DOI: 10.17689/psy-2014.2.13
УДК 314.745.4

© 2014 Жангазакова Жанар Мухтаргазиновна,
преподаватель Гуманитарного колледжа, Астана, (Республика Казахстан),
zhangzakova74@mail.ru

Аннотация: в статье анализируется проблема репатриации в Республику Казахстан. Описана технология сопровождения студентов-оралманов из Монголии, Китая, Киргизстана, Узбекистана и России, апробированная в Гуманитарном колледже города Астаны.

Ключевые слова: оралманы, социально-психологическая адаптация, репатриация.

 

Psychological and educational support students of oralmans
© 2014 Zhangazakova Zhanar Muhtargazinovna,

Lecturer College of Humanities, Astana (Kazakhstan),
zhangzakova74@mail.ru

Annotation: This paper analyzes the problem of repatriation of the Republic of Kazakhstan. The technology support students of oralmans from Mongolia, China, Kyrgyzstan, Uzbekistan and Russia, tested in the Humanities College of Astana.

Keywords: repatriates, social and psychological adaptation, repatriation.

 

Для мирового сообщества проблемы миграции актуальные в XX веке не теряют актуальности и в XXI-м. Однако особый интерес для современной психологии представляют проблемы адаптации репатриантов (русских, евреев, казахов, немцев) [5, 6]. Социально-психологическая адаптация оралман в Республике Казахстан — это одна из важнейших проблем обусловленных миграционными процессами. Адаптационный процесс может проявляться в разных аспектах жизнедеятельности как оралман, так и принимающего населения [1].

Численность населения отдельных населенных пунктов, регионов изменяется не только в результате естественного движения, но и в результате механического движения или территориальных перемещений отдельных лиц, т. е. за счет миграции населения. Перемещения населения внутри страны называется внутренней миграций, а перемещение населения из одной страны в другую — внешней. Внутренняя внешняя миграция может быть вызвана разными причинами.

Миграционная динамика на территории Республики Казахстан имеет актуальное значение на протяжении длительного периода. Военно-казачья и крестьянская колонизации Казахстана (ХҮІІІ — начало ХІХ), положили начало миграциям европейских этнических групп на территорию республики. Первоначально это были казачьи миграции, которые в ХІХв. дополнились крестьянскими переселениями. Параллельно в этот же период шло формирование татарской, немецкой, польской диаспор, а также некоторых автохтонных народов Центрально-Азиатского региона, например, уйгур и дунган. Советский Казахстан пережил несколько мощных волн активизации миграций.

Первая волна 1920 — 1930 гг. это депортации репрессированных народов оргнаборы восточноевропейского населения России на промышленные предприятия республики.

Вторая волна была вызвана эвакуацией населения во время Великой Отечественной войны. Сюда же примыкают перемещенные спецпереселенцы.

Третья волна миграций на территорию республики произошло в результате освоения целинных и залежных земель, а также программы промышленного строительства в Казахстане [2; с.7].

На протяжении последнего десятилетия в Казахстане вновь происходят перемещения, в основном это связано с переносом столицы из Алматы в Астану. Увеличилось миграций из сел в города, из средних и крупных городов в столицу республики. Также увеличилось число мигрантов оралманов, после принятия закона Республики Казахстан «О миграции населения» от 13 декабря 1997г. № 204-1, который регулирует общественные отношения в области миграции населения, определяет правовые, экономические и социальные основы миграционных процессов, а также создания необходимых условий жизни на новом месте для оралманов.

Оралманы—иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета Республикой Казахстан за ее пределами и прибывшие в Казахстан с целью постоянного проживания. (Закон Республики Казахстан «О миграции населения»)

Статистика последних лет свидетельствует о том, что большинство оралманов репатриируется в Алматы. Вторым городом в республике, притягивающим к себе не только жителей сел, но и городов, является Астана. Так, с января 1998 года только в Астану было перемещено 41485 человек.

Усиливающаяся миграция привела к появлению социальных проблем детей мигрантов, испытывающих огромные материальные, психологические и образовательные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Миграция отзывается сразу во многих сферах жизни принимающей страны: экономической, политической, культурной, в области межгрупповых отношений, и в образовательном пространстве.

Детей мигрантов можно охарактеризовать как проблемную группу населения, которой затруднен доступ к получению многих социальных услуг, и в том числе образования. При этом надо учесть, что образование является наиболее демократичным, массовым, доступным, гуманным по своей сути и содержанию институтом, обеспечивающим адаптацию детей мигрантов, поскольку оно транслирует для них культуру принимающего сообщества, обеспечивает их социальную и профессиональную мобильность. В этом случае, первоочередной задачей в работе с детьми мигрантов становится обеспечение их интеграции с учетом разной степени их вхождения в общекультурную среду.

В Гуманитарном колледже города Астаны с 2007 года обучается оралманов из Республики Монголия и Китая, Киргизстан, Узбекистан и России. Начиная с 2008 — 2009 учебного года на специальностях: «Технология», «Дошкольное воспитание и обучение», «Информационные системы обучения» обучаются с 16 до 8 студентов. Проблемы, с которыми они сталкиваются тут это языковой барьер при общении со студентами, т. к. русский язык действует на территории Казахстана наравне с государственным.

