DOI: 10.17689/psy-2020.1.3
УДК 159.99

© 2020 Егорихина Светлана Юрьевна*,
*младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук», г. Вологда; e-mail: 07leto@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена одной из важных проблем профессионального становления личности — мотивации обучающихся. Проведен краткий анализ основных теоретических подходов к определению понятий «мотив», «мотивация», «учебная мотивация», проанализированы результаты диагностики учебной мотивации магистрантов и аспирантов Вологодского научного центра РАН. Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты позволят учитывать характер мотивации при организации образовательного процесса в магистратуре и аспирантуре, что будет способствовать повышению его результативности.

Ключевые слова: мотив; мотивация; учебная мотивация.

 

The research of training masters and postgraduates motivation in scientific organization
© 2020 Egorikhina Svetlana Yur’yevna

*junior researcher, Federal State Budgetary Institution of Science «Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences», Vologda, Russia; e-mail: 07leto@mail.ru

Annotation: The article is devoted to one of the important problems of professional formation of a personality — students motivation. The brief analysis of the main theoretical approaches to the definition of the concepts of «motive», «motivation», «educational motivation» is carried out, the results of the diagnosis of educational motivation of undergraduates and graduate students of the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences are analyzed. The practical significance of the study is that the achieved results will allow to take into account the nature of motivation when organizing the educational process in graduate and postgraduate studies to increase its effectiveness.

Key words: motive; motivation; educational motivation.

 

Происходящие политические, социально-экономические преобразования в разных сферах деятельности требуют постоянных перемен в подготовке будущих специалистов. Современное общество нуждается в инициативных, предприимчивых, творческих людях с высоким уровнем общего развития и профессионализма. Чтобы получить престижную работу и стать квалифицированным специалистом, необходимо повышать уровень своей профессиональной подготовки. Этому может способствовать мотивация, которая выступает движущей силой поведения и деятельности человека, достижения поставленных целей. Учебная мотивация относится к числу профессионально значимых личностных характеристик, является показателем и критерием успешности получения и усвоения полученных знаний. Исследователи отмечают, что сформированные мотивы учения обеспечивают успешность не только учебной, но и профессиональной деятельности. Проблема изучения мотивации не перестает быть актуальной. Мотивация является основой любой деятельности, именно в ней заключен механизм активности и заинтересованности человека в деятельности.

Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что учебная мотивация является важным фактором эффективности учебной деятельности и качества овладения профессиональными компетенциями на всех ступенях получения высшего образования: в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.

Многоаспектность проблемы мотивов и мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию их сущности и классификации.

Изучению мотивов, мотивации, в том числе учебной, посвящено большое количество исследований отечественных (Божович Л. И., Платонов К. К., Вилюнас В. К. , Ковалев В. И., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Маркова А. К., Мерлин В. С., Рубинштейн С. Л., Узнадзе Д. Н., Якобсон П. М., Файзуллаев А. А., Магомед-Эминов М. Ш., Пилоян Р. А.) и зарубежных ученых (Аткинсон Дж., Мадсен К. Б., Мюррей X., Маслоу А., Хекхаузен X., Гилфорд Дж. и др.).

В качестве мотива анализировались различные феномены. Большинство психологов считают, что мотив — это осознанное побуждение поведения и деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей, т. е. их осознании (Ковалев В. И., Вилюнас В. К., Файзуллаев А. А., Хекхаузен X..). Другие рассматривают мотив как потребность (Божович Л. И., Платонов К. К., Рубинштейн С. Л.), как цель (предмет удовлетворения потребности) (Леонтьев А. Н., Манукян С. П.), как намерение (Левин К., Зейгарник Б. В., Божович Л. И.), как устойчивое свойство личности, как системный способ организации активности человека (Платонов К. К., Мерлин B. C., Магомед-Эминов М. Ш., Мадсен К. Б., Мюррей X., Аткинсон Дж.), как состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать (Пилоян Р. А., Гилфорд Дж., Хилгард Е. Р.), как удовлетворенность (Асеев В. Г., Ковалев А. Г., Якобсон П. М.). деятельность [Ильин, 2008; Ковалев, 1988; Хекхаузен, 2003]

Как отмечает Ильи Е. П. для правильного понимания понятия мотив целесообразно рассматривать все перечисленные определения, т. к. мотивы — это результат деятельности человека, но в тоже время они сами влияют на эту деятельность [Ильин, 2008].

