УДК 159.9

© 2023 Саткангулова Гульнара Жакпбаевна *,

* старший преподаватель кафедры психологии, магистр педагогических наук Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынулы (г. Костанай, Казахстан)

 

Аннотация: В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей этнической идентичности жителей приграничных регионов, проживающих диффузно и компактно. В статье дается обзор исследований этнической идентичности в психологической науке, приведены результаты следующих методик: «Типы этнической идентичности» Г.У Солдатовой и С.В. Рыжовой, «Ценностный опросник» Ш. Шварца.

Ключевые слова: этническая идентичность, типы этнической идентичности, социокультурные ценности, тип проживания, диффузный тип проживания, компактный тип проживания.

 

Socio-psychological features of the ethnic identity of residents living in border regions

© 2023 Satkangulova Gulnara Zhakpbaevna *,

* senior lecturer of the Department of Psychology, Master of Pedagogical Sciences, Kostanay Regional University named after. A. Baitursynuly (Kostanay, Kazakhstan)

 

Annotation: The article discusses the results of an empirical study of the socio-psychological characteristics of the ethnic identity of residents of border regions living diffusely and compactly. The article provides an overview of research on ethnic identity in psychological science, and presents the results of the following methods: “Types of ethnic identity” by G.U. Soldatova and S.V. Ryzhova, “Value Questionnaire” by S. Schwartz.

Key words:  ethnic identity, types of ethnic identity, sociocultural values, type of residence, diffuse type of residence, compact type of residence.

 

Не смотря на достигнутые успехи в аспекте сохранения межэтнического единства, как отмечают учёные, не снижается вопрос локальной межэтнической напряжённости. Поэтому исследование этнических особенностей граждан  Казахстана является актуальной задачей.

Отдельного внимания для исследования требуют приграничные регионы.  Приграничные регионы, как выделяют многие авторы, имеют свои политические, экономические и социально-психологические особенности развития.

  Для конструктивного планирования и реализации национальной политики, формирования гражданского сознания важным является исследование социально-психологических особенностей этнической идентичности жителей приграничных регионов, которая в свою очередь может влиять на формирование гражданского самосознания, на характер межэтнических отношений.

В психологии этническая идентичность изучается в рамках социальной психологии, психологии развития, кросс-культурной психологии.

Интересна модель развития этнической идентичности Финни (Phinney, 1990). Модель разработана на основе теории Эриксона и Марсии (Marcia, 1991). Финни выделяет три этапа развития этнической идентичности: неизученная этническая идентичность, поиск этнической идентичности, достижение этнической идентичности. В процессе социализации этническая идентичность развивается через приобретение поведения, восприятия, ценностей и установок этнической группы. Достижение этнической идентичности включает в себя безопасное, уверенное и стабильное чувство себя. При усвоении своей этнической идентичности проявляется реалистичная оценка своей группы. Принятие своей этнической идентичности заменяет негативное этническое представление о себе [1].

Исследования показывают, что развитие этнической идентичности связано с психологическим благополучием. Финни указывает, что в исследовании этнической идентичности есть данные, которые показывают, что этническая идентичность это внутренняя структура, которая может существовать без поведения, т.е можно быть ясным и уверенным в своей этнической принадлежности, не желая поддерживать обычаи. Также есть исследования, которые доказывают наличие поведенческого компонента в этнической идентичности, отдельного от познания и аффекта (Gaines, Bunce, Robertson, Wright, 2010) [2].

Исследования этнической идентичности в России проводятся в рамках сложившейся методологии, которая включает в себя принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, личностный и системный подходы. На понимание развития этнической идентичности повлияла культурно-историческая психология, разработанная Л.С. Выготским (Vygotsky, 1928). Выготский развитие понимал следующим образом: «развитие, как процесс, характерезующийся единством материальной и психической сторон, единством общественного и личного при восхождении ребенка по ступеням развития». Одно из обозначений термина «культурно-историческая природа человеческой психики» следующее: роль исторически развивающейся человеческой культуры в становлении  и функционировании индивидуальной психики [3].

Для исследования этнической идентичности широко используется психосемантический метод, который опирается на семиотическую модель сознания А. Н. Леонтьева (Leontiev, 1975). Психосемантический метод направлен на исследование содержания, генезиса и функционирования в индивидуальном сознании общественных, этнокультурных смыслов  и значений [4]. К психосемантическому методу относится методика множественных идентификаций. Методика была разработана и апробирована В.Ф. Петренко (Petrenko, 1987). При помощи метода множественных идентификаций проводится сравнение ролевых позиций и определение их через описание типичных поступков [5].

В российской психологии большое распространение получили исследования когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности. Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов разработали типологию этнической идентичности в зависимости от сочетания различных причин и условий ее формирования и реализации, а также показали, что значительная часть испытуемых определяют этническую идентичность по языку (Аrutyunyan, Drobizhevа, Susokolov, 1998).

Типы этнической идентичности также были выделены Г.У. Солдатовой. Ее известный тест «Типы этнической идентичности» дифференцирует данный феномен по условной «пятивариантной» шкале: от этнической индифферентности (космополитизм) до национального фанатизма (Soldatova, 1998) [6].

Т. Г. Стефаненко считает, что этническую идентичность индивида следует рассматривать не только с точки зрения осознания им принадлежности к этносу, но и как категорию, находящуюся на стыке индивида и ситуации в самом широком смысле слова. Именно поэтому, по мнению Стефаненко, плодотворно рассмотрение этнической идентичности как переживание отношений Я и этнической среды – своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других (Stefanenko, 2009) [7].

В Казахстане этническую идентичность, как показатель межэтнических отношений, изучали Ж. Аймаутов, А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Х. Досмухамедов, М. Жумабаев, Т.  Тажибаев.

