УДК 159.9

© 2024 Силкина Ольга Олеговна*,

* аспирант кафедры «Общая психология» Пензенского государственного  университета (г. Пенза), e-mail: silkina_87@list.ru

 

Аннотация: По итогам проведенного автором теоретического анализа проблемы культурных различий лиц, оказавшихся в новых социокультурных условиях, делается вывод о существоании связи между культурными различиями и характеристиками благополучия мигрантов, что имеет непосредственное отношение к ментальному здоровью мигрантов. Понимание этих связей позволит разработать более эффективные программы поддержки и профилактики психических расстройств среди этой группы населения.

Ключевые слова: субъективное благополучие, культурные различия, принимающее население, адаптация

 

Cultural differences and subjective well-being of individuals who find themselves in new socio-cultural conditions: a theoretical analysis

 

© 2024 Olga Olegovna Silkina*,

* postgraduate student of the Department of General Psychology

Penza State University, Penza State University (Penza), e-mail: silkina_87@list.ru

 

Annotation: Based on the results of the theoretical analysis of the problem of cultural differences of individuals who find themselves in new socio-cultural conditions, the author concludes that there is a connection between cultural differences and characteristics of the well-being of migrants, which is directly related to the mental health of migrants. Understanding these connections will allow us to develop more effective programs for supporting and preventing mental disorders among this group of the population.

Keywords: subjective well-being, cultural differences, host population, adaptation

 

Современный мир характеризуется интенсивной глобализацией и миграцией. Все больше людей пересекают границы, сталкиваясь с новыми культурами и социокультурными нормами. Это создает условия для возникновения стресса, адаптационных проблем и, как следствие, влияет на уровень субъективного благополучия.

Миграция, глобализация и стремительное развитие технологий приводят к тому, что все больше людей оказываются в новых социокультурных условиях. При этом вопрос о том, как культурные различия влияют на субъективное благополучие мигрантов, остается актуальным и требует детального теоретического и практического исследования.

В современной психологии отсутствует общее определение субъективного благополучия, но оно часто рассматривается как многоаспектный феномен, включающий в себя эвдемонистическое» и «гедонистическое» благополучие. Субъективное благополучие трактуется как эмоционально-оценочное отношение индивида к своей личности, жизни, взаимоотношениям с окружающими и процессам на основе усвоенных ценностей и норм, которые связаны с концепцией «благополучия», что выражается в ощущении удовлетворенности и счастья [5].

Одними из главных элементов субъективного благополучия выступают «ощущение» счастья, удовлетворенностью жизнью, своей личностью, а также эмоциональный баланс.

В современных исследованиях отмечается, что культурные аспекты играют важную роль в ощущении счастья и благополучия. Отметим, что они не действуют изолированно, а находятся во взаимодействии с другими аспектами (психологическими, социальными, психофизиологическими и социально-психологическими).

Культурные различия способны оказывать как позитивное, так и негативное влияние на субъективное благополучие людей, оказавшихся в новых социокультурных обстоятельствах. Среди негативных аспектов выделяются этническая гордость и рефлексия по поводу своей этничности, которые могут затруднять социально-психологическую адаптацию в новых условиях. К положительным аспектам можно отнести этническую образованность и свободу (включая коммуникативные, религиозные и политические аспекты). Эти факторы облегчают процесс принятия новой культурной среды, помогают формировать положительное отношение к окружающим людям и к самим себе, а также способствуют развитию толерантности по отношению к представителям других этносов.

Дополнительно, в исследовании 2021 года, проведённом среди студентов различных культурных групп, были установлены различия в уровнях удовлетворённости жизнью и ценностях, что может указывать на уникальные культурные особенности.

Помимо этого, следует отметить, что культурные различия могут влиять на восприятие социальной поддержки. Люди из различных культур могут по-разному интерпретировать и получать помощь от друзей и семьи, что, в свою очередь, сказывается на их субъективном благополучии. Например, в некоторых культурах большая ценность придается коллективизму, где поддержка группы является ключевым элементом, тогда как в других акцент делается на индивидуализме, что может приводить к ощущению изоляции.

Ключевым аспектом адаптации к новым культурным условиям также является способность к межкультурной коммуникации. Люди, обладающие высокими навыками общения, легче находят общий язык с представителями других культур, что способствует укреплению социальной связи и улучшению психоэмоционального состояния. Важно отметить, что взаимопонимание и уважение к культурным различиям создают основу для гармоничного сосуществования.

Таким образом, культурные различия, будучи многогранными и сложными, имеют как положительное, так и отрицательное влияние на благополучие индивидов в новых социокультурных контекстах. Успех адаптации зависит от множества факторов, включая личные качества, социальное окружение и уровень открытости к новым опытам.

