DOI: 10.17689/psy-2021.1.5
УДК 159.9
Особенности социально-психологической адаптации
сотрудников полиции
© 2021 Першина Кристина Вячеславовна*,
*магистрантка направления подготовки «Психология» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (г. Пенза), e-mail: kosmos.сrist@yandex.ru
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации сотрудников полиции, конкретно патрульно-постовой службы. Представлено эмпирическое исследование особенностей адаптации у девушек и юношей. Выявлено, что имеются различия по следующим показателям: «Адаптация», «Самоопределение», «Эмоциональный комфорт», «Внутренний контроль», «Стремление к доминированию», уровень развития коммуникативных способностей, «Личностный адаптационный потенциал», «Поведенческая регуляция», «Моральная нормативность».
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; сотрудник полиции; патрульно-постовая служба; моральная и физическая устойчивость;
Features of the socio-psychological adaptation of police officers
© 2021 Pershina Kristina Vyacheslavovna*,
*undergraduate of the Psychology training course Penza State University (Penza, Russia), e-mail: kosmos.сrist@yandex.ru
Annotation: This article examines the features of the socio-psychological adaptation of police officers, specifically the patrol and guard service. An empirical study of the characteristics of adaptation in girls and boys is presented. It was revealed that there are differences in the following indicators: «Adaptation», «Self-determination», «Emotional comfort», «Internal control», «Striving for domination», the level of development of communication skills, «Personal adaptive potential», «Behavioral regulation», «Moral Normativeness».
Keywords: socio-psychological adaptation; police officer; patrol service; moral and physical stability.
Профессия полицейского всегда являлась очень опасной и рискованной для жизни. Данная профессия также является очень важной и ответственной. Без полицейского нормальная жизнь стала бы невозможной, начался бы хаос, беспредел и анархия.
Молодые юноши и девушки, выбравшие данную профессию отличаются такими личностными характеристиками как: низкий уровень невротического сверхконтроля, отсутствие депрессивных тенденций, низкий уровень эмоциональной мобильности, высокая нервно-психическая устойчивость, наступательность, напористость, неуступчивость, а также осторожность в отношении к окружающим людям [Осин, 2020]. Но зачастую, молодые сотрудники испытывают некие трудности, связанные с социально-психологической адаптацией. Ведь работа сотрудников ППСП (патрульно-постовая служба полиции) отличается сложностью и рискованностью. Повседневная жизнь молодых ребят изменяется, приобретая больше стресса и нагрузок как для девушек, так и для юношей [Кузнецова, 2010, с. 46-49].
Объекты внешнего мира, да и среда в целом постоянно оказывают влияние на человека. Данное влияние не всегда является положительным, оно может быть и отрицательным. Но не смотря на все сложности человек по-прежнему живет, работает, взаимодействует с людьми и своим ближайшим окружением. Что помогает ему пережить все тяготы современной жизни? Различные факторы характеризуют нормальное существование человека, и все они имеют некую связь. Большую роль играет склонностью организма к регулированию параметров внутренней среды, а также способность косвенного отражения человеком окружающей действительности. Этими способностями человек обладает благодаря психике. Психика человека и его высшая психическая деятельность влияют на процесс адаптации и приспособления человека [Вольнов, 2011, с. 113-118].
Адаптация - это особенный процесс, который позволяет существовать и приспосабливаться организму к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Именно адаптация влияет на процесс нормальной трудовой деятельности человека, так же она влияет на процесс взаимоотношения с людьми. Можно сказать, что в целом адаптация влияет на процесс нормальной жизни человека.
Адаптация - это социально-психологический феномен, она является предметом изучения в различных областях научного знания. Но больше всего она имеет популярность в гуманитарных дисциплинах.
Адаптация проявляется в следующих положениях, которые позволяют утверждать, что это, во-первых, свойство человеческого организма. Во-вторых - это процесс приспособления человека к постоянно изменяющимся условиям среды. В-третьих, адаптация - это результат взаимодействия в системе «человек-среда», «человек-человек», «человек-природа».
Непосредственно социально-психологическая адаптация молодых людей, которые только что пришли на службу в органы внутренних дел имеет свои особенности [Шихова, 2010, с. 36-39].
Для начала следует сказать, что вообще из себя представляет работа патрульно-постовой службы. Эта профессия по праву является самой народной службой полиции. Так как круглосуточно сотрудники данной службы обеспечивают безопасность нашей жизни, следя за правопорядком.
