УДК 159.9

 

© 2025 Буланов Алексей Валерьевич*,

* аспирант кафедры «Общая психология», Пензенский государственный университет (г. Пенза),e-mail: aleksey.bulanov@outlook.com

 

         Аннотация: Цифровая эра кардинально изменила способы человеческого взаимодействия. Интернет-коммуникация стала неотъемлемой частью повседневной жизни, формируя новые модели социального поведения и взаимодействия между людьми.Виртуальное пространство предоставляет уникальные возможности для общения, отличающиеся от традиционных форм коммуникации.В статье рассматриваются особенности межличностного общения в интернет-пространстве как новой социокультурной среды взаимодействия. Анализируются ключевые характеристики онлайн-коммуникации, ее преимущества и ограничения, а также психологические аспекты, влияющие на качество взаимодействия между людьми в виртуальной среде.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативное поведение, межличностное общение, Интернет, интернет-пространство.

 

On the issue of specifics, problems and challenges of modern virtual

© 2025 Alexey V. Bulanov *,

* Postgraduate student of the Department of General Psychology, Penza State University (Penza, Russia), e-mail: aleksey.bulanov@outlook.com

 

Annotation: The digital era has dramatically changed the way people interact. Internet communication has become an integral part of everyday life, shaping new patterns of social behavior and interaction between individuals. The virtual space provides unique opportunities for communication that differ from traditional forms of communication. This article explores the features of interpersonal communication in the internet space as a new sociocultural environment for interaction. It analyzes the key characteristics of online communication, its advantages and limitations, as well as the psychological aspects that influence the quality of interaction between individuals in the virtual environment.

Key words: communication, communicative behavior, interpersonal communication, Internet, Internet space.

 

Технологическая революция привела к фундаментальным изменениям в способах человеческого взаимодействия. Интернет-коммуникация стала неотъемлемой частью повседневной жизни современного человека, кардинально изменив формы и содержание межличностного взаимодействия. Онлайн-коммуникация превратилась в базовый элемент социального взаимодействия, создавая инновационные формы межличностного общения и трансформируя традиционные модели поведения. Возникновение цифровых технологий привело к появлению новых форматов общения, обладающих своими специфическими чертами, которые существенно отличаются от традиционных очных коммуникаций.

Следует отметить, что понятия «коммуникации» освещается в трудах таких авторах как: В.Д. Аброськина, Ю.А. Благов, А.Н. Гулимова, Е.С. Жерихов, Г.Г. Почепцов, В.В. Козлов, Е.Б. Перелыгина, П. В. Журавлев, В.Б. Алексеенко, Е.Б. Перелыгина, А.В. Прохоров, Е.М. Ястребова, Т.А. Лапина. Средствам коммуникации уделяется внимание в работах А.А. Клименко, М.А. Макарченко, А.С. Есипов, А.Н. Чумиков, В.Б. Алексеенко, О.С. Виханский, Р. Гэлэгер, О. Алехина, Б.Р. Гарвард, А.Н. Гулимова, Е.М. Ястребова, Д.В. Львов, В.В. Козлов, Т. Баландина, А.А. Вязанкина и др.

Проблемам коммуникации уделяют внимание в своих работах такие авторы как А.Ю. Мешков, Д. Оливер, Т.Б. Иванова, О. Татарников, Т. Персикова, А.В. Прохоров, Т.В. Хачатурова, Е.М. Ястребова, А.А. Клименко, Ю.А. Благов, Р. Гэлэгер, Б.Р. Гарвард, Е.С. Жерихов, Т.Б. Иванова, Д.В. Львов, Е.Б. Перелыгина.

Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communication», что означает обмен, связь или разговор.Различные аспекты этого понятия в своих трудах рассматривают такие исследователи, как В.Д. Аброськина и А.Н. Гулимова.Коммуникация представляет собой сложный процесс, который лежит в основе формирования и развития всех человеческих взаимоотношений и включает в себя использование различных символов и знаков, а также средств их передачи в пространстве и сохранения во времени.Благодаря коммуникации осуществляется обмен информацией, что позволяет людям взаимодействовать, понимать друг друга и сохранять накопленные знания и опыт для будущих поколений.

Коммуникация хорошо охарактеризована в работе Г.Г. Почепцова. Межличностная коммуникация – это процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникаторов и их воздействия друг на друга.

А.А. Вязанкинаопределиласледующие виды коммуникации: информативную, аффективно-оценочную, рекреативную, убеждающую, ритуальную [6].

Некоторые исследователи выделяют отдельные этапы или фазы коммуникативного процесса. Так специалист в сфере межличностных коммуникаций А.Ш. Гэлэгер выделяет три основные фазы:

1. докоммуникативная фаза характеризуется запросами и ожиданиями аудитории;

2. коммуникативная фаза отражает процесс непосредственной реализации запросов;

3. послекоммуникативная фаза отличается использованием полученной информации [8, с. 23–35].

