DOI: 10.17689/psy-2018.1.7
УДК 159.9.072.43

© 2018 Бабаева Марина Владимировна*, Максутова Алия Исмаиловна**
* кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология» Пензенского государственного университета (г. Пенза), m.verschinina2010@yandex.ru
**бакалавр психологии (г. Пенза)

Аннотация: В статье рассматриваются исследования этнической идентичности в отечественной психологии, описываются основные типы этнической идентичности личности, выделяются макро-факторы и микро-факторы в становлении этнической идентичности, эмпирическим путем раскрывается проблема связи уровней эмпатии и типов этнической идентичности у иностранных студентов.

Ключевые слова: этническая идентичность, этническая группа, типы этнической идентичности, поликультурное образование, эмпатия.

 

Ethnic identity and empathy of foreign students
© 2018 Babaeva Marina Vladimirovna*, Maksutova Aliya Ismailovna**,

*Candidate of Psychological Sciences, assistant professor at the «General psychology» department of Penza State University (Penza, Russia) m.verschinina2010@yandex.ru
** Bachelor of Psychology (Penza, Russia)

Annotation: The paper examines ethnic identity research in Russian psychology, describes the main types of ethnic identity of an individual, identifies macro factors and micro factors in the formation of ethnic identity, empirically reveals the problem of the relationship between levels of empathy and types of ethnic identity among foreign students.

Keywords: ethnic identity, ethnic group, types of ethnic identity, multicultural education, empathy.

 

В современном мире в ситуации развития средств массовой информации и роста миграций общество является весьма неоднородным и отличается культурной «мозаичностью». В связи с этим проблема представления, функционирования и становления этнической идентичности становится одной из самых актуальных на сегодняшний день, причем не только в нашей стране, но и во всем мире.

В основе развития идентичности в поликультурном пространстве лежит признание большого многообразия культур, их взаимного уважения, значимости в формировании идентичности личности.

В отечественной психологии исследование этнической идентичности связано с именами Г. У. Солдатовой, Т. Г. Стефаненко, Н. М. Лебедевой и др.

Этническая идентичность с позиции большинства этнопсихологов — это осознание себя представителем определенного этноса, переживание человеком своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других [Лебедева, 2011].

Этническую идентичность условно можно разделить на две большие области: личностную идентичность и групповую этническую идентичность. Личностная идентичность определяется индивидуальными качествами и чертами, групповая этническая идентичность основывается на социальных категориях и базируется на анализе этнических групп, к которым человек принадлежит и с которыми себя соотносит [Микляева, 2008].

Важно понимать, что этническая идентичность — это не только осознание своей схожести с конкретной этнической группой, но также и ее оценка (чувство достоинства, гордость, обиды, страх). В связи с этим можно выделить позитивную этническую идентичность, то есть когда позитивные этнические чувства и социальные установки воплощают в себе удовлетворенность человека в принадлежности к той или иной этнической общности, желание принадлежать ей, гордиться за достижения своего народа. В то время как негативная этническая идентичность представляет собой наличие у человека негативных социальных установок к своей этнической группе, что содержит в себе чувство стыда, униженности, предпочтение других групп и народов в качестве референтных [Василюк, 2008].

Индивид, рассматривая себя в качестве члена определенной этнической группы, будет стремиться оценить ее положительно, поднимая тем самым статус своей группы и собственную самооценку. Позитивная этническая идентичность представляет собой позитивный образ собственной этнической группы, а также довольно благоприятный образ других этнических групп. Особую значимость позитивная этническая идентичность приобретает в ситуации межкультурного взаимодействия. В непривычном социальном окружении, среди представителей других этносов, с иным менталитетом, обычаями, ценностями, правилами и нормами, принятие человеком своей этнической группы выступает в качестве важнейшего показателя успешной адаптации к новой среде. Напротив, негативные чувства по поводу своей этнической принадлежности могут говорить о кризисе этнической идентичности личности и проявлении психологической защиты, свидетельствующих о дезадаптации к новым условиям.

Этнопсихологами выделены три основных типа этнической идентичности личности: этноцентрическая, полиэтническая, и трансэтнизм.

Этноцентрическая идентичность основана на направленности личности только на свою этническую общность, прописанную в паспортной системе.

Полиэтническая идентичность определяется равноценным отношением к нескольким этносам, желанием знать несколько языков, знакомиться с культурой других народов.

