DOI: 10.17689/psy-2020.2.4
УДК 316.6
© 2020 Бузыкина Юлия Сергеевна*,
* кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», (г. Пенза), e-mail: ylamart@yandex.ru
Аннотация: В статье представлены результаты исследования адаптационного потенциала личности сотрудников правоохранительных органов. Установлена связь адаптивных возможностей и копинг-стратегий с показателями адаптационного потенциала сотрудников полиции.
Ключевые слова: адаптационный потенциал, механизмы психологической защиты, уровень субъективного контроля, копинг-стратегии, сотрудники правоохранительных органов.
Study of the adaptive potential of the personality of law enforcement officers
© 2020 Buzykina Julia Sergeevna*,
* PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Applied Psychology, Penza State University, (Penza, Russia), e-mail: ylamart@yandex.ru
Annotation: The article presents the results of a study of the adaptive potential of the personality of law enforcement officers. The connection of adaptive capabilities and coping strategies with indicators of the adaptive potential of police officers has been established.
Key words: adaptive potential, psychological defense mechanisms, level of subjective control, coping strategies, law enforcement officers.
Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел обусловлена жесткими требованиями и зачастую осуществляется в стрессовых ситуациях, что предполагает постоянную адаптацию к новым условиям несения службы.
Выполнение профессиональных функций осуществляется сотрудниками органов внутренних дел в условиях острого дефицита позитивных впечатлений. Несение службы требует от личного состава не только высокой компетентности, но и готовности противостоять профессиональной деформации, умения тщательно обдумывать свои действия, предвосхищать моральные последствия собственных поступков.
Привлечение новых сотрудников в правоохранительные органы неизбежно связано с проблемой их адаптации к условиям труда и служебному коллективу. Становясь полицейским, человек обязан принять организационные требования: режим труда и отдыха, нормативные акты, должностные инструкции, указания и распоряжения руководства и т. д. Часто возникает переоценка сложившихся ранее взглядов, привычек, соотнесение их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, на основе чего вырабатывается соответствующая линия собственного поведения.
Выделяют субъективные и объективные факторы, определяющие эффективность деятельности сотрудников полиции. К внутренним факторам можно отнести личностный, психофизиологический и квалификационный потенциал; к внешним — социальные условия службы, организацию деятельности сотрудников правоохранительных органов и др. [3].
Системообразующим фактором успешной психологической адаптации является адаптационный потенциал личности, от которого зависит эффективность и устойчивость психологической и психической саморегуляции при изменившихся условиях жизнедеятельности. К конструктивным реакциям на изменения условий действительности относятся: четкое представление о целях, направленность на решение проблем, осознанность поведения, учет требований социальной среды [1, с. 45].
Личностный адаптационный потенциал сотрудников правоохранительных органов представляет собой целостное образование, включающее мотивационный потенциал, выражающийся в стремлении к деятельности; интеллектуальный потенциал, способствующий раскрытию личностных качеств; эмоциональный и волевой потенциал; умения и навыки, обеспечивающие эффективную работоспособность [2].
Изучению личностных характеристик сотрудников правоохранительных органов посвящено большое количество исследований. Однако, на ряду с ростом актуальности темы, связанной с оптимизацией процесса приспособления полицейских к условиям оперативно-служебной работы, недостаточно проработанными остаются вопросы их адаптационного потенциала, что составляет проблему исследования, проведенного на базе ОМВД России по Каменскому району. Выборку составили 40 сотрудников полиции в возрасте 27-45 лет.
В качестве основного метода исследования был использован диагностический эксперимент с применением методик: «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик), «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус), методика «Адаптивность» (А. Г. Маклаков), «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер).
В результате исследования было выявлено, что по выборке преобладающим типом психологической защиты является «Интеллектуализация» (46%), что проявляется в чрезмерно рациональном способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации. Так, оказавшийся в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя причин, вызвавших этот конфликт.
