УДК  159.9+316.6

* кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного  университета (г. Саратов), e-mail: iv.999@list.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема девиантного поведения подростков в контексте с их социально-психологическими свойствами личности. Анализируются результаты исследования особенностей социально-психологических характеристик личности в зависимости от уровня проявления их девиантности. Так, подростки с высоким уровнем девиантности характеризуются негативными личностными проявлениями и социальными установками в отличии от их сверстников с низким уровнем девиантного поведения. Такие подростки могут быть сосредоточены на достижении своих личных целей, не учитывая при этом чувства и потребности окружающих, могут проявлять эгоистичное поведение, игнорировать мнение других людей и т.д.

Ключевые слова: девиантное поведение подростков, социально-психологические свойства личности, социальные установкиая активность личности.

Features of manifestation of socio-psychological personality traits of adolescents depending on the level of their deviance

©2024 Malyshev Ivan Viktorovich*,

* Candidate of psychological sciences, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics of Saratov National Research State University (Saratov, Russia), e-mail: iv.999@list.ru

Annotation: The article examines the problem of deviant behavior of adolescents in the context of their socio-psychological personality traits. The results of a study of the characteristics of the socio-psychological characteristics of a personality are analyzed depending on the level of manifestation of their deviance. Thus, adolescents with a high level of deviance are characterized by negative personal manifestations and social attitudes, in contrast to their peers with a low level of deviant behavior. Such adolescents may be focused on achieving their personal goals, without taking into account the feelings and needs of others, may exhibit selfish behavior, ignore the opinions of other people, etc.

Key words: deviant behavior of adolescents, socio-psychological properties of personality, social attitudes and activity of personality.

Социально-экономические и нравственные проблемы современного общества в комплексе приводят к тому, что различные виды девиантного поведения приобретают все более прогресирующий характер и тем самым обостряет проблемы становления и воспитания подростков, так как именно они наиболееподатливы к социально-психологическим изменениям.

Наибольшую тревогу вызывают прогрессивная отчужденность,  цинизм, агрессивность и духовная опустошенность подрастающего поколения. Среди подростковнаиболее распространены такие отклоняющиеся социальные явления как преступность, бродяжничество, алкоголизм, наркомания и другие. В настоящее время это становится наиболее серьезной государственной проблемой. Решение данной проблемы возможно в комплексе,на разных уровнях: юридическом, медицинском, психологическом, социальном. Девиантное поведение учащихся подросткового возраста сегодня стала серьезной и психолого-педагогической проблемой, и правильное решение этой проблемы позволит улучшить уровень образования и эффективностиобучении, следовательно, обеспечит нравственную чистоту и стабильность всего общества.Актуальность проблемы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества подростков, имеющих отклонения в поведении.

            Термин «отклоняющееся поведение» присутствует в работах многих психологов. Так, Я.И. Гилинский связывал девиантное или отклоняющееся (от лат. deviatio – отклонение) поведение с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов  деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам  (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть нарушение как правовых, так и  нарушение морали, обычаев,  традиций, то есть «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль  поведения, не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе  [1].

По мнению М.И. Рожкова отклоняющееся поведение это - отклонение от принятых в обществе, социальной среде, близком окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, а так же саморазвития и самореализации в обществе, в котором находится человек" [2].

Многие авторы в своих классификациях определяют отклоняющееся и преступное поведение. Так, Е.В. Змановская определяет делинквентное поведение как поведение определенной личности, которое не соответствует  установленным в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей и уголовно наказуемые в своих крайних проявлениях [3]. Особую значимость в современных условиях приобретают исследования социальной природы, генезиса, механизмов становления, мер превенции ранней агрессии, конечная цель которых - снижение социального неблагополучия общества [4].

Анализ девиантного поведения старшеклассника, определение мотива совершения им проступка невозможен без учета характерологических и личностных свойств.Чтобы не допустить возникновения девиаций, необходимо раннее распознавание личностных изменений, ведущих к отклонениям в поведении.В психологической науке принято понимать под  личностьючеловека, рассматриваемогов системе определенных психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях. Они являются наиболее устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, которые имеют существенное значение для него и окружающих [5].