Данная служба полиции относится по большей мере к наружной службе. И поэтому зачастую работа полиции видна с этого ракурса. Главной задачей сотрудника патрульно-постовой службы является прийти всегда на помощь первым где это необходимо. Ситуации и задачи всегда разные. И поэтому неопределённость в большей степени сказывается на результативности. А зачастую быстрота действий и реакция являются основными факторами на пути спасения человеческой жизни [Недосека, 2011, с. 83-93].
Так же сотрудники патрульно-постовой службы нередко сталкиваются с гражданами, находящимися в алкогольном опьянении. А ведь именно они способны нанести больший урон окружающим людям, поскольку в состоянии алкогольного опьянения люди зачастую не отдают отчет своим действиям. В данной ситуации важна высокая степень моральной устойчивости, а также хороший уровень адаптации к подобным ситуациям.
Социально-психологическая адаптация влияет на процесс усвоения индивидом основных норм, а также норм и ценностей новой среды. Она влияет на формирование индивидуальных и социальных установок. Так же вносит свой вклад в развитие самосознания.
Н.Н. Ивашко определял следующие уровни адаптации:
1) дезадаптация,
2) удовлетворительная адаптация,
3) успешная адаптация.
П.Ю. Аксёнова выделяет типы адаптивности студентов направления правоохранительной деятельности:
1) оптимальный (высокий уровень);
2) потенциальный (средний уровень);
3) репродуктивный (низкий уровень);
4) дезадаптивный (отрицательный уровень).
Социально-психологическая адаптация в условиях неопределенной среды характеризуется как процесс постепенного включения человека в условия новой деятельности и как процесс усвоения хода дальнейшего события.
Наше исследование было направленно на изучение особенностей социально-психологической адаптации молодых людей, только пришедших на службу патрульно-постовой системы полиции. Так же мы хотели проследить чем социально-психологическая адаптация полицейских девушек отличается от юношей. В исследовании приняли участие 40 человек, 20 юношей и 20 девушек. Возраст испытуемых от 22 до 28 лет. Все испытуемые в течении 1-2,5 месяцев пришли на данную службу.
Для эмпирического исследования были использованы 3 методики:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (модификация А.К. Осницкого);
2. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина;
3. Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).
Проанализировав полученные данные методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (модификация А.К. Осницкого), можно сказать, что в большей степени у испытуемых преобладают средние либо высокие значения, низкие отсутствуют как у юношей, так и у девушек. У испытуемых юношей перевешают показатели с высокими значениями по шкале «Адаптация» - 72%. У девушек же преобладают средние значением по шкале «Адаптация» - 66%.
По шкале «Самопринятие» наблюдаются некоторые различия: количество испытуемых юношей с высоким уровнем данного показателя составляет 74%, количество испытуемых девушек с таким же уровнем показателя «Самопринятие» составляет 42%.
По показателю «Принятие других» 55% испытуемых девушек имеют высокий уровень, а 41% испытуемых имеют средний уровень. У юношей наблюдаются следующие показатели: 31% испытуемых имеет высокий уровень, а 59% – средний уровень.
Показатели по шкале «Эмоциональный комфорт» следующие: 56% девушек и 25% юношей имеют высокий уровень по данному показателю. Средний уровень имеют 43% девушек и 65% юношей.
По показателю «Внутренний контроль»: 41% испытуемых девушек и всего лишь 12% юношей имеют высокие показатели по данной шкале. Средние показатели наблюдаются у 45% девушек и 42% юношей.
По шкале «Стремление к доминированию», выявлены следующие результаты: высокий уровень наблюдается у 37% юношей и у 14% девушек. Средний уровень наблюдается у 53% юношей и 73 % девушек.
Испытуемые с низким уровнем по всем шкалам имеют незначительные результаты.
В целом по полученным результатам можно сделать вывод, что девушки отличаются от юношей высоким уровнем по шкалам «Эмоциональный комфорт» и «Внутренний комфорт».
Проанализировав полученные результаты Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, можно увидеть, что по всем показателям данной методики у всех испытуемых в основном преобладают средние либо высокие значения.
По показателю «Личностный адаптационный потенциал» 83% юношей имеют высокий уровень. Испытуемые юноши со средними показателями составили 17%, с низкими значениями по данному показателю испытуемые не выявлены. У девушек результаты следующие: 74% имеют высокий уровень и 13% - средний уровень по показателю «Личностный адаптационный потенциал». Низкий уровень был выявлен у 13% испытуемых.
По показателю «Поведенческая регуляция» были полученные следующие данные: высокий уровень у 100% юношей, а испытуемых со средним и низким уровнем выявлено не было. Среди девушек высокий уровень наблюдается у 73% испытуемых. Кроме того, средний уровень по показателю «Поведенческая регуляция» имеют 27% испытуемых девушек. Низкий уровень у девушек по данной шкале не был выявлен.
