УДК 159.9+316.6+37.015.3

* кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного  университета (г. Саратов), e-mail: iv.999@list.ru

Аннотация: В статье раскрывается проблематика личности и ее адаптации с точки зрения профессионального становления и самоопределения на примере учащихся старших классов. Анализируются результаты исследования особенностей личности учащихся, отражающих её индивидуальные и социально-психологические адаптационные характеристики и профессиональные склонности учащихся. Так, большинство учащихся 10-го класса, которые склонны к выбору профессий типу «человек-человек», обладают такими чертами личности как общительность, самодостаточность,высокая нормативность поведения и в целом более социально адаптированы. В то же время учащиеся 11-го класса, которые склонны к выбору профессий типу «человек-техника», имеют следующие особенности личности: эмоциональная нестабильность, подчиненность, сдержанность, практичность, и в целом их адаптированность к психоэмоциональным нагрузкам снижена.

Ключевые слова: личностные особенности, индивидуальная и социально-психологическая адаптация личности, профессиональная ориентация старшеклассников.

Personal adaptation characteristics and professional self-determination of high school students

©2024 Malyshev Ivan Viktorovich*,

* Candidate of psychological sciences, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics of Saratov National Research State University (Saratov, Russia), e-mail: iv.999@list.ru

Annotation: The article reveals the problems of personality and its adaptation from the point of view of professional development and self-determination using the example of high school students.The results of the study of the personality traits of students, reflecting their individual and socio-psychological adaptive characteristics and professional inclinations of students, are analyzed. Thus, the majority of 10th-grade students who are inclined to choose professions of the "person-person" type have such personality traits as sociability, self-sufficiency, high normativity of behavior and are generally more socially adapted. At the same time, 11th-grade students who are inclined to choose professions of the "person-machine" type have the following personality traits: emotional instability, subordination, restraint, practicality, and in general their adaptability to psycho-emotional stress is reduced.

Key words: personality traits, individual and socio-psychological adaptation of personality, career guidance of high school students.

Проблематика профессионального становления личности и в частности профессионального самоопределения учащихся, студентов продолжает оставаться важнейшей научной и прикладной проблематикой в отечественной психологии. Связано это с тем, что современное российское общество переживает серьезные социально-экономические проблемы, которые в первую очередь связаны с недостаточным количеством качественно подготовленных специалистовво многих отраслях народного хозяйства.

В настоящее время это становится наиболее серьезной государственной проблемой. Решение данной проблемы возможно в комплексе, на разных уровнях: экономическом, психолого-педагогическом, социальном и т.д.

Выбор будущей профессии молодым человеком остается и сейчас важным ответственным шагом, который не является одномерным актом. Выбор профессиональной деятельности – это серьезнейший процесс становления и дальнейшего развития личности. Происходят значительные изменения в особенностях личности ребёнка и возможностях её индивидуальной и социально-психологической адаптации, которые в дальнейшем существенным образом влияют и на профессиональную адаптацию и в целом социализацию личности. Именно в подростковом и раннем юношеском возрасте происходит принятие важнейших решений в жизни, определяющие и свойства личности и дальнейшую судьбу человека.

Профессиональное самоопределение личности – это достаточно сложный и более продолжительный процесс, который охватывает значительный период жизни человека. Эффективность профессионального самоопределения личности определяется следующими аспектами: степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессии; сформированностью у личности способности к адаптации при различных изменяющихся условиях в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Под самоопределением Е.А.Климов понимает процесс определения своего места в жизни, обществе; процесс осознания своих интересов [1].

Профессиональное самоопределение включает в себя постоянную работу личности со своим профессиональным сценарием, т.е. личность самостоятельно формирует очертания профессионального сценария при усваивании профессионально-специфичной информации. Сам выбор первой профессии, «движение» в рамках профессии во многом детерминированы этими установками и ценностями. Кроме того, данные образования могут относиться к разным элементам жизнедеятельности личности.

Также, в отечественной психологии проблема профессионального становления личности молодого человека отражена в работах Э.Ф.Зеера [2]. Известный отечественный ученый Н.С.Пряжников, в своих исследованиях раскрывает проблему профессионального и личностного самоопределения [3].

В исследованиях Р.М. Шамионова самоопределение личности выступает как эффект социализации, свидетельствующий о ее глубине и содержательной наполненности, то есть автор обозначает соотношение личностного и профессионального самоопределения. В качестве решения задач в области самоопределения личности автор исходит из позиций социальной психологии личности [4].

