DOI: 10.17689/psy-2013.1.5
УДК 392.3:15
© 2013 Плешакова Ольга Владимировна
кандидат психологических наук, преподаватель кафедры социальной работы и психологии Пензенского филиала Российского государственного социального университета,
г. Пенза, p-olga8@bk.ru
Аннотация. В статье разработана и обоснована оригинальная структурная модель комплексного психологического сопровождения семьи, которая состоит из четырех взаимодополняющих программ. Подробно раскрывается их содержание и описываются способы практического применения.
Ключевые слова: семья, культура воспитания, психологическое сопровождение.
On the problem of developing a model of complex psychological guidance of the family
© 2013 Pleshakova Olga Vladimirovna
Candidate of Psychological Sciences, lecturer at the social work and psychology department of Penza branch of Russian State Social University (Penza), p-olga8@bk.ru
Annotation: This article develops and explains the original structural model of complex psychological guidance of the family, which consists of four mutually reinforcing programs. Their content is brought to life and the methods of practical use are described.
Keywords: family, upbringing culture, psychological guidance.
Ускоренный темп современной жизни, её урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостатком нравственно-этических начал в семейных отношениях, низкой социально-психологической культурой общения подрывают основы системы семейных ценностей. Брачные союзы становятся всё более краткосрочными. Потеряна ценность брака – как объединения в семью не только для совместного проживания, но и для ведения совместного хозяйства, для рождения детей и т.п. Происходит разделение в представления молодежи между семейными и брачными отношениями. Семейные отношения, при этом, не связываются с брачными. Этому способствуют и представления общества о непрестижности официального брака, извращенное представление общества о свободе личности (считается, что брак ограничивает свободу личности), законодательство (провоцирует безответственное отношение молодых людей к браку, так как при юридическом оформление брака обязательства сторон различны, нежели при заключении «гражданского»).
Также, укреплению семейно-брачных отношений мешают и соображения карьерного роста (не создав семью в «своё» время, молодой человек либо теряет актуальность её создания в принципе, либо требования к партнеру становятся такими завышенными, что реализовать их практически невозможно). В уже существующих семьях зачастую встречаются различные девиации внутрисемейных отношений. Так, одностороннее доминирование матери приводит к снижению роли отца в семье, и он не способен своевременно разрешать личностные проблемы развития своих детей; психологическое перенапряжение и неудачи на работе у родителей, в связи с общим нестабильным положением в стране и требованиями профессиональной деятельности, претендующими не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребенок чаще проводит время у телевизора или компьютера, чем с родителями; появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведёт к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. Всё это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности, на функционирование семьи в целом; углубляет изоляцию и увеличивает дефицит общения между членами семьи.
Общество и власть не должны ограничиваться призывами и рекламными клипами, а также разовыми мероприятиями и нотациями, необходимо отметить, что общая картина построения семейных взаимоотношений, семейного воспитания и всей жизни в семье во многом определяется тем, как люди представляют себе её ещё до того, как они реально стали участниками этих отношений. В разных регионах России внедряются программы по формированию психологической готовности студентов к брачным отношениям [Зудилина, 2008], по гармонизации детско-родительских отношений [Техтелева, 2008], психологической поддержке беременных и т.п.
Таким образом, при большом интересе исследователей к феномену семьи и семейным отношениям, различным аспектам этих отношений, неразработанной остается комплексная программа психологической поддержки семьи, начиная с формирования взглядов человека на семейные отношения и брак, и далее в процессе создания и функционирования семьи. Конечно, данная программа не может быть универсальной для всей России. Необходимо конкретизировать её для каждой социальной группы, учитывая многообразие существующих семейных отношений и традиций.
В нашем исследовании предлагается комплексная модель психологического сопровождения семьи, которая состоит из четырех взаимодополняющих программ. Рассмотрим каждую программу подробно:
1. Как отмечалось выше, система ценностей современного российского общества не дает четкого ответа на вопросы молодежи о статусе семьи, о требованиях общества к ней; о престижности брака и ответственности партнеров за него; о ролевом распределении в семье и обязанностях ее членов и т.п. Сейчас молодой человек не может ориентироваться и на образ родительской семьи, так как нестабильность в общественных отношениях деформирует внутрисемейные отношения. Это актуализирует необходимость поддержания авторитета брачно-семейных отношений в глазах молодого поколения. Кроме того, наиболее активно личностное самоопределение молодежи в различных жизненно важных сферах (образовании, будущей профессиональной деятельности, семейной жизни, культуре, политике и т.д.) происходит в студенческий период [Чичикин, 2002]. Именно на данном возрастном этапе происходит активное формирование системы идеалов, ценностей и ориентаций в жизни любого индивида. указанная система еще недостаточно стабильна в силу возрастно-психологических особенностей развивающейся личности, поэтому именно в данный период возможности воздействия на ее формирование максимальные [Журавлева, 2002].
