DOI: 10.17689/psy-2021.2.7

УДК 316.66

© 2021 Бухлина Лариса Юрьевна*, Юрчик Регина Юрьевна**,

*кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» Пензенского государственного университета (г. Пенза), e-mail: layr111@mail.ru

**кейс-менеджер АНО «Квартал Луи» (г. Пенза), e-mail: rinareit666@gmail.com

 

Аннотация:  В исследовании выявлены особенности и структура межличностных отношений молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет с умственной отсталостью, как в условиях сопровождаемого проживания, так и ретроспективно в условиях детского дома-интерната. Сравнение результатов свидетельствует о значительном повышении  удовлетворенности отношениями в группе сопровождаемого проживания,  большей эмоциональной близости в отношениях, при сохранении неудовлетворенности в этом аспекте отношений, тенденции к актуализации своей персоны в отношениях и запросе  на повышение авторитета в группе. Апробирована  проективная методика «Топосоциограмма» на людях с ментальной инвалидностью, полученные результаты можно использовать в консультативно-коррекционной работе по развитию и гармонизации межличностных отношений.

Ключевые слова:  межличностные отношения,  умственная отсталость, группа сопровождаемого проживания, реальные, идеальные, отраженные отношения в группе.

 

Interpersonal relations of young people with disabilities in the conditions of accompanied living
© 2021 Bukhlina Larisa Yurievna*, Yurchik Regina Yurievna**,
*  PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Applied Psychology, Penza State University (Penza, Russia), e-mail: layr111@mail.ru
* * case manager of ANO "Quarter Louis" (Penza, Russia), e-mail: rinareit666@gmail.com

 

Annotation: The study reveals the characteristics and structure of interpersonal relationships of young people aged 20 to 30 with mental retardation, both in the conditions of accompanied living and retrospectively in the conditions of an orphanage-boarding school. Comparison of the results indicates a significant increase in satisfaction with relationships in the group of accompanied residence, greater emotional closeness in relationships, while maintaining dissatisfaction in this aspect of relationships, a tendency to actualize oneself in relationships and a request for increasing authority in the group.

The projective technique "Toposociogram" has been tested on people with mental disabilities, the results obtained can be used in consultative and correctional work on the development and harmonization of interpersonal relations.

Keywords: interpersonal relationships, mental retardation, group of accompanied living, real, ideal, reflected relationships in the group.

Исследования в области специальной психологии и педагогики показывают, что нарушения познавательной деятельности, присущие умственно отсталым детям, приводят в дальнейшем к существенным недостаткам восприятия и понимания личности других людей, мешают установлению причинно-следственных зависимостей в человеческих взаимоотношениях, влияют на формирование самовосприятия и самооценки человека с умственной отсталостью [2,3]. В связи с этим развитию социальной компетентности детей с особенностями развития уделяется сегодня все больше внимания. Но в особо уязвимом положении оказываются лица с интеллектуальными нарушениями без попечения семьи по достижении совершеннолетия. Они вынужденные переехать в психоневрологический интернат (ПНИ), где в силу различных причин не учитываются их индивидуальные особенности, и, тем более, личные предпочтения. При этом выпускник теряет привычное окружение, в котором находился с раннего детства, что само по себе является большой психологической травмой, утрачивает имеющиеся навыки самообслуживания и трудовой деятельности. Среда ПНИ не позволяет пациентам совершать даже элементарные выборы, доступные взрослым людям: в каком месте жить, с кем быть соседями по комнате, что есть на завтрак, не говоря уже о более сложных ситуациях выбора. Помещение в изолированную среду без какой-либо жизненной перспективы изменений практически ведет к прекращению развития личности человека, не соответствует принципам гуманности и уважения человеческого достоинства  [5].