Данные фазы в коммуникации лежат в основе установления методов, средств и способов коммуникации, к ним относят: текст (слово), другие символы (рисунки), действие (невербальные коммуникации).

Для определения уровня развития умений и навыков, которые обеспечивают эффективную коммуникацию, эксперты ввели в научный оборот термин «коммуникативная компетентность».Это понятие активно исследуется в профессиональной среде, в том числе в трудах Г.З. Никитовой[16], которая рассматривает его в контексте современных коммуникативных процессов.Коммуникативная компетентность позволяет оценить способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими, используя различные средства и методы общения.Хотя каждый человек обладает своим неповторимым коммуникативным опытом, существуют возможности для развития навыков эффективного общения.Совершенствуя умения компетентного коммуникатора, можно значительно повысить качество взаимодействия с окружающими. Это, в свою очередь, способствует увеличению удовлетворённости жизнью, поскольку успешная коммуникация положительно влияет на все сферы жизнедеятельности человека.Развитие коммуникативных навыков позволяет более точно выражать свои мысли, лучше понимать других людей и строить более гармоничные отношения.

Сегодня наблюдается устойчивый рост числа пользователей социальных сетей, что свидетельствует о сохранении популярности интернет-общения как одного из ведущих способов коммуникации, если не самого распространённого.Социальные сети, предоставляющие разнообразные возможности для взаимодействия, развиваются стремительными темпами. Они предлагают современные технические платформы, которые позволяют эффективно реализовывать профессиональные, творческие и личные коммуникационные задачи.Благодаря этому люди могут не только поддерживать связь с друзьями и близкими, но и находить единомышленников, строить карьеру и развивать свои таланты в виртуальном пространстве.

Необходимо признать, что социальные сети стали удобным и доступным инструментом для обмена информацией, благодаря их многофункциональности. Эти платформы предлагают широкий спектр возможностей:создание разнообразного контента, интересного пользователям, отслеживание реакции на публикации, общение без географических ограничений, сохранение и пересылку сообщений, организацию групповых чатов, быструю передачу информации, возможность узнать, прочитал ли адресат сообщение.

Популярность интернет-коммуникаций настолько возросла, что сегодня, вероятно, сложно найти человека, не имеющего аккаунта в таких социальных сетях, как «Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook и других подобных сервисах.Эти платформы стали неотъемлемой частью жизни многих людей, предоставляя удобные средства для общения, как в личных, так и в профессиональных целях.

В настоящее время социальные сети стали коммерчески значимыми платформами, что привело к появлению множества новых профессиональных направлений в интернет-пространстве.Среди них выделяются:

- блогеры — люди, которые делятся информацией о различных сферах жизни, включая личные аспекты: отношения, отдых, хобби и т.д., публично демонстрируя разные стороны своей деятельности;

- стримеры — те, кто ведёт прямые трансляции, играя в игры и комментируя происходящее в реальном времени;

- представители других новых профессий, связанных с созданием и распространением контента в интернете.

Эти направления становятся всё более популярными, предлагая разнообразные возможности для коммуникации, самореализации, заработка в цифровом пространстве.

Социальные сети обладают уникальной спецификой, обусловленной их функционалом и наполнением. Они предоставляют пользователям возможность самостоятельно формировать и презентовать свою личность в виртуальном пространстве.В социальных сетях можно изменять различные характеристики и даже социальные статусы по своему усмотрению.Особую значимость приобретает возможность дистанционной поддержки социальных связей:

- общение с людьми из других городов и стран;

- взаимодействие с новыми знакомыми, не входящими в привычный круг общения;

- создание неформальных сообществ по интересам, независимо от географического положения участников;

- возможность анонимного общения.

В социальных сетях формируется особая атмосфера, где развивается иллюзия свободы коммуникации.Пользователь может абстрагироваться от традиционных норм общения, что позволяет экспериментировать с моделями взаимодействия и создавать новые формы коммуникации, не ограниченные привычными рамками и правилами.

Эволюция виртуального общения породила целый комплекс серьёзных вызовов и проблем, требующих пристального внимания.Ключевыми аспектами беспокойства стали вопросы безопасности личности, её психологического комфорта и общего благополучия — как физического, так и ментального.Технологический прогресс и стремительное распространение разнообразных платформ для социального взаимодействия привели к возникновению новых угроз и рисков.Психологическая сфера столкнулась с формированием специфических форм зависимого поведения, обусловленных повсеместной доступностью цифровых устройств, стабильным интернет-соединением и возможностью постоянного онлайн-общения.Криминальная среда адаптировалась к новым реалиям, породив явление киберпреступности: современные злоумышленники отказались от традиционных методов ограбления, заменив их высокотехнологичными способами. В связи с этим цифровая эпоха требует от общества выработки новых подходов к обеспечению безопасности и защиты личности в виртуальном пространстве, а также к профилактике негативных последствий чрезмерного погружения в онлайн-среду.

