DOI: 10.17689/psy-2015.1.2
УДК 159. 9: 316. 35

© 2015 Логвинов Игорь Николаевич
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Курского государственного университета, г. Курск, ewredika67@yandex.ru

Аннотация. В статье на основе параметрической концепции малой группы были проанализированы результаты социльно-психологического исследования гендерных особенностей личностной тревожности молодежных лидеров, проживающих в регионах чернобыльского следа. Установлено наличие гендерных особенностей развития личностной тревожности у молодежных лидеров как подросткового, так и юношеского возраста в континууме наличие — отсутствие опыта социального обучения в специализированном молодежном центре («социальном оазисе»).

Ключевые слова: лидерство, гендер, личностная тревожность, регионы чернобыльского следа.

 

Gender aspect of youth leaders from regions of the chernobyl trace: anxiety
© 2015 Logvinov Igor Nikolaevich

Candidate of Psychological Sciences, Professor at the psychology department of Kursk State University (Kursk), ewredika67@yandex.ru

Annotation. In article on the basis of the parametric concept of a small group analyzed the results of socio-psychological studies of gender peculiarities of personal anxiety youth leaders living in the Chernobyl regions of the track. The presence of gender-specific development of personal anxiety in youth leaders as teenage and youthful age in the continuum presence or absence of the experience of social learning in a specialized youth center («social oasis»)..

Keywords: leadership, gender, personal anxiety, regions of the chernobyl trail.

 

Проблема. В этом году исполняется 29 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. Катастрофа на Чернобыльской АЭС признана крупнейшей за всю историю человечества, она уже повлекла и в дальнейшем повлечет за собой тяжелейшие последствия. По сути дела можно говорить о растянутом во времени своеобразном атомном геноциде, который может превзойти последствия всех вместе взятых катастроф. Белоруссия, Украина, 15 областей России оказались зонами, где на разном уровне протекает крупнейшее в истории человечества экологическое бедствие. Ученые-психологи отмечают, что психологические последствия Чернобыльской катастрофы выходят далеко за пределы территории радиационного загрязнения [Международный Чернобыльский проект, 1991].

После аварии прошли десятилетия, но психологические и социально-психологические проблемы остались. Об этом свидетельствуют результаты современных психологических исследований, выполненных в рамках анализируемой проблемы.

Например, А. Г. Абдуллин на основании результатов исследования социально-психологических последствий крупномасштабных техногенных катастроф в отдаленном периоде отмечает, что «у населения, постоянно проживающего на радиоактивно зараженной территории, изменяются сознание и поведение: формируется психологический феномен „актуального экологического сознания“ и психологические стратегии поведенческой адаптации, которые детерминированы психологическими особенностями личности и факторами внешней среды» [Абдулин, 2006: 7-8].

В. И. Скурятин, проводя реабилитацию детей и подростков из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, отметил наличие у них дезадаптации. Причем наиболее дезадаптированными оказались девочки, у которых наблюдалась эмоциональная лабильность, высокий уровень тревожности, страхи, состояние дискомфорта [Скурятин, 2006].

Украинские психологи К. Н. Логановский К. Н. и Т. К. Логановская на основе современных исследований психологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС установили, что для населения, которое постоянно проживает на радиоактивно загрязненных территориях, типичны радиационная тревожность, панические реакции, психосоматические расстройства и социальная дезинтеграция; виктимизация, «приобретенная беспомощность», «патологическое бегство в болезнь», инвалидизация при неадекватности социальной защиты «чернобыльцев», «пострадиационные» посттравматические расстройства, долговременные психические расстройства и суициды [Логановский, 2011], [Логановская, 2011].

Интересные данные, характеризующие социальную ситуацию функционирования лидерства, были получены в результате исследований, проведенных представителями школы курских психологов А. С. Чернышевым, С. Г. Елизаровым, С. В. Сарычевым, И. Н. Логвиновым, Д. В. Беспаловым, Ю. Л. Лобковым. Заметим, что исследовались не только молодежь Курской области в целом, но и ее наиболее социально активная часть — молодежные лидеры, проживающие в регионах чернобыльского следа [Чернышев, 2010–2012], [Сарычев, 2011-2013], [Логвинов, 2011-2013], [Елизаров, 2013] [Беспалов, 2012], [Лобков, 2012].

Так, Т. Б. Мельницкая, изучая информационно-психологическую безопасность населения в условиях риска радиационного воздействия, констатирует, что и по прошествии более чем 20-ти лет после аварии на Чернобыльской АЭС у населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, сохранились социально-психологические проблемы, проявляющиеся в уровне их здоровья, взаимоотношениях с другими людьми, а также иных психологических проблемах [Мельницкая, 2009].