Связь между субъективным благополучием и положительным восприятием себя среди граждан США с европейскими и азиатскими корнями, выявили американские ученые. На уровень благополучия респондентов азиатского происхождения при этом оказали положительные оценки «Я в прошлом». Это подтверждает, что культурные нормы играют важную роль в том, как люди оценивают себя и свои достижения. Культурные факторы считаются одним из ключевых аспектов субъективного благополучия.

Культурные переменные выступают одним из главных факторов субъективного благополучия. Различные культурные ориентации выступают соответствующим вектором в оценке жизни и своего места в ней. Такие ученые как, Л. Лу и Р. Гилмор выявили, что такой народ, как китайцы демонстрируют высокую социальную ориентацию в благополучии (социально ориентированное благополучие). В то время как американцы акцентируют внимание на индивидуальных успехах (индивидуально ориентированное благополучие) [2].

Следовательно, культурные факторы оказывают значительное влияние на восприятие и определение благополучия в различных обществах. Они формируют основу, на которой люди строят свои представления о счастье и удовлетворенности жизнью. Эти различия могут объяснять, почему одни и те же жизненные условия могут оцениваться по-разному в разных культурах.

Понимание культурных ориентиров, регулирующих субъективное благополучие, важно не только для академических исследований, но и для практического применения в области улучшения благополучия людей. Учитывая культурные особенности, можно создавать более эффективные стратегии и программы, направленные на повышение уровня жизни и удовлетворенности, которые будут учитывать специфические ценности и приоритеты разных обществ.

Различия в культурных ориентациях оказывают значительное влияние на восприятие и оценку субъективного благополучия в разных обществах. «Горизонтальный индивидуализм» у русских предполагает акцент на личных достижениях, а также на ощущении своей независимости и способности самостоятельно управлять собственной жизнью, что служит источником удовлетворенности и позитивных эмоций. Это соответствует индивидуалистической модели, распространенной в западных культурах, где личностные успехи и автономия играют ключевую роль. С другой стороны, «горизонтальный коллективизм», как он проявляется у казахов, акцентирует ценности сотрудничества и социальной гармонии. Социальные связи и поддержка, достижение коллективных целей и вклад в общее благополучие стоит на первом месте. Это ближе к коллективистическим ценностям, характерным для восточных культур, где социальное одобрение и поддержка играют важную роль в ощущении личного счастья и удовлетворенности [4].

Опираясь на статью Т.Г. Бохана [1], можно отметить, что современные культурные изменения оказывают значительное влияние на восприятие счастья и радости среди молодежи разных культур. Например, просоциальные и социальные ценности более характерны для коллективистских культур (российская, тувинская, казахская, китайская группы), однако китайские и тувинские студенты отметили, что больше радости и счастья они испытывают от когнитивного роста и жизненного опыта. Студенты из всех групп, независимо от их культурного фона, находят источники радости как в коллективных опытах, так и в самореализации, что подчеркивает растущее значение личностного роста и самосознания в современной жизни.

Несмотря на традиционные различия, некоторые аспекты ценностей становятся более универсальными, отражая глобализацию и межкультурные взаимодействия. Это говорит о том, что границы между индивидуалистическими и коллективистскими культурами начинают стираться, создавая пространство для более многогранных интерпретаций счастья.

Таким образом, изучение субъективного благополучия и личностных факторов студенческой молодежи в контексте культурной среды становится не просто академической задачей, но важным социальным компонентом для формирования успешной стратегии интеграции образовательных мигрантов. Они выступают в роли своеобразных мостов между культурами, способствуя распространению знаний и культурного обмена, что в конечном итоге обогащает как принимающие, так и отправляющие страны. Учёт этих аспектов позволяет разрабатывать более эффективные образовательные программы и инициативы, способствующие гармоничной адаптации студентов и их последующей успешной профессиональной реализации [3, 4, 7].

Изучение вопросов субъективного благополучия в условиях международной студенческой миграции важно, поскольку этот психологический аспект тесно связан с несколькими проблемами, которые испытывают студенты. К таким проблемам относятся приспособление к новым социокультурным условиям, стресс, связанный с аккультурацией, психологическое и психическое здоровье, успеваемость, самореализация и общее качество жизни [6]. Современные исследования сосредоточены на особенностях психологического благополучия студентов из-за рубежа в период межкультурного перехода, уровне благополучия среди студентов различных национальных групп и анализе факторов, влияющих на психологическое благополучия учащихся. В работах как отечественных, так и зарубежных авторов подчеркивается значимость культурных факторов для субъективного благополучия молодежи. Тем не менее, на текущий момент существует нехватка исследований, которые бы детально изучали субъективное благополучие и его предикторы среди студентов, вовлеченных в международную образовательную миграцию, в контексте современных представлений о субъективном благополучии и социокультурных условиях, влияющих на его формирование [1].

Также важной задачей психологии остается определение роли индивида в обществе, особенно в поликультурных регионах, где активно происходит взаимодействие различных культур.