Таким образом, в качестве начальной программы комплексной модели психологического сопровождения семьи нами предлагается факультативный курс занятий со студентами, раскрывающий особенности начальной стадии развития семейно-брачных отношений, так как проблемы формирования супружеской пары, особенностей выбора партнера, семейного воспитания и способов эффективного построения взаимодействия между членами семьи не находят в полной мере своего отражения в образовательных программах и учебно-методических пособиях. Даже существующие дисциплины для некоторых специальностей (семьеведение, психология семейных отношений, психология семьи и т.п.) читаются студентам в отрыве от их реальной жизни.
При изучении проблем семьи, материал преподносится как теоретическое знание, которым должен обладать студент, а не как знание, которое он должен использовать и в отношении себя, своей семьи. Чужие примеры ничему не учат, целесообразнее разбирать конкретные ситуации, предлагаемые студентами. Традиционная форма семинара, с четко определенными вопросами и заранее сформулированными выводами для таких дисциплин, на наш взгляд, не подходит.
Формы их проведения должны более демократичными: «круглый стол», «пресс-конференция», тренинги, сюжетно-ролевые игры и т.п. Обсуждая частные проблемы, студенты неизбежно выйдут на общие, и тогда выводы будут результатом их собственного поиска.
Факультативный курс «Семья» проводится на базе психологической службы вуза на постоянной основе. Посещение занятий добровольное. Данный курс проводится ежегодно, и тот, кто не смог посетить какое-то занятие, может это сделать в следующем учебном году. Программа содержит три раздела:
- теоретический (способствует приобретению знаний в области психологии брачных отношений, формированию мотивов, определяющих благополучие отношений супругов в браке);
- практический (направлен на развитие умений, навыков, качеств личности, необходимых для построения конструктивных отношений в браке, на развитие самосознания учащихся);
- консультационный (включает индивидуальные консультации, которые помогают студентам осознать особенности собственной личности, способствуют развитию самосознания).
Цель программы: ориентация студентов на осознание и принятие ценности брака и семьи, формирование характеристик, способствующих построению конструктивных отношений в браке.
Задачи, способствующие реализации цели программы:
- формирование системы знаний и представлений о предназначении семьи и брака, их функционировании, роли в человеческом обществе и жизни каждой отдельной личности;
- формирование мотивов, направленных на создание и сохранение брака как социального института;
- формирование у студентов представления о феномене родительства и его компонентах, о психологическом сопровождении родителей;
- углубление интереса студентов к проблеме семьи, материнства и отцовства;
- формирование системы практических умений, навыков и качеств личности, необходимых в общении и взаимодействии с партнером;
- развитие самосознания студентов.
Реализация программы происходит посредством различных психолого-педагогических методов:
- методы телесноориентированной терапии включают сеансы релаксации, что позволяет участникам перейти от негативных оценок себя к продуктивным оценкам и отношениям;
- методы арттерапии используется как способ повышения креативности каждой личности в отдельности и группы в целом (рисование акварельными красками, лепка из пластилина, работа со сценариями родительско-детских или супружеских отношений);
- методы трансактного анализа используются для фиксации и анализа эго состояний участников, для коррекции интерперсональных отношений;
- ролевые игры ориентированы на формирование и развитие психологической компетенции будущих супругов, родителей в выборе стиля внутрисемейного общения с учётом характерологических особенностей его участников;
- психоанализ дает возможность исследования патологизации взаимоотношений личности с другими людьми;
- гештальттерапевтические методы способствуют осознанию парадоксальности и метаморфозности развития отношений с другими людьми;
- методы экзистенциальной терапии направлены на формирование нового понимания собственного существования; на развитие способности открывать для себя новые жизненные горизонты, видеть перспективы своего существования и реальность жизни;
- когнитивные методы теории личностных конструктов открывают закономерности детерминации поведенческого цикла «Ориентировка – Выбор–Исполнение», фиксированные представления о себе и о других;
- бихевиоризм помогает определить нарушения атрибутов взаимодействия (трансферов) человека и общества, имеет в своем арсенале средства разрушения неэффективного взаимодействия, а также психологические механизмы приобретения навыков исправленного поведения в межличностных отношениях;
- методы символодрамы обнаруживают неудовлетворенность каких-либо архаических потребностей, неразрешенных личностных проблем [Эйдемиллер, 2001].