Понятие мотивации также трактуется учеными в различных аспектах. Мотивация — это и совокупность мотивов (Платонов К. К.) и совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение (Мадсен К. Б., Годфруа Ж.); и побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, и процесс регуляции конкретной деятельности (Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Матюшкин А. М., Анохин П. К., Ломов Б. Ф., Магомед-Эминов М. Ш.), и процесс действия мотива и механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (Джидарьян И. А.); и психологический механизм личности, система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (Вилюнас В. К., Хекхаузен X.) [Ильин, 2008; Мотивация, 2003].

Конечно, все подходы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. В вязи с этим все определения мотивации можно отнести к двум основным направлениям. С одной стороны мотивацию рассматривают со структурных позиций и определяют ее как совокупность факторов или мотивов, определяющих поведение и деятельность. А с другой — как процесс образования и формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведение и деятельность.

Рассматривая мотивацию в различных аспектах, ее подразделяют на следующие виды:

  • внешняя мотивация, которая не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами, и внутренняя мотивация связана с самим содержанием деятельности и подразумевает желание человека действовать на результат, независимо от обстоятельств;
  • положительная мотивация заключается в том, что человек действует для удовлетворения своих или чьих-нибудь желаний и основана на положительных стимулах и отрицательная, к которой относятся действия для того, чтобы избежать неприятностей, независимо от желания их выполнять, и основана на отрицательных стимулах;
  • устойчивая мотивация строится на потребностях человека (голод, жажда или желание отдохнуть) и не требует дополнительного подкрепления и неустойчивая, которая требует дополнительной постоянной внешней поддержки [Армстронг, 2009; Ильин, 2008; Мотивация, 2003; Deci et al., 2000;].

Кроме того выделяют дополнительные виды мотивации: индивидуальная мотивация действует в пользу саморегуляции (утоления голода или жажды, избегание переохлаждения и другого) и групповая мотивация (забота о продолжении рода, определение своего места в социуме); познавательная мотивация; самоутверждение; идентификация; жажда власти; саморазвитие и др. [Мормужева, 2013]

Учебная мотивация относится к числу профессионально значимых личностных характеристик, является показателем и критерием успешности профессионального становления будущего специалиста. Учебную мотивацию рассматривают как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. В более широком смысле учебная мотивация — это процессы, методы, средства побуждения обучающихся к продуктивной учебно-познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [Пономаренко и др., 2013].

Исследователи отмечают, что на учебную мотивацию оказывают влияние такие факторы как образовательная система, образовательное учреждение, организация образовательного процесса, субъектные особенности обучающегося и педагога, специфика учебного предмета [Алтунина, 2006; Зимняя, 2003]. Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

Учеными выделяются различные классификации учебной мотивации студентов. Традиционно ее разделяют на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней понимается стремление к тому, что непосредственно связано с учебной деятельностью (например, мотив познания, мотив достижения, мотив саморазвития). Под внешней — социальные мотивы, связанные с желанием занять свое место в обществе (мотивация самоуважения, интроецированная мотивация, экстернальная мотивация) [Гордеева, 2006; Дворецкая и др., 2018]

Следующая классификация опирается на две тенденции: достижение успеха и избегание неудачи. Мотивированные на достижение успеха ставят перед собой позитивные цели, испытывая при этом положительные эмоции, мобилизуя ресурсы. А мотивированные на избегание неудачи не уверены в себе, боятся критики, с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции [Томашевская, 2013].

Ильин Е. П. разделяет мотивы учения на две группы. Первую составляют познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные и мотивы самообразования. Вторую группу — социальные мотивы (широкие социальные и позиционные мотивы, мотивы социального сотрудничества), которые связаны с социальным взаимодействием с другими людьми [Ильин, 2008; Тенькова, 2015].