В наших исследованиях социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности учащихся старших классов в 2011, 2013 и 2015 годах подчеркивается роль адаптационного потенциала личности.Прикладной аспект проблемы может быть реализован при осуществлении профориентационной деятельности в условиях образовательной среды [5 ].

В настоящее время приобретает особую актуальность изучение проблемы профессионального самоопределения молодых людей во взаимосвязи с их личностными особенностями, в частности включающие их индивидуально и социально-психологические возможности адаптации. Исходя из этого, целью нашей работы является изучение на эмпирическом уровне особенностей личности учащихся, отражающих её индивидуальные и социально-психологические адаптационные характеристики и профессиональные склонности учащихся.

Методика исследования.

Эмпирическое исследование проходило на базе общеобразовательных школ г. Саратова Саратовской области. В качестве испытуемых выступили 60 учащихся старшего школьного возраста. Выборка составлена таким образом, что в ней присутствуют 30 учащихся 10 класса (возраст испытуемых 15-16 лет) и 30 учащихся 11 класса (возраст испытуемых 16-17 лет).

В ходе эмпирического исследования были использованы следующие психологические методики: «16 факторный личностный опросник Р. Кеттелла»; опросник MMPI(мини-мульт); ДДО Климова и «Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности» Л.А. Йовайши.

Результаты исследования.

На первом этапе для изучения личностных свойств старшеклассников был проведен личностный многофакторный опросник Р.Кеттелла.

На рисунке 1 приведен усредненный профиль по результатам методики «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кеттелл) для 10 классов

Рисунок 1. Усредненный профиль по результатам методики «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кеттелл) для 10 класса

Рисунок 2 в своих ответах содержит также результаты исследования для 11 классов.

 

Рисунок 2. Усредненный профиль по результатам методики «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кеттелл) для 11 класса

Обратимся к анализу результатов исследования в двух группах.

Фактор А: «замкнутость - общительность»: (6,9±2,4) и (4.3 ±1,5) обнаружено – это то, что учащиеся 11-х классов намного общительнее и более открыты ко взаимодействию со сверстниками. В 10-х классах они, напротив, более замкнуты, что обусловлено, на наш взгляд, особенностями возраста.

Фактор В: «интеллект»: (4,1±1,4) и (8,3±2,3) обнаружил также существенное различие между старшими школьниками. Уровень интеллекта, как мы можем судить, исходя из данных, к старшему возрасту возрастает.

Фактор С: «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»: (7,2±1,9) и (3,5±1,4). Интересно, что именно школьники 10 класса обнаружили большую эмоциональную стабильность. Это возможно связано с предстоящими экзаменами у учащихся 11 классов, что несколько снижает их адаптационные резервы.

Фактор Е: «подчиненность - доминантность»: (5,6±1,9) и (4,5±1,9) говорит о том, что именно старшеклассники становятся более открытыми к новому. Хотя все группы, несмотря на то, что ранне-юношеский возраст – время начинаний и исследований, тяготеют к относительной стабильности. Но это может быть особенностью данной конкретной группы.

Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»: (7,5±2,3) и (4,2±1,9). В большинстве своем сдержанность характерна для старших школьников, в то время как экспрессивность – удел средней школы. Вероятнее всего, обусловленность среднего балла возникает из-за проживания средними подростками кризиса.

Фактор G: «низкая - высокая нормативность поведения»: (7,3±2,3) и (3,9 ±1,7). Интересный факт, что старший подростковый возраст отражает большую вариативность поведения и меньшую нормативность, чем средний школьный возраст. Но это обусловлено не столько особенностями поведения группы, сколько свободомыслием старших школьников.

Фактор Н: «робость - смелость»: (6,8±2,2) и (4,5±1,8) говорит о том, что для обоих групп характерными становятся показатели смелости, что, в общем, является нормативным для возраста.

Остальные факторы не были различающимися, а потому не представляют интереса.

Таким образом, для большинства старшеклассников 11 класса характерны высокий уровень напряженности и тревожности, конформное поведение, высокая нормативность поведения, консерватизм, подчиненность, экспрессивность.

Далее мы провели исследование личностных особенностей при помощи методики MMPI (мини-мульт).

