УДК 159.9

© 2024 Козырев Максим Александрович *,

* аспирант кафедры «Общая психология», Пензенский государственный университет (г. Пенза), e-mail: 89276487946@mail.ru

 

Аннотация: в статье представлены взгляды зарубежных авторов на экономические закономерности интеграции беженцев в разных странах. Основное внимание уделяется роли внешних детерминант, индивидуальных и контекстуальных факторов, ответственных за успех беженцев в предпринимательском сообществе. Этот обзор литературы опирается на бурно развивающийся массив исследований в Европе и за ее пределами и обсуждает общие черты и различия между странами происхождения и назначения беженцев, уделяя особое внимание временным тенденциям и существенным различиям, а также социально-экономическим характеристикам беженцев.

Ключевые слова: экономико-психологическая адаптация, социальная адаптация, беженцы, беженцы-предприниматели, иммигрантское предпринимательство; иммигрантский бизнес.

 

External determinants of economic and psychological adaptation of refugees: analysis of the results of modern research

© 2024 Kozyrev Maksim Aleksandrovich *,

* Postgraduate student of the Department of General Psychology, Penza State University (Penza, Russia), e-mail: 89276487946@mail.ru

 

Annotation: The article presents the views of foreign authors on the economic patterns of refugee integration in different countries. The main focus is on the role of external determinants, individual and contextual factors responsible for the success of refugees in the entrepreneurial community. This literature review draws on a thriving body of research in Europe and beyond and discusses commonalities and differences between refugee origin and destination countries, with particular attention to time trends and significant differences, as well as the socio-economic characteristics of refugees.

Key words: economic and psychological adaptation, social adaptation, refugees, refugee entrepreneurs, immigrant entrepreneurship; immigrant business.

 

Растущее число беженцев представляет значительную угрозу для принимающих стран не только с точки зрения безопасности, но и экономики. Большинство беженцев и иммигрантов находят убежище в развивающихся странах. Статистика Организации Объединенных Наций (ООН) показывает, что около 86% беженцев проживают в развивающихся странах. Принимающие страны должны предоставлять беженцам еду, жилье и другие товары. Эти страны едва успевают удовлетворять свои основные потребности, и приток беженцев становится для них большой проблемой.

Важно подчеркнуть, что не все беженцы являются обузой для принимающей страны. Некоторые беженцы могут активно участвовать в предпринимательской деятельности и инновациях, которые приносят пользу принимающей стране. Таким образом, предпринимательская деятельность беженцев может проложить путь к их интеграции в принимающее общество, тем самым уменьшая бремя принимающей страны. Более того, эти беженцы с капиталом или навыками могут открыть свой бизнес в стране, где они находят убежище. Предпринимательская деятельность беженцев также может приносить пользу их общинам. Предприятия, которыми управляют беженцы, создают рабочие места для них и других людей в этом районе, одновременно борясь с предрассудками и неблагоприятным отношением к мигрантам.

По данным Управления по делам малого бизнеса США, иммигранты-предприниматели с гораздо большей вероятностью откроют свой бизнес, чем местные жители. Более того, иммигранты создают рабочие места в регионах, где они нужны. У беженцев нет других вариантов лучше, чем заняться бизнесом, поскольку им сложно получить работу, для которой они не соответствуют необходимым критериям. Кроме того, у них также может отсутствовать требуемый уровень владения языком. Поэтому они с большей вероятностью вступят в стартапы, где они пойдут на значительный риск, чем местные жители [1].

Турция принимает самое большое сообщество беженцев в мире. Около 3,7 миллиона сирийских беженцев проживают в Турции. Все беженцы не являются обузой для экономики принимающего государства, а, напротив, играют значительную роль в развитии Турции. Турецкий аналитический центр выявил, что сирийские беженцы-предприниматели обеспечивают средства к существованию примерно 7% своих соотечественников, и они могут восполнить нехватку дешевой рабочей силы и решить будущие демографические проблемы.

Интеграция беженцев имеет много толкований, но, если говорить точнее, она нацелена на правовые, экономические и социально-культурные перспективы. Она рассматривается как двусторонний процесс, поскольку, с одной стороны, она требует от беженцев принятия новой среды, а с другой стороны, она требует, чтобы принимающее сообщество способствовало им. Эффективная интеграция мигрантов имеет решающее значение для регионального развития. Мигранты часто селятся в городах, чтобы получить соответствующие услуги, социальные сети и возможности трудоустройства и внести свой вклад в местный рост. В некоторых странах сельские общины ищут новых людей, чтобы оживить свои экономические и демографические основы, и могут стремиться принять больше мигрантов. В этой связи региональная политика экономического развития может учитывать значительный вклад, который мигранты могут внести в местную экономику.