Как правило, развитие социальной компетентности молодых людей с интеллектуальным дефектом ограничивается обучением навыкам социально-бытовой ориентировки и первичной профориентационно-трудовой подготовкой, но недостаточно внимания уделяется развитию такого важнейшего компонента социальной адаптации, как коммуникативная компетентность, что зачастую приводит к социальной дезадаптации [6].

Сейчас достойной альтернативой ПНИ является организация программы сопровождаемого проживания лиц с интеллектуальными нарушениями на базе дома или квартиры, что предполагает социализацию молодых людей, развитие их коммуникативных навыков и подготовку к самостоятельному проживанию.

Понимание особенностей развития межличностных отношений при умственной отсталости требует пристального внимания к их диагностике и психологическому сопровождению. Стоит отметить, что межличностные отношения между молодыми людьми с умственной отсталостью складываются трудно и медленно, для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Лицам с интеллектуальными нарушениями сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива [3]. Для них характерно использование чужой оценочной шкалы, когда оценки, одобряемые социумом, не соотносятся с особенностями собственной личности. А. И. Гаурилюс называл это «эффектом зеркала» [4 с.17].

В данной работе проводилось исследование межличностных отношений в группе сопровождаемого проживания выпускников Мокшанского детского дома-интерната с умственной отсталостью в легкой степени  (МКБ: F70) в Арт-поместье «Новые Берега» г. Пензы. Группу проживания состояла из 7 человек (5 мальчиков и 2 девочки от 22 до 27 лет), изъявившие желание принять участие в новой программе сопровождаемого проживания АНО «Квартал Луи», перенятой на стажировке некоммерческих организаций в Хельсинки от Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

В качестве основного метода исследования применялась проективная методика «Топосоциограмма» Л.Ю. Бухлиной [1]. Данная методика позволяет изучить систему отношений в группе через оценку их актуальности, авторитетности, влиятельности (власти), эмоциональной близости, а также   сравнить картины реальных, желаемых и отраженных отношений в группе  и получить субъективную оценку уровня удовлетворенности отношениями в группе. Методика предполагает стимульный материал – окружность d =11 см на листе А4 и справа от нее отрезок длиной 10 см., и два варианта  инструкций для отображения реальных и желаемых отношений в группе:

1) «Представь, что круг, нарисованный на листе – это ваш с ребятами дом, где вы все вместе живете сейчас. Нарисуй в этом круге самого себя и остальных ребят в форме кружков, подпиши их имена и номер по порядку». По завершении выполнения задания, испытуемому предлагается оценить уровень удовлетворенности отношениями в группе: «Перед тобой на листе нарисована шкала от 0 до 10. Пожалуйста, поставь галочку на той цифре, на сколько тебе нравится жить в этом доме с ребятами. Ноль здесь – это совсем невыносимо, пять – нормально, а десять – очень нравится».

2) Инструкция: «Этот круг – также ваш дом. Давай пофантазируем: как бы ты расположил себя и остальных ребят внутри круга, если бы все было бы так, как ты хочешь? Также нарисуй самого себя и остальных ребят в форме кружков и подпиши их имена и номер по порядку».

Изучались отношения и далее сравнивались как в условиях сопровождаемого проживания, так и ретроспективно в условиях проживания в детском доме.

Стоит отдельно отметить, что данная методика была впервые апробирована на людях с ментальными нарушениями. Мы остановили свой выбор именно на ней, потому что посчитали ее максимально адекватной для выполнения испытуемыми с данными нарушениями. 

Особенности  актуальности восприятия отношений в группе сопровождаемого проживания определяются порядком рисования членов группы каждым из них. На первом месте рисуется тот человек, кто первым возникает в сознании испытуемого. Для испытуемых с умственной отсталостью характерно актуализировать, прежде всего, других членов группы сопровождаемого проживания, хотя в идеальных отношениях прослеживается тенденция рисовать свою фигуру в начале. Эта стратегия проявляется на более раннем этапе – пребывании в детском доме, но большинство из них уже потенциально желают актуализировать собственную персону в своем сознании.