С точки зрения современных научных представлений в социальной психологии, А.Л. Журавлев понимает  «личность» как индивида, то есть  члена общества и определенной социальной группы. Он способен к осознанной и активной деятельности в основных сферах общественной жизни в силу своего уровня социально-психического развития. В целом личность – это индивид, проявляющий себя субъектом социальных отношений в актуальной жизненной ситуации[6]. В настоящее время целесообразно использование современных подходов и комплексной диагностики разных сторон личности подростков, которая охватывает их адаптационные  возможности. Р.М. Шамионов предложил системно-диахронический подход, который во многом согласуется с современными условиями и позволяет решить эти и другие психологические задачи [7]. Особенно актуальнапроблема изучения социально-психологических особенностей личности современных подростков в контексте их девиантного поведения. Исходя из этого, целью нашей работы является изучение на эмпирическом уровне особенностей проявления социально-психологических  свойств личности подростков в зависимости от уровня их девиантности.

Методика исследования

Эмпирическое исследование проходило на базе общеобразовательных  школг. Саратова Саратовской области. В качестве испытуемых выступили 80 учащихся подросткового возраста. Возраст испытуемых 13-14 лет.

В ходе эмпирического исследования были использованы следующие психологические методики: «16 факторный личностный опросник Р. Кеттелла»; методика «Социально-психологические установки личности» О.Ф. Потемкиной;методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (автор А.Н.Орел).

Результаты исследования

На первом этапе для изучения проявления девиантного поведения подростков была проведено исследование с помощьюопросника склонности к отклоняющемуся поведению (автор А.Н.Орел).

Высокие показатели выявлены по шкале склонности к агрессии и насилию (61,49). Склонность к агрессии и насилию у подростков может проявляться в различных формах. Одной из наиболее распространенных форм является физическая агрессия, которая может включать в себя драки, нападения, использование оружия против других людей. Также часто встречается вербальная агрессия, которая включает в себя оскорбления, угрозы, крики и ругань. Кроме того, подростки могут проявлять эмоциональную агрессию, используя эмоции для контроля или причинения боли другим людям. Также выражена установка на социальную желательность (61,34).Стремление к социальной желательности у подростков может проявляться в различных формах. Одной из наиболее распространенных форм является стремление соответствовать ожиданиям окружающих, включая родителей, учителей и сверстников. Подростки могут стараться вести себя так, чтобы получить одобрение и признание со стороны значимых для них людей.

Кроме того, стремление к социальной желательности может проявляться через желание быть принятым в группе сверстников. Подростки могут стремиться следовать нормам и ценностям своей группы, чтобы не выделяться и не стать объектом насмешек или отвержения.

Также, стремление к социальной желательности может проявляться через желание достичь успеха и признания в обществе. Подростки могут стремиться к высоким достижениям в учебе, спорте или других областях, чтобы получить уважение и признание со стороны окружающих. На среднем уровне выражены такие формы девиантного поведения как: склонность к преодолению норм и правил (50,36), склонность к аддиктивному поведению (50,88),склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (46,78),склонность к деликвентному поведению (58, 34). Менее всего выражен волевой контроль эмоциональных реакций (45,97).Низкий контроль эмоциональных реакций у подростков может проявляться в различных формах. Например, они могут испытывать трудности с управлением гневом, часто проявлять раздражительность или агрессию. Также, они могут быть импульсивными, быстро реагировать на ситуации без достаточного обдумывания последствий. Еще одним проявлением может быть частая смена настроения, когда подросток легко переходит от радости к грусти или от спокойствия к возбуждению. Наконец, недостаток контроля над эмоциями может привести к проблемам в межличностных отношениях, поскольку подросток может не уметь эффективно общаться и решать конфликты. Исходя из результатов анализа заметно, что высокий уровень девиантного поведения обнаружен у 23(28,7 %) испытуемых-подростков. Высокий уровень девиантного поведения у подростков характеризуется частыми и серьезными нарушениями правил и норм. Такие подростки могут регулярно прогуливать школу, участвовать в кражах, насилии или даже преступлениях. Они могут злоупотреблять алкоголем или наркотиками, проявлять агрессию и насилие в отношении других людей. Их поведение может создавать серьезные проблемы для окружающих и для них самих, включая возможные юридические последствия. Средний уровень девиантного поведения выявлен у 32  (40%) подростков. Средний уровень девиантного поведения у подростков характеризуется тем, что они иногда нарушают правила и нормы, но не настолько серьезно, чтобы это привело к серьезным последствиям. Такие подростки могут иногда прогуливать школу, употреблять алкоголь или наркотики, участвовать в мелких кражах или хулиганстве. Однако они обычно осознают неправильность своего поведения и способны остановиться, если видят, что их действия могут привести к серьезным последствиям. Низкий уровень девиантного поведения обнаружен у 25 (31,3%) подростков. Низкий уровень девиантного поведения у подростков характеризуется тем, что они редко нарушают правила и нормы, следуют моральным и этическим принципам. Такие подростки обычно хорошо учатся, участвуют в общественной жизни школы, уважают старших и заботятся о младших. Они стремятся к саморазвитию и достижению поставленных целей (см. табл. 1).