Полученные результаты показывают, что при анализе результатов исследования обнаружило некоторые особенности в обеих группах. Во-первых, обнаруживается достаточно высокая эмоциональная лабильность, высокое проявление невротичности, что тесно связано, как кажется, с особенностями возраста. Достаточно высокой становится организация ригидности и тревожности. В то же время наблюдается достаточно высокий оптимизм, который становится отражением качеств юношеского возраста.

На следующем этапе мы проводили исследование, направленное на изучение профессиональной направленности. Мы использовали такую методику, как «Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности» Л.А. Йовайши.

Результаты исследования сфер профессиональной деятельности учеников средних классов распределены были следующим образом:

- большую долю ответов испытуемых (63 %) еще не имеют представления о том, как будут строить свою карьеру.

-в то же время 32 % имеют тягу к умственным видам работы,

- что касается заинтересованности в эстетике и искусстве, то выделяется всего лишь 24 % испытуемых.

Очевидно, что большую роль играет наличие склонности к определенному виду деятельности. Понятие неопределенности склонности встречается у 5 учащихся, что достаточно много.

У старших классов ситуация несколько иная:

- 68 % респондентов имеют склонность к умственной деятельности,

- склонность к работе с людьми – 15 %,

- склонность к эстетике – 17 %

- склонность к искусству – 8 %

Очевидно, что для старшеклассников характерна большая определенность в выборе профессии. Вместе с тем для учащихся показательной становится заинтересованность в интеллектуальном труде, куда большинство из них отнести сферу ИТ. Вместе с тем существенно уменьшается заинтересованность в работе с людьми.

Также, для изучения профессиональной направленности мы использовали методику ДДО Климова. Результаты учеников 10 класса представлены ниже:

- доля направленности «человек-человек» является преобладающей – 54%,

- группа «человек – техника» также востребовано – 34 % респондентов,

- группа «человек – знак» самая малочисленная – 21 %.

Особенности направленности группы таковы, что она сосредоточена в большинстве своем либо на профессиях, которые связаны с человеком, либо на тех, которые обусловлены техникой. Это говорит как об особенностях конкретной выборки, так и об особенностях поколения, которое получило название цифровых аборигенов.

Что касается учеников 11 класса, то распределение и ответов представлено следующим образом: преобладающим у старших школьников становится связь «человек – техника», что говорит об установке на ИКТ как на основном интересе – 74 %; группа «человек-человек» имеет также большое значение – 32 %; человек знак не слишком широко распространены – 21 %; человек природа самая малочисленная группа – 8 %.

Показатели в 11 классе очень близки к показателям 10 класса. Это говорит об общности интересов у данной возрастной аудитории.

На следующем этапе мы проводили сравнительный анализ различий по характеристикам личности с использованием параметрического т-критерия Стьюдента и непараметрического U- критерия Манна-Уитни.

Таблица 1. Статистический анализ различий по методике Кеттелла

Многофакторный личностный опросник Кеттелла

Фактор

Среднее значение

t-критерий Стьюдента

U критерий Манна-Уитни

Степень значимости

10 класс

11 класс

A

6,9

4,3

-5,67

141

0,01

B

4,7

8,2

9,30

37

0,01

C

7,2

3,5

-9,08

43

0,01

E

5,6

4,5

-1,63

287

0,1

F

7,5

5,2

-5,30

153

0,01

G

7,3

3,9

-8,32

60,5

0,01

H

6,8

4,5

-5,23

162,5

0,01

I

6,6

7,1

1,14

375

0,2

L

7,7

6,2

-3,27

253

0,2

M

7

4,7

-5,32

157,5

0,02

N

6,3

5,1

-2,60

284,5

0,01

O

6,9

6,2

-2,64

335,5

0,2

Q1

5

6,8

3,97

227

0,01

Q2

6,6

6,4

-0,49

428

0,23

Q3

5,4

8,4

-8,13

66

0,01

Q4

5,8

5,9

0,21

446,5

0,1

 

Обнаружены статистически значимые различия по таким факторам, как «шизотимия – аффектомия», «интеллект-высокий интеллект», «степень эмоциональной устойчивости», «сдержанность – экспрессивность», «нормативность поведения», «робость, застенчивость – смелость, авантюризм», «реализм – сензитивность», «прямолинейность – проницательность», «ригидность – гибкость», «степень внутреннего напряжения».

Далее проводился сравнительный анализ при помощи статистических критериев t-Стьюдента и U Манна-Уитни по характеристикам теста MMPI мини-мульт.