Соотношение размеров кругов, отображающих членов группы, характеризуют степень авторитетности испытуемых. В реальных отношениях 2 человека приписывают своей фигуре большую авторитетность в группе, рисуя себя больше остальных, в идеальных отношениях – 4 человека, что не соответствует их объективному статусу авторитета в группе (занимают среднее место в группе). Это указывает на то, что в реальных отношениях члены группы не совсем довольны своей позицией, 4 человека желают обладать большим авторитетом в группе, но на данный момент не могут изменить эту ситуацию, что выливается во внутренний и внешние конфликты. Также были выявлены самые авторитетные члены группы, по мнению испытуемых – это юноша и девушка, хотя субъективно они склонны преуменьшать свой авторитет. Юноша ставит в реальных отношениях себя на 5 место, а девушка на 3. Вдобавок был выделен член группы, наделенный самым меньшим авторитетом.

В свою очередь 4 человека рисовали примерно равные по объему фигуры, 2 человека придавали своей фигуре сравнительно больший объем, что может говорить о придание себе большей авторитетности в группе, по сравнению с другими ее членами. Один испытуемый относительно других фигур нарисовал свою разительно больше, что может указывать на эгоцентричность.

С точки зрения распределения авторитетности отношений в группе можно говорить об отсутствии гармонии, напряженности в отношениях, так как на авторитетность претендуют члены группы, которые объективно ей не обладают, а большим авторитетом наделены те, кто не притязает на него.

На распределение власти в отношениях членов группы указывает взаиморасположение фигур по высоте, чем выше, тем более значительное влияние этой фигуры в группе в представлении испытуемого. 

В реальных отношениях только один испытуемый придает себе большую власть в группе, хотя, по мнению остальных такой не обладает. Остальные же ставят себя в промежутке от 2 до 3 места, наделяя большей властью вышеописанных юношу и девушку. В группе выявлен юноша, оказывающий наименьшее влияние, по мнению остальных. Похожая тенденция отмечалась выше, в рассмотрении ситуации авторитета в группе.

В идеальных отношениях ситуация меняется, и уже 4 человека наделяют себя большей властью, по сравнению с другими. Это опять же указывает на желание занимать более весомую роль внутри коллектива, что по различным обстоятельствам сейчас недоступно. У одного из испытуемых в реальных и идеальных ситуациях власти и авторитета сохраняется тенденция постановки себя на первое место, что противоречит мнению остальных членов группы и выявленным лидерам. Также стоит отметить, что один из лидеров, вышеописанный юноша, не наделяет сам себя не наибольшей властью, ни авторитетом. В данном случае,  можно предположить, что такая ситуация возможна по причине того, что среди всех членов группы данный молодой человек имеет наиболее позитивную картину протекания ментальной инвалидности, проявляет большую адекватность, социальную и личную ответственность.

Вследствие этого наблюдается напряженность отношений в группе, обусловленная особенностями либо тех, кто реально обладают властью, но при этом недооценивают свою роль в группе, либо тех, кто мечтает о большей власти, но в реальности ей не обладает. 

Степень эмоциональной близости регистрировалась по дистанции фигур друг от друга. Соответственно, в реальных отношениях больше половины группы (4 человека) проявляют высокую дистанцированность друг от друга, но в «идеальной группе» 4 из 7 человек располагают фигуры значительно ближе, что предполагает их запрос на близость и сплочение коллектива.

С целью выявления динамики межличностных отношений испытуемых, проводилось сравнение уровней удовлетворенности жизнью в группе сопровождаемого проживания и ретроспективно с жизнью в детском доме.

Таблица 1.

Показатели шкалы удовлетворенности отношениями в доме сопровождаемого проживания и ретроспективно в детском доме-интернате

 

                      Испыт-й

 

Учреждение

Т.

М.1

К.

Д.

М.2

С.

Е.

Дом сопровождаемого проживания

8/10 б.

7/10  б.

10/10 б

1/10 б.