Она считает, что именно психологический фактор детерминирует возникновение стрессовых расстройств и ухудшение здоровья населения из районов радиационного заражения [Мельницкая, 2009].

Такую же позицию занимает В. Э. Прох, так же утверждающий, что население из регионов чернобыльского следа испытывает социально-психологические проблемы, связанные со здоровьем, психологическими проблемами, взаимоотношениями с другими людьми, а также социальными факторами [Прох, 2009].

В дальнейших исследованиях Т. Б. Мельницкой и В. Э. Прох было установлено, что в настоящее время у взрослых и детей, которое постоянно проживают в регионах чернобыльского следа, доминируют две проблемы — здоровье и психологические проблемы, которые, прежде всего, включают в себя астению и слабость, психосоматические нарушения, эмоциональную неуравновешенность, болевые синдромы, а также страхи, связанные с радиацией [Мельницкая, 2009].

Таким образом, сложившаяся почти тридцать лет назад социальная ситуация остается неблагоприятной для процесса социализации личности. Поэтому насущным требованием времени стало сведение к минимуму ее отрицательных психологических и социально-психологических последствий в рамках помощи извне, а главное — самопомощи за счет внутренних резервов, в том числе за счет изменения позиции личности, проявляющиеся в ее субъектности и активности.

Оказание действенной психологической помощи молодежи из регионов чернобыльского следа в процессе социализации, в формировании позитивного отношения к социальным реалиям современной России и решение задач социальной стабилизации вызывает закономерный интерес к феномену лидерства в молодежных учебных группах. Жизнью востребован и диагностический, и прогностический аспект проблемы — необходимо знать, каковы лидерские потенциалы группы в указанных ситуациях, насколько они реализуются применительно к конкретной социальной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит лидерство и его параметры. Являясь согласно выражению Б. Ф. Ломова «сильным меньшинством коллектива» лидеры определяют особенности поведения и совместной деятельности членов молодежных групп.

Молодежные лидеры нашего времени являются потенциальными руководителями и политически активной частью населения нашего региона и страны в целом. Следовательно, диагностика и последующий прогноз гендерных особенностей лидерства в молодежной среде представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношении. Актуальность проблемы лидерства также обусловлена необходимостью решения сложных задач, стоящих перед российским обществом. Процессы, протекающие в общественно-политической и экономической жизни, изменения производительных сил нашей страны ведут к возникновению конфликтных ситуаций в жизнедеятельности малых социальных групп.

Лидерство исследуется в социальной психологии уже более века и при этом является наиболее изученным и одновременно с этим наименее понятным феноменом в социальной психологии. Именно социальным психологам принадлежит приоритет в разработанности этой проблемы. Несмотря на многолетнюю разработку проблемы лидерства, можно найти множество недостаточно изученных аспектов, в частности молодежного лидерства [Алифанов, 1991–1992; Бендас, 2000]. Анализ зарубежной литературы отечественными социальными психологами показал, что закономерности, установленные в зарубежных исследованиях, не всегда подтверждаются в других культурах [Бендас, 2002; Кричевский, 2001]. В связи с этим становится очевидной неприемлемость экстраполяции результатов западноевропейских и американских исследований по проблеме лидерства.

Классические исследования молодежного лидерства в нашей стране относятся к трем историческим периодам — 20-30 годы, 50-70 годы и 80-90 годы ХХ века [Бендас, 2002]. Современные представления о феномене лидерства базируются главным образом на данных указанных выше исследований, относящихся к прошлому веку. Значительные социально-политические изменения и динамические процессы в экономике страны, социально-политическая стабильность и новые реалии российского общества требуют уточнения и верификации социально-психологических концепций лидерства, разработанных в иной социальной ситуации развития юношей и девушек (и молодого поколения в целом). Гендерный же аспект лидерства специально не исследовался психологами ни на одном из указанных выше этапов. Исключение составляют работы Т. В. Бендас, однако ею рассматриваются гендерные аспекты лидерства в сочетании этническими, кроме того, проблема лидерства в молодежных группах в ее работах даже не ставится [Бендас, 2002].

В работах О. В. Соловьевой и К. В. Литвиновой было показано, что феномен лидерства представляет собой сложный многогранный процесс, который может быть охарактеризован с различных позиций. Одной из важных характеристик лидерства является его структурный характер, где различаются комбинации трех основных переменных: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Формирование лидерских качеств у аспирантов — это управляемый процесс [Соловьева, 2013], [Литвинова, 2013] .