Таким образом, результатами реализации факультативного курса «Семья», как начальной программы комплексной модели психологического сопровождения семьи являются:
- укрепление семьи как ячейки общества, повышение статуса семьи в обществе;
- формирование положительного отношения к семье и браку, установки на осознанное родительство;
- формирование необходимых психолого-педагогических и социальных знаний о семье и способах гармоничного общения между ее членами, а также навыков такого общения;
- снижение уровня девиаций во внутрисемейных отношениях.
2. Второй программой в комплексной модели психологического сопровождения семьи является проект «Психологическая поддержка беременных и подготовка к материнству (отцовству)», которая поможет семье плавно подготовится к изменению статуса и образа жизни, осознать и почувствовать всю радость материнства и отцовства в полной мере.
Культура каждого народа имеет свои особенности, где далеко не последнее место занимают быт и традиции, уклад семьи. Семья – фактически единственный оплот традиционного воспитания, которое является основой физического и психического здоровья человека. Поэтому родительство является не менее серьезной «профессией», чем трудовая занятость в общем её понимании; более того, это один из важнейших механизмов, через который осуществляется трансляция культуры. Как известно, жизнь ребенка во многом формируется еще в утробе матери и зависит от мыслей, поиск удовлетворяющего направления в жизни.
Не секрет, что психологический комфорт будущей матери во многом зависит от поведения и взаимоотношений с отцом ребенка. Поэтому умение создать дружную семью, где учитываются желания и способности каждого из его членов, где имеются семейные традиции, где существуют общие проблемы и учитываются интересы каждого, независимо от положения в обществе и возраста, где хорошо относятся и к детям и к старикам является важным и неотъемлемым условием построения здоровой семьи и воспитания здоровых детей.
Целью программы «Психологическая поддержка беременных и подготовка к материнству (отцовству)» является расширение знаний обоих родителей в области естественного и гармоничного психофизического воспитания ребёнка с первых дней его жизни; а также популяризация и внедрение естественных методов оздоровления, совершенствования культуры рождения и воспитания.
Основные задачи программы:
- укрепление семьи как ячейки общества;
- формирование установки на осознанное родительство;
- укрепление внутрисемейных отношений: подготовка супругов к рождению малыша, воспитание в родителях умения совместных и равноправных действий при развитии ребенка, умение жить не для ребенка, а вместе с ним, начиная с момента зачатия.
Программа «Психологическая поддержка беременных и подготовка к материнству (отцовству)» содержит три раздела:
- теоретический (способствует приобретению знаний в области пренатальной психологии, формированию мотивов, определяющих благополучие внутрисемейных отношений);
- практический (направлен на развитие умений, навыков, качеств личности, необходимых для реализации функций родителей, гармоничного психофизического развития ребенка, построения конструктивных внутрисемейных отношений, на развитие самосознания будущих родителей).
Этот раздел программы реализуется посредством активных форм взаимодействия в группе: тренинги с применением методов различных психологических школ, спортивные занятия, сюжетно-ролевые игры, творческие игры и т.п.;
- консультационный (включает индивидуальные консультации, которые помогают будущим родителям ситуации, способствуют развитию самосознания). Этот раздел реализуется через проведение (по желанию родителей или при необходимости) психологического консультирования в очной или заочной (интернет-консультирование) формах.
В зависимости от характера супругов, их возможностей и потребностей можно рекомендовать различные виды занятий, родители могут составить свой план подготовки к рождению и развитию малыша. Таким образом, данная программа является достаточно гибкой.
В результате реализации программы «Психологическая поддержка беременных и подготовка к материнству (отцовству)» молодые родители избавляются от страхов во время беременности и перед родами, перед новой беременностью; заранее продумывают бытовые стороны жизни с малышом и распределяют внутрисемейные обязанности по дому; учатся строить отношения с ребенком, учитывая его личностные особенности (темперамент, таланты, предпочтения и т.п.); появляется желание и умение совместных игр с малышом; происходит переоценка родителями своей роли в формировании семьи; снижается конфликтность при воспитании детей; происходит укрепление семьи.