Ильина Т. Н. выделяет мотивацию на получение знаний (стремление к приобретению знаний, любознательность), мотивацию на овладение профессией (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества) и мотивацию на получение диплома (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов [Антипова, 2017].

Бадмаева Н. Ц. выделила семь видов учебных мотивов: коммуникативные, избегания неудачи, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные [Бадмаева, 2004].

Таким образом, под учебной мотивацией мы будем понимать свойство личности, которое определяется совокупностью устойчивых целей, побуждений, мотивов самореализации, практической значимости по отношению к учебной деятельности, активностью личности в образовательном процессе, ориентацией на образование как объективную и личностную ценность.

Конечно, анализируя мотивацию обучающихся, следует учитывать не только доминирующие мотивы, но и структуру мотивационной сферы в целом. Такой подход позволяет понять, почему обучающийся выбрал данную профессию, пришел учиться именно в эту образовательную организацию, каково его отношение к учебному процессу, планирует ли он в будущем работать по выбранной специальности, и в итоге прогнозировать, какого специалиста готовить [Ломтатидзе, 2014]. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что в основном исследование учебной мотивации проводится у школьников, абитуриентов или студентов высших учебных заведений, обучающихся по программам бакалавриата. магистратуры, аспирантуры. Научным организациям возможность реализации магистерских программ была предоставлена только с 2013 года. В связи с этим у них появилась возможность осуществлять образовательную деятельность и на второй ступени высшего образования в соответствии с ФГОС ВО, а также проводить исследования в целях повышения эффективности образовательного процесса в магистратуре, наряду с аспирантурой. Для изучения учебной мотивации обучающихся Вологодского научного центра РАН (ВолНЦ РАН) были использованы следующие методики:

  • методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А. А. Реана, В. А. Якунина [Ильин, 2008];
  • методика диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана и В. А. Якунина (модификация Н. Ц. Бадмаевой) [Бадмаева, 2004].

В исследовании приняли участие 30 обучающихся: 15 магистрантов и 15 аспирантов первого и второго годов обучения, из них 43% (13 чел.) — молодые люди, 57% (17 чел.) — девушки, возраст испытуемых — от 21 до 32 лет.

Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов А. А. Реана, В. А. Якунина предполагает необходимость выбора пяти наиболее значимых мотивов учебной деятельности из 16 предложенных.

Анализ результатов показал, что наиболее значимыми мотивами для обучающихся магистратуры и аспирантуры являются стать высококвалифицированным специалистом, получить интеллектуальное удовлетворение, приобрести глубокие прочные знания, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (табл. 1).

Таблица 1. Ранжирование мотивов учебной деятельности у обучающихся магистратуры и аспирантуры по методике А. А. Реана и В. А. Якунина.

№ п/п

Мотив

Ранг в иерархии мотивов

магистранты

аспиранты

1

Стать квалифицированным специалистом

I

III

2

Получить диплом

V

V

3

Успешно продолжить обучение на последующих курсах

VIII

VI

4

Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»

VI

XI

5

Постоянно получать стипендию

XI

VII

6

Приобрести глубокие и прочные знания

IV

II

7

Быть постоянно готовым к очередным занятиям

IX

X

8

Не запускать предметы учебного цикла

X

VIII

9

Не отставать от однокурсников

XII

XIII

10

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности

III

IV

11

Выполнять педагогические требования

XIII

XII

12

Достичь уважения преподавателей

VII

XIV

13

Быть примером сокурсникам

XV

XV

14

Добиться одобрения родителей и окружающих

XIV

IX

15

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу

XVI

XVI

16

Получить интеллектуальное удовлетворение

II

I

Выбор данных мотивов свидетельствует о профессиональном становлении и личностном развитии обучающегося, когда для будущего специалиста важно не только получить определенную профессию, но и испытывать удовлетворение в процессе ее освоения. Также если одной из целей обучающегося является получение знаний, которые он сможет применить в профессиональной деятельности, то он будет максимально нацелен на освоение образовательной программы. Мотив «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» подтверждает то, что становление будущего профессионала продолжается и после окончания бакалавриата в магистратуре и аспирантуре.

