DOI: 10.17689/psy-2021.1.10
УДК 159.9
Медиаобраз трудового мигранта в период пандемии COVID-19
© 2021 Осин Роман Викторович*,
* кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология», Пензенский государственный университет (г. Пенза), e-mail: june-89@mail.ru
Аннотация: Автор рассматривает образ мигрантов, конструируемый в СМИ и его характеристики в период пандемии COVID-19. Концептуальной основой исследования стали результаты контент-анализа сообщений, размещенных в интернет-изданиях в 2020 г. Всего проанализировано 250 публикаций. Анализ текстов выявил, в основном, негативную тональность в представлении ситуации с мигрантами. Сложное положение трудовых мигрантов осложняется распространением фейковой информации о зараженных, вспышкой ксенофобских настроений и активизацией мигрантофобии.
Ключевые слова: медиаобраз мигранта; трудовой мигрант; миграция; COVID-19; пандемия; СМИ; мигрантофобия.
Media image of a labor migrant during the COVID-19 pandemic
© 2021 Osin Roman Viktorovich*,
* PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of General Psychology, Penza State University (Penza, Russia), e-mail: june-89@mail.ru
Annotation: The author examines the image of migrants constructed in the media and its characteristics during the COVID-19 pandemic. The conceptual basis of the study was the results of content analysis of messages posted in online publications in 2020. A total of 250 publications were analyzed. The analysis of the texts revealed mainly a negative tone in the presentation of the situation with migrants. The difficult situation of labor migrants is complicated by the spread of fake information about the infected, the outbreak of xenophobic sentiments and the intensification of migrant-phobia.
Keywords: media image of a migrant; labor migrant; migration; COVID-19; pandemic; MEDIA; migrantophobia.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00445 «Социально-психологическая адаптация трудовых мигрантов в России: условия, факторы и механизмы»
В России постоянно проживают больше 11 миллионов мигрантов о которых существует много стереотипов и в тоже время проводится мало качественных научных исследований о их жизни. СМИ как средство формирования межличностного взаимодействия и гражданского общества должны способствовать налаживанию диалога между принимающем обществом и инокультурных, иноэтничных групп и способствовать их адаптации и интеграции в новую социальную среду наряду. Однако зачастую происходит все наоборот [Осин, Константинов, 2019, 2020; Ивлева, Тавровский, 2019].
Стигматизация мигрантов в обычное время в СМИ не нова, однако вызывает интерес, как будет изменяться образ определенных групп, таких как мигранты, в кризисных ситуациях. Известно, что от терроризма до вспышек болезней мигранты часто нарекались негативными коннотациями, исходящими из угроз для местного населения. Эпидемии иногда воспринимались как «инородные», как, например, в случае с холерой в 1830-х годах, с ВИЧ/СПИДом в 1980-х гг. или, совсем недавно, в связи с гриппом (H1N1). В этом смысле пандемия COVID-19, как представляется, тоже не является исключением [Васильев, Власова, 2020; Леденёва, Безвербная, 2020].
Для анализа медиаобраза трудовых мигрантов, его трансформации во время пандемии был выбран количественный метод контент-анализа применительно к публикациям информагентств, посвященным темам миграции. Выборку публикаций составила практика трех федеральных информационных агентств (сетевых изданий) – «РИА-Новости» (www.ria.ru), «Интерфакс» (www.interfax.ru), «ТАСС» (www.tass.ru) – за период с 01.03.2020 – 31.12.2020. Выборка составила 250 публикаций.
Больше чем в половине публикаций освещение трудовых мигрантов носило негативный характер – 64%. Этот тренд освещения сохранился, поскольку, согласно исследованиям, для российских СМИ типично транслировать тематику миграции преимущественно с позиций негатива.
Однако, если ранее негативные публикации были связаны с освещением тем, касающихся преступлений, совершаемых мигрантами, сокращением квот на иностранную рабочую силу, негативной репрезентацией относительно трудовых мигрантов и т.д., то в период пандемии сообщения этой направленности (помимо типичной криминальной хроники) апеллировали к угрозам распространения и завоза инфекции и негодности для российской экономики (в связи с тем, что освободилось количество рабочих мест для коренного населения в будущем).
