях.

Таким образом, результаты нашего исследования получились несколько неоднозначными. Мы можем сказать, что однозначно негативного влияния на личность современного молодого человека компьютерные технологии не оказывают. Однако они, безусловно, влияют на нашу жизнь, трансформируя и видоизменяя ее.

Литература:

  1. Винтерхофф-Шпурк, П. Медиапсихология. Основные принципы / П.Винтерхофф-Шпурк. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. – 288 с.
  2. Власова, Е.А. Профориентация как одно из направлений социально-педагогической деятельности со старшеклассниками / Е.А. Власова, С.В. Шанин // Вестник Саратовского областного института развития образования. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – С. 30-36.
  3. Дженнингз, Б. Основы воздействия СМИ / Б.Дженнингз, С.Томпсон. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
  4. Коповая, О.В. Личностное самоопределение девиантных подростков : монография / О.В. Коповая, М.А. Ерофеева. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 112с.

References:

  1. Vinterkhoff-Shpurk, P. Mediapsikhologiya. Osnovnye printsipy / P.Vinterkhoff-SHpurk. - KHar'kov: Gumanitarnyj tsentr, 2007. – 288 s.
  2. Vlasova, E.А. Proforientatsiya kak odno iz napravlenij sotsial'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti so starsheklassnikami / E.А. Vlasova, S.V. SHanin // Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. – Saratov: GАU DPO «SOIRO», 2015. – S. 30-36.
  3. Dzhenningz, B. Osnovy vozdejstviya SMI / B.Dzhenningz, S.Tompson. – M.: Izdatel'skij dom «Vil'yams», 2004. – 432 s.
  4. Kopovaya, O.V. Lichnostnoe samoopredelenie deviantnykh podrostkov : monografiya / O.V. Kopovaya, M.А. Erofeeva. – Saratov: Izdatel'skij tsentr «Nauka», 2008. – 112s.