Существенным вызовом современности стала трансформация способов межличностного общения в цифровой среде.Особую тревогу вызывает тот факт, что сегодняшнее поколение детей осваивает социальные сети раньше, чем учится выстраивать живое общение со сверстниками.Молодые пользователи демонстрируют высокую адаптивность к виртуальной среде, однако возникает серьёзная проблема: коммуникация в социальных сетях развивается согласно стихийно формирующимся правилам, которые зачастую существенно отличаются от принятых в реальном взаимодействии.В результате такого смешения в сознании современной молодёжи происходит размывание границ между виртуальным и реальным общением. Это приводит к формированию существенных трудностей при построении коммуникации в офлайн-пространстве и взаимодействии в реальном времени.Данная тенденция создаёт риск формирования у молодого поколения дефицитов в области социальных навыков и затрудняет их адаптацию к традиционным формам межличностного взаимодействия.

Учёные обращают внимание на ряд негативных тенденций в развитии современных способов общения. Наблюдается существенное обеднение лексического запаса и снижение способности к развёрнутому выражению мыслей.Представители молодого поколения всё чаще используют сокращения и символы вместо полного текста, что формирует особый стиль коммуникации. Хотя такой способ общения удобен в виртуальной среде, он создаёт серьёзные трудности в реальной жизни.Ограниченный словарный запас и привычка к кратким формам выражения мыслей могут затруднять полноценное общение за пределами цифровых платформ.Поэтому важно изучать специфику современной межличностной коммуникации в виртуальном пространстве. Это позволит своевременно выявлять и предотвращать негативные последствия развития таких форм общения.Полностью отказаться от использования цифровых способов коммуникации сегодня невозможно, однако понимание их особенностей поможет минимизировать потенциальные риски для развития личности.

Социальные сети в настоящее время выполняют много различных функций: там ищут одноклассников, учителя взаимодействуют с учащимися, существуют учебные чаты, создаются рабочие профессиональные чаты

Всё это наглядно демонстрирует, что общение в виртуальном пространстве стало неотъемлемой частью современной жизни, требующей глубокого изучения и анализа.В связи с этим исследование коммуникации в интернет-среде сегодня является одной из ключевых тем для специалистов различных областей знания: социологов, психологов,философов и др.

Важно подчеркнуть значение социальных сетей как инструмента для изменения способа представления себя в обществе.Многие люди, которые в реальной жизни чувствуют себя замкнутыми и стеснёнными в общении, проявляют значительную активность в виртуальном пространстве.Исследователи отмечают, что интернет создаёт особую атмосферу анонимности и неприметности, где человек не боится быть узнанным.Благодаря этому пользователи получают возможность переосмыслить и пересоздать свои социальные и даже демографические характеристики. В интернете человек может стать тем, кем он всегда мечтал быть, реализуя свои скрытые желания и потенциал без страха осуждения или непонимания. Виртуальное пространство предоставляет уникальную возможность для самовыражения и формирования нового образа себя.

Значительную роль коммуникация в социальных сетях играет с точки зрения ее развлекательной и досуговой функции. Именно через эти платформы пользователи получают доступ к разнообразному контенту, который делает их времяпрепровождение более интересным и насыщенным. Социальные сети становятся основным источником получения новостей и другой информации, которая интересует пользователей.Благодаря этому, люди могут не только оставаться на связи с друзьями и близкими, но и погружаться в разнообразные развлекательные форматы, будь то просмотр видео, чтение статей или участие в различных онлайн-активностях.

Специалисты, изучающие особенности интернет-коммуникации, часто классифицируют способы общения в сети по уровню интерактивности.Самыми интерактивными платформами считаются чаты и форумы, тогда как наименее интерактивными являются электронная почта и телеконференции.При этом в телеконференциях и по электронной почте общение происходит в режиме офлайн, в то время как чаты предполагают онлайн-взаимодействие.В телеконференциях обсуждение строится вокруг конкретной темы, тогда как чаты не ограничены определённой тематикой.Хотя чаты обычно служат площадкой для общения ради самого общения, телеконференции чаще фокусируются на обсуждении конкретных вопросов.Особой формой интернет-коммуникации можно считать взаимодействие в MUDs (от англ. «multi-user dimension» — многопользовательское измерение) — ролевых играх, где множество пользователей находятся в едином виртуальном пространстве.Этот вид общения напоминает чаты, так как также происходит в режиме реального времени, но отличается наличием цели — стремлением достичь победы в игре.[8, с. 123–134].

Различные формы интернет-общения рассматриваются по отдельности рядом исследователей, среди которых можно выделить В.О. Иванову, А.А. Вязанкину, К.А. Виханского, О.Д. Аверина, В.Д. Алехину и Е.С. Прохорова.Каждый из этих авторов предлагает свою классификацию и анализ особенностей различных способов коммуникации в сети. Целесообразно рассмотреть достоинства и недостатки отдельных форм коммуникации, чтобы получить более полное представление о многообразии форм интернет-взаимодействия и их характеристиках.

