DOI: 10.17689/psy-2019.2.1
УДК 159.99

© 2019 Хащенко Надежда Николаевна*, Баранова Анна Викторовна**, Панова Екатерина Михайловна***, Смирнова Нина Павловна****
*кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт психологии Российской Академии наук» (Москва, Россия), e-mail: nadin-khash@yandex.ru
**кандидат психологических наук, исполнитель проекта НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, e-mail: anna_baranova80@mail.ru
***исполнитель проекта НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, e-mail: panova098@mail.ru
****кандидат психологических наук, исполнитель проекта НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Москва, e-mail: npsmir@mail.ru

Аннотация: Представлены теоретические основания исследования, направленного на изучение экологического благополучия как компонента ценностного сознания и его связи с экономико-психологическими характеристиками личности. Обоснована актуальность и значимость постановки проблемы, связанные с необходимостью определения детерминант экологического сознания личности на современном этапе развития общества, углубления знаний о феномене субъективного экологического благополучия личности. Определены основные характеристики и методические подходы изучения ценностной составляющей субъективного благополучия личности и, в частности, ее субъективного экологического благополучия, а также экономико-психологических характеристик личности — материализма личности, экономической идентичности, экономического самочувствия, экономических притязаний.

Ключевые слова: субъективное экологическое благополучие, ценностная структура, экономико-психологические характеристики

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00832 А («Экологическое благополучие в ценностной структуре личности во взаимосвязи с ее экономико-психологическими характеристиками»).

 

Ecological well-being in the value structure of the personality in conjunction with its economic and psychological characteristics: the foundations of a research program
© 2019 Khashchenko Nadezhda Nikolaevna*, Baranova Anna Viktorovna**, Panova Ekaterina Mikhailovna***, Smirnova Nina Pavlovna****

*Ph. D. (psychology), Researcher, Laboratory of Social and Economic Psychology Federal State Budget Institution of Science «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences» (Moscow, Russia) e-mail: nadin-khash@yandex.ru
**Ph. D. (psychology), project executor NOCHU VO «Moscow Institute of psychoanalysis», Moscow, Russia; e-mail: anna_baranova80@mail.ru
***project executor NOCHU VO «Moscow Institute of psychoanalysis», Moscow, Russia; e-mail: panova098@mail.ru
****Ph. D. (psychology), project executor NOCHU VO «Moscow Institute of psychoanalysis», Moscow, Russia; e-mail: npsmir@mail.ru

Annotation: The theoretical foundations of a study aimed at studying environmental well-being as a component of value consciousness and its connection with the economic and psychological characteristics of the individual are presented. The relevance and significance of the problem statement associated with the need to determine the determinants of the environmental consciousness of the individual at the present stage of development of society, to deepen knowledge about the phenomenon of subjective environmental well-being of the individual, is substantiated. The main characteristics and methodological approaches to the study of the value component of the subjective well-being of a person and, in particular, its subjective environmental well-being, as well as the economic and psychological characteristics of a person — materialism of a person, economic identity, economic well-being, economic claims.

Key words: subjective environmental well-being, value orientations of a person, economic and psychological characteristics

 

В условиях продолжающегося глобального экологического кризиса, о предупреждении которого активно говорят не только экологи, но и политики, руководители государств, повышается актуальность изучения взаимоотношений человека и окружающей его природной среды. Изучение и прогнозирование отношения личности и различных социальных групп к изменяющимся экологическим, социально-экономическим и другим условиям жизни в нашем обществе продолжает оставаться значимой и актуальной проблемой. Приоритет для личности тех или иных аспектов ее жизнедеятельности определяет поведение человека, его ценности, потребности, субъективные переживания и т. п. Характеристикой отношения человека к экологическим условиям жизни, основанием его взаимодействия с окружающей природной средой выступает субъективное экологическое благополучие, психологические основания, факторы и детерминанты данного феномена требуют дальнейшей разработки на современном этапе развития общества.

В настоящее время, наряду с политической и экономической, возросло значение экологической безопасности России. Это связано как с глобальными природно-климатическими изменениями, происходящими на планете, так и общим ухудшением экологической ситуации в стране. Деградация природной среды, аварии на атомных и химических производствах, хозяйственная деятельность человека и другие причины, усугубляющие экологический кризис, ставят под угрозу не только здоровье людей, но и нормальное существование будущих поколений.