Для его эффективной организации необходимо создавать психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление будущего преподавателя высшей школы как педагогического лидера. К педагогическим условиям формирования лидерских качеств у аспирантов относится:

обновление содержания психолого-педагогических дисциплин,
сочетание традиционных и инновационных подходов к организации учебных занятий,
активизация мотивационной и познавательной деятельности аспирантов, направленных на освоение новой специальности,
участие аспирантов в проектной и общественной деятельности,
организация кураторской деятельности аспирантов по отношению к студентам младших курсов,
непосредственное и опосредованное воздействие на аспирантов преподавателей-лидеров высшей школы,
учет психологических особенностей личности аспиранта,
формирование у аспиранта мотивации и позитивного отношения к лидерству,
организация тренингов по развитию лидерства [Соловьева, 2013].
Совокупность данных условий обеспечивает аспиранту — будущему преподавателю вуза успешную подготовку к результативному осуществлению профессиональной педагогической деятельности и формирование лидерских качеств [Соловьева, 2013].

Заметим, что авторы активно исследуют проблему лидерства, но уже в рамках послевузовского образования. При этом базой исследования выступают аспиранты — будущие преподаватели высшей школы. Гендерный же аспект лидерства ими не изучается.

Согласно мнений Л. И. Уманского, А. С. Чернышева, С. В. Сарычева исследование социально-психологических механизмов лидерства в малой группе дает возможность углубить изучение групповых феноменов, раскрыть групповые потенциалы и разработать рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе [Чернышев, 1980], [Чернышев, 2005], [Сарычев, 2005], [Сарычев, 2009].

Наши исследования в этой новой и динамично развивающейся области социальной психологии позволили выявить ряд интересных фактов, которые непосредственно связаны с молодежным лидерством.

На основе анализа данных исследования было установлено, что существуют гендерные различия по таким эмпирическим референтам, как психологическая атмосфера, механизм дифференциации ценностных ориентаций, социальная установка на поведение в конфликтной ситуации, тип лидерства, потребность в достижениях, структура ценностных ориентаций молодежных лидеров подросткового возраста [Логвинов, 2011–2012].

Но, несмотря на это, множество аспектов гендерной психологии молодежного лидерства остаются либо вообще не изученными, либо малоизученными. К ним можно отнести, например, личностные качества молодежных лидеров, проживающих на территориях, которые были загрязнены вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. На необходимость оказания психолого-психотерапевтической помощи молодежи из этих регионов указывал И. Ф. Мягков [Мягков, 2005]. В частности, И. Ф. Мягков указывал на то, что такую помощь можно эффективно оказывать в санаторно-курортных условиях [Мягков, 2005].

В соответствии с этим целью исследования стало изучение гендерного аспекта личностной тревожности молодежных лидеров из регионов чернобыльского следа. Объектом нашего исследования являются личностные качества молодежных лидеров. Предметом же исследования выступает гендерный аспект личностной тревожности молодежных лидеров подросткового и юношеского возраста, проживающих в регионе чернобыльского следа. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что уровень развития личностной тревожности детерминирован гендерной принадлежностью молодежных лидеров.

Методы исследования. В ходе исследования применялись методы и методики, которые были объединены в два блока: 1) методики по отбору лидеров; 2) методика по определению уровня развития личностной тревожности. В первый блок вошли «Карта-схема психолого-педагогической характеристики направленности активности группы» [Чернышев, 2005] и прибор-модель совместной деятельности «Арка» [Чернышев, 2005]. Во второй блок нами была включена методика Ч. Д. Спилбергера [Логвинов, 1996].

Базу исследования составили лидеры молодежных групп из числа учащихся восьмых — одиннадцатых классов общеобразовательных школ Курской области, а также воспитанники ОШМЛ «Комсорг», проживающие в районах Курской области, подвергшихся радиоактивному заражению вследствие аварии на ЧАЭС. В исследовании, в целом, приняло участие 1240 обучающихся подросткового и юношеского возраста.

Результаты исследования. Проанализируем эмпирические данные, которые описывают уровень развития личностной тревожности у испытуемых из обычных школ, проживающих в загрязненных районах.

Как следует из полученных данных, среди респондентов мужского пола большинство имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Удельный вес таких опрошенных составляет 62,5%. Средний уровень развития личностной тревожности молодежных лидеров характерен для каждого третьего (37,5%) исследованного. К счастью никто из подростков не характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.

Таким образом, для большинства молодежных лидеров (62,5%) мужского пола подросткового возраста из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, характерен преимущественно низкий уровень развития личностной тревожности.