3. «Заботливый родитель» является третьей программой в комплексной модели психологического сопровождения семьи, включающей занятий с родителями детей, посещающих детский сад или готовящихся к его посещению.
Целью программы является содействие и психологическая помощь родителям в процессе воспитания детей.
В соответствии с целью в процессе проведения программы решаются следующие задачи: 1) помочь родителям осознать свою позицию по отношению ребенку и проанализировать основные психологические установки родительства; расширить возможности понимания своего ребенка родителями, улучшить рефлексию своих взаимоотношений с ребенком; 2) помочь в выборе стиля родительско-детских отношений как творческого процесса, учитывающего личностные особенности родителей и детей; выработать новые навыки взаимодействия родителей с ребенком; 3) способствовать ориентации супружеской пары на гармоничные отношения в семье; активизировать коммуникации в семье.
В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном, и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, как формируется под их влиянием характер ребенка. Поэтому основной формой проведения занятий является социально-психологический тренинг. Основной идеей тренинга является формирование осознанной
я-концепции родителя, его ролевой позиции, зрелость которых обеспечивает адекватность родительских представлений о характере ребенка, согласованность реальных и идеальных представлений о ребенке, дифференцированность представлений и их эмоционально положительную направленность.
Также в процессе реализации этой формы работы с группой более эффективно происходит формирование у родителей адекватных представлений о характере ребенка, которые являются необходимыми для сотрудничества с ним. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье, является следствием развития представлений о ребенке как о самостоятельной личности, обеспечивает формирование отношений ребенка. При нарушенных представлениях о ребенке осуществление воспитательных функций становится проблематичным.
Предметом работы является осознание своего состояния, понимание того, что происходит во взаимоотношениях с ребенком, оценка этих отношений.
Работа с психологическими утверждениями дала родителям не только опыт преобразования негативных представлений в позитивные, но и научила слушать, слышать и отбирать сознательно то, что происходит в родительско-детских отношениях в других семьях.
Основные блоки программы: диагностический; информационный; развивающий; консультационный.
Диагностический блок включает в себя изучение реальных и идеальных представлений родителей о ребенке перед проведением тренинга по следующим методикам: комплексная методика определения социально -психологического типа личности (В.М. Минияров), адаптированная для детей дошкольного возраста, родительское сочинение «Образ ребенка глазами родителя» (А.А. Шведовская), схема наблюдения за деятельностью и поведением ребенка» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Информационный блок представляет собой психологическую информацию, которую получали родители на занятиях. Эта информация касалась стилей семейного воспитания и соответствующих им социально-психологических типов личности ребенка, особенностей возрастного развития ребенка и способов консультационный блок включает в себя проведение индивидуального психологического консультирования по запросу родителей в очной или заочной (интернет-консультирование) формах и способствует решению сложных семейных проблем.
Развивающий блок раскрывается в конкретном содержании тех занятий, которые были заложены в структуру тренинга. Он состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, я-концепции; предоставляет возможность для активного самопознания и познания своего ребенка, для развития реальных и идеальных представлений о ребенке.
Консультационный блок включает в себя проведение индивидуального психологического консультирования по запросу родителей в очной или заочной (интернет-консультирование) формах и способствует решению сложных семейных проблем.
Первый этап программы построен на центрации на личности родителя, второй – на центрации на взаимоотношениях и взаимодействии с ребенком, и, наконец, последний центрирован на самого ребенка.
Первым направление программы «Заботливый родитель» является курс занятий по подготовке родителей к посещению их ребенком детского сада.
Целью этого курса является повышение адаптационных способностей ребенка к новым условиям в детском саду и культуры взаимодействия в семье. В результате реализации курса по подготовке родителей к посещению их ребенком детского сада повышаются психолого-педагогические знания родителей о возрастных особенностях ребенка, об особенностях адаптации в детском саду, культура воспитания и общения в семье; формируется представление о необходимости проведения подготовительных мероприятий с ребенком; разрабатывается индивидуальный план подготовки ребенка к детскому саду для каждой семьи; повышаются адаптационные способности ребенка при поступлении в детский сад.
Следующее направление – это работа с родителями, имеющими детей от полутора до семи лет. Этот курс предлагается в качестве психологического сопровождения процесса воспитания ребенка в семье.
Целью этого курса является гармонизация детско-родительских отношений и повышение социализации ребенка в обществе, а также обращение внимания на особенности возрастного развития ребенка и важность процесса воспитания как фактора, оказывающего непосредственное влияние на развитие личности ребенка и формирующего концепцию его взаимоотношений с миром в целом.