В связи с этим, экологические проблемы становятся актуальными и приоритетными проблемами человечества. Ставятся вопросы о том, что определяет отношение человека к экологическим условиям его жизни, что приобретает наибольшую значимость для личности в его взаимодействии с природной средой, как человек регулирует свое поведение в изменяющихся экологических условиях жизнедеятельности и многие другие.

Основой изучения отношения человека к экологическим условиям его жизни выступает характеристика его экологического сознания. Особую важность и необходимость приобретает формирование экологического сознания, что признается всем современным научным сообществом. Процесс «экологизации» общественного сознания включает ряд стадий: проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.); переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку; повышение уровня ответственности человека по отношению к природе, становление экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жизнедеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры — это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития [Дерябо, Ясвин, 1996; Курис, 1992; Медведев, Алдашева, 2001; Панов, 2004 и др.]. Отношение человека к экологическим условиям жизни может определяться через переживание им благополучности-неблагополучности этих условий, т. е. связано с субъективным экологическим благополучием, включенным в систему жизненных целей личности [Хащенко, 2017]. В свою очередь, жизненные цели и отношение человека к себе, другим людям, явлениям окружающего мира определяются ее ценностными приоритетами, которые в рамках направленности личности создают основу мировоззрения, мотивационной активности, жизненной концепции в целом. Отмечается, что ценности и ценностные ориентации являются базальными, «первичными» свойства личности, они определяют мотивы поведения, формируют склонности и характер. Ценностные ориентации, как способ дифференциации объектов индивидом по их значимости направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем. Но при этом, при эмпирическом изучении ценностей, чаще всего в рамках социологических и социально-психологических исследований, имеются значительные трудности. Это высокая степень абстракции, расхождения между индивидуальными и групповыми ценностями, их культурная обусловленность. Различная степень абстракции ценностей приводит к тому, что важнейшие ценности высокого уровня («жизнь», «добро», «благо», «благополучие») не включаются в списки ценностей [Малюгин, 2007].

В социальной и экономической психологии в наибольшей степени разработаны проблемы материальных ценностей и благополучия человека. Утверждают, что влияние ценностной ориентации определяется тем, как она взаимодействуют с типом ценностей среды, в которой люди находятся [Sagiv, Schwartz, 2000]. Характер связи между ценностями и благополучием зависит от соответствия ценностных ориентаций человека типу ценностей, которые доминируют в его социальной среде, то есть от степени их конгруентности. В случае средовой конгруентности, например, материальные ценности будут позитивно влиять на благополучие. Таким образом, отношение между ценностями и благополучием зависит не от содержания ценностей, а от того насколько стремление к ним находят поддержку в социальной среде. Если среда усиливает и подкрепляет важность материальных ценностей, они будут позитивно влиять на благополучие человека [Meglino et all., 1989]. Ценностно-смысловое значение экономического благополучия для человека наиболее ярко проявляется в его отношении к деньгам, вещам, собственности, потреблению и той роли, которую они играют в жизни, т. е. в значимости экономических ценностей [Хащенко, 2012]. При этом, жизненные ценности не имеют однозначной связи в сознании человека с материальными благами и ресурсами, наоборот, материальное благополучие может быть подчиненно достижению неэкономических терминальных ценностей, таких как любовь, безопасность, свобода, внутренняя гармония, близость с другими и т. д. Так, мета-анализ научных источников, посвященный определению связи между отношением к природе и счастьем (благополучием) человека, показал, что люди, взаимодействующие с природой, как правило, счастливее, контакты с природой улучшают настроение, познание и здоровье [Capaldi et al., 2014].

Изучение экологического благополучия как ценностной составляющей экологического сознания расширит представления об экологических ценностях, связанных с отношением человека к окружающей его природной среде — значимостью «ценности красоты природы» в структуре ценностных ориентаций личности (по М. Рокичу), «заботы о природе» как универсальной ценности самоопределения личности (по Ш. Шварцу), ценности «единения с природой» в структуре экологического сознания (по В. И. Панову и др.).