Следующим по значимости для обучающихся как магистратуры, так и аспирантуры был выделен мотив «Получить диплом». Бесспорно, наличие документа, подтверждающего, что человек имеет определенный уровень высшего образования, является важным итогом его обучения и условием начала профессиональной карьеры. Как показывают исследования, каждый пятый обучающийся уверен, что сам факт наличия диплома имеет большое практическое значение для трудоустройства и успеха в жизни.

Наименее значимы для обучающихся мотивы «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу» и «Быть примером для сокурсников». На наш взгляд, это подтверждение того, что для современной молодежи система воспитания через общественное поощрение или порицание малоэффективна. Важнее определять себя в контексте отношения к будущей профессии (что я знаю? что я умею? чего я могу достичь в профессиональной деятельности?).

Анализ полученных результатов по данной методике показал, что у обучающихся ВолНЦ РАН преобладают профессиональные мотивы, и они ориентированы, в первую очередь, на становление себя как будущего специалиста.

Методика диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана и В. А. Якунина (модификация Н. Ц. Бадмаевой) направлена на изучение семи групп мотивов: коммуникативных, профессиональных, учебно-познавательных, социальных, мотивов творческой самореализации, избегания и престижа. Обучающимся необходимо было оценить значимость мотивов учебной деятельности по 5-балльной шкале (1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов — максимальной). При обработке результатов вычисляется средний показатель оценок по каждой шкале опросника. Таким образом, итоговые значения по шкалам находятся в диапазоне от 1 до 5 баллов: чем выше балл по шкале, тем более выраженным является данный вид мотивации.

Анализ полученных в ходе исследования результатов позволил выявить иерархию мотивов учебной деятельности обучающихся (табл. 2, рис.).

Таблица 2. Ранжирование мотивов учебной деятельности у обучающихся магистратуры и аспирантуры по методике А. А. Реана и В. А. Якунина (модификация Н. Ц. Бадмаевой).

Ранг

в иерархии мотивов

Группа мотивов

Показатель, средний балл

магистранты

аспиранты

 I.           

Профессиональные мотивы

3,99

3,91

  1.  

Мотивы творческой самореализации

3,67

3,83

  1.  

Коммуникативные мотивы

3,43

3,18

  1.  

Учебно-познавательные мотивы

3,36

3,13

  1.  

Социальные мотивы

3,15

3,04

  1.  

Мотивы престижа

2,87

2,11

  1.  

Мотивы избегания

1,96

1,76


Рисунок 1. Мотивы учебной деятельность обучающихся магистратуры и аспирантуры по методике А. А. Реана и В. А. Якунина (модификация Н. Ц. Бадмаевой)

Следует отметить, что существенных отличий при ранжировании мотивов у магистрантов и аспирантов нет. Однако показатели практически по всем группам мотивов у магистрантов выше, исключение составляют только мотивы творческой самореализации.

На первом месте у всех обучающихся доминируют профессиональные мотивы, средний балл по данной группе мотивов у магистрантов составляет 3,99, у аспирантов — 3,91, что показывает их значимость в учебной деятельности, а также свидетельствует об ориентации обучающихся на овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в будущей профессиональной деятельности. На втором месте находятся мотивы творческой самореализации, показатель по которым у аспирантов выше, чем у магистрантов. Это связано с тем, что к третьей ступени высшего образования стремление к самореализации развито лучше. Коммуникативные мотивы занимают третье место. Обучающиеся понимают важность общения, необходимость развития коммуникативных умений и навыков для будущей профессии. Далее следуют учебно-познавательные и социальные мотивы. Следует отметить, что познавательные — это определяющие мотивы учения, но, как показывают результаты, они не являются ведущими. Социальные мотивы отражают стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими людьми и получить их одобрение.

В меньшей степени проявляются и мотивы престижа. Как магистранты, так и аспиранты не хотят быть в числе лучших обучающихся, для них не так важно одобрение родителей, преподавателей и окружающих. Наименьшее значение получили мотивы избегания. Данный факт свидетельствует о том, что большинство учатся не из желания избежать неприятных ситуаций (хотя более 40% опрошенных молодые люди, и одним из мотивов у них может быть — получение отсрочки от армии).