Беженец сталкивается с несколькими препятствиями, если он хочет заняться предпринимательской деятельностью или начать бизнес в принимающей стране. В зависимости от демографии, правил и положений страны мигранты сталкиваются с массовыми требованиями и иногда неопределенностью в политике проживания в принимающей стране. Развивающиеся страны, такие как Иран, Пакистан, Бангладеш, Ливан и Судан, не имеют надлежащей политики в отношении беженцев. Таким образом, это создает проблемы для мигрантов, которые уже бегут от проблем из своей страны происхождения. Более того, эти препятствия и барьеры слабой политической системы ограничивают процесс интеграции.

Исследования показывают, что по сравнению с коренным населением беженцы имеют относительно низкие показатели занятости и остаются позади других групп мигрантов с большим социальным капиталом внутри устоявшихся этнических групп. Из-за отсутствия официальных доказательств и недоступности профессиональной сертификации беженцы не могут получить желаемые и полные преимущества работы в принимающей стране. Таким образом, такие беженцы более склонны к предпринимательству, чтобы справиться с угрозой безработицы и низкооплачиваемой работы. П. Легрейн [2] показывает, что 10% беженцев открыли свой бизнес после пяти лет проживания в Австралии. Опрос 305 беженцев из Великобритании, Австралии и Нидерландов сообщает, что 32% респондентов ранее были владельцами бизнеса до миграции. Но теперь лишь 12% готовы вести бизнес в принимающей стране, в основном из-за высокого риска и отсутствия поддержки.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) классифицирует проблемы беженцев на четыре группы: институциональный уровень, уровень возможностей, уровень этнической группы и индивидуальный уровень. Эти группы иллюстрируют препятствия правового статуса, бизнес-возможностей, дискриминации и отсутствия помощи. Из-за этих барьеров беженцы вынуждены заниматься предпринимательством, чтобы прокормить свои семьи и выжить на новом месте. Другие ученые также называют интеграцию беженцев экономической интеграцией. Экономическая интеграция означает интеграцию рынка труда. Беженцы могут зарабатывать и участвовать в предпринимательской деятельности так же легко, как и местные жители. По мнению ученых, структурная и социокультурная интеграция также влияет на способность мигрантов интегрироваться экономически. Уникальные ситуации предпринимателей и различные социальные и институциональные структуры принимающих обществ играют жизненно важную роль в экономической интеграции посредством предпринимательства. Благодаря взаимосвязи социально-экономических аспектов может быть создана деловая сеть, которая поможет развивать новую предпринимательскую социальную сеть.

Чтобы начать бизнес, предприниматели-беженцы в основном полагаются на капитал от семьи или друзей, что сгладит процесс интеграции. Интеграция беженцев в принимающее общество с помощью экономических методов является постепенным процессом. Этот процесс можно разделить на три этапа: выход на рынок труда, пошаговая интеграция и погружение в общество. Более того, беженцам свойственно развивать различные типы вертикального и горизонтального капитала из-за отсутствия финансовой и юридической поддержки со стороны правительств. После миграции беженцы также могут столкнуться с проблемой развития новой социальной сети в принимающей стране и принимать различные стратегии для начала бизнеса.

Наиболее заметным барьером, с которым сталкиваются предприниматели-беженцы, является финансовый барьер. Другими препятствиями являются суматошные юридические процедуры и длинная документация. Исследование десяти крупных рынков Европы показывает, что предприниматели-беженцы-новички сталкиваются с дополнительными барьерами по сравнению с местными жителями. Эти препятствия включают правовой статус, незнание языка и меньшую информацию о местных рынках. Неопределенные и строгие правила и положения правительств также могут представлять угрозу для предпринимательской деятельности беженцев. Также беженцы сталкиваются со следующими проблемами: отсутствие надлежащей документации и определенной правительством политики, отсутствие возможности приобретения земли в собственность, отсутствие подробных законов о банковских счетах и ​​переводах средств.

Предприниматели-иммигранты склонны применять инновационные стратегии для участия как на этническом, так и на неэтническом рынке и, таким образом, проникать на новые, прибыльные рынки [3].

Несмотря на свой маргинальный характер, многие мелкие иммигрантские предприниматели процветают благодаря изобретательности отдельных иммигрантов и их мотивации к инновациям для более широкого рынка. Очевидно, изобретательность отдельных предпринимателей начинает играть роль в развитии иммигрантского предпринимательства. Предпринимательство заключается в создании новых комбинаций. Новая комбинация является новым способом объединения уже существующих ресурсов, материалов и средств производства.