С точки зрения этнопсихолгии, согласно Р.М. Шамионову, исследование субъективного благополучия представляет собой совокупность наблюдений, сосредоточенных на выявлении специфических для этнических групп факторов, которые оказывают воздействие на благополучие [5,6]. Культурные аспекты субъективного благополучия связаны с разнообразными феноменами, одним из которых является эмоциональная оценка принадлежности к этнической группе и уровень комфорта в поликультурной среде [3].

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что удовлетворенность жизнью чаще определяется личностными характеристиками и индивидуальными подходами, чем внешними факторами [3]. Оценка качества жизни строится на базе личных ценностей, и достижение значимых целей оказывает наибольшее воздействие на удовлетворенность [1].

Таким образом, субъективное благополучие представляет собой сложное и многомерное понятие, в котором этнопсихологические, культурные и личностные факторы переплетаются, создавая уникальный рисунок для каждой этнической группы и индивидуума.

Понимание того, как культурные различия влияют на благополучие мигрантов, важно для успешной их социальной интеграции. Это позволит создать более инклюзивные и гармоничные общества, где мигранты чувствуют себя комфортно и могут полноценно участвовать в жизни нового сообщества. Исследование связи между культурными различиями и субъективным благополучием имеет непосредственное отношение к психическому здоровью мигрантов. Понимание этих взаимосвязей позволит разработать более эффективные программы поддержки и профилактики психических расстройств среди этой группы населения.

В целом, изучение влияния культурных различий на субъективное благополучие имеет важное практическое и научное значение, способствуя решению актуальных проблем глобализации и миграции, а также созданию более толерантного и инклюзивного общества.

Литература:

  1. Бохан Т.Г. Особенности субъективного благополучия студентов в условиях образовательной миграции / Т.Г. Бохан, А.Л. Ульянич, О.В. Терехина и др. // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 59–76. URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2021_n1/Bokhan_et_al

  2. Тарасова Л.Е. Мировоззренческие проблемы в артефактах духовной культуры разных этносов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: www.science-education.ru/118-14346 (дата обращения: 21.10.2024).

  3. Усова Н.В. Культурный контекст и субъективное благополучие личности // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-12. – С. 2784-2787. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35435

  4. Хухлаев О.Е., Гриценко В.В., Дагбаева С.Б., Константинов В.В., Корниенко Т.В., Кулеш Е.В., Тудупова Т.Ц. Межкультурная компетентность и эффективность межкультурного взаимодействия // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 1. С. 88–102. DOI: 10.17759/exppsy.2022150106

  5. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-subektivnogo-blagopoluchiya-lichnosti-sotsiokulturnaya-determinatsiya

  6. Шамионов Р. М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности // Психол. журн. 2014. Т. 35, № 4. С. 68-81.

  7. Ященко Е.Ф. Личностные особенности иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации в процессе социально-психологической адаптации / Е.Ф. Ященко, Е.Г. Щелокова, О.В. Лазорак // Психология. Психофизиология. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-inostrannyh-studentov-s-vysokim-i-nizkim-urovnem-samoaktualizatsii-v-protsesse-sotsialno-psihologicheskoy

References:

1. Bohan T.G. Osobennosti sub"ektivnogo blagopoluchiya studentov v usloviyah obrazovatel'noj migracii / T.G. Bohan, A.L. Ul'yanich, O.V. Terekhina i dr. // Social'naya psihologiya i obshchestvo. 2021. Tom 12. № 1. S. 59–76. URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2021_n1/Bokhan_et_al

2. Tarasova L.E. Mirovozzrencheskie problemy v artefaktah duhovnoj kul'tury raznyh etnosov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 4. URL: www.science-education.ru/118-14346

3. Usova N.V. Kul'turnyj kontekst i sub"ektivnoe blagopoluchie lichnosti // Fundamental'nye issledovaniya. – 2014. – № 9-12. – S. 2784-2787. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35435

4. Huhlaev O.E., Gricenko V.V., Dagbaeva S.B., Konstantinov V.V., Kornienko T.V., Kulesh E.V., Tudupova T.C. Mezhkul'turnaya kompetentnost' i effektivnost' mezhkul'turnogo vzaimodejstviya // Eksperimental'naya psihologiya. 2022. Tom 15. № 1. S. 88–102. DOI: 10.17759/exppsy.2022150106

5. Shamionov R.M. Kriterii sub"ektivnogo blagopoluchiya lichnosti: sociokul'turnaya determinaciya // Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2015. №3 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-subektivnogo-blagopoluchiya-…

6. Shamionov R. M. Etnokul'turnye faktory sub"ektivnogo blagopoluchiya lichnosti // Psihol. zhurn. 2014. T. 35, № 4. S. 68-81.

7. Yashchenko E.F. Lichnostnye osobennosti inostrannyh studentov s vysokim i nizkim urovnem samoaktualizacii v processe social'no-psihologicheskoj adaptacii / E.F. Yashchenko, E.G. Shchelokova, O.V. Lazorak // Psihologiya. Psihofiziologiya. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-inostrannyh-s…