В результате проведения занятий с родителями повышается общий уровень культуры внутрисемейных отношений, формируются адекватные представления родителей о своем ребенке, формируются новые, более эффективные формы взаимодействия с ребенком.
4. Заключительная программа «Психологическое сопровождение семьи школьника» в экспериментальной модели комплексного психологического сопровождения семьи реализуется на базе общеобразовательных учреждений и направлена на создание социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий, организуемых в рамках общеобразовательного учреждения.
В систему психологического сопровождения семьи в период обучения ребенка в школе включаются все участники образовательного процесса. В качестве объекта психологического сопровождения может выступать ученик, конкретный родитель, конкретная семья, либо группа семей.
Вместе с тем, одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с родителями. Причин этому немало, и одна из них, по мнению многих психологов, связана с тем, что родители относятся к категории людей, которые достаточно активно сопротивляются любым предлагаемым им способам психологической работы. Поэтому при организации психологической помощи семьям, в том числе и родителям, необходимо учитывать ожидания родителей от процесса взаимодействия с психологом [Черепанова, 1997].
К сожалению, в большинстве случаев, практически каждый родитель видит перед собой образ психолога – волшебника, который пришёл в школу с целью решения всех проблем воспитания и обучения, ликвидации всех недостатков подрастающего поколения. но правильное профессиональное представление о роли психолога в учебном заведении формируется у родителей не сразу. Постепенная подготовка родителей школьников к психологическому сотрудничеству способствует определению границ взаимодействия и выявлению ожиданий родителей от сотрудничества в диаде «родитель – психолог», а также выявлению семей с нарушением детско-родительских отношений.
Программа «Психологическое сопровождение семьи школьника» реализуется в четыре этапа. Рассмотрим каждый этап последовательно.
Информационно-методический этап включает в себя общие сведение о профессии психолога, значимости психологических знаний в формировании у родителей интереса к практической психологии. Реализация данного блока происходит через индивидуальные и групповые беседы, лекции, психолого -педагогические конференции. Распространение новинок в области психологических знаний осуществляется через прямую раздачу материала родителям или оформление информационных стендов. Методическое обеспечение осуществляется по запросу родителей по различной психологической тематике. Формирование у родителей интереса к практической психологии осуществляется через беседы о практической психологии, имеющие увлекательный характер. Психолог может начать с любой тематики, которая будет интересна родителю независимо от основных задач. Важно давать родителям психологическую информацию как «материал» для возможностей по саморазвитию и самоизменению в серьёзной, а также в шутливой и игровой формах. Психолог должен стремиться к налаживанию психологического контакта с каждым родителем, демонстрации собственного профессионализма.
Диагностический этап включает в себя изучение особенностей семьи с помощью различных методов, интерпретация и анализ полученных данных. В процессе диагностики изучаются личностные параметры родителя, уровень психологического комфорта в семье, удовлетворённость браком и т. д.
Процедура социально-психологического исследования семьи – весьма трудоёмкая, требующая жёсткого соблюдения определённых этических требований. Рекомендуется проведение определённой диагностики одним лицом с соблюдением корректности в проведении исследования и трактовки экспериментальных данных. исследование проводится на добровольной основе. При этом необходимо довести до каждого родителя установку на то, что изучение не является самоцелью, а проводится в интересах семьи с целью гармонизации внутрисемейных отношений, влияющих на личность и развитие их детей [Ситников, 2001].
Дальнейшее сотрудничество с родителями осуществляется через индивидуальное консультирование. Консультативный этап включает в себя оказание реальной консультативной помощи родителям в вопросах личного характера семейного воспитания. На этом этапе в работе психолога необходимы дифференциация и индивидуализация, ориентированная на помощь различным группам и отдельным родителям в решении проблем обучения и воспитания собственных детей. Формы консультаций могут быть индивидуальными, и групповыми. В процессе консультации с родителями обсуждаются в основном проблемы следующего характера: 1) особенности познавательных процессов ребенка (плохая память, рассеянность внимания, малая усидчивость и т.п.); 2) личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т.д.), вопросы его жизненной перспективы и профориентация; 3) сложности в системе отношений ребенка (со взрослыми – в семье, в школе; с братьями и сестрами, ровесниками и т.д.).
