DOI: 10.17689/psy-2021.1.4

УДК 159.99

К вопросу о ценностных ориентациях в исследовании этнической идентичности жителей приграничных регионов Казахстана и России

 

© 2021 Саткангулова Гульнара Жакпбаевна*,

* заведующая кафедрой психологии Костанайского регионального университета имени А.Байтурсынова (г. Костанай, Республика Казахстан), e-mail: gsatkang@mail.ru

Аннотация: В статье дается обоснование актуальности исследования ценностных ориентаций при изучении этнической идентичности жителей приграничных регионов. Представлены теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценности», «ценностные ориентации». Анализируется природа культурных ценностей, которые были раскрыты и описаны Ш.Шварцем.

Ключевые слова:  Этническая идентичность; полиэтничность; социализация личности; ценности; ценностные ориентации.

 

On the issue of value orientations in the study of the ethnic identity of residents of the border regions of Kazakhstan and Russia

 

© 2021 © 2021 Satkangulova Gulnara Zhakpbaevna*,

* Head of Psychology Department of Baitursynov Kostanay Regional University (Kostanay, Republic of Kazakhstan), e-mail: gsatkang@mail.ru

Annotation: The article provides a substantiation of the relevance of the study of value orientations in the study of the ethnic identity of residents of border regions. The article presents theoretical and methodological approaches to the study of the concepts of "values", "value orientations". The nature of cultural values ​​that were discovered and described by Sh. Schwartz is analyzed.

Keywords: Ethnic identity; polyethnicity; socialization of the personality; values; value orientations.

Этническая идентичность и  ценностные ориентации являются одними из важных факторов социализации личности в регионах,  граничащих с другими странами,  так как данные регионы полиэтничны.  Полиэтничность в таких регионах является результатом миграционного процесса и исторического расселения народов. Приграничные регионы обладают определенным риском конфликтности, потому что в результате миграции происходит противостояние этносов за различного рода блага (социальные, материальные). Осмысление особенностей этнической идентичности и ценностных ориентаций этносов важно для определения путей разрешения этнических противоречий [Горбунова, 2017, с. 3-4; Konstantinov, 2017; Константинов, 2018].

Актуальным и представляющим интерес для социальной психологии является изучение ценностей у одних и тех же этносов, проживающих в приграничных регионах двух стран. Культурно-цивилизационные процессы в приграничных регионах по обе стороны границы приобретают все большую специфику, и происходящие изменения затрагивают не только образ и стиль жизни, но и систему ценностей  представителей различных этнических групп. И эти изменения требуют адекватной оценки, поскольку именно ценности, как полагал П.А. Сорокин, служат «основой и фундаментом всякой культуры». По этой причине важнейшие составные части такого поликультурного общества чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации. Социологическая концепция П.А. Сорокина базируется на утверждении, что «каждый процесс значимого социального действия состоит из трех компонентов … Эти компоненты включают в себя: 1) мыслящих, действующих и реагирующих людей, являющихся субъектами взаимодействия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые действия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематериальные значения, ценности и нормы».

Благодаря особой роли ценностей любая попытка понять смысл совершающихся в обществе трансформаций может быть успешной лишь при условии диагностики происходящих изменений в системе ценностей  населения. Эта диагностика также направлена на  социально-психологический анализ эволюции социальных идентичностей в приграничных регионах России и Казахстана [Бабинцев, 2014; Тарабаева, 2014].

Интерес к изучению ценностной тематики повышается в условиях постоянных изменений происходящих в обществе, в ситуации кризиса и больших перемен. Ситуация в приграничных регионах как раз и относится к данным условиям, так как  постоянные изменения обусловлены миграцией. Потребность всестороннего изучения ценностей, ценностных ориентаций и их систем обусловлена также необходимостью поиска способов воздействия на них в благоприятных для общественного развития направлениях с целью предупреждения и снятия возможных социальных конфликтов.

Для того, чтобы выбрать методы и методики диагностики ценностных ориентаций жителей приграничных регионов, следует обратиться к теоретико-методологическим подходам  к изучению ценностей, ценностных ориентаций.

