DOI: 10.17689/psy-2018.2.6
УДК 373

© 2018 Асмарян Кнарик Жораевна*, Пономаренко Ирина Романовна**
*кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и методики Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна (г. Ереван, Республика Армения) irina. ponomareko.81@mail.ru
**преподаватель кафедры дошкольной педагогики и методики Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна(г. Ереван, Республика Армения) irina. ponomareko.81@mail.ru

Аннотация: В статье развивается тезис о том, что при совместном обучении, индивидуальный подход должен быть направлен не только на обнаружение потенциальных возможностей детей, он должен служить созданию теплых отношений и эмоциональных связей.

Ключевые слова: интегрированное обучение, внедрение, дети с ограниченными способностями, интеграция, реформа

 

Experience in organizing integrated learning in the Republic of Armenia
© 2018 Asmaryan Knarik Zhoraevna*, Ponomarenko Irina Romanovna **

* Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Pedagogy and Methodology of the Armenian State Pedagogical University named after Kh. Abovyan (Yerevan, Republic of Armenia) irina. ponomareko.81@mail.ru
** Lecturer at the Department of Preschool Pedagogy and Methods of the Armenian State Pedagogical University named after Kh. Abovyan (Yerevan, Republic of Armenia) irina. ponomareko.81@mail.ru

Annotation: The paper develops the thesis that with co-education, an individual approach should be directed not only at discovering the potential abilities of children, it should serve to create warm relationships and emotional ties.

Key words: integrated education, implementation, children with disabilities, integration, reform

 

Образовательная система Республики Армения целенаправлена на укрепление духовного и интеллектуального потенциала армянского народа, сохранение и развитие национальных и человечеких ценностей. Государтсвенной и национальной наиважнейшей задачей является прогрессивное развитие образовательной системы и обеспечение ее конкуренции. Важной частью данного периода являются образовательные реформы.

Ключевые реформы образовательной системы имеют серъезное влияние на модернизацию и повышение результативности учебно-воспитательных процессов детей с особыми потребностями. Параллельно с улучшением социально-психологических условий разрабатываются и внедряются результативные методы и методики, которые содействуют аккомодации, интегрированию и совместной учебной деятельности детей с особыми потребностями [Малофеев, Шматко 2001].

Перестройка и реформы социально-экономической, психологической, педагогической сфер образовательной системы, признание права на получение образования каждого ребенка, обеспечение благоприятной атмосферы для выявления его потенцила и формирования навыков, определение направлений совершенствования образовательной и воспитательной систем для детей с особыми потребностями, их социализация и интеграция в общество очень важны и неотложны. В вопросе решения данной важной проблемы особое место занимают интегрированные дошкольные и школьные учреждения. Целью коррекционно-развивающих процессов указанных учреждений является создание необходимых условий для формирования личностных индивидуальных качествб выявления психологического, социального и интеллектуалного потенциала детей с особыми потребностями, обеспечения благоприятной образовательной атмосферы. При этом основной акцент ставится на интеграцию таких детей в общественную жизнь.

В этом ракурсе, на основании теоретического анализа и эмпирических наблюдений была исследована проблема совместного обучения детей с особыми потребностями и детей с норамальным развитием. Л. Трес, А. Л. Корн, М. Волерин и другие считают, что результативное интегрированное обучение возможно только при наличии благоприятных условий для детей с особыми потребностями. [Мастюкова 1997; Елисеев 2001].

Известно, что в образовательной системе обучение детей с особыми потребностями долгие годы, в основном, осуществлялось в направлении «работа над пороками». Между тем, всемирные тенденции развития и реформы образования предъявляют новые требования по отношению к более результативной организации, подготовки к жизни, принятия участия в общественной жизни детей с особыми потребностями. В 21-ом веке, в системе особого обучения передовым направлением является интеграция — совместное обучение нормальных детей и детей с особыми потребностями.

В 2005 году в РА был принят закон «Об образовании лиц с особыми образовательными потребностями», которым на государственном уровне было закреплено и признано интегрированное образование в Армении, закон об интегрированном образовании стал частью образовния. Согласно данным 2014 года, в Армении 139 школ осуществляют интегрированное обучение. То есть, школы почти всех регионов РА фактически открыты для детей-инвалидов, нуждающихся в особых условиях образования. Внедрение интеграционного обучения дает возможность детям, нуждающимся в особых условиях образования, получать образование в своих общинах и не изолироваться от семей. Внедрение системы содействовало изменению существующего долгие годы в обществе коренного предвзятого отношения к лицам, имеющим инвалидность. Изменилась жизнь многих семей, для их детей появилась возможность получать обучение со своими сверстниками в том же классе. В осуществляющих интеграционное образование школах работает разнопрофессиональная группа — психолог, социальный работник, особый педагог, помощник учителя, добровольный член, дефектолог. Развитию образования содействуют все те заинтересованные лица и структуры, вмешательство и содействие которых могут быть полезными в лице родителей, предметных учителей, общественных организаций, государственных и общинных структур, а также студентов-волонтеров. Здесь очень важна роль родителей, которых можно считать самыми важными участниками и членами профессиональной группы. Сотрудничество родитель-специалист-учитель стимулирует создание соответствующей атмосферы развития, организацию профессионального обучения студента-волонтера, поиск путей результативного удовлетворения образовательных потребностей детей [Инклюзивное образование, 2008]. Такое сотрудничество дает положительные сдвиги в интегрировании учащихся, в частности, способствует чувствованию друг друга во взаимном обучении и взаимодействии.