Результаты по данной методике говорят о невысокой учебной мотивации, как магистрантов, так и аспирантов: средний балл по шкалам колеблется от 1,96 до 3,99 и от 1,76 до 3,91 и составляет у магистрантов 2,98, у аспирантов — 2,84 соответственно. Возможно, это связано с тем, что большинство обучающихся не только учатся, но и работают в ВолНЦ РАН. Однако для обучающихся характерна общая профессиональная направленность и профессиональные мотивы, мотивы творческой самореализации и коммуникативные мотивы занимают ведущие позиции.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о недостаточно высокой учебной мотивации, как магистрантов, так и аспирантов ВолНЦ РАН. Но следует отметить, что в первую очередь, обучающиеся сконцентрированы на своей профессиональной деятельности. Поэтому основными мотивами обучения являются профессиональные, т. е. получение перспектив личностного и профессионального роста (интеллектуальное удовлетворение, реализация творческого потенциала, осознание возможности совершенствовать сформированные компетенции в профессиональной деятельности); а также получение знаний, умений, навыков, необходимых для получения желаемой профессии.

Полученные данные показывают необходимость совершенствования процесса подготовки магистрантов и аспирантов, которая способствовала бы усилению внутренней учебной мотивации, развитию интересов в сфере профессиональной и научной деятельности. Это позволяет определить основные направления, связанные с развитием процесса профессиональной подготовки в ВолНЦ РАН с учетом мотивации обучающихся.

С одной стороны, специфика мотивационной сферы может быть использована при организация и осуществление образовательного процесса в магистратуре и аспирантуре. Это и разработка новых образовательных программ с учетом профстандартов, и изменение подхода к организации и проведению лекционных, практических занятий, учебных и производственных практик, и применение инновационных технологий, методов, форм и средств обучения в учебном процессе, и др.

С другой, изучение особенностей мотивации магистрантов и аспирантов к обучению и получаемой профессии дает возможность корректировать уровень их личной мотивации на учебных занятиях и на развивающих занятиях с группой психолого-педагогического сопровождения, что будет способствовать

развитию интереса обучающихся к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система высшего образования требует соответствия уровня подготовки квалифицированных специалистов требованиям современных образовательных стандартов и рынка труда.

 

Литература:

  1. Дворецкая Т.А. Динамика направленности учебной мотивации у студентов разных курсов в течение учебного года /  Т.А. Дворецкая, Л.Р. Ахмадиева // Профессиональное образование в современном мире. 2018. 8(2). С. 1924-1933.
  2. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения: Учебное пособие / И.Р. Алтунина. Москва, 2006. 144 с.
  3. Антипова Л.А. Исследование учебной мотивации у студентов фармацевтического факультета медицинского института / Л.А. Антипова // Успехи современной науки. Т. 1. 2017. № 1. С. 7-9.
  4. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг / пер. с англ.; подред. С. К. Мордовина. 10-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 846с.
  5. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография / Н.Ц. Бадмаева. Улан-Удэ. Изд. ВСГТУ. 2004. 280 с.
  6. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: Учебное пособие / Т.О. Гордеева. Москва. Смысл; Изд. центр «Академия», 2006. 333 с.
  7. Епифанова С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. 2000. №3. 106-107 с.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. Москва: Логос, 2003. 384 с.
  9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2011. 508 с.
  10. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. Москва: Наука, 1988. 192с.
  11. Ломтатидзе О. В. Альтернативный способ работы с методикой А. А. Реана и В.А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» / О.В. Ломтатидзе, О.В. Мылтасова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 1 (123). С. 189-197.
  12. Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема / В.Е. Мельников // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 61-64.
  13. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений / Н.В. Мормужева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск, 2013. С. 160-163.
  14. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. Санкт-Петербург: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с:
  15. Пономаренко А.А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов / А.А. Пономаренко, В. Ченобытов // Молодой ученый. 2013. №1. С. 356-358.
  16. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие / И.С. Сергеев. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 316 с.
  17. Тенькова В.А. Особенности учебной мотивации студентов / В.А. Тенькова // Вестник ВГУ. 2015. № 4. С. 87-90.
  18. Томашевская О.А. Формирование познавательной мотивации студентов / О.А. Томашевская // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск, 2013. С. 169-171.
  19. Deci E.L. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions / Deci E. L., Ryan R.M. // Contemporary Educational Psychology. 2000. V. 25. P. 54-67.