Согласно полученным данным, среди подростков — лидеров женского пола 31,2% имеют низкий уровень развития личностной тревожности. Отметим также тот факт, что каждый второй исследованный (50%) из респондентов обладает средним уровнем развития изучаемого показателя. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен только для 18,8% исследованных.

Следовательно, для большинства лидеров (50%) женского пола подросткового возраста из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, характерен средний уровень развития личностной тревожности

Сравнение уровней развития личностной тревожности респондентов — подростков разного пола из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола по сравнению с лидерами мужского пола имеют более высокие показатели личностной тревожности (χ2=31,04, p<0,01).

Проанализируем теперь данные, которые описывают уровень развития личностной тревожности у испытуемых из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах.

Как следует из полученных данных, среди респондентов мужского пола две трети имеют низкий уровень развития исследуемого референта. Удельный вес таких опрошенных составляет 68%. Средний уровень развития личностной тревожности молодежных лидеров характерен для каждого третьего (32%) исследованного. Заметим, что никто из подростков не имеет высокого уровня выраженности анализируемого показателя.

Таким образом, для большинства молодежных лидеров мужского пола (68%) подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерен низкий уровень развития личностной тревожности.

Согласно полученным данным среди подростков — лидеров женского пола каждая четвертая (24%) имеет низкий уровень развития личностной тревожности. Отметим также тот факт, что 60% респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий же уровень выраженности анализируемого референта характерен также только для 16% исследованных лидеров.

Следовательно, для большинства лидеров женского пола подросткового возраста (60%) из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерен преимущественно средний уровень развития личностной тревожности.

Сравнение уровней развития личностной тревожности респондентов — подростков разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры мужского пола имеют доминирующими низкие показатели (68%) личностной тревожности, а женского пола — средние (60%) (χ2=45,57; p<0,01).

Наше исследование личностной тревожности мы продолжили ее изучением у молодежных лидеров юношеского возраста. Как следует из полученных данных среди респондентов мужского пола нет лиц, которые бы имели низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития личностной тревожности характерен для 86,7% исследованных молодежных лидеров. При этом каждый восьмой юноша (13,3%) характеризуется высоким уровнем выраженности анализируемого показателя.

Таким образом, для абсолютного большинства молодежных лидеров мужского пола (86,7%) юношеского возраста из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, характерен средний уровень развития личностной тревожности.

Согласно полученным данным среди старшеклассников — лидеров женского пола 39% имеют низкий уровень развития личностной тревожности. Отметим также тот факт, что 60% респондентов обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен только для 1% исследованных.

Следовательно, для большинства лидеров женского пола (60%) юношеского возраста из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, характерен средний уровень развития личностной тревожности.

Сопоставление уровней развития личностной тревожности у респондентов юношеского возраста разного пола из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры — девушки по сравнению с юношами имеют более низкие доминирующие показатели личностной тревожности (χ2= 54,44; p<0,01).

Проанализируем теперь данные, которые описывают уровень развития личностной тревожности у испытуемых юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах.

Как следует из полученных эмпирических данных, среди респондентов мужского пола нет лиц, имеющих низкий уровень развития исследуемого референта. Средний уровень развития личностной тревожности характерен для абсолютного большинства (91,3%) исследованных молодежных лидеров. А вот 8,7% юношей характеризуются высоким уровнем развития анализируемого показателя.

Таким образом, для абсолютного большинства молодежных лидеров мужского пола (91,3%) юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерен низкий уровень развития личностной тревожности.

Согласно полученным данным среди старшеклассников — лидеров женского пола каждый второй (51%) имеет низкий уровень развития личностной тревожности. Отметим также тот факт, что немного менее половины респондентов (48%) обладают средним уровнем развития исследуемого показателя. Высокий же уровень развития анализируемого референта характерен только для каждой 1% девушек — лидеров.

Следовательно, для большинства лидеров женского пола юношеского возраста (51%) из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерен преимущественно средний уровень развития личностной тревожности.

Сравнение уровней развития личностной тревожности респондентов юношеского возраста разного пола из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, показало наличие между ними статистически достоверных различий, при этом лидеры женского пола по сравнению с юношами — лидерами имеют более низкие показатели личностной тревожности (χ2=70,57; p<0,01).