Различают пять типов инноваций, таких как внедрение нового товара и нового метода производства, определение нового сырья и нового рынка и, наконец, новая организация отрасли [4]. Осуществление любого или всех пяти типов инноваций можно описать как инновационные стратегии. Суть предпринимательства заключается в использовании существующих ресурсов по-новому для достижения новых целей. Инновации относятся к попытке сделать свой бизнес максимально непохожим на бизнес конкурентов.

Появление иммигрантского бизнеса формируется структурой возможностей, то есть рыночными условиями и доступом к владению. Должен быть спрос на бизнес, доступный для иммигрантских предпринимателей. Рыночные условия, как правило, благоприятствуют продуктам и услугам, необходимым для со-этнических, со-национальных и со-региональных групп. Чтобы воспользоваться такими условиями, предприятия должны быть расположены так, чтобы обслуживать более широкий рынок.

Предприниматели из Бангладеш проникли на рынки за пределами основного потока иммигрантских предпринимателей, открыв такие предприятия, как магазины электроники, мобильные телефоны и ремонтные мастерские, пиццерии, предприятия по продаже подержанных автомобилей, автосалоны, магазины у дома, уличные точки питания, автозаправочные станции и аптеки. Предприятия, предлагающие налоговые декларации, финансовые консультации и иммиграционные услуги, столкнулись с высоким спросом на свои услуги, особенно со стороны новых иммигрантов. Магазины электроники, мобильных телефонов и ремонтные услуги, а также магазины у дома обслуживают широкий спектр клиентов, особенно в сегменте бюджетных товаров. В индустрии пиццерий в Нью-Йорке и близлежащих штатах наблюдалась высокая концентрация бангладешцев. Знакомство с работой пиццерий позволило некоторым из них оформить франшизу на различные бренды пиццы и управлять ими независимо. Уличная еда славится дешевым и быстрым обслуживанием, а поставщики уличной еды обычно располагаются в удобных районах, таких как туристические места, станции метро и другие места с интенсивным движением. Аптеки — еще одно интересное бизнес-предприятие в Нью-Йорке. Были выявлены несколько аптек, которыми управляют и владеют бангладешцы.

Иммигранты, занимающиеся розничной торговлей, оптовиками, поставщиками услуг и экспортерами, сталкиваются с жесткой конкуренцией в своих предприятиях и используют инновации в продуктах, продажах и дистрибуции, чтобы сделать свой бизнес отличным от других и прибыльным. Инновации в продуктах были решающим фактором в иммигрантском бизнесе, поскольку владельцы бизнеса должны конкурировать с другими национальными и региональными предприятиями и привлекать более широкую клиентуру.

Исследователи применили комплексный подход к иммигрантскому бизнесу, объединив социально-демографические характеристики предпринимателей из Бангладеш со структурой возможностей в принимающем обществе. Этот подход позволил задокументировать сложное взаимодействие социально-демографических характеристик, этнических основ ресурсных соглашений, спроса на этнические продукты и услуги [4].

Иммигранты из Бангладеш работали в различных малых предприятиях и приобретали опыт, прежде чем они начинали свой бизнес, часто открывая предприятия, похожие на те, в которых они работали ранее. Они сберегали и инвестировали свои сбережения в бизнес, а когда сбережений не хватало, они получали стартовый капитал от своих друзей, родственников и банков. Кроме того, они иногда создавали партнерства, чтобы обойти ограничения капитала и навыков. Что касается мобилизации ресурсов, существующие исследования подчеркивали важность финансового капитала и социального капитала. Ресурсы также могут представлять собой формирование деловых навыков, поскольку иммигрантам не хватает финансового и социального капитала и навыков для ведения бизнеса в новой принимающей стране. Большинство иммигрантов из Бангладеш работали в различных предприятиях, чтобы получить операционные навыки, отточить свою деловую хватку и накопить стартовый капитал для новых предприятий. Структурный подход к иммигрантскому бизнесу подчеркивает спрос на этнические товары и услуги как критический фактор для появления иммигрантского бизнеса.

Несмотря на свою маргинальную природу, иммигрантский бизнес рос и процветал благодаря изобретательности иммигрантских предпринимателей и их готовности перенимать инновационные практики, чтобы сделать свой бизнес другим и прибыльным. Иммигранты использовали различные инновационные стратегии для предложения продуктов, дистрибуции и продаж. Они вводили новые продукты из своих родных стран и других регионов, как сообщалось для продуктовых магазинов и ресторанов, таким образом расширяя свою клиентуру за пределы бангладешского сообщества. Инновации в продуктах также были зарегистрированы в различных сферах бизнеса, таких как салоны красоты, компании по продаже подержанных автомобилей, средства массовой информации и типографии, туристические агентства, учебные центры и автошколы.