Понятие “ценность” рассматривается в структуре многих концепций целого ряда социально- гуманитарных наук (философии, социологии, социальной психологии, культурологии и др.).

Интерес к пониманию феномена “ценностей” наблюдался еще в Античности. Платон в своем учении о благе выстраивает иерархию элементов блага, описывает совершенную модель идеального государства, форм существования человека и мироустройства античного общества. В Средневековье сложилась западнохристианская доктрина ценностей и понятий о благе, добре и зле, добродетели, смысле жизни, счастье, в основу которой легли труды Амвросия Медиоланского, Аврелия Августина, Фомы Аквинского. Впервые же термин “ценность” (греч. “αξία”) употребил Диоген Лаэртский, описывая философские воззрения стоиков, для которых “ценность... есть, во-первых, свойственное всякому благу содействование согласованной жизни; во-вторых... польза, содействующая жизни, согласной с природой; ...в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщиком”. Однако понятия “ценность” в категориальном смысле в эпохи Античности и Средневековья не существовало: ценностные характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Слово “ценность” употреблялось как синоним понятий “благо”, “добро”, “красота”, “истина”, “счастье”, “справедливость”, “закон”, “блаженство”, “идея” и др., которые позднее будут отнесены к различным проявлениям ценности.

Наибольшее влияние на формирование и изучение ценностей оказали ученые рубежа XIX—XX вв., в этот исторический период происходили качественные изменения в мировоззрении людей той эпохи. Разрушение религиозного сознания западного христианского мира, закономерно приводит к утрате мироощущения целостности бытия и трансформации всей системы и иерархии ценностей западной  культуры. Эпоха Возрождения и Просвещения принесла  полное переосмысление существующей реальности.

В философскую лексику понятие “ценность” как категория вводится в 60-х гг. XIX в. немецким философом Р.Г. Лотце, который рассматривал ценность как ее “значимость” для субъекта.  До него И. Кант в своем учении об абсолютных (категорический императив) и относительных (гипотетический императив) ценностях уже отмечал непреходящее значение ценностей не только для философской мысли, но и для развития западноевропейской культуры в целом. Ценности в его понимании — это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности.

Учение И. Канта о ценностях пытались развить представители баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), придававшие понятию “ценность” значение системо- и смыслообразующей философской категории, саму же философию они называли “критической наукой об общеобязательных ценностях”, определяющих не только ее предмет, но и метод. Г. Риккерт объяснял: “то, что нельзя отнести к ценностям, не имеет абсолютно никакого смысла”. Так ценности приобрели смысл абсолютных оценок идеального бытия, критерий которых лежит за пределами человеческой деятельности. А свободное от ценностей бытие лишено смысла и значения. В дальнейшем представители феноменологического направления  окончательно абсолютизировали понятие ценности как философской категории.

Философия как фундаментальная наука об обществе рассматривает понятие “ценность” в качестве базовой составляющей при анализе качественных аспектов социальных процессов, социальных и культурных значений определенных явлений действительности.

В социальной психологии понятие ценности включает в себя идеалы, цели, интересы, убеждения, а также иные мировоззренческие проявления, формирующиеся при усвоении социального опыта. Ценности трактуются как социальное явление, продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. С.Л. Рубинштейн понимал ценность следующим образом  “ценность — значимость для человека чего-то в мире”,  и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира поведения.

М. Рокич определяет ценность как “устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный им способ поведения, либо конечная цель существования”. Он выделяет  три типа убеждений — экзистенциальные, оценочные и прогностические, — и относит ценности к последнему, третьему типу убеждений, позволяющему ориентироваться в желательности/нежелательности способа поведения (операциональные, инструментальные ценности) и существования (смысловые, терминальные ценности). Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей М. Рокич разработал метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка — терминальных и инструментальных ценностей.

Леонтьев Д.А. формулирует «представление о трех формах существования ценностей, переходящих одна в другую: 1) общественных идеалах — выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности (“моделях должного”), побуждающих ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую. Упрощая, эти переходы можно представить себе следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве “моделей должного” начинают побуждать ее к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и т.п. по бесконечной спирали».

Андреева Г.М. отмечает следующее, “хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно обозначить некоторые принципы. Важнейшим из них является признание различной значимости разных целей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений”.