Электронная почта как важная форма интернет-общения представляет собой подобие хорошо известной системы общения черезписьма, отправляемые в конвертах с указанием места назначения и данных адресата, отличающаяся при этом тем, что письмо существует в виде электронного сообщения, которое отправляется с компьютера адресанта на почтовый сервер, а затем доставляется адресату на его почтовый ящик.Такое общение, как правило, носит чаще межличностный или групповой характер, но иногда может быть и массовым (в случае отправки одного письма большому количеству получателей). Оно всегда опосредовано (в роли посредников выступает компьютер и почтовая служба) и дистантно.

Преимущества использования электронной почты по сравнению с традиционной бумажной корреспонденцией включают в себя:

- экономия времени. Отправка сообщения занимает значительно меньше времени по сравнению с написанием и отправкой письма.

- низкие финансовые затраты. Электронная почта практически не требует финансовых вложений на пересылку сообщений.

- упрощённый процесс доставки.

- электронная почта позволяет быстро и просто корректировать и изменять информацию в отправленных сообщениях.

- мгновенная доставка:

- удобство хранения и поиска:

- возможность интеграции с другими сервисами. Электронная почта может быть интегрирована с различными приложениями и сервисами для повышения эффективности коммуникации.

Электронную почту можно считать своеобразным переходным звеном от классических форм общения к общению в интернет-пространстве.

Форум представляет собой одну из форм интернет-коммуникации, которая по сути является цифровым аналогом традиционного форума.Это платформа, где происходит организованный обмен информацией и общение большого числа участников, объединённых общим интересом к определённой теме.Именно эта тема становится центром притяжения для пользователей, мотивируя их собраться в одном виртуальном пространстве для её всестороннего обсуждения и анализа.В условиях форума каждый участник может выразить своё мнение, задать вопросы и получить ответы от других участников, создавая коллективное обсуждение и формируя единое информационное поле.

При создании интернет-форумов нет строгих ограничений по составу участников — ими могут стать практически все пользователи, прошедшие регистрацию на данном форуме.Также отсутствуют какие-либо временные рамки для обсуждения выбранной темы: дискуссия может продолжаться столько, сколько она остаётся актуальной и интересной для участников.Процесс обсуждения завершается только тогда, когда интерес к теме у собеседников заметно угасает, и активность участников начинает снижаться. Такая особенность позволяет форумам быть гибкими платформами для свободного обмена мнениями и идеями.

Обсуждения на форумах могут преследовать различные цели: они могут быть информативными, предписывающими, эмоциональными или сочетать в себе несколько типов. Продолжительность обсуждения одной темы может варьироваться от нескольких часов до нескольких месяцев или даже лет.

На большинстве форумов существуют определённые правила поведения, за соблюдением которых следит модератор.Модератором может быть как администратор форума, так и его уважаемый участник.Этот человек отвечает за поддержание порядка в дискуссии, он имеет право направлять ход обсуждения, удалять сообщения, которые считает некорректными, или вносить в них изменения. Таким образом, модератор обеспечивает конструктивность и уважительный тон общения на форуме.

На преимущества и недостатки форумов перед живыми формами общения обращают внимание такие авторы как Г.Н. Третьяков, О.О. Аверин, С.Д. Гарвард и др.

Ещё одной распространённой формой интернет-коммуникации является чат.По своей сути он напоминает форум, но отличается более динамичным форматом общения. Чат (от англ. chat — «болтовня») — это платформа для оперативного обмена короткими сообщениями между несколькими пользователями одновременно.Особенность чата заключается в его высокой скорости и интенсивности коммуникации.Чтобы принять участие в чате, необходимо зарегистрироваться и получить уникальное прозвище — никнейм, который позволяет идентифицировать пользователя в ходе общения.Такая форма взаимодействия создаёт особую атмосферу быстрого и неформального общения, где участники могут обмениваться мыслями и мнениями практически в режиме реального времени.

Благодаря своим функциональным возможностям, блоги становятся эффективным инструментом как для личного, так и для делового общения.Блоги, происходящие от английского слова «blog» (сетевой журнал), на сегодняшний день представляют собой широко распространённый инструмент для общения.Это своего рода сетевые дневники, которые ведутся на специализированных веб-сайтах, предоставляющих пользователям функции быстрого создания записей, возможность оставлять комментарии, формировать список друзей и многое другое.Блоги служат не только платформой для самовыражения, но и активно используются в деловых целях. Они позволяют делиться мыслями и идеями, а также устанавливать профессиональные связи и взаимодействовать с широкой аудиторией.

IP-телефония — это современное средство связи, позволяющее абонентам общаться между собой. Она объединяет два ключевых элемента современной жизни — телефон и интернет.Ранее телефонные сети и сети с коммутацией пакетов (IP-сети) существовали раздельно и выполняли различные функции. Телефонные сети использовались исключительно для передачи голосовых сообщений, тогда как IP-сети предназначались для обмена данными.Благодаря развитию технологий, IP-телефония объединила эти две сети с помощью специального устройства — шлюза.Шлюз — это техническое устройство, которое соединяет с одной стороны телефонные линии, а с другой — IP-сеть, например, интернет. Это позволяет передавать голосовые звонки через интернет, обеспечивая более гибкую и экономичную связь.Сегодня IP-телефония предоставляет пользователям возможность использовать преимущества обеих сетей, обеспечивая высокое качество голосового общения и дополнительные функции, характерные для интернет-коммуникаций.