Эта форма командного сотрудничества, как выяснилось в нашем анализе, является лучшей формой интеграции. Она обеспечивает:

а) физическую интеграцию — сокращение расстояния между ребенком с особыми нуждами и нормально развивающимся ребенком. Они могут быть особыми группами или классами в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях, б) функциональное сокращение физического расстояния между ребенком с особыми потребностями и нормально развивающимся ребенком. Это занятия по музыке, спорту, искусству, игры и другого рода занятия, г) социальную интеграцию, которая предполагает, в первую очередь, сотрудничество системы общих социальных систем в рамках той социальной среды, где он интегрирован, д) педагогическую интеграцию, цель которой — усвоение учебного материала ребенком с особыми потребностями в соответствии с Государственными стандартами.

Можно констатировать, что интегрированное обучение в РА уже начатый процесс. Имеются ощутимые изменения. С внедрением интегрированного образования можем констатировать такие результаты, каковыми являются терпимое отношение к лицам, имеющим инвалидность, результативность работ, направленных на решение образовательных проблем детей необеспеченных и уязвимых семей, увеличение показателя их участия, положительные результаты, зарегистрированные в случае организации совместного обучения, положительный сдвиг в профессиональной деятельности педагогов, их подготовленность, высокий показатель социальной интеграции детей, имеющих инвалидность. На встречах и обсуждениях школьных разнопрофессиональных групп постоянно выделяются как успешные случаи, так и проблемы, решение которых будет содействовать дальнейшему становлению интегрированного обучения.

Анализируя опыт ряда стран в данном направлении, а также результаты собственных исследований относительно реализации программы, выдвигаются следующие рекомендации, которые, по нашему мнению, могут быть полезными для создания моделей интегрированного обучения. Существует необходимость: непрерывно анализировать и обобщать опыт знаний педагогов и психологов; обнаруживать проблемы, препятствующие интеграции; создавать здоровую атмосферу в системе интеграционного обучения для осуществления работ психологов и педагогов; организовывать супервизии разнопрофессиональных команд; осуществлять систематизированный контроль по отношению школ, внедряющих интегрированное обучение; обеспечивать тесное сотрудничество педагогов и представителей разнопрофессиональных групп; укреплять сотрудничество родитель-учитель-специалист в процессе интегрирования и др.

Построение образовательной системы нового типа предполагает организацию принципиально новых дошкольных и школьных совместных учреждений. Отметим факт, что в Армении не только сохраняются особые школы, но и расширяются их функции. Дети с особыми потребностями, имея физиологические особенности и эквивалентные им личностные и социальные проявления поведения, склонны к психологическому отчуждению от окружения, явному отделению от других детей, что существенно затрудняет процессы их образования и воспитания, а также работы по исправлению разного рода затруднений. Современные психологические подходы позволяют рассматривать личность, имеющую физические или психологические проблемы как индивида, осуществляющего определенную деятельность в обществе, и важно замечать не его проблемы, а возможности.

В результате наших наблюдений мы заметили, что результативность и позитивность общественного отношения приводит к проявлениям как личностных свойств индивида, имеющего потребность в особом образовании, так и его самостоятельности, самореализации и творческой деятельности. В этом смысле речь идет не об отдельных свойствах индивида, а о целостном восприятии его личности.

Интегрированное обучение является международной идеологией, которая направлена на всеобщее обучение. Интеграция явлется моделью обучения, которая включает в себя философию о том, что все дети должны быть равно приняты и оценены, удостоены внимания, уважения и иметь равные возможности в школе.

В сфере образования, особенно в школах, интеграция предполагает стратегию организации обучения, которая преследует цель стимулирование одновременности учебы во времени и пространстве, обеспечение для всех детей обязательных условий общеобразовательной школы — качестваы, результативности, равенства и справедливости. В идеологии особого образования ставится акцент на том, каким должна быть модель организации образования, которая характеризует сегодняшнюю школу.

Сегодня становится ясным, что интегрированное обучение является важнейшим достижением педагогики, психологии и образовательной системы, так как оно решает проблемы индивидуального, социального и эмоционального развития особого ребенка, формирует важные жизненные навыки и умения.

Обобщая отметим, что по отношению к детям, интегрированным в среду сверстников для совместного обучения, индивидуальный подход преимущественно должен быть направлен не только на обнаружение их потенциальных возможностей с целью организации образовательно-воспитательных и коррекционных работ, но, в первую очередь, он должен служить созданию теплых отношений, психологической, особенно, эмоциональной связи. Это социально-психологическое условие должно лежать в основе выбора профессиональных кадров, так как сложная и тяжелая деятельность современного педагога требует наличия совести и доброты, сострадания и милосердия, заботы и самоотверженной работы.

 

Литература:

  1. Малофеев, Н. Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко / Актуальные проблемы интегрированного обучения. — М., 2001.
  2. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный возраст / Е. М. Мастюкова/ — М. 1997.
  3. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев /.- СПб.: Питер, 2001. — 560 с.
  4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

References:

  1. Malofeev, N. N. Otechestvennyie modeli integrirovannogo obucheniya detey s otkloneniyami v razvitii i opasnost mehanicheskogo perenosa zapadnyih modeley integratsii / N. N. Malofeev, N. D. Shmatko / Aktualnyie problemyi integrirovannogo obucheniya. — M., 2001.
  2. Mastyukova, E. M. Lechebnaya pedagogika: Ranniy i doshkolnyiy vozrast / E. M. Mastyukova / — M. 1997.
  3. Eliseev, O. P. Praktikum po psihologii lichnosti / O. P. Eliseev /.- SPb.: Piter, 2001. — 560 s.
  4. Inklyuzivnoe obrazovanie: problemyi sovershenstvovaniya obrazovatelnoy politiki i sistemyi: Materialyi mezhdunarodnoy konferentsii. 19–20 iyunya 2008 goda. — SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2008.