Результаты исследования позволят определить место экологического благополучия, как характеристики отношения человека к окружающей его природной среде, в ценностной структуре личности и ее индивидуальном, психологическом благополучии; а также выявить взаимную обусловленность экологического благополучия и экономико-психологических (материализма личности, экономической идентичности, экономического самочувствия, экономических притязаний) характеристик личности.

Целью исследования выступает определение связи экологического благополучия как компонента ценностной структуры и экономико-психологических характеристик личности.

В основу разработки теоретико-эмпирического исследования взаимосвязи экологического благополучия как компонента ценностной структуры и экономико-психологических характеристик личности положен системный и субъектный подходы в психологии, теоретико-эмпирический опыт, накопленный в социальной и экологической психологии при изучении экологического, экономического и ценностного сознания личности; психологических проблем взаимодействия человека с природой и их детерминации.

Разработанная программа теоретико-эмпирического исследования включает следующие методы и методические приемы.

Основным методом исследования выступит персональное формализованное интервью, осуществляемое в технике «лицом к лицу». Общую выборку исследования составят 150-200 человек, разного возраста (от 18 до 50 лет), мужчины и женщины, имеющие различный социальный статус.

С целью изучения ценностной составляющей субъективного благополучия личности и, в частности, ее субъективного экологического благополучия применяются: методика Ш. Шварца, направленная на определение структуры базовых ценностей личности [Шварц и др., 2012]; шкала «Единение с природой» из Опросника экологического сознания, разработанного сотрудниками лаборатории экопсихологии развития ПИ РАО под руководством В. И. Панова, позволяющая судить о том, насколько человек ощущает себя частью природы и с чем связано данное переживание [Панов и др., 2012]; шкала психологического благополучия К. Рифф, измеряющая выраженность основных составляющих (наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия) психологического благополучия, которое рассматривается как субъективное самоощущение целостности и осмысленности индивидом своего бытия [Лепешинский, 2007].

Для изучения экономико-психологических характеристик личности будут применены: опросник ориентации на материализм М. Ричинз (в адаптации В. А. Хащенко). В основе данного методического приема лежит представление о материализме личности, как ценности, влияющей на восприятие и интерпретацию окружающего человека мира и собственную жизнь; как значимость для субъекта владения и приобретения материальных благ (материального благополучия) в достижении основных целей жизни [Хащенко, 2016]; блоки вопросов, направленные на определение выраженности экономической идентичности, экономического самочувствия, экономических притязаний, как элементов экономического сознания личности.

Математико-статистический анализ данных предполагает использование корреляционного, факторного, конфирматорного, кластерного и регрессионного типов анализа.

В результате проведения эмпирического исследования, на основании полученных данных будут определены:

  • структура базовых ценностей личности и место в этой структуре ценностей, связанных с отношением и взаимодействием с окружающей природной средой (ценности экологического благополучия);
  • выраженность уровня психологического благополучия личности и его составляющих (наличие цели в жизни, положительные отношения с другими, личностный рост, управление окружением, самопринятие и автономия);
  • выраженность и значимость для личности эмоциональной составляющей экологического сознания — «единения с природой», как показателя того насколько человек ощущает себя частью природы и с чем связано данное переживание.

Выявленные показатели экологического благополучия, как ценностной составляющей экологического сознания, будут соотнесены с выраженностью экономико-психологических характеристик личности:

  • уровнем материализма личности и его компонентов — успеха, центрированности и счастья, определяющих значимость для субъекта владения и приобретения материальных благ (материального благополучия) в достижении основных целей жизни;
  • экономической идентичности, как результата осознания индивидом своего отношения к собственности (самооценка своего материального благосостояния, переживание своей принадлежности к определенной имущественной группе (бедным, богатым или людям среднего достатка), модальность отношения к своему экономическому статусу);
  • экономического самочувствия, как переживания человеком комфортности-дискомфортности собственного положения в экономической сфере, включая удовлетворенность собой (собственными усилиями) в достижении материального (финансового) благополучия и собственным экономическим положением, а также уровнем деловой активности;
  • экономических притязаний, как стремления человека к достижению экономических целей (получения максимального дохода, достижения желаемого уровня благосостояния), на которые субъект считает себя способным или уровень которых он полагает достойным для себя.