Таблица 1 –  Результаты диагностики по методикесклонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел

Шкалы

Средние значение

1.Шкала установки на социально-желательные ответы

61,34

2.Шкала склонности к преодолению норм и правил

50,36

3.Шкала склонности к аддиктивному поведению

50,88

4.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

46,78

5.Шкала склонности к агрессии и насилию

61,49

6.Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

45,97

7.Шкала склонности к деликвентному поведению

58,34

Далее, для определения социально-психологических свойств личности подростков была проведена диагностика по личностному опроснику 16 PF Кеттелла.Был проведен типологический (сравнительный анализ) личностных особенностей испытуемых-подростков с высоким и низким уровнем девиантности. Для этого были выбраны крайние значения показателей девиантности в двух группах испытуемых.

У подростков с высоким уровнем девиантного поведения преобладают показатели по шкале «Тревога (F1)»(9,77).Высокий уровень тревожности подростков характеризуется частым проявлением беспокойства, страха, нервозности и напряжения. Такие подростки могут испытывать трудности с концентрацией внимания, быть чрезмерно чувствительными к критике и оценкам окружающих, а также избегать новых ситуаций и общения из-за страха неудачи или неприятия. Они могут также испытывать физические симптомы тревоги, такие как головные боли, расстройства желудка или проблемы со сном. Самые низкие показатели по шкале «Интроверсия/экстраверсия (F2)»(1.3).Высокий уровень интроверсии у подростков характеризуется предпочтением уединения, тишины и спокойствия. Интроверты часто устают от больших компаний и предпочитают проводить время в одиночестве или с небольшим числом близких друзей. Они могут быть более замкнутыми и менее общительными, чем экстраверты, и им может потребоваться больше времени для обработки информации и принятия решений.У подростков с низким уровнем девиатного поведения преобладают показатели по шкале «Конформность/независимость (F4)» (9,99).Высокий уровень независимости у подростков характеризуется способностью самостоятельно принимать решения, действовать без постоянного руководства или контроля со стороны взрослых. Такие подростки обычно имеют ясные цели и планы на будущее, умеют организовывать свое время и ресурсы, чтобы достичь желаемых результатов. Они также могут проявлять уверенность в своих действиях и мнениях, а также уважение к мнению других людей. Самые низкие показатели выявлены по шкале «Расслабленность/напряженность (Q4)»(3,44). Расслабленность подростков характеризуется различными способами снятия напряжения и стресса. Это может включать в себя занятия спортом или другими физическими упражнениями, общение с друзьями, прослушивание музыки, чтение книг, медитацию, времяпрепровождение на природе и хобби (см. табл. 2).

Таблица 2. Характеристика личностных особенностей подростков с разным уровнем девиантности по опроснику 16 PF Кеттелла

Шкалы

Средние значения

Значение t- Стьюдента

(степень значимостиp< 0,01**p< 0,05*)

Высокий уровень девиатного поведения

Низкий уровень девиатного поведения

Замкнутость/общительность (А)

4,25

7,98

-4,2**

Интеллект (B)

2,90

6,89

-3,9**

Эмоц. стабильность (C)

3,34

7,66

-6.1**

Подчиненность/доминантность (E)

3,36

7,88

-4,8**

Сдержанность/экспрессивность (F)

4,55

4,88

-0.3

Моральная нормативность (G)

2,38

5,88

-3.3**

Робость/смелость (H)

6,33

7,11

-0.8

Практицизм/чувствительность (I)

5,33

5,63

-0.1

Доверчивость/подозрительность (L)

7,98

4,12

3.8**

Практичность/мечтательность (M)

5,77

3,88

2.3*

Прямолинейность/дипломатичность (N)

3,77

4,33

-1.5

Спокойствие/тревожность (O)

8,98

8,87

0.3

Консерватизм/радикализм (Q1)

9,22

4,55

4.5**

Конформизм/нонконформизм (Q2)

9,11

5,66

4.3**

Самоконтроль (Q3)

4,77

8,66

-4.2**

Расслабленность/напряженность (Q4)

7,33

3,44

3.1**

Тревога (F1)

