DOI: 10.17689/psy-2022.1.9

УДК 159.9

© 2022 Виталий Алексеевич Караулов*,

* соискатель кафедры социальной психологии образования и развития Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов),

e-mail:  vitaly.karaulov@rz-agro.com

 

Аннотация: Автор представляет результаты теоретического осмысления  проблемы социально-психологических характеристик персонала  агрокомплекса в контексте осуществлении профессиональных обязанностей и влияние на межличностное взаимодействие. Автором развивает тезис, что свойства личности детерминируют социальную позицию сотрудника в организации и его дальнейшую траекторию профессионального развития.

Ключевые слова: социально-психологические характеристики, ценностно-смысловая сфера, установки, трудовая деятельность.

 

To the question of the role of socio-psychological characteristics of the individual in the labor activity of employees of the agro-complex

© 2022 Karaulov Vitaly Alekseevich *,

* Competitor of the Department of Social Psychology of Education and Development of the Saratov National Research State University. N. G. Chernyshevsky (Saratov), ​​

e-mail: vitaly.karaulov@rz-agro.com

Annotation: The author presents the results of a theoretical understanding of the problem of socio-psychological characteristics of the personnel of the agricultural complex in the context of the implementation of professional duties and the impact on interpersonal interaction. The author develops the thesis that personality traits determine the employee's social position in the organization and his further trajectory of professional development.

Keywords: socio-psychological characteristics, value-semantic sphere, attitudes, labor activity

 

Исполняя свои профессиональные обязанности субъект труда вынужден сталкиваться с необходимостью проявления своих социально-психологических особенностей, проявляя их в совместной деятельности и общении. Будучи включенным в соместную с другими сотрудниками деятельности, человек  участвует в реализации производственных отношений на предприятии. Однако, нередки ситуации, когда в трудовом коллективе возникают межличностные конфликты, происходит выяснение отношений, идет реальная борьба за лидерство в коллективе или же, напротив, сотрудники демонстрируют безразличие в реализации поставленных перед коллективом задач.

При разрешении возникающих в процессе производственной коммуникации разногласий, происходит трансформация социально-психологических характеристик человека, что, в свою очередь, определяет актуальность их изучения для своевременного устранения рисков снижения эффективности работы коллектива.

Имеющиеся научные исследования социально-психологических характеристик сотрудников преимущественно посвящены ограниченному перечню профессиональных сфер. Так, с интересующей нас точки зрения изучается личность сотрудников МВД, работников исправительной и пенитенциарной систем, сотрудников. Но происходящие в обществе изменения затрагивают все сферы жизни человека, в том числе и сельское хозяйство.

В агропромышленной сфере занято примерно 9 % россйских граждан (примерно 5 млн человек). Такое большое количество людей, работающих в этой сфере, определяет экономический результат аграрного производства, поэтому требуется тщательное изучение поведения субъектов процесса данной трудовой деятельности. Целью нашего  исследования являлось теоретическое обоснование роли социально-психологических характеристик сотрудников агрокомплекса в эффективности производственного процесса.

В психологии социальное поведение человека описывается А.А. Бодалевым [1], Л.Я. Гозманом [3], Н.И. Чумаком [11] и др. Проблему межличностных отношений в коллективе затрагивали в своих исследованиях А.И. Донцов [5], Л. Фестингер [10] и другие[6]. В современной психологии социально-психологические характеристики личности сотрудников различных предприятий и организаций рассматриваются с точки зрения структуры и циклов развития группы, изучается нормативное поведение, отклонения в трудовом коллективе и профессиональные деформации [7, 9].