Опрошенные иммигрантские предприниматели изобретательны в расширении и углублении своей клиентской базы, привлечении соотечественников и не соотечественников и выходе за пределы этнически доминирующей местности. Таким образом, предприятия иммигрантов из Бангладеш отличались от классической этнической бизнес-модели владения небольшим, часто уязвимым предприятием в районе с сильной этнической концентрацией и подавляющей ставкой на соотечественников и сети. Инновации сделали эти предприятия разными и прибыльными и превратили их в бизнес, который освещает процесс выхода на рынок для новых иммигрантских предпринимателей.

Будущие исследования внешних детерминант должны быть сосредоточены на выявлении проблем, с которыми сталкиваются принимающие правительства в отношении беженцев. Эти исследования должны предлагать конкретные идеи для обеспечения полного понимания процесса экономической интеграции. Рекомендации должны устанавливать баланс усилий, решая проблемы как принимающих правительств, так и беженцев.

Литература:

1. Tariq, H.; Ali, Y.; Sabir, M.; Garai-Fodor, M.; Csiszárik-Kocsir, Á. Barriers to Entrepreneurial Refugees’ Integration into Host Countries: A Case of Afghan Refugees. Sustainability 2024, 16, 2281. https://doi.org/10.3390/su16062281

2. Legrain, P. Refugees Work: A Humanitarian Investment that Yields Economic Dividends. 2016. Available online: https://static1.ara.cat/ara/public/content/file/original/2016/0518/13/i… (accessed on 26 July 2022).

3. Rahman, M.M.; Alshawi, A.A.H.; Hasan, M. Entrepreneurship in Ethnic Enterprises: The Making of New Immigrant Businesses in New York. Sustainability 2021, 13, 11183. https://doi.org/10.3390/su132011183

4. Schumpeter, J.A. The Theory of Economic Development: An Inquiry in Profits, Capital and Credit, Interest and Business Cycle; Harvard University Press: Cambridge, MA, USA, 1934. [Google Scholar]

5. Константинов В.В. Исследование особенностей экономико-психологической адаптации этнических мигрантов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9. № 3. С. 59-63.

6. Роганова А.Е., Константинов В.В. Психологическое благополучие лиц, находящихся в пунктах временного размещения // Актуальные проблемы исследования массового сознания. Материалы 7-й Международной научно-практической конференции. Отв. ред. В.В. Константинов. Москва, 2023. С. 264-268.

7. Константинов В.В. Системно-динамический подход к социально-психологической адаптации мигрантов // Человеческий капитал. - 2018. - № 4 (112). - С. 49-62.

8. Konstantinov, V. (2017). The Role of the Host Local Population in the Process of Migrants’ Adaptation. Social Sciences, 6(3), 92. https://doi.org/10.3390/socsci6030092

 

 

 

References:

1. Tariq, H.; Ali, Y.; Sabir, M.; Garai-Fodor, M.; Csiszárik-Kocsir, Á. Barriers to Entrepreneurial Refugees’ Integration into Host Countries: A Case of Afghan Refugees. Sustainability 2024, 16, 2281. https://doi.org/10.3390/su16062281

2. Legrain, P. Refugees Work: A Humanitarian Investment that Yields Economic Dividends. 2016. Available online: https://static1.ara.cat/ara/public/content/file/original/2016/0518/13/i… (accessed on 26 July 2022).

3. Rahman, M.M.; Alshawi, A.A.H.; Hasan, M. Entrepreneurship in Ethnic Enterprises: The Making of New Immigrant Businesses in New York. Sustainability 2021, 13, 11183. https://doi.org/10.3390/su132011183

4. Schumpeter, J.A. The Theory of Economic Development: An Inquiry in Profits, Capital and Credit, Interest and Business Cycle; Harvard University Press: Cambridge, MA, USA, 1934. [Google Scholar]

5. Konstantinov V.V. Issledovanie osobennostej ekonomiko-psihologicheskoj adaptacii etnicheskih migrantov // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2009. T. 9. № 3. S. 59-63.

6. Roganova A.E., Konstantinov V.V. Psihologicheskoe blagopoluchie lic,nahodyashchihsya v punktah vremennogo razmeshcheniya//Aktual'nye problemy issledovaniya massovogo soznaniya. Materialy 7-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otv. red. V.V. Konstantinov. Moskva, 2023. S. 264-268.

7. Konstantinov V.V. Sistemno-dinamicheskij podhod k social'no-psihologicheskoj adaptacii migrantov // CHelovecheskij kapital. - 2018. - № 4 (112). - S. 49-62.

8. Konstantinov, V. (2017). The Role of the Host Local Population in the Process of Migrants’ Adaptation. Social Sciences, 6(3), 92. https://doi.org/10.3390/socsci6030092