На то есть свои причины, многие оралманы обучались на арабском языке или на языке местности, где проживали, но владеют бытовой разговорной казахской речью, поэтому не могут выразить грамотно, изложить на литературном языке свою мысль. Но в тоже время нужно отметить, что многие из них обладают навыками шитья, оформления домашнего интерьера этим объясняется, их выбор профессии. Студенты специальности «Технология» творческие личности. Их работы выставляются на конкурсы и занимают призовые места. Работы этих студентов отвечают требованиям декоративно-прикладного искусства: обладают эстетическим качеством; служат для оформления быта и интерьера. Они красиво оформляют: одежду, плательные и декоративные ткани, ковры. Также силами студентов были сшиты национальные костюмы для участников художественной самодеятельности, костюмы для кукольного театра. На изучения специальных дисциплин отводится 1204 часа, куда входят предметы «Материаловедение»; «Технология конструирования и моделирования»; «Художественная обработка материалов» и т. п.

На специальности «Технология» студенты обучаются моделированию одежды и в результате должны овладеть определенными компетенциями. В целях формирования профессиональной компетенции на данной специальности проводится спецкурс «Компетентность учителя». Цель курса сформировать профессиональную мобильность студентов, научить мыслить творчески, в работах выдавать креативные идеи. Темы, рассматриваемые на курсах: «Психологические компетенции»; «Коммуникативные компетенции»; «Инновационная деятельность учителя»; «Методическая компетентность»; «Портфолио учителя»; «Профессиональная компетентность учителя 12 летней системе образования». Например, психологическая компетентность предполагает не только знание психологии, но и применение этих знаний на практике. Т. к. студенты проходят на первом курсе психолого-педагогическую практику в школах, цель которой изучить психологический климат в классе, дать характеристику классу. Студенты данной специальности нуждаются в грамотном общении, существует некий барьер непонимания, прежде всего в наличии явной не разделяемости логики и аргументов построения мыслей, сказываются разные культурные ценности. На этих курсах проводятся тренинг «Актерское мастерство», деловые игры и др. Цель их — снятие телесных зажимов, активизация эмоциональной сферы личности, актуализация умений, знаний по выходу из примитивного, бытового лексиче­ского взаимодействия, особенно студентов с низким и средним уров­нем развития названных качеств.

Адаптация студентов-оралманов в условиях педагогической деятельности становится важнейшей предпосылкой успешного труда. Мы считаем, что обобщенные умения учителя по организации учебного процесса не развиваются в процессе педагогической деятельности самопроизвольно, но достижение конструктивного уровня методической компетентности достигается систематическим и целенаправленным формированием каждого из компонентов. Только находясь на конструктивном уровне развития методической компетентности, преподаватель сможет вывести студентов на максимально возможный для них уровень учебных достижений. Это также зависит от умения преподавателя конструировать свои занятия. На уроках каждому студенту предоставляется возможность высказать свое мнение и поставить учебную задачу в соответствии с его собственными способностями и намерениями. Так они учатся выражать свои мысли и планировать уроки, готовясь на практику. Эти курсы дают возможность систематизировать работу студентов, собрать материалы в портфолио.

Материально-техническая база гуманитарного колледжа дает возможность обучающимся способность к самообразованию, большие свободы в выборе преподавателями методов и форм обучения. И студенты могут самореализоваться через организуемые конкурсы, выставки работ не только в колледже, но и за ее пределами.

 

Литература:

  1. Бузыкина Ю.С., Константинов В.В. К вопросу детерминации отношения к проявлениям экстремизма //  Перспективы науки. 2013. №4(43). С.14-16
  2. Забирова А.Т. Миграция, урбанизация и идентификация у казахов. Case study Астана. – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2002, 136 с.
  3. Закон Республики Казахстан «О миграции населения» от 13 декабря 1997г. № 204-1.
  4. Казахстан за годы независимости 1991-2009. Статистический сборник. Астана, 2010 – 188 с.
  5. Ключникова Л.В. Социально-психологические факторы адаптации переселенцев к новым социально-экономическим и этно-культурным условиям (на примере немцев, выехавших из стран СНГ в Германию) // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. Москва: ИП РАН. 1999. С.203-217.
  6. Константинов В.В., Красильников И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. – Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского. Пенза, 2008. 159 с.
  7. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/Под ред. Ю.Н.Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 480 с.

Reference:

  1. Buzykina U.S., Konstantinov V.V. К voprosu determinatsii otnoshenij к proyavleniyam ekstrimizma //  perspektivy nauki. 2013. №4(43). s.14-16
  2. Zabirova  А.Т. Migratsiya, urbanizatsiya i identifikatsiya u kazahov. Case study Astana. – Almaty: NITS «Ғылым», 2002, 136 s.
  3. Zakon Respubliki kazahstan «О migratsii naseleniya» ot 13 dekabrya 1997г. № 204-1.
  4. Kazahstan za gody nezavisimosti 1991-2009. Statisticheskij sbornik. Astana, 2010 – 188 s.
  5. Kluchnikova L.V. Sotsialno-psihologichesakie faktory adaptatsii pereselentsev к novym sotsialno-ekonomicheskin i etno-kulturnym usloviyam (na primere nemtsev, vyehavshih iz stran SNG v Germaniu) // Sotsialno-psihologicheskie issledovaniya rukovodstva i predprinimatelstva. Moskva: IP RAN. 1999. s.203-217.
  6. Konstantinov V.V., Krasilnokov I.А. Psihologicheskaya adaptatsiya: opyt issledovaniya i diagnostika. – Penzenskij gosudarstvenn pedagogicheskij universitet im. V.G. Belinskogo. penza, 2008. 159 s.
  7. Ekonomicheskaya statistika. 2-е izd., dop.: Uchebnik/Pod red. U.N.Ivanova. – М.: INFRA-М, 2000. – 480 s.