Таким образом, общение представляет собой сложный и многогранный процесс, направленный на установление и развитие контактов как между отдельными людьми (межличностное общение), так и между различными группами (межгрупповое общение). Этот процесс возникает из необходимости совместной деятельности и включает в себя несколько ключевых аспектов:

- Коммуникация: обмен информацией между участниками.

- Интеракция: обмен действиями и взаимодействие.

- Социальная перцепция: восприятие и понимание партнёра.

Существует множество средств виртуального общения, среди которых: электронная почта, форумы, чаты, блоги, IP-телефония, представляющая собой современное средство связи между абонентами и иные способы коммуникации через интернет.Особенность общения заключается в том, что в ходе этого процесса субъективный мир одного человека раскрывается перед другим, через общение человек проявляет свою индивидуальность и самоопределяется.По характеру взаимодействия можно оценить коммуникативные навыки и черты характера человека, а по особенностям построения речевого сообщения — судить о его общей культуре и уровне грамотности. Таким образом, общение становится важным инструментом для понимания и развития личности, а также для эффективного взаимодействия в обществе.

Учёные активно изучают особенности виртуальной коммуникации, её влияние на поведение людей и социальные процессы, а также разрабатывают новые подходы к пониманию этого феномена в современном обществе. На сегодняшний день можно выделить следующие важнейшие особенности интернет-коммуникации:

  1. Анонимность и дезиндивидуация. Онлайн-общение часто предоставляет возможность сохранять анонимность или модифицировать персональную идентичность, что снижает социальные барьеры, но одновременно способствует девиантному поведению, агрессии и кибербуллингу (Suler, 2004).
  2. Отсутствие невербальных компонентов. Интернет-коммуникация, особенно текстовая, лишена таких важных элементов, как интонация, мимика и жесты, что затрудняет передачу эмоциональных оттенков и может приводить к искажённому восприятию сообщений (Walther, 1996).
  3. Асинхронность коммуникации. Возможность временного разрыва между репликами позволяет более тщательно обдумывать высказывания, но вместе с тем нарушает естественный ритм диалога, что снижает спонтанность взаимодействия (Tidwell & Walther, 2002).
  4. Глобальность общения. Интернет устраняет пространственные барьеры, обеспечивая взаимодействие представителей различных культур и социальных групп. Это расширяет кругозор пользователей, но одновременно требует высокой степени межкультурной компетенции (Chen & Starosta, 2000).
  5. Мультимодальность. Современные онлайн-платформы позволяют интегрировать текст, аудио, видео и графические элементы, что расширяет каналы передачи информации, но также повышает риск информационной перегрузки (Eppler & Mengis, 2004).

Психологические исследования показывают, что онлайн-коммуникация способствует снижению страха самораскрытия, облегчает установление контактов для интровертов и людей с социальной тревожностью. Вместе с тем, постоянное пребывание в виртуальной среде может приводить к снижению навыков эмпатического взаимодействия в офлайн-коммуникации (Caplan, 2007).Интернет предоставляет широкие возможности для:

  • поддержания связей независимо от географического положения;
  • формирования новых социальных связей и профессиональных контактов;
  • обмена знаниями и опытом;
  • самовыражения и поиска социальной поддержки (Bargh & McKenna, 2004).

Ключевые негативные аспекты включают:

  • деформацию смысла сообщений из-за отсутствия невербальных подсказок;
  • снижение глубины и прочности социальных связей;
  • распространение дезинформации и манипулятивных практик;
  • формирование зависимости от социальных сетей, снижение эмпатии и эмоционального выгорания (Kuss & Griffiths, 2015).

Общение в интернете отличается от живого общения. К том уже использование интернета в качестве средства общения может быть обусловлено следующими факторами:

- Недостаток общения в реальной жизни. В ситуациях, когда у человека не хватает возможностей для полноценного общения в реальном мире, интернет становится альтернативной площадкой для взаимодействия. Однако, если потребности в общении удовлетворяются в реальной жизни, интерес к интернет-коммуникации быстро угасает.

- Возможность самовыражения и реализации различных аспектов личности. Интернет предоставляет уникальную платформу для проявления качеств, которые сложно реализовать в реальной жизни. Это касается возможности экспериментировать с ролями, переживать разнообразные эмоции и выражать себя способами, которые в физическом мире могут быть затруднены или невозможны.

Такие характеристики, как анонимность, менее строгие нормы поведения и своеобразный процесс восприятия других людей в сети создают условия для более свободного самовыражения. Именно этим объясняется стремление пользователей к эмоциональному наполнению своих сообщений, что позволяет им переживать широкий спектр эмоций, недоступных в традиционных формах общения.