В целом ценности в социальной психологии рассматриваются как субъективный феномен, входящий в структуру направленности личности, обусловливающий ее поведение; многомерное явление, интернализованные структуры по линии связи установка—ситуация—действие. Среди исследователей этих направлений можно выделить имена Дж.Г. Мида, Г. Олпорта, К. Роджерса, М. Розенберга, М. Рокича, М. Смита, Л. Фестингера, Э. Фэриса, Ф. Хайдера, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.А. Леонтьева, М.И. Бобневу, Л.И. Божович, В.В. Водзинскую, О.И. Зотову, B.C. Мухину и др.

Производным понятием от понятия “ценность” является понятие “ценностные ориентации”. Это более широкое понятие, которое предполагает  структурную связь или отношения ценностей и ценностно- ориентированного субъекта (личности, группы личностей), объединяющую конкретную психологию личности и конкретную социологию среды, в которой она существует, представляющее собой индивидуальную форму репрезентации ценности. Изучением ценностных ориентаций активно занимаются как психологи, так и социологи.

В социальной психологии понятие “ценностные ориентации” используется в двух значениях: 1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”.  Ценностные ориентации связаны с  направленностью личности и характеризуют общий подход человека к миру, к самому себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Они основываются на сформировавшихся потребностях личности, ее желаниях и стремлениях, играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений.

В рамках психологического направления существует множество подходов к определению феномена “ценностных ориентаций”. Они могут трактоваться как “нравственность личности”, “детерминанты принятия решения”, “сложные обобщенные системы ценностных представлений”, “основной канал превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей”.  Леонтьев А.Н. полагает, что ценностные ориентации — “ведущий мотив-цель” и он “возвышается до истинно человеческого и не обособливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни” [Елишев, 2010].

В нашем исследовании мы будем опираться на теорию Ш. Шварца о семи культурных ценностных ориентациях. Для исследования ценностных ориентаций при изучении проблемы социально-психологических особенностей этнической идентичности жителей приграничных регионов теория Ш.Шварца и его опросник являются подходящими, так как методика применяется для исследования динамики изменения ценностей  в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе.

Ш. Шварц  использует  набор базовых социальных проблем, отобранных на основе их централь­ности для жизни обществ, чтобы вы­вести измерения, по которым можно сравнивать культуры. Шварц вывел эти ориентации из априорного теорети­зирования о возможных социальных ответах на ключевые проблемы.

Первая проблема — это определе­ние природы отношений и границ между личностью и группой. В какой степени люди автономны или принадлежат своей группе? Шварц обозначил по­лярные позиции на этом культурном измерении как автономия в противо­положность принадлежности. В авто­номных культурах люди рассматри­ваются как независимые, имеющие границы существа. В людях в таких культурах поощряется взращивание и выражение собственных предпочте­ний, чувств, идей и способностей, а также поиск смысла своей собствен­ной уникальности. В культурах с акцентом на принадлежность люди рассматриваются как сущности, включенные в коллек­тивы. Смысл жизни видится в основ­ном в социальных отношениях, в идентификации с группой, разделе­нии ее образа жизни и стремлении к общим целям. Культуры, где ценится принадлежность, делают акцент на сохранении статус­ кво и препятство­вании действиям, которые могут нарушить внутригрупповую соли­дарность или традиционный поря­док. Важные ценности в таких куль­ турах — это социальный порядок, уважение традиций, безопасность, подчинение и мудрость.