Таблица 2. Статистический анализ различий по методике MMPI(мини-мульт)

MMPI(мини-мульт)

Фактор

Среднее значение

t-критерий Стьюдента

U критерий Манна-Уитни

Степень значимости

10 класс

11 класс

L

4,1

4,2

-0,44

436,5

0,65

F

2,6

4,4

-5,06

169,5

0,001

K

3,4

4,7

-3,25

245,5

0,002

1

4,7

4,5

0,60

421

0,55

2

5,0

4,5

1,41

363

0,16

3

4,1

4,1

-0,85

446,5

0,44

4

3,4

5,1

-4,07

217

0,001

6

4,8

4,8

-0,08

445

0,93

7

3,5

4,2

-2,91

332

0,04

8

4,9

4,9

-0,08

445

0,53

9

4,1

4,2

-0,35

423,5

0,73

 

Обнаружены такие статистически значимые характеристики, как психопатия (4) и психостения (7).

Выводы:

Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что существует различия между группами старшеклассников с разной профессиональной направленностью по индивидуальным и социально-психологическим свойствам личности, характеризующим её адаптационные возможности, что отражается в статистически значимых различиях. Так, учащиеся 10 класса, склонные к типу профессий «человек-человек», обладают такими чертами личности:открытость, добрата, общительность, эмоциональная стабильность, доминантность, экспрессивность, высокая нормативность поведения, смелость и предприимчивость, мягкосердечность, проницательность, самодостаточность, самоконтроль, собранность. Данные качества поспособствуют продуктивной работе с людьми. Однако, ученики этой группы еще не имеют представления, как строить свою карьеру.

В то же время учащиеся 11 класса,которые в большинстве склонны к выбору профессии типа «человек-техника», имеют такие черты личности: замкнутость, высокий интеллект, эмоциональная нестабильность, подчиненность, сдержанность, робость, мягкосердечность, практичность, аналитичность, самодостаточность, самоконтроль и собранность. Данные качества являются достаточно практичными и практико-ориентированными.

В целом, мы можем предполагать существование определенной зависимости между профессиональным самоопределением старшеклассников и их адаптационными личностными характеристиками.

Литература:

1. КлимовЕ.А. Психологияпрофессиональногосамоопределения: учеб. пособиестуд. высш. учеб. заведений/ Е.А. Климов. –4-еизд., –М.: Издательскийцентр «Академия»,2010. –201с.

2. Зеер Э. Ф. Психологияпрофессиональногосамоопределенияв ранней конечному юности:Учеб. пособие/ Э. Ф. Зеер,О.А. Рудей. —М.: Московского психолого-социального факторов института;Воронеж:Издательство НПО«МОДЭК»,2008. –256 с.

3. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н.С. Пряжников. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 2009. – С. 67-68.

4. Шамионов Р.М. Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2008. Т. 8, Вып. 1. С. 90-95.  EDN: JVUVLR

5. Малышев И.В. Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества//Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 157-163. EDN: WFDVC

References:

1. Klimov, E.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija [Psychology of professional self-determination: textbook for students of higher educational institutions]. ucheb. posobie stud. vyssh. ucheb. zavedenij / E.A. Klimov. –4-e izd., Moscow: Izdatel'skij centr «Akademija», 2010. 201 p.

2. Zeer Je. F. Psihologija professional'nogo samoopredelenija v rannej junosti [Psychology of professional self-determination in early adolescence]. Ucheb. posobie / Je. F. Zeer, O.A. Rudej. Moscow: Moskovskogo psihologo-social'nogo faktorov instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODJeK», 2008. 256 p.

3. Prjazhnikov, N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and personal self-determination]/ N.S. Prjazhnikov. Moscow: Institut prakticheskoj psihologii, Voronezh: NPO MODJeK, 2009. p. 67-68.

4. Shamionov R.M. Lichnostnoe i professional'noe samoopredelenie kak jeffekty socializacii [Personal and professional self-determination as effects of socialization]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika, 2008. V. 8, iss. 1. p. 90-95. EDN: JVUVLR

5. Malyshev I.V. Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii i stressoustojchivosti lichnosti starsheklassnikov v uslovijah menjajushhegosja obshhestva [Features of socio-psychological adaptation and stress resistance of the personality of high school students in a changing society]. Izvestija Saratovskogo un-ta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. 2016. V. 5. no. 2. p. 157-163. EDN: ShhFDVC