Таким образом, интернет-общение привлекает возможностью удовлетворения потребностей в эмоциональном выражении и самореализации, которые по разным причинам сложно реализовать в реальном мире.

Современные исследования подчёркивают, что бурное развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта, наряду с глобализацией онлайн-пространства, приводит к появлению новых проблем, напрямую влияющих на качество межличностного взаимодействия. В частности можно отметить следующие:

1. Эмоциональная атрофия и снижение эмпатии. Ряд учёных фиксирует тенденцию к снижению уровня эмпатии у пользователей цифровых платформ. Sherry Turkle (2011) в работе Alone Together подчёркивает, что постоянное пребывание в цифровой среде ослабляет навыки «живого» сопереживания и эмоционального включения. Поддерживают её выводы исследования Konrath, O’Brien & Hsing (2011), которые показали, что уровень эмпатии среди студентов США за последние 30 лет заметно снизился, особенно после начала широкого распространения смартфонов и социальных сетей.

2. Цифровое выгорание (digital burnout). Исследования показали рост феномена цифрового выгорания, связанного с постоянной включённостью в коммуникацию, отсутствием временных границ и перегрузкой сенсорной информации (Ammari, Schoenebeck & Morris, 2014; Montag & Walla, 2016). Это явление отражается как на психологическом состоянии, так и на способности к глубокому межличностному взаимодействию.

3. Феномен эха и алгоритмической поляризации. Pariser (2011) ввёл понятие «фильтра пузыря» (filter bubble), описывая, как алгоритмы соцсетей создают замкнутые информационные круги. Современные исследования (Bail et al., 2018) показывают, что это ведёт к снижению когнитивной гибкости, усилению групповой идентичности и росту конфликтности при межличностной коммуникации в сети.

4. Искажение самоидентичности и социальное сравнениеРаботы Vogel (2014) и Nesi & Prinstein (2015) раскрывают, как постоянное сравнение себя с идеализированными образами в соцсетях влияет на самооценку и вызывает эмоциональные расстройства, особенно у молодёжи. Виртуальная коммуникация способствует созданию «цифровых масок», что усложняет установление подлинного контакта.

5. Влияние ИИ и автоматизированной коммуникации. С распространением чат-ботов и генеративных ИИ-систем встает вопрос о границах подлинного общения. Исследования Hancock (2020) поднимают этические и когнитивные аспекты взаимодействия человека с алгоритмическими агентами: доверие, идентификация, эмоциональная подменность. Современная межличностная коммуникация в сети сталкивается с рядом новых проблем, вызванных технологическими, психологическими и социокультурными факторами. Проведенный анализ позволил определить следующие основные вызовы и проблемы онлайн-коммуникации в настоящее время: Снижение глубины и качества отношений. Исследования показывают, что коммуникация в сети часто становится более поверхностной, чем офлайн-взаимодействие. Turkle (2015) указывает на «иллюзию близости» — когда постоянный обмен короткими сообщениями создаёт ощущение близости при отсутствии реальной эмоциональной глубины (Reclaiming Conversation). Также автор отмечает распространение «социальной многозадачности» (social multitasking), снижающей внимательность при общении.

Кибербуллинг и токсичность. Открытость и анонимность сети порождают агрессивные формы поведения. Hinduja & Patchin (2015) подробно анализируют феномен кибербуллинга как одной из главных угроз онлайн-коммуникации, особенно среди подростков. Они отмечают рост числа случаев психологического насилия, травли и социальных травм в виртуальной среде.

Деформация коммуникативных норм. Walther (2011) указывает на появление феномена «гиперличной коммуникации» (hyperpersonal communication), при котором участники онлайн-общения приукрашивают свои качества и искажают самопрезентацию, что создаёт искажённые ожидания и осложняет построение реальных отношений.

Социальная изоляция и парадокс одиночества. Kuss & Griffiths (2017) выявляют парадокс: несмотря на постоянную включённость в сетевое общение, у многих пользователей растёт чувство социальной изоляции и одиночества. Зависимость от социальных сетей ведёт к снижению офлайн-контактов и эмоционального благополучия.

Рост дезинформации и манипуляций. Wardle & Derakhshan (2017) акцентируют внимание на проблеме дезинформации и манипулятивных стратегий в сетевой коммуникации. Поток фейковой информации, слухов и психологических манипуляций формирует неверное восприятие действительности и поляризует общественное мнение, затрудняя конструктивный диалог.

Проблемы доверия и идентификации. Baym (2015) отмечает, что отсутствие визуальной и невербальной составляющих в ряде случаев затрудняет формирование доверия между собеседниками, особенно при установлении новых связей в виртуальном пространстве.

Таким образом, межличностное общение в интернет-пространстве представляет собой сегодня сложный многогранный феномен, объединяющий как новые возможности, так и значительные вызовы для индивида и общества в целом. Важнейшей задачей современности является развитие цифровой грамотности, формирование ответственного поведения в сети, а также сохранение и развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия как в онлайн-, так и в офлайн-среде.