Трансэтнизм встречается реже других и характеризуется тем, что личность не причисляет себя ни к одному конкретному этносу, а относит себя ко всему человечеству [Микляева, 2008].

В своих исследованиях Г. У. Солдатова и С. В. Рыжова, помимо вышеуказанных типов этнической идентичности, выделили еще несколько:

  • этнонигилизм, который представляет собой отход от собственной этнической группы;
  • этническая индифферентность — выражается в неопределенности этнической принадлежности;
  • норма — проявляется в позитивном отношении, как к своему народу, так и к другим;
  • этноэгоизм — проявляется в напряженном общении с представителями других культур;
  • этноизоляционизм — характеризуется убежденностью человека в превосходстве своего народа;
  • этнофанатизм — выражается в готовности человека идти на любые действия во имя интересов своего народа.

Значительная роль в становлении этнической идентичности личности также отводится плотности этнического окружения [Романова, 2007].

В целом все эти факторы можно условно разделить на две большие группы: макро-факторы и микро-факторы.

К группе макро-факторов следует отнести культуру, язык, религию, притеснения со стороны других этнических групп.

К группе микро-факторов принадлежат факторы, оказывающие влияние не на общность, а непосредственно на этническую идентичность конкретного индивида. Сюда можно отнести статус группы, семью, этническое окружение и др. [Донцов, 2009].

К наиболее отличительным признакам этнической идентичности принадлежат язык, образ жизни, происхождение, традиции, ценности и нормы, историческая память и характерная внешность.

Т. Г. Стефаненко на протяжении большого количества времени занималась изучением структуры этнической идентичности. В результате своей работы, ею было выделено два основных компонента этнической идентичности:

  • когнитивный компонент, то есть знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом;
  • аффективный компонент, включающий в себя чувство принадлежности к группе, оценку ее качеств, отношение к членству в ней [Верещагина, 2009].

Помимо вышеуказанных компонентов Л. М. Дробижева выделяет ещё и поведенческий компонент, который основывается на проявлении себя как члена этнической группы, «построении системы отношений и действий в различных этноконтакных ситуациях» [Алексашенкова, 2013].

Таким образом, можно утверждать, что этническая идентичность — это понятие, обозначающее осознание себя в качестве представителя определенного этноса, а также его оценка.

Окончательное формирование этнической идентичности приходится на юношеский возраст, когда рефлексия имеет для человека первостепенное значение.

В «национальной доктрине образования в Российской федерации» важнейшей задачей высших учебных заведений является внедрение российской системы образования в мировое образовательное пространство [Багдасарова, 2009].

Само по себе поликультурное образование предполагает, прежде всего, уважительное отношение к представителям других культур, получение новых знаний и опыта, сохранение традиций, норм и ценностей представителей различных народов, обогащение своего культурного багажа [Алексашенкова, 2013].

Исследователь К. Трасберг полагает, что поликультурное образование должно способствовать сохранению собственной идентичности личности, а также развитию навыков межкультурного взаимодействия и общения, разрешению возникающих конфликтов на основе культурных различий. Подобного рода «диалог культур» способствует актуализации самоопределения, идентификации и формирования этнической идентичности личности [Трасберг, 2014].

Практически все исследователи проблем межэтнического общения признают необходимость и важность эмпатии в межкультурном взаимодействии и включают ее в состав умений, которые составляют межкультурную компетентность [Валиев, 2015].

В психологии применяются различные понятия для описания способности человека идентифицировать себя с другими людьми, ставить себя на их место, понимать их точку зрения. Однако наиболее точным определением будет именно понятие «эмпатия», обозначающее способность понимать мысли, чувства и действия другого человека и поставить себя на его место.

Эмпатия в общении с представителями своей этнической группы способствует повышению эффективности коммуникации. Что же касается межкультурного общения, то здесь от наличия или отсутствия данного умения будет зависеть результат коммуникации в целом [Максимова, 2014].

Безусловно, эмпатические умения основываются на знании культуры, традиций, норм, ценностей, привычек иной этнической общности, поскольку без этих знаний, невозможно увидеть мир глазами человека другой культуры.

Пониманию эмоций и чувств, испытываемых людьми, оказавшимися в иной этнической среде, может способствовать разыгрывание различных игр, диалогов и т. д. [Новикова, 2011].