По показателю «Коммуникативный потенциал» высокий уровень по данному показателю выявлен у 79% юношей. Средний уровень выявлен не был, а низкий уровень в данной выборке был выявлен у 21%. Статистика по данному показателю у девушек: 93% имеют высокий уровень, а 7% - средний уровень. Испытуемых с низким уровнем по показателю «Коммуникативный потенциал» нет. По показателю «Моральная нормативность» у 72% юношей наблюдается высокий уровень, средний уровень выявлен не был, а у 28% наблюдается низкий уровень. У испытуемых девушек различия незначительны: 82% имеют высокий уровень, а 18% – средний уровень по показателю «Моральная нормативность».
Проанализировав полученные данные методики «Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов), можно увидеть, что показатель эмоционально-деятельностной адаптивности и у девушек, и у юношей находится в пределах высоких и средних значений.
В частности, для 62% юношей и 83% девушек характерен высокий уровень эмоционально-деятельностной адаптивности и для 38% юношей и 17% девушек характерен средний уровень. Испытуемых с низким и очень низким уровнем эмоционально-деятельностной адаптивности по данной методике выявлено не было.
Таким образом, можно сделать вывод, что имеются различия в особенностях социально-психологической адаптации юношей и девушек работающих в полиции по следующим показателям: «Адаптация» и «Самоопределение» - по данным показателям значительно выше показатели у юношей, нежели чем у девушек. Уровень показателя «Эмоциональный комфорт» и «Внутренний контроль» у испытуемых девушек выше, чем у юношей. Это может говорить о том, что девушки более уравновешенные, спокойные, уверенные в себе, степень принятия себя и своей роль у них выше, чем у юношей. Так же это говорит, что у девушек более успешно происходит процесс приспособления к изменяемым условиям трудовой деятельности. Уровень показателя «Стремление к доминированию» у юношей выше, чем у девушек. Это говорит о том, что юноши в большей степени стараются доминировать, они стремятся к власти надо окружающими.
Так же можно сделать вывод о том, что уровень развития коммуникативных способностей у девушек развит лучше, чем у мужчин: девушкам легче устанавливать контакты с напарниками, окружающими.
По шкалам «Личностный адаптационный потенциал», «Поведенческая регуляция», «Моральная нормативность» показатели у девушек и юношей существенно не отличается друг от друга. Для тех и других свойственны нормальная адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Таким людям проще вливаться в новый коллектив. У таких людей наблюдается достаточно высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции. Они оценивают все происходящие вокруг действия реально.
Литература:
- Вольнов Р.В. Психолого-правовые особенности обеспечения психологической безопасности личности: дис. ...канд.психол.наук по спец. 19.00.06 (юридическая психология).. - М., 2011. - 185 с.
- Кузнецов Л.Ю. Негативные эмоциональные состояния у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях профессиональной деятельности и пути их психологической профилактики: дис.канд.психол.наук. - М., 2010. - 217 с.
- Недосека Е.В., Недосека О.Н. Социальная адаптация: учеб. пособие. - Мурманск: Изд-во МГГУ. - 2011. – 140 с.
- Осин Р.В. Индивидуально-психологические особенности личности, влияющие на успешность овладения профессией сотрудника полиции / Р.В. Осин // Вестник Московского университета МВД России. - № 3. - 2020. - С. 260-262.
- Шихова А.П. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания: дис. ...канд.психол.наук. - СПб., 2009. - 177 с.
References:
1. Vol'nov R.V. Psihologo-pravovye osobennosti obespecheniya psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti: dis. ...kand.psihol.nauk po spec. 19.00.06 (yuridicheskaya psihologiya).. - M., 2011. - 185 s.
2. Kuznecov L.Yu. Negativnye emocional'nye sostoyaniya u sotrudnikov organov vnutrennih del v opasnyh situaciyah professional'noj deyatel'nosti i puti ih psihologicheskoj profilaktiki: dis.kand.psihol.nauk. - M., 2010. - 217 s.
3. Nedoseka E.V., Nedoseka O.N. Social'naya adaptaciya: ucheb. posobie. - Murmansk: Izd-vo MGGU. - 2011. – 140 s.
4. Osin R.V. Individual'no-psihologicheskie osobennosti lichnosti, vlijajushhie na uspeshnost' ovladenija professiej sotrudnika policii / R.V. Osin // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - № 3. - 2020. - S. 260-262.
5. Shihova A.P. Professional'nyj stress v deyatel'nosti sotrudnikov specializirovannyh podrazdelenij doznaniya: dis. ...kand.psihol.nauk. - SPb., 2009. - 177 s.