УДК 159.9+316.6+37.015.3
* кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного университета (г. Саратов), e-mail: iv.999@list.ru
Аннотация: В статье раскрывается проблематика личности и ее адаптации с точки зрения профессионального становления и самоопределения на примере учащихся старших классов. Анализируются результаты исследования особенностей личности учащихся, отражающих её индивидуальные и социально-психологические адаптационные характеристики и профессиональные склонности учащихся. Так, большинство учащихся 10-го класса, которые склонны к выбору профессий типу «человек-человек», обладают такими чертами личности как общительность, самодостаточность,высокая нормативность поведения и в целом более социально адаптированы. В то же время учащиеся 11-го класса, которые склонны к выбору профессий типу «человек-техника», имеют следующие особенности личности: эмоциональная нестабильность, подчиненность, сдержанность, практичность, и в целом их адаптированность к психоэмоциональным нагрузкам снижена.
Ключевые слова: личностные особенности, индивидуальная и социально-психологическая адаптация личности, профессиональная ориентация старшеклассников.
Personal adaptation characteristics and professional self-determination of high school students
©2024 Malyshev Ivan Viktorovich*,
* Candidate of psychological sciences, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics of Saratov National Research State University (Saratov, Russia), e-mail: iv.999@list.ru
Annotation: The article reveals the problems of personality and its adaptation from the point of view of professional development and self-determination using the example of high school students.The results of the study of the personality traits of students, reflecting their individual and socio-psychological adaptive characteristics and professional inclinations of students, are analyzed. Thus, the majority of 10th-grade students who are inclined to choose professions of the "person-person" type have such personality traits as sociability, self-sufficiency, high normativity of behavior and are generally more socially adapted. At the same time, 11th-grade students who are inclined to choose professions of the "person-machine" type have the following personality traits: emotional instability, subordination, restraint, practicality, and in general their adaptability to psycho-emotional stress is reduced.
Key words: personality traits, individual and socio-psychological adaptation of personality, career guidance of high school students.
Проблематика профессионального становления личности и в частности профессионального самоопределения учащихся, студентов продолжает оставаться важнейшей научной и прикладной проблематикой в отечественной психологии. Связано это с тем, что современное российское общество переживает серьезные социально-экономические проблемы, которые в первую очередь связаны с недостаточным количеством качественно подготовленных специалистовво многих отраслях народного хозяйства.
В настоящее время это становится наиболее серьезной государственной проблемой. Решение данной проблемы возможно в комплексе, на разных уровнях: экономическом, психолого-педагогическом, социальном и т.д.
Выбор будущей профессии молодым человеком остается и сейчас важным ответственным шагом, который не является одномерным актом. Выбор профессиональной деятельности – это серьезнейший процесс становления и дальнейшего развития личности. Происходят значительные изменения в особенностях личности ребёнка и возможностях её индивидуальной и социально-психологической адаптации, которые в дальнейшем существенным образом влияют и на профессиональную адаптацию и в целом социализацию личности. Именно в подростковом и раннем юношеском возрасте происходит принятие важнейших решений в жизни, определяющие и свойства личности и дальнейшую судьбу человека.
Профессиональное самоопределение личности – это достаточно сложный и более продолжительный процесс, который охватывает значительный период жизни человека. Эффективность профессионального самоопределения личности определяется следующими аспектами: степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессии; сформированностью у личности способности к адаптации при различных изменяющихся условиях в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Под самоопределением Е.А.Климов понимает процесс определения своего места в жизни, обществе; процесс осознания своих интересов [1].
Профессиональное самоопределение включает в себя постоянную работу личности со своим профессиональным сценарием, т.е. личность самостоятельно формирует очертания профессионального сценария при усваивании профессионально-специфичной информации. Сам выбор первой профессии, «движение» в рамках профессии во многом детерминированы этими установками и ценностями. Кроме того, данные образования могут относиться к разным элементам жизнедеятельности личности.
Также, в отечественной психологии проблема профессионального становления личности молодого человека отражена в работах Э.Ф.Зеера [2]. Известный отечественный ученый Н.С.Пряжников, в своих исследованиях раскрывает проблему профессионального и личностного самоопределения [3].
