DOI: 10.17689/psy-2022.1.4
УДК 159.9
© 2022 Лисьева Елена Михайловна*,
* магистрант направления психолого-педагогическое образование, Cаратовского национального исследовательского государственного университета (г. Саратов), e-mail: ilenkan@rambler.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема самоактуализации личности с точки зрения преодолевающего поведения студентов в современных условиях. Подчеркивается роль самоактуализации личности и копинг-стрессовых стратегий у молодых людей с позиций современности. Автором обосновывается понимание самоактуализации личности и преодолевающего поведения учеными в области психологической науки. Представлены результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о развитии основных копинг-стрессовых стратегий на примере студентов вуза.
Ключевые слова: самоактуализация личности, преодолевающие поведение, копинг-стрессовые стратегии студентов.
Self-actualization of students' personality in the context of overcoming behavior
© 2022 Lisyeva Elena Mikhailovna*,
*Master student in the direction of psychological and pedagogical education, training profile - "Social pedagogy", Saratov National Research State University
(Saratov, Russia), e-mail: ilenkan@rambler.ru
Annotation: The article deals with the problem of personality self-actualization from the point of view of students' overcoming behavior in modern conditions. The role of personality self-actualization and coping-stress strategies in young people is emphasized from the standpoint of modernity. The author substantiates the understanding of personality self-actualization and overcoming behavior by scientists in the field of psychological science. The results of an empirical study are presented, which testify to the development of the main coping-stress strategies on the example of university students.
Keywords: personality self-actualization, overcoming behavior, coping-stress strategies of students.
Современному человеку в сложных социально-экономических условиях жизни общества предъявляются все более высокие требования, не только к его способностям и умениям, но и к самой личности. Проблема реализации человеческого потенциала и дальнейшего его развития становиться все более актуальной, в результате возникает вопрос о создании благоприятных условий для возникновения и поддерживания мотивации к личностному росту, развитию и реализации потенциала личности. Проблема самоактуализации личности на сегодняшний день является важнейшей проблемой общества. Она обуславливает благополучие не только отдельного человека, но и всего общества в целом.
При изучении проблемы самоактуализации, самореализации большинство отечественных ученых рассматривают личность человека с позиции деятельного, развивающегося образования. Под явлением «самоактуализации» исследователи понимают стремление личности к наиболее широкому раскрытию и реализации потенциальных возможностей [1]. Также, ученые связывают данный феномен с такими близкими понятиями как «самоутверждение».
По мнению Л.А.Коростылевой в психологии выделяют несколько уровней самоактуализации личности: примитивно-исполнительский, индивидуально-исполнительский и самый значительный уровень самореализации личности, который отражает смысложизненную и ценностную реализацию личности [2]. Согласно Гольдштейну самоактуализация подразумевает основной и существенный мотив в жизни человека. Сюда относятся действия, которые направлены на удовлетворение потребностей, то есть состояний неудовлетворености или дефицита, которые и мотивируют человека на их удовлетворение [3]. С точки зрения Г. Олпорта самоактуализация предполагает способности человека видеть целостную картину мира посредством системного и последовательного анализа существенного в своей жизни [4].
Следует отметить, что большинство современных работ исследуют отдельные компоненты самоактуализации личности и специфические особенности, однако в них нет полной картины структуры и динамики самоактуализации личности. Самоактуализации как непрерывный процесс саморазвития личности подразумевает изучение именно динамики становления личности (А.З. Узденов, Л.А. Рудневич, Е.Ф. Рыбалко и др.).
Так, в нескольких работах И.В.Малышева подчеркивается необходимость исследований в области самоактуализации и адаптационных возможностей личности молодых людей [5]. В частности, данное явление раскрывается во взаимосвязи с творческим потенциалом и стратегиями преодолевающего поведения [6]. Также, автор явление самоактуализации рассматривает в контексте социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов [7].
Важное значение в создании условий эффективно влияющих на самоактуализацию личности в учебных коллективах студентах играет эффективная организация их совместной самостоятельной работы с преподавателями и сокурсниками [8], а также постоянное отслеживание мотивационных факторов влияющих на самореализацию личности студентов в условиях глубокой информатизации образования [9].