Современные исследования в области виртуальной коммуникации демонстрируют, что масштабный характер современных коммуникаций открывает перспективы для глубоких преобразований в социокультурной и психологической сферах. Виртуальная реальность обладает потенциалом для фундаментальной трансформации привычных социально-психологических взаимодействий и культурных паттернов.

Важно отметить, что процесс формирования глобального коммуникационного пространства происходит в тесной взаимосвязи с социальной действительностью. Виртуальная среда не существует изолированно — она постоянно подвергается воздействию различных социально-психологических факторов и культурных особенностей. Двусторонний характер влияния становится определяющим фактором развития интернет-коммуникаций. С одной стороны, виртуальное пространство создаёт новые формы социального взаимодействия, с другой — само подвергается трансформации под воздействием существующих социальных реалий. Этот динамический процесс взаимодействия между виртуальной и социальной реальностями создаёт уникальную среду, где традиционные формы коммуникации переплетаются с инновационными способами взаимодействия, формируя новый тип социокультурной коммуникации со своими психологическими особенностями.

Литература:

  1. Алехина, О.О. Влиянии интернета на эффективность виртуального общения [Текст] / О. Алехина, Ф. Удалов, И. Кулагова // Проблемы теории и практики интернета. – 2011. – № 1. – С. 60–65.
  2. Бадя, Т.А. Взаимосвязь интернета и внутренних коммуникаций [Текст] / Т.А. Бадя // Развития общения. – 2011. – № 1. – С. 5–9.
  3. Бас, В.Н. Интернет как инструмент формирования системы виртуального общения [Текст] / В.Н. Бас // Гуманитарные науки. – 2009. – № 3. – С. 271–274.
  4. Благов, Ю.А. Концепция виртуального общения [Текст] / Ю.А. Благов// Российский журнал менеджмента. – 2004. – № 36. – С. 34–35.
  5. Василенко, С.В. Виртуальная коммуникация в социальной сети: основные понятия и методы [Текст] / С.В. Василенко – М.: Дашков и Ко, 2009. – 120 с.
  6. Вязанкина, А.А. Виртуальные социальные сети как пространство для удовлетворения потребности современной молодежи [Текст] / А.А. Вязанкина // Педагогика и психология. – 2012. – № 4. – С. 51–59.
  7. Гарвард, Б.Р. Социальная культура виртуальных сетей сообществ [Текст]/ Б.Р. Гарвард. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 247 с.
  8. Гэлэгер, Р.Воздействие СМИ на формирование массового сознания[Текст] / Р. Гэлэгер. – М.: Добрая книга, 2006. – 352 с.
  9. Гулимова, А.Г. Культура интернета [Текст] / А.Г. Гулимова // Управление культурой. – 2012. – № 1. – С. 5.
  10. Иванова, Т.Б. Методы коммуникации [Текст] / Т.Б. Иванова, Е.А. Журавлева. – М.: РУДН, 2011. – 140 c.
  11. Карпович, Ю.В. Социально-психологические аспекты общения в интернете [Текст] / Ю.В. Карпович, В.В. Лепихин // Вестник ПНИПУ. – 2013. – № 18. – С. 76–84.
  12. Козлов, В.В. Становление общества сетевых структур [Текст] / В.В. Козлов. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. – 310 c.
  13. Майстер, Д. Виртуализация общества и интернет как средство производства сетевых коммуникаций[Текст] / Д. Майстер. – М.: Альпина Паблишер, 2005. – 143 с.
  14. Мансуров, Р. Особенности интернет-коммуникаций [Текст] / Р. Мансуров // PR в России. – 2011. – № 3. – С. 15–17.
  15. Морозова, А.В. Социальные сети как феномен современности[Текст] / Е.А. Морозова, А.В. Сухачева // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8 (ч.6). – С. 1450–1454.
  16. Никитова, С.Г. Информационные технологии и гуманитарная культура[Текст] / С.Г. Никитова. – М.: МИЭМП, 2009. – 29 с.
  17. Прохоров, А.В. Закрытоеинтернет-сообщество как форма коммуникации в виртуальном пространстве[Текст] / А.В. Прохоров // Известия высших учебных заведений. – 2011. – № 4. – С. 50–53.
  18. Соломандина, Т.О. Специфика общения в Сети[Текст] / Т.О. Соломандина. – М.: Инфра-М, 2009. – 243 с.
  19. Томилов В.В. Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации [Текст] / В.В, Томилов // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 2. – С. 53.
  20. Шалимова, Л.А. Интернет-коммуникации [Текст] / Л.А. Шалимова. – М.: У Никитских ворот, 2010. – 60 с.
  21. Шоул, Дж. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности [Текст] / Дж. Шоул // Управление человеческим потенциалом. – 2011.– № 2. – С. 51.
  22. Усачева А.В. Психологические особенности интернет-коммуникаций// Вестник Университета. – 2014. – № 1. – С. 277 – 281.
  23. Walther, Joseph. Interpersonal effects in computer-mediated interaction: A relational perspective. Communication Research, 1992. – С. 52-90.