Выводы. Обобщая результаты исследования гендерного аспекта личностной тревожности лидеров подросткового и юношеского возраста из регионов чернобыльского следа, можно констатировать следующее:

  • 50% лидеров подросткового возраста женского пола из обычных школ имеют средний уровень развития личностной тревожности;
  • 62,5% лидеров подросткового возраста мужского пола из обычных школ, проживающих в загрязненных районах имеют низкий уровень развития личностной тревожности;
  • уровень развития личностной тревожности лидеров подросткового возраста мужского пола из обычных школ статистически достоверно отличается от аналогичного показателя подростков-девочек (χ2=31,04, p<0,01);
  • для 68% молодежных лидеров мужского пола подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерен низкий уровень развития личностной тревожности;
  • для 60% лидеров женского пола подросткового возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерен средний уровень развития личностной тревожности;
  • уровень развития личностной тревожности лидеров подросткового возраста мужского пола из ОШМЛ «Комсорг» статистически достоверно отличается от аналогичного показателя подростков-девочек (χ2=45,57; p<0,01);
  • 86,7% лидеров юношеского возраста мужского пола из обычных школ имеют средний уровень развития личностной тревожности;
  • 60% лидеров подросткового возраста женского пола из обычных школ, проживающих в загрязненных районах, имеют средний уровень развития анализируемого референта;
  • уровень развития личностной тревожности лидеров юношеского возраста мужского пола из обычных школ статистически достоверно отличается от аналогичного показателя девушек (χ2=54,44, p<0,01). При этом лидеры — девушки по сравнению с юношами имеют более низкие доминирующие показатели личностной тревожности.;
  • для 91.3% молодежных лидеров мужского пола юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерен низкий уровень развития личностной тревожности;
  • для 51% лидеров женского пола юношеского возраста из ОШМЛ «Комсорг», проживающих в загрязненных районах, характерен средний уровень развития личностной тревожности;
  • уровень развития личностной тревожности лидеров юношеского возраста мужского пола из ОШМЛ «Комсорг» статистически достоверно отличается от аналогичного показателя лидеров-девушек (χ2=70,57; p<0,01). Лидеры женского пола по сравнению с юношами — лидерами имеют более низкие показатели личностной тревожности.

Литература:

  1. Абдуллин А.Г. Социально-психологические последствия крупномасштабных техногенных катастроф в отдаленном периоде (на примере уральского региона): Автореф. дис. … док. психол. наук.  Казань, 2006.  48 с.
  2. Бендас Т.В. Психология лидерства: гендерный и этнический аспекты: Автореф. дис. ... докт. психол. наук.  СПб., 2002. 56 с.
  3. Беспалов Д.В. Динамика лидерства в группах подростков и юношей // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011.  №3 (12). С. 49–59.
  4. Беспалов Д.В. Психологические особенности конструктивного и деструктивного лидерства в молодежных группах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 9. С. 77–83.
  5. Логановский К.Н.,  Логановская Т.К. Невостребованные Фукусимой психологические и нейропсихиатрические уроки Чернобыля [Электронный ресурс]. URL: http://www.umj.com.ua/article/11295/nevostrebovannye-fukusimoj-psixolog… (дата обращения 10.01.2015).
  6. Логвинов И.Н. Влияние гендерных особенностей на эмоциональное отношение молодежных лидеров юношеского возраста к педагогам, родителям и своему «я» // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №1 (25). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/029-037.pdf (дата обращения: 07.02.2015).
  7. Логвинов И.Н. Гендерные особенности ситуативной тревожности молодежных лидеров подросткового и юношеского возраста // Общественные науки. Всероссийский научный журнал. 2011.  № 5. С. 177–184.
  8. Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровне благоприятности психологической атмосферы для молодежных лидеров // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. – № 4 (20). Режим доступа: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=22 (дата обращения: 12.02.2015).
  9. Логвинов И.Н. Исследование гендерных различий в уровнях развития эмоционального отношения к родителям, учителям, своему «я» молодежных лидеров подросткового возраста // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. №2 (22). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/024-037.pdf  (дата обращения: 07.01.2015).
  10. Логвинов И.Н. Исследование потребности в достижении молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 1274-1279.
  11. Логвинов И.Н. Композиция, стиль и типы лидерства в условиях социальной депривации // Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: Сб. науч. трудов.  Курск: Изд-во КГПУ, 2000.  С. 79–94.
  12. Логвинов И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа»: Дис. ...  канд. психол. наук. Курск, 1996. 178 с.
  13. Логвинов И.Н. Личностная тревожность и личностная познавательная активность молодежных лидеров: гендерный аспект // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013.  № 6 (51). Ч.1. С. 92 – 100.
  14. Логвинов И.Н. Социально-психологическое исследование гендерного аспекта структуры типов молодежного лидерства// Известия Пензенского государственного университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. 2011. № 24. С. 966–971.
  15. Логвинов И.Н., Елизаров С.Г. Гендерные особенности развития ситуативных негативных эмоциональных переживаний молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2013. Т. 90. №90 (10). URL: http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/18.pdf (дата обращения: 14.02.2015).
  16. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Влияние пола на структуру ценностных ориентаций лидеров молодежных групп подросткового возраста // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1280-1286.
  17. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерная структура парциального и абсолютного лидерства в молодежных группах // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 3. С. 101-109.
  18. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности поведения молодежных лидеров в конфликте. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany. 2012.  93 p.
  19. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности социальной установки молодежных лидеров студенческого возраста на поведение в конфликте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2013. № 1. С. 75-78.
  20. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Гендерные особенности уровня дифференциации ценностей молодежных лидеров [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. №3 (15). Ч.1. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/020-029.pdf (дата обращения: 08.02.2015).
  21. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Половая принадлежность как фактор развития волевых качеств лидеров молодежных учебных групп из радиоактивно загрязненных и «чистых» районов Курской области // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. № 4. С. 972-978.
  22. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. Социально-психологическое исследование социальной установки на поведение в конфликтной ситуации молодежных лидеров мужского и женского пола [Электронный ресурс] // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 2 (18). URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=19 (дата обращения: 03.02.2015).
  23.  Международный Чернобыльский проект. Оценка радиологических последствий и защитных мер.  М., 1991.  95 с.
  24. Мельницкая Т.Б., Прох В.Э. Информационно-психологическая защита населения, проживающего на территориях с ядерными объектами научного назначения // Вестник психотерапии. 2009. №29 (34).  С. 81–91.
  25. Прох В.Э. Социально-психологические особенности восприятия информации и информационно-психологической защиты населения, проживающего на территориях с ядерными объектами научного назначения: автореф. дис. … канд. психол. наук.  СПб.: Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна», 2009.  18 с.
  26. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: Дис. … д-ра психол.наук – Курск, 2009. – 259 с.
  27. Скурятин В.И. Проектирование социально-психологической помощи подросткам из регионов Чернобыльского следа в условиях санатория: Дис. ... канд. психол. наук.  Воронеж, 2006.  157 с.
  28. Соловьева О.В., Гаврилова К.В. Феноменология лидерства: проблемы генезиса. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 01.03.2015).
  29. Соловьева О.В., Литвинова К.В. Развитие лидерского потенциала аспирантов – будущих преподавателей высшей школы. // Мир науки, культуры, образования. 2013. №3 (40). С. 211-212.
  30. Становление психолого-психотерапевтической службы в условиях санатория: учебное пособие /И.Ф. Мягков, В.И. Скурятин, С.И Мягков, Т.И. Лопатина. Воронеж: Кварта, 2005. 224 с.
  31. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического  стресса.  СПб., 2001. 160 с.
  32. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива (на материалах исследования молодежных групп и коллективов): Дис. ... д-ра психол. наук. М., 1980. 335 с.
  33. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Социально-психологические условия подготовки молодежных лидеров: экспериментальный подход // Экспериментальная психология в России. Традиции и перспективы / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 827–832.
  34. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л. Психологические аспекты подготовки будущих лидеров из числа социально одаренных детей: учеб. сетевое электр. издание. IMS content package на 1 CD носителе.  Курск: Курск. гос. ун-т, 2012.
  35. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2005. – 189 с.
  36. Чернышова О.В. Особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе //Известия Юго-Западного университета. №4, Курск: ЮЗГУ, 2012. С. 261-264.
  37. Чернышова О.В. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи  // Материалы Х Международной научно-практической конференции «Социально-нравственное развитие личности в условиях трансформации культуры и образования». Т.1. Курск: Мечта, 2014. С. 189-192. 

References:

  1. Abdullin A.G. Social'no-psihologicheskie posledstvija krupnomasshtabnyh tehnogennyh katastrof v otdalennom periode (na primere ural'skogo regiona): Avtoref. dis. … dok.psihol. nauk.  Kazan', 2006.  48 s.
  2. Bendas T.V. Psihologija liderstva: gendernyj i jetnicheskij aspekty: Avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk.  SPb., 2002. 56 s.
  3. Bespalov D.V. Dinamika liderstva v gruppah podrostkov i junoshej // Sovremennaja social'naja psihologija: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovanija. 2011.  №3 (12). S. 49–59.
  4. Bespalov D.V. Psihologicheskie osobennosti konstruktivnogo i destruktivnogo liderstva v molodezhnyh gruppah // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2012. № 9. S. 77–83.
  5. Loganovskij K.N.,  Loganovskaja T.K. Nevostrebovannye Fukusimoj psihologicheskie i nejropsihiatricheskie uroki Chernobylja [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.umj.com.ua/article/11295/nevostrebovannye-fukusimoj-psixolog… (data obrashhenija 10.01.2015).
  6. Logvinov I.N. Vlijanie gendernyh osobennostej na jemocional'noe otnoshenie molodezhnyh liderov junosheskogo vozrasta k pedagogam, roditeljam i svoemu «ja» // Uchenye zapiski: jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. №1 (25). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/029-037.pdf (data obrashhenija: 07.02.2015).
  7. Logvinov I.N. Gendernye osobennosti situativnoj trevozhnosti molodezhnyh liderov podrostkovogo i junosheskogo vozrasta // Obshhestvennye nauki. Vserossijskij nauchnyj zhurnal. 2011.  № 5. S. 177–184.
  8. Logvinov I.N. Issledovanie gendernyh razlichij v urovne blagoprijatnosti psihologicheskoj atmosfery dlja molodezhnyh liderov // Uchenye zapiski: jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. – № 4 (20). Rezhim dostupa: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=22 (data obrashhenija: 12.02.2015).
  9. Logvinov I.N. Issledovanie gendernyh razlichij v urovnjah razvitija jemocional'nogo otnoshenija k roditeljam, uchiteljam, svoemu «ja» molodezhnyh liderov podrostkovogo vozrasta // Uchenye zapiski: jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №2 (22). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/024-037.pdf  (data obrashhenija: 07.01.2015).
  10. Logvinov I.N. Issledovanie potrebnosti v dostizhenii molodezhnyh liderov: gendernyj aspekt // Izvestija Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2012. №28. S. 1274-1279.
  11. Logvinov I.N. Kompozicija, stil' i tipy liderstva v uslovijah social'noj deprivacii // Social'no-psihologicheskie aspekty optimizacii zhiznedejatel'nosti molodezhnyh grupp v izmenjajushhihsja social'no-jekonomicheskih uslovijah: Sb. nauch. trudov.  Kursk: Izd-vo KGPU, 2000.  S. 79–94.
  12. Logvinov I.N. Liderstvo v uchebnyh gruppah v regionah «Chernobyl'skogo sleda»: Dis. ...  kand. psihol. nauk. Kursk, 1996. 178 s.
  13. Logvinov I.N. Lichnostnaja trevozhnost' i lichnostnaja poznavatel'naja aktivnost' molodezhnyh liderov: gendernyj aspekt // Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2013.  № 6 (51). Ch.1. S. 92 – 100.
  14. Logvinov I.N. Social'no-psihologicheskoe issledovanie gendernogo aspekta struktury tipov molodezhnogo liderstva// Izvestija Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni V. G. Belinskogo. Obshhestvennye nauki. 2011. № 24. S. 966–971.
  15. Logvinov I.N., Elizarov S.G. Gendernye osobennosti razvitija situativnyh negativnyh jemocional'nyh perezhivanij molodezhnyh liderov [Jelektronnyj resurs] // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = PolythematiconlinescientificjournalofKubanStateAgrarianUniversity. 2013. T. 90. №90 (10). URL: http://ej.kubagro.ru/2013/06/pdf/18.pdf (data obrashhenija: 14.02.2015).
  16. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Vlijanie pola na strukturu cennostnyh orientacij liderov molodezhnyh grupp podrostkovogo vozrasta // Izvestija Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2012. № 28. S. 1280-1286.
  17. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Gendernaja struktura parcial'nogo i absoljutnogo liderstva v molodezhnyh gruppah // Sovremennaja social'naja psihologija: teoreticheskie podhody i prikladnye issledovanija. 2011. № 3. S. 101-109.
  18. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Gendernye osobennosti povedenija molodezhnyh liderov v konflikte. Saarbrucken: LAP LAMBERT AcademicPublishing, Germany. 2012.  93 p.