Студенчество - это пора, относящаяся преимущественно к позднему юношескому возрасту, который является переломным периодом в жизни развивающейся личности. В связи с этим здесь самоактуализация – это самореализация молодой личности и основополагающее свойство психически здоровой личности. Изучение особенностей самоактуализации личности у молодых людей, а студентов является актуальной темой в современном обществе. В этой связи существенное значение имеет рассмотрение ее в контексте социальной приспособленности личности к семейным взаимоотношениям. В соответствии с актуальностью проблемы самоактуализации личности молодых людей целью нашей работы явилось изучение уровня социальной приспособленности личности в контексте преодолевающего поведения у студентов вуза.
В рамках пилотного исследования изучались основные копинг-стратегии студентов очного отделения. Применялась методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.А. Крюковой). Исследование проводилось на выборке 56 испытуемых-студентов Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского. Из результатов исследования заметно, что значительная часть студентов в основном используют копинг-стратегию, ориентированную на решение задач (42,8%), что более эффективно и является продуктивным путем преодоления стрессовых и кризисных ситуаций (среднее арифметическое значение шкалы – 54,5). Мы видим более низкие средние показатели копинг-стратегии «эмоциональное реагирование» – (25%) и «избегание» – (32,1%). В то же высок процент студентов, использующих малоэффективные стратегии, а именно «избегание» (среднее арифметическое значение шкалы – 54,2) и «эмоциональное реагирование» (среднее арифметическое значение шкалы – 46,8). Всё это в целом может негативно отразиться на процессе самоактуализации личности на раннем этапе взросления и дальнейшей профессиональной социализации.
Литература:
- Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.
- Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. -М., 2001.
- Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: смысл, 2002. 164 с.
- Малышев И.В. Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества//Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 3. С. 267-273.
- Малышев И. В. Взаимосвязь творческого потенциала и копинг-стрессовых стратегий личности у студентов вуза//Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. -2013. -Т. 13. Вып. 3. С. 56 -61.
- Малышев И. В., Ручин В. А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 4. С. 355-360. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360.
- Галаев С.В., Александрова Н.А., Букушева А.В. Организация самостоятельной работы при ДО // Высшее образование в России. - 2007. -№10. - С. 141-144.
- Галаев С.В. Мотивация профессионального развития будущих педагогов-психологов в условиях информатизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия, 2008. - Т.8.- Серия Психология. Педагогика. - Вып. 2. - С. 72-76.
References:
- Kozlov V.V. Psikhotekhnologii izmenennykh sostoyanij soznaniya. Lichnostnyj rost. Metody i tekhniki. – M.: Izd-vo Instituta psikhoterapii, 2001.
- Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manujlov G. M. Social'no psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. M., 2002. 490 s.
- Vakhromov E.E. Psikhologicheskie koncepcii razvitiya cheloveka: teoriya samoaktualizacii. -M., 2001.
- Olport G. Stanovlenie lichnosti: izbrannye trudy. M.: smysl, 2002. 164 s.
- Malyshev I.V. Adaptacionnye vozmozhnosti vypusknikov shkol v usloviyakh izmenyayushchegosya obshchestva//Izvestiya Saratovskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2013. T. 2. № 3. S. 267-273.
- Malyshev I. V. Vzaimosvyaz' tvorcheskogo potenciala i koping-stressovykh strategij lichnosti u studentov vuza//Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. -2013. -T. 13. Vyp. 3. S. 56 -61.
- Malyshev I. V., Ruchin V. A. Vzaimosvyaz' social'noj kompetentnosti i adaptacionnykh vozmozhnostej lichnosti studentov raznykh special'nostej // Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 2016. T. 5. № 4. S. 355-360. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360
- Galaev S.V., Aleksandrova N.A., Bukusheva A.V. Organizacija samostojatel'noj raboty pri DO // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2007. -№10. – S. 141-144.
- Galaev S.V. Motivacija professional'nogo razvitija budushhih pedagogov-psihologov v uslovijah informatizacii obrazovanija // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija, 2008. – T.8.- Serija Psihologija. Pedagogika. – Vyp. 2. – S. 72-76.