9,77

7,33

2.3*

Интроверсия/экстраверсия (F2)

1,3

6,35

-5.5**

Чувствительность/уравновешенность (F3)

6,33

8,30

-2.2*

Конформность/независимость (F4)

7,93

9,99

-2.4*

Сравнительный анализ показал, что подростки с низким уровнем девиатного поведения отличаются от подростков с высоким уровнем девиатного поведения тем, что они:

- активно участвуют в общественной жизни, более дружелюбны, открыты и готовы к общению;

- быстро обучаемы, обладают широким кругозором, способностью к анализу и синтезу информации, логическим мышлением и умением решать сложные задачи;

-способны контролировать свои эмоции, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях и адаптироваться к различным условиям;

- стремятся к лидерству, желают контролировать ситуацию и влиять на других людей;

-следовании установленным правилам и нормам поведения, уважении к авторитетам и принятым традициям;

- менее недоверчивы к окружающим, не находятся в постоянном поиске скрытых мотивов и опасении быть обманутыми;

- рационально подходят к решению задач, эффективно используют ресурсы и время, а также стремятся к достижению практической пользы и результативности;

-способны находить компромиссы, учитывать мнение других людей и эффективно общаться;

-склонны к сохранению традиционных ценностей, уважению к истории и культуре, а также сопротивлению быстрым изменениям и нововведениям;

- следуют общепринятым нормам и стандартам поведения, подчиняются авторитетам и не выходят за рамки установленных правил;

- более способны управлять своими эмоциями, поведением и мыслями;

- способны отдыхать, успокаиваться и снимать напряжение;

-не склонны испытывать беспокойство, страх или нервозность в различных ситуациях;

- склонны к общению, активной социальной жизни и проявлению энергичности;

- способны сохранять спокойствие и контролировать свои эмоции в различных ситуациях;

-склонны самостоятельно принимать решения, действовать без постоянного руководства или контроля со стороны взрослых;

С целью изучения социально-психологических установок личности подростков была проведена психологическая диагностика по методике О.Ф. Потемкиной. Так, преобладающие показатели у подростков с высоким уровнем девиантного поведения выявлены по шкале «Ориентация на эгоизм»(7,84), которые в свою очередь является самыми низкими в группе подростков с низким уровнем девиантного поведения.(3,36)Ориентация на эгоизм у подростков проявляется в том, что они ставят свои собственные интересы и желания выше интересов и желаний других людей. Такие подростки могут быть сосредоточены на достижении своих личных целей, не учитывая при этом чувства и потребности окружающих. Они могут проявлять эгоистичное поведение, игнорировать мнение других людей и стремиться получить максимальную выгоду для себя. Самые низкие показатели у подростков с высоким уровнем девиантного поведения выявлены по шкале «Ориентация на результат» (3,55). Ориентация на результат у подростков проявляется в том, что они стремятся к достижению конкретных целей и получению определенных результатов.

Подростки могут быть очень целеустремленными, организованными и нацеленными на успех. Они могут ставить перед собой задачи и работать над их выполнением, не останавливаясь на полпути. Ориентация на результат может помочь подросткам быть более ответственными, дисциплинированными и успешными в учебе, работе и других областях жизни. Преобладающие показатели у подростков с низким уровнем девиантного поведения выявлены по шкале «Ориентация на процесс» (7,98). Ориентация на процесс у подростков проявляется в том, что они больше ценят сам процесс деятельности, нежели её результат. То есть, подростки получают удовольствие от самого процесса обучения, исследования, творчества и т.д.

При этом они не обращают особого внимания на конечный продукт своего труда. Они могут быть увлечены процессом игры, чтения книги, рисования или изучения нового предмета, не задумываясь о том, какой конкретный результат будет достигнут (см. табл. 3).

Таблица 3.Характеристика социально-психологических установок личности в группах испытуемых с высоким и низким уровнем  девиантности (методика О.Ф. Потемкиной)

 

Шкалы

Средние значения

критерий

t- Стьюдента

(степень значимости

p<0,01**p< 0,05*)

Высокий уровень девиантности

Низкий уровень

девиантности

Ориентация на процесс

4,25

7,98

-4,2**

Ориентация на результат

3,55

6,89

-3,9**

Ориентация на альтруизм

4,89

7,61

-6.1**

Ориентация на эгоизм

7,84

3,36

4,8**

Ориентация на труд

4,11

6,33

-4.2**

Ориентация на деньги

6,44

6,88

-0.3

Ориентация на свободу

5,44

7,33

-2.2*

Ориентация на власть

6,55

4,5

3.6**

 