Положительный характер публикаций (18%) в основном отсылал к мерам и предлагаемым инициативам поддержки трудовых мигрантов, автоматическом продлении их срока пребывания на территории РФ и частичной «амнистии» за нарушения ими миграционного законодательства. Однако и тут большинство публикаций касаемо трансляции образа мигрантов описывали их в свете бедных, нуждающихся и живущих в неблагоприятных условиях. Реже публикации имеют позитивный характер, где речь идет о работе мигрантов курьерами, санитарами, дворниками или о помощи мигрантам, предоставляемую их соотечественниками. В частности, сообщение о том, что Международный фонд миллиардера Ф. Шодиева (ICF) осуществляет благотворительные акции в поддержку граждан Узбекистана во время эпидемии COVID-19. Основной задачей центра «Саховат» является оказание экстренной помощи узбекистанцам и их семьям, оставшимся без работы и средств к существованию на территории России, и тем, кто не успел вернуться на родину из-за введения карантинных мер по борьбе с COVID-19 [Исаев, 2020].
Конструируемые онлайн-изданиями текстовые сообщения содержат преимущественного негативный характер на фоне преобладания потенциально конфликтных информационных поводов. Трудовой мигрант предстает как угроза безопасности гражданам России. Мигранты упоминаются в контексте правонарушений как режима самоизоляции, так и совершения преступлений. Трендами негативной тематики стали проблемы здравоохранения и типичное освещение криминальной хроники. Важно отметить, что переход негативного характера публикаций от проблем экономики к проблемам здравоохранения, в первую очередь связан с усилением характеристики негативного образа трудовых мигрантов как носителей опасных заболеваний (в данном случае – носителей COVID-19). Это обуславливается в первую очередь тем, что сама характеристика кризисной ситуации предполагает распространение опасного заболевания. Вероятно, если бы имелся другой тип кризиса (например, экологическая катастрофа), то стигматизация указанных групп превалировала бы в темах социальной политики и экономики.
Касаемо характеристик негативного образа мигрантов исследование показало следующие направления:
- в публикациях, посвященных проблемам преступности трудовые мигранты освещались, как «злостные» нарушители миграционного законодательства, и более негативно, как люди, совершающие тяжкие преступления (убийства, нелегальная торговля запрещёнными веществами);
- в публикациях, посвящённых социальной политике – как нуждающиеся, живущие в неблагоприятных условиях. Проблема обеспечения мигрантов работой на время карантина и оказания им помощи также вызывает резко негативный отклик у россиян, которые оказались в не менее, чем мигранты, трудной жизненной ситуации из-за потери работы;
- практически во всех публикациях, посвящённых темам здравоохранения, трудовые мигранты характеризовались как «носители COVID-19». Подобное обстоятельство может свидетельствовать о трансляции страхов, исходящих от эпидемии, на потенциально опасный, поскольку изначально чужеродный, объект – мигрантов;
- в экономических темах образ трудовых мигрантов описывался через сферу профессиональной принадлежности (мигранты-строители) с акцентом на иностранное происхождение (в частности это происхождение и контекстуальное противопоставление «свой/чужой» продуцировалось во всех публикациях), а также как неэффективных для российской экономики. Подобная трансляция типична для российской печатной и электронной прессы на протяжении долгого времени, что также способствует усугублению проблемы неэффективности национальной политики в области адаптации и интеграции трудовых мигрантов.
В целом можно отметить, что ситуация с освещением темы миграции и мигрантов на фоне пандемии COVID-19 представляется больше негативной, чем позитивной. СМИ не только не создают позитивного отношения к мигрантам, а наоборот, нередко провоцируют негативную реакцию читателей. Мигрант скорее выглядит как проблема и раздражитель для общества или как угроза. Образ мигранта как «чужого», подаваемый СМИ в форме эмоциональной экспрессии, противодействует созданию адекватных взаимоотношений между местным населением и мигрантами из Средней Азии. Особенно сильнее этот негатив проявляется в условиях жестких ограничительных мер и сложной эпидемиологической обстановки в стране.
Таким образом, эпидемиологическая ситуация вокруг COVID-19 повлияла на усиление негативного образа мигрантов в транслировании информационных агентств только лишь в той части, которая касается ее специфики и особенностей. Иными словами, пандемия COVID-19 усилила медиаобраз мигрантов как носителей опасных заболеваний. Данное обстоятельство – пример того, как кризисная ситуация способствует воспроизводству коллективного иллюзорного архетипа чужого и свидетельствует о переносе опасностей кризиса на наиболее «непонятный», «чужеродный» объект, который в силу этой чужеродности для коренного населения, является потенциально опасным. Отчасти этот вывод подтверждает механизм этнической ксенофобии, основывающийся на естественной норме человеческого существования – «страха перед всем чужим».