В исследованиях Р.М. Шамионова самоопределение личности выступает как эффект социализации, свидетельствующий о ее глубине и содержательной наполненности, то есть автор обозначает соотношение личностного и профессионального самоопределения. В качестве решения задач в области самоопределения личности автор исходит из позиций социальной психологии личности [4].
В наших исследованиях социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности учащихся старших классов в 2011, 2013 и 2015 годах подчеркивается роль адаптационного потенциала личности.Прикладной аспект проблемы может быть реализован при осуществлении профориентационной деятельности в условиях образовательной среды [5 ].
В настоящее время приобретает особую актуальность изучение проблемы профессионального самоопределения молодых людей во взаимосвязи с их личностными особенностями, в частности включающие их индивидуально и социально-психологические возможности адаптации. Исходя из этого, целью нашей работы является изучение на эмпирическом уровне особенностей личности учащихся, отражающих её индивидуальные и социально-психологические адаптационные характеристики и профессиональные склонности учащихся.
Методика исследования.
Эмпирическое исследование проходило на базе общеобразовательных школ г. Саратова Саратовской области. В качестве испытуемых выступили 60 учащихся старшего школьного возраста. Выборка составлена таким образом, что в ней присутствуют 30 учащихся 10 класса (возраст испытуемых 15-16 лет) и 30 учащихся 11 класса (возраст испытуемых 16-17 лет).
В ходе эмпирического исследования были использованы следующие психологические методики: «16 факторный личностный опросник Р. Кеттелла»; опросник MMPI(мини-мульт); ДДО Климова и «Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности» Л.А. Йовайши.
Результаты исследования.
На первом этапе для изучения личностных свойств старшеклассников был проведен личностный многофакторный опросник Р.Кеттелла.
На рисунке 1 приведен усредненный профиль по результатам методики «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кеттелл) для 10 классов
Рисунок 1. Усредненный профиль по результатам методики «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кеттелл) для 10 класса
Рисунок 2 в своих ответах содержит также результаты исследования для 11 классов.
Рисунок 2. Усредненный профиль по результатам методики «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кеттелл) для 11 класса
Обратимся к анализу результатов исследования в двух группах.
Фактор А: «замкнутость - общительность»: (6,9±2,4) и (4.3 ±1,5) обнаружено – это то, что учащиеся 11-х классов намного общительнее и более открыты ко взаимодействию со сверстниками. В 10-х классах они, напротив, более замкнуты, что обусловлено, на наш взгляд, особенностями возраста.
Фактор В: «интеллект»: (4,1±1,4) и (8,3±2,3) обнаружил также существенное различие между старшими школьниками. Уровень интеллекта, как мы можем судить, исходя из данных, к старшему возрасту возрастает.
Фактор С: «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность»: (7,2±1,9) и (3,5±1,4). Интересно, что именно школьники 10 класса обнаружили большую эмоциональную стабильность. Это возможно связано с предстоящими экзаменами у учащихся 11 классов, что несколько снижает их адаптационные резервы.
Фактор Е: «подчиненность - доминантность»: (5,6±1,9) и (4,5±1,9) говорит о том, что именно старшеклассники становятся более открытыми к новому. Хотя все группы, несмотря на то, что ранне-юношеский возраст – время начинаний и исследований, тяготеют к относительной стабильности. Но это может быть особенностью данной конкретной группы.
Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»: (7,5±2,3) и (4,2±1,9). В большинстве своем сдержанность характерна для старших школьников, в то время как экспрессивность – удел средней школы. Вероятнее всего, обусловленность среднего балла возникает из-за проживания средними подростками кризиса.
Фактор G: «низкая - высокая нормативность поведения»: (7,3±2,3) и (3,9 ±1,7). Интересный факт, что старший подростковый возраст отражает большую вариативность поведения и меньшую нормативность, чем средний школьный возраст. Но это обусловлено не столько особенностями поведения группы, сколько свободомыслием старших школьников.
Фактор Н: «робость - смелость»: (6,8±2,2) и (4,5±1,8) говорит о том, что для обоих групп характерными становятся показатели смелости, что, в общем, является нормативным для возраста.
Остальные факторы не были различающимися, а потому не представляют интереса.
Таким образом, для большинства старшеклассников 11 класса характерны высокий уровень напряженности и тревожности, конформное поведение, высокая нормативность поведения, консерватизм, подчиненность, экспрессивность.
Далее мы провели исследование личностных особенностей при помощи методики MMPI (мини-мульт).