References:

  1. Dvoreckaya T.A. Dinamika napravlennosti uchebnoj motivacii u studentov raznyh kursov v techenie uchebnogo goda /  T.A. Dvoreckaya, L.R. Ahmadieva // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2018. 8(2). S. 1924-1933.
  2. Altunina I.R. Motivy i motivaciya social'nogo povedeniya: Uchebnoe posobie / I.R. Altunina. Moskva, 2006. 144 s.
  3.  Antipova L.A. Issledovanie uchebnoj motivacii u studentov farmacevticheskogo fakul'teta medicinskogo instituta / L.A. Antipova // Uspekhi sovremennoj nauki. T. 1. 2017. № 1. S. 7-9.
  4. Armstrong M. Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami / M. Armstrong / per. s angl.; podred. S. K. Mordovina. 10-e izd. Sankt-Peterburg: Piter, 2009. 846s.
  5. Badmaeva N.C. Vliyanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostej: Monografiya / N.C. Badmaeva. Ulan-Ude. Izd. VSGTU. 2004. 280 s.
  6. Gordeeva T.O. Psihologiya motivacii dostizheniya: Uchebnoe posobie / T.O. Gordeeva. Moskva. Smysl; Izd. centr «Akademiya», 2006. 333 s.
  7. Epifanova S. Formirovanie uchebnoj motivacii / S. Epifanova // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2000. №3. 106-107 s.
  8. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: Uchebnik dlya vuzov / I.A. Zimnyaya. Moskva: Logos, 2003. 384 s.
  9. Il'in E.P. Motivaciya i motivy / E.P. Il'in. Sankt-Peterburg: Piter, 2011. 508 s.
  10. Kovalev V.I. Motivy povedeniya i deyatel'nosti / V.I. Kovalev. Moskva: Nauka, 1988. 192s.
  11. Lomtatidze O.V. Al'ternativnyj sposob raboty s metodikoj A. A. Reana i V.A. YAkunina «Izuchenie motivov uchebnoj deyatel'nosti studentov» / O.V. Lomtatidze, O.V. Myltasova // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2014. № 1 (123). S. 189-197.
  12. Mel'nikov V.E. Motivaciya k obucheniyu studentov v vuze kak psihologo-pedagogicheskaya problema / V.E. Mel'nikov // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 5 (96). S. 61-64.
  13. Mormuzheva N.V. Motivaciya obucheniya studentov professional'nyh uchrezhdenij / N.V. Mormuzheva // Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. CHelyabinsk, dekabr' 2013 g.). CHelyabinsk, 2013. S. 160-163.
  14. Motivaciya i deyatel'nost' / X. Hekkhauzen. Sankt-Peterburg: Piter; M.: Smysl, 2003. 860 s:
  15. Ponomarenko A.A. Teoreticheskie osnovy issledovaniya uchebnoj motivacii studentov / A.A. Ponomarenko, V. CHenobytov // Molodoj uchenyj. 2013. №1. S. 356-358.
  16. Sergeev I.S. Osnovy pedagogicheskoj deyatel'nosti: Uchebnoe posobie / I.S. Sergeev. Sankt-Peterburg: Piter, 2004. 316 s.
  17. Ten'kova V.A. Osobennosti uchebnoj motivacii studentov / V.A. Ten'kova // Vestnik VGU. 2015. № 4. S. 87-90.
  18. Tomashevskaya O.A. Formirovanie poznavatel'noj motivacii studentov / O.A. Tomashevskaya // Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf. (g. CHelyabinsk, dekabr' 2013 g.). CHelyabinsk, 2013. S. 169-171.
  19. Deci E. L. Intrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions  / Deci E. L., Ryan R.M. // Contemporary Educational Psychology. 2000. V. 25. P. 54-67.