Эмпатия у студентов выполняет следующие функции:

  1. эмпатия, исходящая от субъекта эмпатии, увеличивает его способность убеждать;
  2. она помогает преодолеть психологическую защиту другого;
  3. расширяет представление о жизни других;
  4. обогащает собственный эмоциональный опыт;
  5. развивает личность и систему ее ценностей;
  6. эмпатия дает возможность для самораскрытия личности студента и получения поддержки [Стефаненко, 2009].

Форма и вид эмпатии определяются особенностями мировоззрения студента и его ценностными ориентациями. Человек, для которого характерна эгоцентрическая мотивация, скорее всего, будет испытывать стресс, видя несчастия другого. Напротив, индивид, для которого имеет ценность благополучие другого, будет склонен испытывать сочувствие, увидев переживания другого [Кружкова, 2014].

Мы провели эмпирическое исследование, целью которого стало определение связи уровней эмпатии и типов этнической идентичности у иностранных студентов.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО ПГУ Педагогического института имени В. Г. Белинского. В исследовании приняли участие 38 студентов, из которых 30 юношей и 8 девушек в возрасте 17-23 лет из разных стран (Таджикистана, Турции, Алжира, Иордании, Киргизии, Туркмении, Казахстана).

Для достижения цели эмпирического исследования, во-первых, мы выявляли типы этнической идентичности иностранных студентов с помощью методики «Тип этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой.

Данная методика содержит шесть шкал, каждая из которых соответствует определенному типу этнической идентичности. По результатам проведенной методики были получены следующие показатели (табл. 1).

Таблица 1. Распределение показателей по типам этнической идентичности (методика Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой)

Тип этнической идентичности

Уровни

Количество испытуемых

 (%)

1. Этнонигилизм

Тенденция отсутствует

7

18%

Низкий

14

37%

Пониженный

16

42%

Средний 

1

3%

2. Этническая индифферентность

Тенденция отсутствует

1

3%

Низкий

2

5%

Пониженный

9

24%

Средний

19

50%

Повышенный

7

18%

3. Позитивная этническая идентичность

Пониженный

1

3%

Средний

1

3%

Повышенный

7

18%

Высокий

29

76%

4. Этноэгоизм

Тенденция отсутствует

1

3%

Низкий

19

50%

Пониженный

10

26%

Средний

8

21%

5. Этноизоляционизм

Тенденция отсутствует

1

3%

Низкий

20

53%

Пониженный

10

25%

Средний

6

16%

Повышенный

1

3%

6. Этнофанатизм

Низкий

8

21%

Пониженный

15

40%

Средний

8

21%

Повышенный

5

13%

Высокий

2

5%

Исходя из полученных результатов по методике «Тип этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой (табл. 1), можно сказать, что для большинства иностранных студентов (для 89% опрошенных) позитивная этническая идентичность (норма) является преобладающим типом. Так, эти студенты, скорее всего, будут ориентированы на идентификацию себя со своей этнической группой, положительно относиться к ней и проявлять толерантность к представителям других культур. Вторая по распространенности вариация — этническая индифферентность, которая характеризуется размыванием собственной идентичности. Наименьшую распространенность составил тип этнической идентичности, представляющий по сути ее почти полное отсутствие — этнонигилизм. Такой человек не рассматривает принадлежность к конкретной национальной культуре как что-то определяющее.

Результаты методики оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности А. Н. Татарко и Н. М. Лебедевой позволяют говорить о том, что для 97% иностранных студентов характерна позитивность этнической идентичности, и только для 3% характерна неопределенность этнической идентичности.

Затем также нами было проведено исследование уровня эмпатийных тенденций иностранных студентов (рис.1). Результаты по опроснику "Шкала эмоционального отклика А. Маграбяна и Н. Эпштейна позволяют говорить о том, что большая часть опрошенных, а именно 60% испытуемых, имеет средний уровень эмпатийных тенденций. У 25% респондентов был выявлен низкий уровень развития эмпатии. 13% опрошенных студентов показали высокий уровень развития эмпатии.


Рис. 1. Процентное соотношение количества студентов по уровню развития эмпатии по методике А. Маграбяна и Н. Эпштейна

Далее нами была проведена методика диагностики эмпатии И. М. Юсупова (табл. 2).

Анализируя сводные данные по шкалам экспресс-диагностики эмпатии И. М. Юсупова можно сделать заключение, что наиболее выраженным в каждом случае является средний уровень эмпатийности. К тому же важно отметить, что наибольшую распространенность в данной выборке составила эмпатия с родителями. Второй по распространенности стала эмпатия с детьми. А наименьшую распространенность составила эмпатия с животными.