Несмотря на множество научно-исследовательских и фундаментальных работ в области социального взаимодействия работников в группе и коллективе, следует отметить, что научное сообщество обошло своим вниманием изучение социально-психологических характеристик сотрудников сельскохозяйственных предприятий. Учет личностных особенностей данной категории работников, обуславливающих их профессиональное поведение, способствует не только нормализации социально-психологического климата в коллективе, развитию корпоративной культуры, но и повышению эффективности и производительности труда, что важно для любого предприятия, в том числе работающего в сельскохозяйственной отрасли. Реальные социально-психологические характеристики сотрудников проявляются чаще всего стихийно в межличностном взаимодействии и, как правило, не учитываются в процессе выстраивания корпоративного кодекса

поведения, а также в ходе осуществления управленческой деятельности на предприятии. Очевидна необходимость изменения ситуации. Задачами настоящего исследования является то, чтобы конкретизировать социально-психологические характеристики личности сотрудников агрокомплекса и учитывать их в организации трудовой деятельности коллектива с целью повышения эффективности и результативности производства.

Рабочая группа, коллектив – это общность людей, которая создается не только на основе единых производственных целей и осуществления трудовой деятельности в одной организации, но и в результате конструктивных профессиональных межличностных контактов. Социально-трудовые отношения являются результатом межличностной коммуникации сотрудников в организации [12].

Е.В. Яшкова с соавторами отмечает, что непонимание индивидом производственных ценностей, норм и установок, принятых в организации, становится причиной его конфликтов с другими работниками и служит основой для развития чувства неудовлетворенности в трудовой деятельности. Следовательно, чтобы производство успешно развивалось, необходимо учитывать социально-психологические характеристики сотрудников трудовой деятельности [12]. Социально-трудовые отношения касаются не только профессиональной и межличностной сфер личности работника, активно задействована в них и ценностно-мировоззренческая сфера индивида, работающего на производстве. Она включает в себя ценностно-смысловую жизненную основу, мировоззренческие установки и целевую направленность личности.

Л.Г. Дикая с соавторами [4], описала микро- (индивидуальные особенности человека), мезо- (групповые и организационные процессы) и макрофакторы, определяющие взаимосвязь описанных компонентов. Ценностно-смысловая сфера и ориентации человека лежат в основе профессиональной жизнеспособности сотрудника, что, на наш взгляд, подтверждает важность изучения личности работников в трудовой деятельности.В работе Н.А. Ворончихиной и Л.А. Филимонюк описывается модель сельского социокультурного комплекса, которая ориентирована на профориентацию старшеклассников в агробизнесе.

Исследование показывает, что спроектированный образовательный кластер, ядро которого составляют личностные особенности детей (интересы, потребностно-мотивационная сфера), является моделью не только профессионального, но и индивидуального развития школьников. Особенно ценен, на наш взгляд, ожидаемый эффект: высокий уровень образованности и творческого развития личности, который достигается через рефлексирующую позицию работника [2]. Рефлексивность, на наш взгляд, определяет детерминанту человека в реальности и в перспективе его функционирования во всех сферах жизни, начиная с коммуникации и заканчивая степенью результативности трудовой деятельности. Посредством коммуникации осуществляется не только регулирование производства, но и трансформация установок ценностно-смысловой сферы работников, их личностной и профессиональной ориентации. На наш взгляд, в ходе изучения социально-психологических характеристик сотрудников агрокомплекса особое внимание следует уделить ценностным установкам индивидов и их рефлексивности, так как совпадение первых и достаточный уровень второй способствуют развитию совместно-индивидуальной деятельности на предприятии, обеспечивают эффективное выполнение задач любого производства, способствуют раскрытию профессионального потенциала каждого работника.