  19. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Gendernye osobennosti social'noj ustanovki molodezhnyh liderov studencheskogo vozrasta na povedenie v konflikte // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obrazovanija. 2013. № 1. S. 75-78.
  20. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Gendernye osobennosti urovnja differenciacii cennostej molodezhnyh liderov [Jelektronnyj resurs] // Uchenye zapiski: jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. №3 (15). Ch.1. URL: http://scientific-notes.ru/pdf/020-029.pdf (data obrashhenija: 08.02.2015).
  21. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Polovaja prinadlezhnost' kak faktor razvitija volevyh kachestv liderov molodezhnyh uchebnyh grupp iz radioaktivno zagrjaznennyh i «chistyh» rajonov Kurskoj oblasti // Izvestija Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2011. № 4. S. 972-978.
  22. Logvinov I.N., Sarychev S.V. Social'no-psihologicheskoe issledovanie social'noj ustanovki na povedenie v konfliktnoj situacii molodezhnyh liderov muzhskogo i zhenskogo pola [Jelektronnyj resurs] // Uchenye zapiski: jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 2 (18). URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=19 (data obrashhenija: 03.02.2015).
  23. Mezhdunarodnyj Chernobyl'skij proekt. Ocenka radiologicheskih posledstvij i zashhitnyh mer.  M., 1991.  95 s.
  24. Mel'nickaja T.B., Proh V.Je. Informacionno-psihologicheskaja zashhita naselenija, prozhivajushhego na territorijah s jadernymi ob#ektami nauchnogo naznachenija // Vestnik psihoterapii. 2009. №29 (34).  S. 81–91.
  25. Proh V.Je. Social'no-psihologicheskie osobennosti vosprijatija informacii i informacionno-psihologicheskoj zashhity naselenija, prozhivajushhego na territorijah s jadernymi ob#ektami nauchnogo naznachenija: avtoref. dis. … kand. psihol. nauk.  SPb.: Mezhdunar. un-t prirody, obshhestva i cheloveka «Dubna», 2009.  18 s.
  26. Sarychev S.V. Social'no-psihologicheskie faktory nadjozhnosti malyh grupp v razlichnyh social'nyh uslovijah: Dis. … d-ra psihol.nauk – Kursk, 2009. – 259 s.
  27. Skurjatin V.I. Proektirovanie social'no-psihologicheskoj pomoshhi podrostkam iz regionov Chernobyl'skogo sleda v uslovijah sanatorija: Dis. ... kand. psihol. nauk.  Voronezh, 2006.  157 s.
  28. Solov'eva O.V., Gavrilova K.V. Fenomenologija liderstva: problemy genezisa. [Jelektronnyj resurs] // Prikladnaja psihologija i psihoanaliz: jelektron.nauch. zhurn. 2013. N 1. URL:http://ppip.idnk.ru (data obrashhenija: 01.03.2015).
  29. Solov'eva O.V., Litvinova K.V. Razvitie liderskogo potenciala aspirantov – budushhih prepodavatelej vysshej shkoly. // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2013. №3 (40). S. 211-212.
  30. Stanovlenie psihologo-psihoterapevticheskoj sluzhby v uslovijah sanatorija: uchebnoe posobie /I.F. Mjagkov, V.I. Skurjatin, S.I Mjagkov, T.I. Lopatina. Voronezh: Kvarta, 2005. 224 s.
  31. Tarabrina N.V. Praktikum po psihologii posttravmaticheskogo  stressa.  SPb., 2001. 160 s.
  32. Chernyshev A.S. Social'no-psihologicheskie osnovy organizovannosti pervichnogo kollektiva (na materialah issledovanija molodezhnyh grupp i kollektivov): Dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 1980. 335 s.
  33. Chernyshev A.S., Sarychev S.V. Social'no-psihologicheskie uslovija podgotovki molodezhnyh liderov: jeksperimental'nyj podhod // Jeksperimental'naja psihologija v Rossii. Tradicii i perspektivy / pod red. V.A. Barabanshhikova. M.: Institut psihologii RAN, 2010. S. 827–832.
  34. Chernyshev A.S., Sarychev S.V., Lobkov Ju.L. Psihologicheskie aspekty podgotovki budushhih liderov iz chisla social'no odarennyh detej: ucheb.setevoe jelektr. izdanie. IMS contentpackage na 1 CD nositele.  Kursk: Kursk.gos. un-t, 2012.
  35. Chernyshev A.S., Sarychev S.V., Lunev Ju.A. Apparaturnye metodiki psihologicheskoj diagnostiki gruppy v sovmestnoj dejatel'nosti. M.: Izd-vo «In-t psihologii RAN», 2005. – 189 s.
  36. Chernyshova O.V. Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov k obucheniju v vuze //Izvestija Jugo-Zapadnogo universiteta. №4, Kursk: JuZGU, 2012. S. 261-264.
  37. Chernyshova O.V. Problemy duhovno-nravstvennogo vospitanija molodezhi  // Materialy H Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Social'no-nravstvennoe razvitie lichnosti v uslovijah transformacii kul'tury i obrazovanija». T.1. Kursk: Mechta, 2014. S. 189-192.