References:

  1. Alekhina, O.O. Vliyanii interneta na effektivnost' virtual'nogo obshcheniya [Tekst] / O. Alekhina, F. Udalov, I. Kulagova // Problemy teorii i praktiki interneta. – 2011. – № 1. – S. 60–65.
  2. Badya, T.A. Vzaimosvyaz' interneta i vnutrennih kommunikacij [Tekst] / T.A. Badya // Razvitiya obshcheniya. – 2011. – № 1. – S. 5–9.
  3. Bas, V.N. Internet kak instrument formirovaniya sistemy virtual'nogo obshcheniya [Tekst] / V.N. Bas // Gumanitarnye nauki. – 2009. – № 3. – S. 271–274.
  4. Blagov, YU.A. Koncepciya virtual'nogo obshcheniya [Tekst] / YU.A. Blagov// Rossijskij zhurnal menedzhmenta. – 2004. – № 36. – S. 34–35.
  5. Vasilenko, S.V. Virtual'naya kommunikaciya v social'noj seti: osnovnye ponyatiya i metody [Tekst] / S.V. Vasilenko – M.: Dashkov i Ko, 2009. – 120 s.
  6. Vyazankina, A.A. Virtual'nye social'nye seti kak prostranstvo dlya udovletvoreniya potrebnosti sovremennoj molodezhi [Tekst] / A.A. Vyazankina // Pedagogika i psihologiya. – 2012. – № 4. – S. 51–59.
  7. Garvard, B.R. Social'naya kul'tura virtual'nyh setej soobshchestv [Tekst]/ B.R. Garvard. – M.: Al'pina Biznes Buks, 2009. – 247 s.
  8. Geleger, R.Vozdejstvie SMI na formirovanie massovogo soznaniya[Tekst] / R. Geleger. – M.: Dobraya kniga, 2006. – 352 s.
  9. Gulimova, A.G. Kul'tura interneta [Tekst] / A.G. Gulimova // Upravlenie kul'turoj. – 2012. – № 1. – S. 5.
  10. Ivanova, T.B. Metody kommunikacii [Tekst] / T.B. Ivanova, E.A. ZHuravleva. – M.: RUDN, 2011. – 140 c.
  11. Karpovich, YU.V. Social'no-psihologicheskie aspekty obshcheniya v internete [Tekst] / YU.V. Karpovich, V.V. Lepihin // Vestnik PNIPU. – 2013. – № 18. – S. 76–84.
  12. Kozlov, V.V. Stanovlenie obshchestva setevyh struktur [Tekst] / V.V. Kozlov. – M.: Izdatel'stvo «Al'fa-Press», 2009. – 310 c.
  13. Majster, D. Virtualizaciya obshchestva i internet kak sredstvo proizvodstva setevyh kommunikacij[Tekst] / D. Majster. – M.: Al'pina Pablisher, 2005. – 143 s.
  14. Mansurov, R. Osobennosti internet-kommunikacij [Tekst] / R. Mansurov // PR v Rossii. – 2011. – № 3. – S. 15–17.
  15. Morozova, A.V. Social'nye seti kak fenomen sovremennosti[Tekst] / E.A. Morozova, A.V. Suhacheva // Fundamental'nye issledovaniya. – 2013. – № 8 (ch.6). – S. 1450–1454.
  16. Nikitova, S.G. Informacionnye tekhnologii i gumanitarnaya kul'tura[Tekst] / S.G. Nikitova. – M.: MIEMP, 2009. – 29 s.
  17. Prohorov, A.V. Zakrytoeinternet-soobshchestvo kak forma kommunikacii v virtual'nom prostranstve[Tekst] / A.V. Prohorov // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. – 2011. – № 4. – S. 50–53.
  18. Solomandina, T.O. Specifika obshcheniya v Seti[Tekst] / T.O. Solomandina. – M.: Infra-M, 2009. – 243 s.
  19. Tomilov V.V. Massovaya kommunikaciya. ZHurnalistika. Sredstva massovoj informacii [Tekst] / V.V, Tomilov // Problemy teorii i praktiki upravleniya. – 2013. – № 2. – S. 53.
  20. SHalimova, L.A. Internet-kommunikacii [Tekst] / L.A. SHalimova. – M.: U Nikitskih vorot, 2010. – 60 s.
  21. SHoul, Dzh. Psihologicheskie aspekty obshcheniya v social'nyh setyah virtual'noj real'nosti [Tekst] / Dzh. SHoul // Upravlenie chelovecheskim potencialom. – 2011.– № 2. – S. 51.
  22. Usacheva A.V. Psihologicheskie osobennosti internet-kommunikacij// Vestnik Universiteta. – 2014. – № 1. – S. 277 – 281.
  23. Walther, Joseph. Interpersonal effects in computer-mediated interaction: A relational perspective. Communication Research, 1992. – S. 52-90.