Таким образом, на основе проведенного теоретического исследования следует заключить, что роль социально-психологических характеристик сотрудников агрокомплекса в организации трудового процесса сегодня недооценена на производствах, однако представители научной общественности отмечают значимость учета особенностей личности для эффективности организации работы на предприятиях, в том числе в агрохолдингах, для исключения случаев несовпадения ценностных и жизненных установок сотрудников, ведущих к межличностным конфликтам, нарушающим нормальный рабочий процесс. Очевидна также взаимосвязь между особенностями социально-психологических характеристик личности и местом работника в организации, его профессиональной позицией и дальнейшей траекторией карьерного роста. Тем не менее, на основании исключительно лишь теоретического анализа мы не можем дать глубокое и развернутое социально-психологические описание личности сотрудника и обозначить перспективу учета выявленных особенностей в организации производственного процесса и в управлении предприятием. Только экспериментальная проверка теоретических выкладок позволит всесторонне изучить, качественно и количественно описать каждую социально-психологическую составляющую личности, а также доказать необходимость разработки комплекса социально-психологических средств, направленных не только на гармонизацию межличностных отношений в процессе трудовой деятельности, но и на снижение рисков производства и повышение эффективности результата труда. Это мы и видим в качестве перспектив нашей исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995. 324 с.
  2. Ворончихина Н.А., Филимонюк Л.А. Модель сельского социокультурного комплекса как центра профессиональной ориентации школьников на деятельность в агропромышленном комплексе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 84–88.
  3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 174 с.
  4. Дикая Л.Г., Махнач А.В., Лактионова А.И. Индивидуальные и социально-психологические факторы жизнеспособности профессионала // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. Т. 15, № 4. С. 137–146.
  5. Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. М., 1982. 163 с.
  6. Караулов В.А. Связь социально-психологических характеристик сотрудников агропромышленного холдинга // Человеческий капитал. 2021. Т.2., №12 (156). С.201-207.
  7. Линевич В.Л. Взаимосвязь конформизма и социально-психологических характеристик личности сотрудников полиции, формирующих мотивацию их поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 1 (80).
  8. Сельское хозяйство в России. 2021 : статистический сборник. M., 2021. С. 17.
  9. Патраков Э.В., Лобанова Т.Н. Социально-психологические предикторы отклонения трудового поведения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 77–84.
  10. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. М., 2018. 251 с.
  11. Чумак Н.И. Социально-психологические характеристики сотрудников пенитенциарной системы: профессиональная деформация и эмоциональное выгорание личности // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление. Омск, 2018. С. 314–318.
  12. Яшкова Е.В., Лаврентьев В.А., Жбаков Е.Б. (2020) Особенности влияния психологического климата на социально-трудовые отношения сотрудников // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-4. С. 311–314.

References:

  1. Bodalev A.A. Lichnost' i obshchenie. M., 1995. 324 s.
  2. Voronchihina N.A., Filimonyuk L.A. Model' sel'skogo sociokul'turnogo kompleksa kak centra professional'noj orientacii shkol'nikov na deyatel'nost' v agropromyshlennom komplekse // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 60-3. S. 84–88.
  3. Gozman L.YA. Psihologiya emocional'nyh otnoshenij. M., 1987. 174 s.
  4. Dikaya L.G., Mahnach A.V., Laktionova A.I. Individual'nye i social'no-psihologicheskie faktory zhiznesposobnosti professionala // Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. 2018. T. 15, №4. S. 137–146.
  5. Doncov A.I. Psihologicheskoe edinstvo kollektiva. M., 1982. 163 s.
  6. Karaulov V.A. Svyaz' social'no-psihologicheskih harakteristik sotrudnikov agropromyshlennogo holdinga // CHelovecheskij kapital. 2021. T.2., №12 (156). S.201-207.
  7. Linevich V.L. Vzaimosvyaz' konformizma i social'no-psihologicheskih harakteristik lichnosti sotrudnikov policii, formiruyushchih motivaciyu ih povedeniya // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2020. T. 25, №1 (80).
  8. Sel'skoe hozyajstvo v Rossii. 2021 : statisticheskij sbornik. M., 2021. S. 17.
  9. Patrakov E.V., Lobanova T.N. Social'no-psihologicheskie prediktory otkloneniya trudovogo povedeniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2020. T. 26, № 1. S. 77–84.
  10. Festinger L. Teoriya kognitivnogo dissonansa. M., 2018. 251 s.
  11. Chumak N.I. Social'no-psihologicheskie harakteristiki sotrudnikov penitenciarnoj sistemy: professional'naya deformaciya i emocional'noe vygoranie lichnosti // Lichnost' v trudnyh zhiznennyh situaciyah: resursy i preodolenie. Omsk, 2018. S. 314–318.
  12. Yashkova E.V., Lavrent'ev V.A., Zhbakov E.B. (2020) Osobennosti vliyaniya psihologicheskogo klimata na social'no-trudovye otnosheniya sotrudnikov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. № 66-4. S. 311–314.