Вторая социальная проблема — это обеспечение ответственного поведения, сохраняющего социальное устройство. Это означает, что люди должны быть включены в продук­тивную работу, необходимую для поддержания общества, а не деструк­тивно соперничать или бездейство­вать. Людям нужно внушить необхо­димость думать о благополучии дру­гих, координироваться с ними и таким образом справляться со своей неминуемой взаимозависимостью. На полюсе решения, названном равноправием, есть стремление убедить людей признавать друг друга как морально равных, разделяющих общие человеческие интересы. Люди воспитываются так, чтобы усвоить обязательство сотрудничать и забо­титься о благополучии других.  Ожи­дается, что люди будут действовать в пользу других, и это будет их выбо­ром. В ряду значимых ценностей в таких культурах — равенство, соци­альная справедливость, ответствен­ность, помощь и честность. Полярная альтернатива, обозна­ченная как культурная иерархия, основывается на иерархической сис­теме предписанных ролей, для того чтобы обеспечить ответственное, продуктивное поведение. Неравное распределение власти, ролей и ре­сурсов не только определяется здесь как приемлемое, но и является жела­тельным. Люди воспитываются так, чтобы воспринимать иерархическое распределение ролей как само собой разумеющееся, чтобы выполнять обязанности и правила, соответст­вующие их ролям, чтобы выказывать уважение вышестоящим и ожидать уважения от подчиненных. Ценности социальной власти, авторитета, по­виновения и богатства очень важны в иерархических культурах.

Третья социальная проблема — это регуляция использования людьми человеческих и природных ресурсов. Культурный ответ на эту проблему, названный гармония, предполагает придание особого значения приспособлению к социаль­ному и природному миру, желание ценить и принимать его, а не изме­нять, управлять или использовать. Важные ценности в культурах гармо­нии включают мирную жизнь, един­ство с природой, защиту окружающей среды и принятие своей судьбы. Мастерство — это полярный ответ куль­туры на эту проблему. Здесь поощря­ется активное самоутверждение для овладения, управления природной и социальной средой и ее изменения с целью достижения групповых или личных целей. Такие ценности, как честолюбие, успех, самодостаточ­ность и компетенция, особенно важ­ны в культурах мастерства.

При изучении социально-психологических особенностей этнической идентичности исследование ценностных ориентаций жителей приграничных регионов с позиции теории Ш. Шварца дает возможность оценить имеется ли разница в ценностных ориентациях различных этнических групп. Результаты диагностики помогут увидеть акцент социальной группы на каком-либо из полюсов. Что в свою очередь раскроет одну из социально-психологических причин межэтнической напряженности [Шварц, 2008].

Литература:

  1. Бабинцев В.П., Тарабаева В.Б. Ценности жителей Белгородской области как приграничного региона России // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право, 2014 г. № 9. С.  37- 43
  2. Горбунова А.А. «Социологическое измерение процессов этнической идентификации (по материалам исследований в приграничных регионах российской федерации)». Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Барнаул, 2017
  3. Елишев С.О. Теоретико-методологические подходы к изучению понятий «ценность», «ценностные ориентации» // Вестник московского университета. – сер.18 Социология и политология,  2010. №3.
  4. Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация мигрантов в принимающем поликультурном обществе: автореф. дисс. …д.психол.н.: 19.00.05. СГУ им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2018. 53 с.
  5. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Журнал высшей школы экономики. Психология, 2008. Т. 5. №2. С. 37-67.
  6. Konstantinov V. The Role of the Host Local Population in the Process of Migrants' Adaptation. Social Sciences. 2017, 6(3):92. DOI: 10.3390/socsci6030092

References:

1.      Babincev V.P., Tarabaeva V.B. Cennosti zhitelej Belgorodskoj oblasti kak prigranichnogo regiona Rossii // Nauchnye vedomosti. Seriya Filosofiya. Sociologiya. Pravo, 2014 g. № 9. S.  37- 43

2.      Gorbunova A.A. «Sociologicheskoe izmerenie processov etnicheskoj identifikacii (po materialam issledovanij v prigranichnyh regionah rossijskoj federacii)». Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata sociologicheskih nauk. Barnaul, 2017

3.      Elishev S.O. Teoretiko-metodologicheskie podhody k izucheniyu ponyatij «cennost'», «cennostnye orientacii» // Vestnik moskovskogo universiteta. – ser.18 Sociologiya i politologiya,  2010. №3.

4.      SHvarc SH. Kul'turnye cennostnye orientacii: priroda i sledstviya nacional'nyh razlichij // ZHurnal vysshej shkoly ekonomiki. Psihologiya, 2008. T. 5. №2. S. 37-67.

5.      Konstantinov V. The Role of the Host Local Population in the Process of Migrants' Adaptation. Social Sciences. 2017, 6(3):92. DOI: 10.3390/socsci6030092