8/10 б.

5/10 б.

7/10 б.

Детский дом-интернат

4/10 б.

3/10 б.

4/10 б.

0/10 б.

3/10 б.

3/10 б.

2/10 б.

 

Уровень удовлетворенности жизнью в группе сопровождаемого проживания значительно увеличился относительно отношений в детском доме (табл.1). Если жизнь в системе детского дома все испытуемые оценили ниже среднего, то в новых условиях оценка увеличилась почти в два раза, за исключением одного испытуемого. Данный молодой человек, по результатам методики, проявляет желание к значительно большей авторитетности в группе, что противоречит объективной оценки его низкой значимости в группе. В этой ситуации можно предположить, что данный испытуемый имеет желания, которые не может реализовать в жизни, и ответственность за это он склонен перекладывать на остальных людей, что является проявлением инфантилизма, который отмечается в структуре нарушения интеллекта.

Что касается большинства испытуемых, то рост удовлетворенности отношениями в группе сопровождаемого проживания можно связать с возможностью удовлетворения потребности в большей эмоциональной близости по сравнению с отношения в детском доме и в месте, для проявления собственного «Я», что они получили в условиях дома, где сейчас живут, работают и учатся.

Таким образом, полученные результаты демонстрируют позитивные изменения структуры отношений членов группы в условиях сопровождаемого проживания по сравнению с ретроспективной оценкой такового в детском доме. О чем свидетельствуют возросшая до высоких показателей удовлетворенность жизнью в новых условиях, частично реализовавшийся запрос на эмоциональную близость в отношениях, при сохранении неудовлетворенности в этом аспекте отношений, тенденции к актуализации своей персоны в отношениях и запросе на повышение авторитета в группе. Напряженность отношений в группе обусловлена  особенностями либо тех, кто реально обладают властью и авторитетом, но при этом недооценивают свою роль в группе, либо тех, кто притязает на большее влияние в группе, но объективно им не обладает.  

Литература:

  1. Бухлина Л. Ю. – Связь социальной позиции личности в группах членства с социометрическим статусом // Известия ПГПУ им. в. г. Белинского. 2012. № 28. С. 1161–1166.
  2. Бажникова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. - 1995. − №5. - 56 с.
  3. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб., М., Краснодар: Тривола, 2003. - 392 с.
  4. Гордиенко Е.А. Некоторые психолого-педагогические аспекты взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе //Дефектология.- 1981.- №5. С. 14-20.
  5. Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С.А. Завражин, Л.К. Фортова.— М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 400 с.
  6. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. Для дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя-дефектолога/Ю.Н. Кислякова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 48 с.

References:

  1. Bukhlina L. Yu. - Relationship of the social position of the individual in the membership groups with the sociometric status // Izvestiya PGPU im. v. town of Belinsky. 2012. No. 28, pp. 1161–1166.
  2. Bazhnikova I.M. Correctional tasks and main directions in the organization of the educational process in an orphanage (boarding school) for children with intellectual disabilities. // Defectology. - 1995. - No. 5. - 56 p.
  3. Vygotsky L. S. Fundamentals of defectology / L. S. Vygotsky. - SPb., M., Krasnodar: Trivola, 2003 .-- 392 p.
  4. Gordienko E.A. Some psychological and pedagogical aspects of the relationship of mentally retarded students in the team // Defectology.- 1981.- №5. S. 14-20.
  5. Zavrazhin S.A. Adaptation of children with disabilities: A textbook for students of pedagogical educational institutions / S.A. Zavrazhin, L.K. Fortova. - M .: Academic Project; Tricksta, 2005 .-- 400 p.
  6. Kislyakova Yu.N. Formation of skills of social and household orientation in children with developmental disorders. Travel to the world of surrounding objects. For preschool and primary school age: a guide for a teacher-defectologist / Yu.N. Kislyakov. - M.: Humanities, ed. center VLADOS, 2004 .- 48 p.