Таблица 2. Распределение результатов по типам эмпатии по методике И. М. Юсупова

4. Эмпатия с детьми

Очень низкий

1

3%

Низкий

1

3%

Средний

36

94%

5. Эмпатия с героями художественных произведений

Очень низкий

1

3%

Низкий

5

13%

Средний

32

84%

6. Эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми

Очень низкий

1

3%

Низкий

3

8%

Средний

32

84%

Высокий

2

5%

Для подтверждения или опровержения гипотезы исследования о наличии связи уровней эмпатии и типов этнической идентичности у иностранных студентов применялся метод статистического анализа, с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.

Выяснилось, что корреляция статистически значима между показателями позитивной этнической идентичности и средним уровнем эмпатийных тенденций. (rs = 0.407).

Была обнаружена линейная связь между позитивной этнической идентичностью и проявлением эмпатии в отношениях с родителями (rs = 0.53), обнаружена линейная связь между позитивной этнической идентичностью и проявлением эмпатии к незнакомым и малознакомым людям (rs = 0.378); корреляция между позитивной этнической идентичностью и проявлением эмпатии с детьми (rs = 0.378); выявлена статистически значимая корреляция между показателями этнической индифферентности и эмпатии с детьми. (rs = 0.407); обнаружена нелинейная связь между уровнем эмпатии и показателями этноэгоизма (rs = −0.509), этноизоляционизма (rs = −0.409), и этнофанатизма (rs = −0.413); Математический анализ, проведенный по методикам И. М. Юсупова и Н. М. Лебедевой и А. Н. Татарко показал статистически значимую корреляцию между позитивной этнической идентичности и героями художественных произведений (rs = −0,322).

В результате исследования было выявлено, что преобладающим типом этнической идентичности в представленной выборке является позитивная этническая идентичность, то есть позитивное отношение, как к собственному народу, так и к представителям других культур, а также проявление толерантности. В ходе исследования нами было обнаружено, что для большинства иностранных студентов характерен средний уровень эмпатийных тенденций, а наибольшую распространенность в данной выборке составила эмпатия в отношениях с родителями.

 

Литература:

  1. Алексашенкова И.В. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение / И.В. Алексашенкова // Педагогика открытости и диалога культур. – 2013. – С. 102.
  2.  Арутюнян Ю.В.: Этносоциология / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов – Москва: Аспект-Пресс, 2013. – 271 с.
  3. Багдасарова А.Б. Формирование этнокультурных компетенций в образовательной и воспитательной деятельности в многонациональном регионе / А.Б. Багдасарова., Н.А. Симонова // Этнические проблемы современности: Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2009. – №14. – С. 34.
  4. Валиев Р.А. Региональная идентичность педагога как фактор психологической готовности к профессиональной деятельности в сфере воспитания ценностного отношения к малой родине / Р.А. Валиев, Л.А. Максимова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 8. – С. 58-62.
  5. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической науки / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 2008. – №6. – С. 27-37.
  6. Верещагина М.В. Исследование структурных компонентов этнической идентичности. / М.В. Верещагина // Материалы II Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее». 3 марта 2009 НИЭУП. – Невинномысск. – 2009. – С. 99-101.
  7. Донцов А.И. Язык как фактор этнической идентичности / А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко., Ж.Т. Уталиева // Вопросы психологии. – 2009. – №4 – С. 75.
  8. Кружкова О.В. Индивидуальная детерминация субъективной значимости стресс-факторов городской среды в период юности / О.В. Кружкова // Психологические исследования. – 2014. Т. 7. – № 34. – С. 217-221.
  9. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию / Н.М. Лебедева. Москва: МАКС – Пресс, 2011 – 106 с.
  10. Максимова Л.А. Развитие культурного интеллекта у педагога как условие эффективности профессиональной деятельности в поликультурной образовательной среде / Л.А. Максимова // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 5. – С. 36-40.
  11. Микляева А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография / А.В. Микляева., П.В. Румянцева. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 118 с.
  12. Новикова Н.И. Обычай и закон: исследования по юридической антропологии / Н.И. Новикова. – Москва: Издательский дом «Стратегия», 2011. – 213 с.
  13. Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков / О.Л. Романова – Москва, 2007. – С. 80-84.
  14. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности. Этническая психология и общество / Т.Г. Стефаненко. Москва: Вестник Московского Университета. – 2009. – № 2. – С. 97-104.
  15. Трасберг К. Мультикультурное образование: развитие идей и поиски путей их реализации в современном мире // Мультикультурное образование: ключевые вопросы современности и поиск решений / Под ред. Л. Васильченко. Тарту, – 2014. – С. 7-26.