У 18% испытуемых по выборке выявлен механизм психологической защиты «Отрицание». Информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается.
Также 18% испытуемых имеют тип психологической защиты «Проекция», что выражается в наличии неосознаваемых и неприемлемых для сотрудников полиции чувств и мыслей, которые приписываются другим людям и таким образом становятся вторичными.
Для 12% испытуемых по выборке характерен тип психологической защиты «Реактивное образование», что может указывать на предотвращение выражения неприятных или неприемлемых для человека мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений, т. е. происходит трансформация внутренних импульсов.
Для 6% испытуемых по выборке характерен тип психологической защиты «Регрессия». При возникновении фрустрирующих ситуаций испытуемые прибегают к замене решения субъективно сложных задач более простыми и доступными. Такие сотрудники полиции отличаются импульсивностью и слабостью эмоционально-волевого контроля.
Также было выявлено, что для большинства сотрудников полиции характерен высокий субъективный контроль над любыми значимыми ситуациями. Это может говорить о том, что большинство важных событий в жизни сотрудников правоохранительных органов является результатом их собственных действий, они могут ими управлять, и, таким образом, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
Кроме того, они способны преодолевать проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
В результате исследования адаптивных возможностей испытуемых на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик по методике «Адаптивность» (А. Г. Маклаков) были получены следующие данные.
Наибольшее количество испытуемых имеют удовлетворительный адаптационный потенциал (47%). Успех их адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Такие полицейские, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью, для них возможны проявления агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может быть нарушено, требуется постоянный контроль.
Большинство испытуемых с удовлетворительным адаптационным потенциалом способны к регуляции своего поведения, у них адекватная самооценка и средний уровень нервно-психической устойчивости. Им свойственна умеренная конфликтность.
Для 35% испытуемых по выборке характерен хороший адаптационный потенциал, что свидетельствует о достаточно быстрой адаптации к новым условиям деятельности. Такие сотрудники быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние испытуемых в период адаптации остаётся в пределах нормы, работоспособность сохраняется.
У 83% испытуемых с хорошим адаптационным потенциалом по шкале «Поведенческая регуляция» был выявлен уровень выше среднего, что может говорить о высоком уровне нервно-психической устойчивости, поведенческой регуляции и адекватной самооценке.
Также у 17% выявлен средний уровень поведенческой регуляции, что говорит о способности таких людей регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Они имеют адекватную самооценку и средний уровень нервно-психической устойчивости.
Для 83% испытуемых с хорошим адаптационным потенциалом характерен средний уровень выраженности коммуникативности. Они в меру конфликтны, испытывают не очень высокую потребность в общении и легко строят отношения с другими людьми.
66% испытуемых с хорошим адаптационным потенциалом способны адекватно воспринимать морально-нравственные нормы проведения и требования непосредственного социального окружения.
У 18% испытуемых по выборке был выявлен сниженный адаптационный потенциал. Им могут быть свойственны явные акцентуации характера. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Эти люди обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны.
Кроме того, 12% испытуемых имеют значительную выраженность дезадаптационных нарушений по шкале «Психотические реакции». Это может выражаться в импульсивных реакциях, приступах неконтролируемого гнева, ухудшении межличностных контактов, нарушении морально-нравственной ориентации, чрезмерной агрессивности, озлобленности, подозрительности и др.
По шкале «Дезадаптационные нарушения» значительно выраженных нарушений выявлено не было.
Для исследования копинг-стратегий была использована методика «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус).
У 76% испытуемых по выборке выявлен средний уровень выраженности конфронтационного копинга, что может говорить о том, что при возникновении трудностей испытуемые осуществляют действия, направленные на изменение ситуации через отреагирование негативных эмоций.
Для 94% испытуемых характерен средний уровень напряженности копинга «Дистанцирование», что выражается в переключении внимания, отстранении, юморе, обесценивании собственных переживаний в преодолении проблемных ситуаций.