Научной новизной нашего исследования является изучение социально-психологических особенностей этнической идентичности в зависимости от типа проживания. Выделяют два типа проживания – компактный и диффузный. Компактный тип это такая организация проживания жителей (инициированная органами власти или стихийно возникшая), при которой наблюдается высокая концентрация представителей одной этнической группы на территории какого-либо населенного пункта с ограниченным ареалом проживания. Под диффузным типом понимается организация проживания, при которой наблюдается невысокая концентрация представителей одной этнической группы.

  Исследованием проблемы влияния типа проживания на социально-психологические особенности населения занимались В.В. Константинов, Т.В. Лапшина (Konstantinov, Lapshina, 2015). В исследованиях В.В. Константинова показана зависимость социально-психологических характеристик адаптации мигрантов от типа поселения (компактного или диффузного) (Konstantinov, 2004) [8]. В.В. Константинов, Т.В.  Лапшина указывают, что существует взаимосвязь между отношением к мигрантам, проживающим компактно или диффузно у представителей принимающего сообщества  и их социально-психологическими факторами субъективного благополучия [9]. 

Были использованы следующие методики: «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова), методика Ш.Шварца «Ценностный опросник» и анкета, разработанная  для получения общей статистической информации о респондентах.

В ходе исследования были выявлены различия в социально-психологических особенностях этнической идентичности жителей приграничных регионов, проживающих диффузно и компактно.

В нашем исследовании участвовали 80 представителей казахского и русского этносов с диффузным и компактным типом проживания.

По результатам анкетирования было выявлено, что респонденты диффузного типа проживания проявляют большой интересе к культуре своей этнической группы, а также чётко разделяют свою национальность от других. 82,5% респондентов компактного типа проживания и 77,5% респондентов диффузного типа проживания  - выражают чувство любви по отношению к своему этносу. Язык является одним из важнейших факторов этнической идентичности. 55% респондентов компактного типа проживания и 62,5% респондентов диффузного типа проживания отметили, что благодаря такому признаку, как язык общения – отождествляют себя со своей этнической группой.

Результаты методики «Типы этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова) показали, что в двух исследуемых группах превалирует этническая норма. Статистически значимыми является разница в показателях двух шкал - это этноэгоизм и этноизоляционизм. По шкале этноэгоизма выше показатели респондентов компактного типа проживания. Для них характерно восприятие жизни других народов через призму культуры и жизни своего этноса. По шкале этноизоляционизма выше показатели среди респондентов диффузного типа проживания. У людей с таким типом этнической идентичности присутствует потребность в её защите.

По методике диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца: важным типом ценностей для обеих групп является безопасность. Самой незначимой ценностью является власть. Важные различия наблюдаются в таких ценностях, как традиции, самостоятельность, универсализм, гедонизм и достижения. Для респондентов с диффузным типом проживания более важным типом ценностей являются универсализм, достижения  и доброта. Для респондентов компактного типа проживания важны самостоятельность, доброта и гедонизм.

Литература:

  1. Финни  Дж.С. (1990). Этническая идентичность у подростков и взрослых: обзор исследований./Психологический вестник, 108. Стр. 499-514.
  2. Гейнс С.О., Банс  Д., Робертсон Т., Райт Б. Оценка психометрических свойств мультигрупповой меры этнической идентичности (MEIM), 2010
  3. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с
  4. Леонтьев A.A. Знак и деятельность. //Вопросы философии. 1975. №10. С.118-125
  5. Петренко В.Ф., Алиева А.А. Исследования этнических стереотипов с использованием «множественных идентификаций» // Психологический журнал. — 1987. — № 6
  6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.
  7. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии. - Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. психология. 2009. № 2
  8. Константинов В.В. Зависимость успешности социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни от типа проживания: дисс. к. психол. наук. – Самара, 2004
  9. Константинов В.В., Лапшина Т.В. Специфика проживания мигрантов и социально-психологические факторы субъективного благополучия представителей принимающего сообщества // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. No. 6. С. 67-70.

References:

  1. Finni  Dzh.S. (1990). Etnicheskaya identichnost' u podrostkov i vzroslyh: obzor issledovanij./Psihologicheskij vestnik, 108. Str. 499-514.
  2. Gejns S.O., Bans  D., Robertson T., Rajt B. Ocenka psihometricheskih svojstv mul'tigruppovoj mery etnicheskoj identichnosti (MEIM), 2010
  3. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. — M.: Izd-vo Smysl; Eksmo, 2005. — 1136 s
  4. Leont'ev A.A. Znak i deyatel'nost'. //Voprosy filosofii. 1975. №10. S.118-125
  5. Petrenko V.F., Alieva A.A. Issledovaniya etnicheskih stereotipov s ispol'zovaniem «mnozhestvennyh identifikacij» // Psihologicheskij zhurnal. — 1987. — № 6
  6. Soldatova G.U. Psihologiya mezhetnicheskoj napryazhennosti. – M.: Smysl, 1998. – 389 s.
  7. Stefanenko T.G. Etnicheskaya identichnost': ot etnologii k social'noj psihologii. - Vestn. Mosk. un-ta. ser. 14. psihologiya. 2009. № 2
  8. Konstantinov V.V. Zavisimost' uspeshnosti social'no-psihologicheskoj adaptacii vynuzhdennyh migrantov k novym usloviyam zhizni ot tipa prozhivaniya: diss. k. psihol. nauk. – Samara, 2004
  9. Konstantinov V.V., Lapshina T.V. Specifika prozhivaniya migrantov i social'no-psihologicheskie faktory sub"ektivnogo blagopoluchiya predstavitelej prinimayushchego soobshchestva // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015. No. 6. S. 67-70.