References:

  1. Aleksashenkova I.V. Polikulturnoe obrazovanie: dialog kultur i bilingvalnoe obuchenie / I.V. Aleksashenkova // Pedagogika otkryitosti i dialoga kultur. – 2013. – S. 102.
  2. Arutyunyan Yu.V.: Etnosotsiologiya / Yu.V. Arutyunyan, L.M. Drobizheva, A.A. Susokolov – Moskva: Aspekt-Press, 2013. – 271 s.
  3. Bagdasarova A.B. Formirovanie etnokulturnyih kompetentsiy v obrazovatelnoy i vospitatelnoy deyatelnosti v mnogonatsionalnom regione / A.B. Bagdasarova., N.A. Simonova // Etnicheskie problemyi sovremennosti: Stavropol: Izd-vo SGU. – 2009. – № 14. – S. 34.
  4. Valiev R.A. Regionalnaya identichnost pedagoga kak faktor psihologicheskoy gotovnosti k professionalnoy deyatelnosti v sfere vospitaniya tsennostnogo otnosheniya k maloy rodine / R.A. Valiev, L.A. Maksimova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2015. – № 8. – S. 58-62.
  5. Vasilyuk F.E. Urovni postroeniya perezhivaniya i metodyi psihologicheskoy nauki / F.E. Vasilyuk // Voprosyi psihologii. – 2008. – № 6. – S. 27-37.
  6. Vereschagina M.V. Issledovanie strukturnyih komponentov etnicheskoy identichnosti. / M.V. Vereschagina // Materialyi II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Molodezh i nauka: realnost i buduschee». 3 marta 2009 NIEUP. – Nevinnomyissk. – 2009. – S. 99-101.
  7. Dontsov A.I. Yazyik kak faktor etnicheskoy identichnosti / A.I. Dontsov, T.G. Stefanenko., Zh.T. Utalieva // Voprosyi psihologii. – 2009. – № 4 – S. 75.
  8. Kruzhkova O.V. Individualnaya determinatsiya sub'ektivnoy znachimosti stress-faktorov gorodskoy sredyi v period yunosti / O.V. Kruzhkova // Psihologicheskie issledovaniya. – 2014. T. 7. – № 34. – S. 217-221.
  9. Lebedeva N.M. Vvedenie v etnicheskuyu i krosskulturnuyu psihologiyu / N.M. Lebedeva. Moskva: MAKS – Press, 2011 – 106 s.
  10. Maksimova L.A. Razvitie kulturnogo intellekta u pedagoga kak uslovie effektivnosti professionalnoy deyatelnosti v polikulturnoy obrazovatelnoy srede / L.A. Maksimova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. – 2014. – № 5. – S. 36-40.
  11. Miklyaeva A.V. Sotsialnaya identichnost lichnosti: soderzhanie, struktura, mehanizmyi formirovaniya: Monografiya / A.V. Miklyaeva., P.V. Rumyantseva. – Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2008. – 118 s.
  12. Novikova N.I. Obyichay i zakon: issledovaniya po yuridicheskoy antropologii / N.I. Novikova. – Moskva: Izdatelskiy dom «Strategiya», 2011. – 213 s.
  13. Romanova O.L. Razvitie etnicheskoy identichnosti u detey i podrostkov / O.L. Romanova – Moskva, 2007. – S. 80-84.
  14. Stefanenko T.G. Etnicheskaya identichnost v situatsii sotsialnoy nestabilnosti. Etnicheskaya psihologiya i obschestvo / T.G. Stefanenko. Moskva: Vestnik Moskovskogo Universiteta. – 2009. – № 2. – S. 97-104.
  15. Trasberg K. Multikulturnoe obrazovanie: razvitie idey i poiski putey ih realizatsii v sovremennom mire // Multikulturnoe obrazovanie: klyuchevyie voprosyi sovremennosti i poisk resheniy / Pod red. L. Vasilchenko. Tartu, – 2014. – S. 7-26.