Результаты исследования позволят определить место экологического благополучия, как характеристики отношения человека к окружающей его природной среде, в ценностной структуре личности и ее индивидуальном, психологическом благополучии; а также выявить взаимную обусловленность экологического благополучия и экономико-психологических (материализма личности, экономической идентичности, экономического самочувствия, экономических притязаний) характеристик личности.

Выявленные в исследовании закономерности помогут повысить эффективность опросов общественного мнения по проблемам, тревожащим население; позволят прогнозировать поведение личности и разных групп российского общества в условиях глобальных экологических перемен.

 

Литература:

  1. Дерябо С.Д, Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  2. Курис О.В. Философский анализ становления экологического сознания. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. М., 1992.
  3. Малюгин Д.В. Психологические детерминанты морального выбора. Дисс. … к.психол.н.. М., 2007.
  4. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. М.: Логос, 2001.
  5. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. Москва: Наука, 2004.
  6. Панов В.И., Мдивани М.О., Кодесс П.Б., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р. Экологическое сознание: теория, методология, диагностика // Психологическая диагностика. 2012. № 1. С. 3-126.
  7. Хащенко В.А. Личность и группа в системе экономических и управленческих отношений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
  8. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012.
  9. Хащенко Н.Н. Субъективное экологическое благополучие в различных социальных группах и условиях жизнедеятельности: программа исследования // Пензенский психологический вестник. 2017. №2(9). С.126-137.
  10. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Журнал Высшей школы экономики. Психология. 2012. Т. 9, № 1. С. 43-70.
  11. Capaldi C.A., Dopko R.L., Zelenski J.M. The relationship between nature connectedness and happiness: a meta-analysis // Frontiers in Psychology. 2014. № 5. P. 976.
  12. Meglino B. M., Ravlin E. C., Adkins C. L. A work values approach to corporate culture: A field test of the value congruence process and its relationship to individual outcomes // Journal of Applied Psychology. 1989. № 74. P. 424-432.
  13. Sagiv L., Schwartz S. H. Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects // European Journal of Social Psychology. 2000, № 30(2). P. 177–198.

References:

  1. Deryabo S.D, YAsvin V.A. Ekologicheskaya pedagogika i psihologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996.
  2. Kuris O.V. Filosofskij analiz stanovleniya ekologicheskogo soznaniya. Avtoref. diss. … kand. filos. nauk. M., 1992.
  3. Malyugin D.V. Psihologicheskie determinanty moral'nogo vybora. Diss. … k.psihol.n.. M., 2007.
  4. Medvedev V.I., Aldasheva A.A. Ekologicheskoe soznanie: Uchebnoe posobie. M.: Logos, 2001.
  5. Panov V.I. Ekologicheskaya psihologiya: Opyt postroeniya metodologii. Moskva: Nauka, 2004.
  6. Panov V.I., Mdivani M.O., Kodess P.B., Lidskaya E.V., Hisambeev SH.R. Ekologicheskoe soznanie: teoriya, metodologiya, diagnostika // Psihologicheskaya diagnostika. 2012. № 1. S. 3-126.
  7. Hashchenko V.A. Lichnost' i gruppa v sisteme ekonomicheskih i upravlencheskih otnoshenij. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016.
  8. Hashchenko V.A. Psihologiya ekonomicheskogo blagopoluchiya. Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012.
  9. Hashchenko N.N. Sub"ektivnoe ekologicheskoe blagopoluchie v razlichnyh social'nyh gruppah i usloviyah zhiznedeyatel'nosti: programma issledovaniya // Penzenskij psihologicheskij vestnik. 2017. №2(9). S.126-137.
  10. SHvarc SH., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Utochnennaya teoriya bazovyh individual'nyh cennostej: primenenie v Rossii / ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki. Psihologiya. 2012. T. 9, № 1. S. 43-70.
  11. Capaldi C.A., Dopko R.L., Zelenski J.M. The relationship between nature connectedness and happiness: a meta-analysis // Frontiers in Psychology. 2014. № 5. P. 976.
  12. Meglino B. M., Ravlin E. C., Adkins C. L. A work values approach to corporate culture: A field test of the value congruence process and its relationship to individual outcomes // Journal of Applied Psychology. 1989. № 74. P. 424-432.
  13. Sagiv L., Schwartz S. H. Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects // European Journal of Social Psychology. 2000, № 30(2). P. 177–198.