Практико-развивающий включает в себя помощь родителям в приобретении навыков эффективного взаимодействия при конфликтных ситуациях, владения собой в проблемных жизненных ситуациях. Психолог, используя различные формы работы с родителями (психологические практикумы, семинары – практикумы, деловые игры, тренинги), знакомит их с особенностями и проблемами пубертатного возраста; разъясняет психологические особенности личности подростка; обучает навыкам конструктивного взаимодействия с детьми; способствует формированию адекватной социальной самооценки родителя, развитию его личностного потенциала; активизирует резервные возможности родителей для реализации себя как личности; формирует навыки самодиагностики особенностей воспитания.
Таким образом, в результате реализации программы «Психологическое сопровождение семьи школьника» создаются благоприятные условия для оптимизации взаимоотношений школьников в семье, для гармоничного развития личности и раскрытия ее потенциала, для сплочения семьи и повышения культуры воспитания через понимание особенностей каждой личности и принятия ее как ценности.
Подводя итог, необходимо отметить, что предложенные программы, входящие в экспериментальную модель комплексного психологического сопровождения семьи, дополняют друг друга, и имеют единую концепцию: комплексное образование родителей, подготовка к совместным и равноправным действиям между детьми и родителями. Реализация последовательно этих программ обеспечит процесс психологического сопровождения семьи в области личностного, интеллектуального, духовного и нравственного развития.
Литература:
- Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. е. г. Силяевой. М.: иЦ «Академия», 2002. 192с.
- Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений. дисс. ... канд. психол. наук. М: Мгу, 2002. 226 с.
- Зудилина И. Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям. дисс. ... канд. психол. наук. Самара: СгПу, 2008. 254 с.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: гардарики, 2004. 320 с.
- Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изда-тельство нПО «МОдЭк», 2000. 256 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: Владос, 1996. 529 с.
- Романова М.В., Константинов В.В. Профессиональная рефлексия и личностные характеристики студентов будущих педагогов-психологов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1330-1333.
- Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб.: Химииздат, 2001. 256 с.
- Техтелева Н. В. Формирование представлений родителей о характере ребенка – дошкольника. дисс. ... канд. психол. наук. Самара: СгПу, 2008. 204 с.
- Фридмен Д. Техники семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. 501 с.
- Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: кн. для шк. психологов, родителей и учителей. 2-е изд. М.: иЦ «академия», 1997. 96 с.
Reference:
- Artamonova Е.I., Ekzhanova Е.V., Zyryanova Е.V. Psihiligiya semejnyh otnoshenij s osnovami semejnogo konsultirovaniya: ucheb. pospobie dlya studentov vuzov / Pod red. E. G. Silyaevoj. М.: Its «Akademiya», 2002. 192s.
- Zhuravleva N.А. Dinamika tsenostnyh orientatsij lichnosti v usloviyah sotsialno-ekonomicheskih izmenenij. diss. ... kand. psihol. nauk. М: MGU, 2002. 226 s.
- Zudilina И. U. Formirovanie psihologicheskoi gotovnosti studentov k brachnym otnosheniyam. diss. ... kand. psihol. nauk. Samara: SgPu, 2008. 254 s.
- Karabanova О. А. Psihologiya semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsultirovaniya: uchebnoe posobie. М.: gardariki, 2004. 320 s.
- Miniyarov V. М. Psihologiya semejnogo vospitaniya (diagnostiko korrektsionnyj aspekt). М.: Moskovskij psihologo-sotsialnyj institut; Voronezh: izdatelstvo NPO «МОdEk», 2000. 256 s.
- Rogov Е. I. Nastolnaya kniga prakticheskogo psihologa v obrazovanii: uchebnoe posobie. М.: Vlados, 1996. 529 s.
- Romanova М.V., Konstantinov V.V. Profesionalnaya refleksiya i lichnostnyje harakteristiki studentov buduzhih pedagogov-psihologov // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2012. № 28. S. 1330-1333.
- Sitnikov V. L. Obraz rebenka v sozdanii detej i vzroslyh. SPb.: Himiizdat, 2001. 256 s.
- Tehteleva N. V. Formirovanie predstavlenij roditelej о haraktere rebenka – doshkolnika. diss. ... kand. psihol. nauk. Samara: SgPu, 2008. 204 s.
- Fridmen D. Tehniki semejnoj psihoterapii. SPb.: Piter, 2001. 501 s.
- Cherpanova Е. М. Psihologicheskij stress: Pomogi sebe i rebenku: kn. dlya shk. psihologov, roditelej i uchitelej. 2-е izd. М.: its «akademiya», 1997. 96 s.