Литература:
- Васильев В. Е., Власова К. В. Образ мигрантов в российских интернет-СМИ в период пандемии COVID-19 / В.Е. Васильев, К.В. Власова // Вестник общественных и гуманитарных наук. - 2020. - Т. 1. - № 3. - С. 44–51.
- Ивлева И.В., Тавровский А.В. Образы трудовых мигрантов в массмедиа / И.В. Ивлева, А.В. Твровский // Этнографическое обозрение. - 2019. - № 1. - С. 149-165.
- Исаев Т. Международный фонд миллиардера Шодиева поможет узбекским мигрантам в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://podrobno.uz/cat/obchestvo/mezhdunarodnyy-fond-milliardera-shodi… (дата обращения: 23.07.2021)
- Константинов В.В., Осин Р.В. Отношение принимающего населения к трудовым мигрантам: представления, взгляды, социальная дистанция / В.В. Константинов, Р.В. Осин // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – № 2; URL: psykaf417.esrae.ru/25-294 (дата обращения: 02.07.2021)
- Леденёва В.Ю., Безвербная Н.А. Формирование образа мигранта в СМИ и социальных сетях на фоне эпидемии COVID-19 (по результатам контент-анализа Интернет изданий) / В.Ю. Леденёва, Н.А. Безвербная // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2020. - №3. – С. 95-105.
- Осин Р.В., Константинов В.В. Эмоциональное отношение к медиаобразу мигранта // Психология экстремальных профессий: [сборник статей] / материалы II Международной научно-практической конференции (27-29 июня 2019 г., г. Архангельск и Соловецкие острова, Архангельская область, Российская Федерация) / [сост. и отв. ред. Я.А. Корнеева]. – Электронные текстовые данные. – Архангельск: Издательство РАО, 2019. – 197 с.
References:
1. Vasil'ev V. E., Vlasova K. V. Obraz migrantov v rossijskih internet-SMI v period pandemii COVID-19 / V.E. Vasil'ev, K.V. Vlasova // Vestnik obshhestvennyh i gumanitarnyh nauk. - 2020. - T. 1. - № 3. - S. 44–51.
2. Ivleva I.V., Tavrovskij A.V. Obrazy trudovyh migrantov v massmedia / I.V. Ivleva, A.V. Tvrovskij // Jetnograficheskoe obozrenie. - 2019. - № 1. - S. 149-165.
3. Isaev T. Mezhdunarodnyj fond milliardera Shodieva pomozhet uzbekskim migrantam v Rossii [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: https://podrobno.uz/cat/obchestvo/mezhdunarodnyy-fond-milliardera-shodi… (data obrashhenija: 23.07.2021)
4. Konstantinov V.V., Osin R.V. Otnoshenie prinimajushhego naselenija k trudovym migrantam: predstavlenija, vzgljady, social'naja distancija / V.V. Konstantinov, R.V. Osin // Nizhegorodskij psihologicheskij al'manah. – 2020. – № 2; URL: psykaf417.esrae.ru/25-294 (data obrashhenija: 02.07.2021)
5. Ledenjova V.Ju., Bezverbnaja N.A. Formirovanie obraza migranta v SMI i social'nyh setjah na fone jepidemii COVID-19 (po rezul'tatam kontent-analiza Internet izdanij) / V.Ju. Ledenjova, N.A. Bezverbnaja // Nauchnoe obozrenie. Serija 1: Jekonomika i pravo. – 2020. - №3. – S. 95-105.
6. Osin R.V., Konstantinov V.V. Jemocional'noe otnoshenie k mediaobrazu migranta // Psihologija jekstremal'nyh professij: [sbornik statej] / materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (27-29 ijunja 2019 g., g. Arhangel'sk i Soloveckie ostrova, Arhangel'skaja oblast', Rossijskaja Federacija) / [sost. i otv. red. Ja.A. Korneeva]. – Jelektronnye tekstovye dannye. – Arhangel'sk: Izdatel'stvo RAO, 2019. – 197 s.