Типологический анализ свидетельствует о том, что подростки с низким уровнем девиантного поведения отличаются от подростков с высоким уровнем девиантности тем, что они:

- больше ценят сам процесс деятельности, нежели её результат;

-стремятся к достижению конкретных целей и получению определенных результатов;

- стремятся быть полезными для общества и проявляют высокий уровень социальной активности;

- не ставят свои собственные интересы и желания выше интересов и желаний других людей;

- имеют высокую мотивацию и стремление к достижению целей. Они могут проявлять инициативу и ответственность при выполнении задач;

-стремятся к независимости от родителей,хотят самостоятельно выбирать свой путь в жизни, борются за свои права и свободы;

-  не стремятся контролировать других, чтобы чувствовать себя важными и значимыми, не используют свою власть для достижения личных целей или защиты своих интересов.

Выводы:

Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что существует различия между группами подростков по социально-психологическим свойствам личности с высоким уровнем девиантности и низким, что отражается в статистически значимых различиях. То есть, существует зависимость между изучаемыми явлениями.

Значительная часть подростков имеют склонность к нарушению норм и правил поведения (29 % от общего числа обследованных). Анализ результатов показал, что подростки с девиантным поведением имеют конкретность мышления, низкую эмоциональную устойчивость, они склонны выступать руководителями в отношении других, более властные, независимые, упрямые до агрессии, безответственны, импульсивны, склонны к частой перемене мест, их деятельность может не иметь реального эффекта, а также они неустойчивы в достижениицели.                                     

Литература:

1. Гилинский Я, Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других  «отклонений»/ Я. Гилинский.. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004 – 520 с.

2. Рожков М.И. Воспитание  трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/ М.И. Рожков.  М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 239 с.— (Коррекционная педагогика)

3.Змановская Е. В, Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пос. для студ. высш. учеб. Завед/ Е. В.  Змановская. М.: Издат. Центр «Академия», 2003--  288 с

4. Куприянчук Е.В. "Агрессивно-жертвенная" модель поведения девиантных подростков // Интернет-журнал "Мир науки", 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.  EDN: XSMVNZ

5. Куликов Л.В, Психология личности в трудах отечественных психологов / хрестоматия,сост. Куликов Л.В. - «Питер», 2000

6. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.О. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Форум–Инфра-М, 2006.

7. Шамионов Р.М. Принцип диахронии в исследовании социализации личности//Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 79 -84.  EDN: PYZEKB

References:

1.Gilinskij Ja, Deviantologija: sociologijaprestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstvidrugih  «otklonenij» [Deviantology: sociology of crime, drug addiction, prostitution, suicide and other “deviations”] . SPb.: Izdatel'stvo «Juridicheskijcentr Press», 2004, 520 p.

2. Rozhkov M.I. Vospitanietrudnogorebenka. Deti s deviantnympovedeniem [Raising a difficult child. Children with deviant behavior].  Moscow, Gumanitar. izd. centr VLADOS, 2006, 239 p.

3. Zmanovskaja E. V, Deviantologija (Psihologijaotklonjajushhegosjapovedenija) [Psychology of deviant behavior: textbook]. Moscow, Izdat. Centr «Akademija», 2003,  288 p.

4. Kuprijanchuk E.V. "Agressivno-zhertvennaja" model' povedenijadeviantnyhpodrostkov ["Aggressive-sacrificial" behavior model of deviant adolescents] Internet-zhurnal "Mir nauki", 2018 No. 2, https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN218.pdf (dostupsvobodnyj). Zagl. s jekrana. Jaz. rus., angl.  EDN: XSMVNZ

5.Kulikov L.V, Psihologijalichnosti v trudahotechestvennyhpsihologov [Personality psychology in the works of domestic psychologists]. Ed. Kulikov L.V. - «Piter», 2000.

6. Zhuravlev A.L., Sosnin V.A., Krasnikov M.O. Social'najapsihologija: Ucheb. posobiedljavuzov [Social psychology: Textbook. manual for universities]. Moscow, Forum–Infra-M, 2006.

7. Shamionov R.M. Principdiahronii v issledovaniisocializaciilichnosti [The principle of diachrony in the study of personality socialization]. Izv. Sarat. un-ta. Novaja ser. Ser. Filosofija. Psihologija. Pedagogika. 2013. V. 13, iss. 1. P. 79 -84.  EDN: PYZEKB