По шкале «Самоконтроль» 59% испытуемых получили средний уровень напряженности копинга, что может указывать на умеренный контроль поведения, стремление личности к самообладанию.
82% полицейских по выборке в сложных ситуациях прибегают к поиску социальной поддержки, привлечению внешних ресурсов, поиску информационной и эмоциональной поддержки. Они ориентированы на взаимодействие с другими людьми, обращаются за рекомендациями к людям, владеющим, с их точки зрения, необходимыми знаниями.
По шкале «Планирование решения проблемы» у сотрудников правоохранительных органов преобладает средний (47%) и высокий (35%) уровень напряженности данного копинга, что может свидетельствовать о том, что они используют конструктивные способы разрешения трудных ситуаций и выхода из них. Они преодолевают проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
В результате математико-статистического анализа эмпирических данных были выявлены следующие связи:
— связь адаптационного потенциала сотрудников правоохранительных органов с показателем «Самоконтроль», что выражается в контроле своего поведения и стремлении к самообладанию (чрезмерной требовательности к себе) (rs = 0.498, при р≤0,05). Так, сотрудники правоохранительных органов могут преодолевать негативные проблемные переживания за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения. По остальным копинг-стратегиям корреляционных связей с адаптационным потенциалом выявлено не было;
— связь показателей адаптационного потенциала с нервно-психической устойчивостью: дезадаптационными нарушениями (rs = 0.887,при р≤0,01), астеническими реакциями (rs = 0.852,при р≤0,01) и психотическими реакциями (rs = 0.801,при р≤0,01); поведенческой регуляцией (rs = 0.825,при р≤0,01) и коммуникативным потенциалом (rs = 0.669,при р≤0,01). Это выражается в способности быстро устанавливать контакты с окружающими людьми и не конфликтности.
Для таких сотрудников характерна адекватная самооценка и нервно-психическая устойчивость. Однако у них может присутствовать ухудшение сна, снижение аппетита, отсутствие мотивации к профессиональной деятельности, низкая толерантность к неблагоприятным факторам труда, высокий уровень тревожности, ипохондрическая фиксация, а также нервно-психическое напряжение, агрессивность, ухудшение межличностных контактов, явление аффективного возбуждения и торможения.
По показателю «Моральная нормативность» корреляционной связи выявлено не было.
По таким личностным характеристикам сотрудников правоохранительных органов, как механизмы психологической защиты и уровень субъективного контроля корреляционной связи с адаптационным потенциалом выявлено не было.
Полученные результаты могут быть применены в консультативной практике психологов по психологическому сопровождению сотрудников правоохранительных органов в процессе их адаптации к профессиональной деятельности.
Литература:
- Бузыкина Ю. С. Переживание личностью трудной жизненной ситуации и проблема адаптации к ней // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. В. Константинов. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2016. — С. 44-47.
- Караваев А. Ф. Формирование психологического потенциала личности сотрудника органа внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2008. — № 4. — С. 44-46.
- Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел / под общ. ред. В. Л. Кубышко. — М.: ЦОКР МВД России, 2013. — 192 с.
References:
- Buzyikina Yu. S. Perezhivanie lichnostyu trudnoy zhiznennoy situatsii i problema adaptatsii k ney // Sotsialno-psihologicheskaya adaptatsiya migrantov v sovremennom mire: materialyi III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. V. V. Konstantinov. — Penza: Izd-vo PGU, 2016. — S. 44-47.
- Karavaev A. F. Formirovanie psihologicheskogo potentsiala lichnosti sotrudnika organa vnutrennih del // Psihopedagogika v pravoohranitelnyih organah. — 2008. — # 4. — S. 44-46.
- Psihologicheskoe obespechenie formirovaniya i razvitiya kulturyi obscheniya i kommunikativnoy kompetentnosti u sotrudnikov organov vnutrennih del / pod obsch. red. V. L. Kubyishko. — M.: TsOKR MVD Rossii, 2013. — 192 s.