Полученные результаты показывают, что при анализе результатов исследования обнаружило некоторые особенности в обеих группах. Во-первых, обнаруживается достаточно высокая эмоциональная лабильность, высокое проявление невротичности, что тесно связано, как кажется, с особенностями возраста. Достаточно высокой становится организация ригидности и тревожности. В то же время наблюдается достаточно высокий оптимизм, который становится отражением качеств юношеского возраста.
На следующем этапе мы проводили исследование, направленное на изучение профессиональной направленности. Мы использовали такую методику, как «Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности» Л.А. Йовайши.
Результаты исследования сфер профессиональной деятельности учеников средних классов распределены были следующим образом:
- большую долю ответов испытуемых (63 %) еще не имеют представления о том, как будут строить свою карьеру.
-в то же время 32 % имеют тягу к умственным видам работы,
- что касается заинтересованности в эстетике и искусстве, то выделяется всего лишь 24 % испытуемых.
Очевидно, что большую роль играет наличие склонности к определенному виду деятельности. Понятие неопределенности склонности встречается у 5 учащихся, что достаточно много.
У старших классов ситуация несколько иная:
- 68 % респондентов имеют склонность к умственной деятельности,
- склонность к работе с людьми – 15 %,
- склонность к эстетике – 17 %
- склонность к искусству – 8 %
Очевидно, что для старшеклассников характерна большая определенность в выборе профессии. Вместе с тем для учащихся показательной становится заинтересованность в интеллектуальном труде, куда большинство из них отнести сферу ИТ. Вместе с тем существенно уменьшается заинтересованность в работе с людьми.
Также, для изучения профессиональной направленности мы использовали методику ДДО Климова. Результаты учеников 10 класса представлены ниже:
- доля направленности «человек-человек» является преобладающей – 54%,
- группа «человек – техника» также востребовано – 34 % респондентов,
- группа «человек – знак» самая малочисленная – 21 %.
Особенности направленности группы таковы, что она сосредоточена в большинстве своем либо на профессиях, которые связаны с человеком, либо на тех, которые обусловлены техникой. Это говорит как об особенностях конкретной выборки, так и об особенностях поколения, которое получило название цифровых аборигенов.
Что касается учеников 11 класса, то распределение и ответов представлено следующим образом: преобладающим у старших школьников становится связь «человек – техника», что говорит об установке на ИКТ как на основном интересе – 74 %; группа «человек-человек» имеет также большое значение – 32 %; человек знак не слишком широко распространены – 21 %; человек природа самая малочисленная группа – 8 %.
Показатели в 11 классе очень близки к показателям 10 класса. Это говорит об общности интересов у данной возрастной аудитории.
На следующем этапе мы проводили сравнительный анализ различий по характеристикам личности с использованием параметрического т-критерия Стьюдента и непараметрического U- критерия Манна-Уитни.
Таблица 1. Статистический анализ различий по методике Кеттелла
Многофакторный личностный опросник Кеттелла |
|||||
Фактор |
Среднее значение |
t-критерий Стьюдента |
U критерий Манна-Уитни |
Степень значимости |
|
10 класс |
11 класс |
||||
A |
6,9 |
4,3 |
-5,67 |
141 |
0,01 |
B |
4,7 |
8,2 |
9,30 |
37 |
0,01 |
C |
7,2 |
3,5 |
-9,08 |
43 |
0,01 |
E |
5,6 |
4,5 |
-1,63 |
287 |
0,1 |
F |
7,5 |
5,2 |
-5,30 |
153 |
0,01 |
G |
7,3 |
3,9 |
-8,32 |
60,5 |
0,01 |
H |
6,8 |
4,5 |
-5,23 |
162,5 |
0,01 |
I |
6,6 |
7,1 |
1,14 |
375 |
0,2 |
L |
7,7 |
6,2 |
-3,27 |
253 |
0,2 |
M |
7 |
4,7 |
-5,32 |
157,5 |
0,02 |
N |
6,3 |
5,1 |
-2,60 |
284,5 |
0,01 |
O |
6,9 |
6,2 |
-2,64 |
335,5 |
0,2 |
Q1 |
5 |
6,8 |
3,97 |
227 |
0,01 |
Q2 |
6,6 |
6,4 |
-0,49 |
428 |
0,23 |
Q3 |
5,4 |
8,4 |
-8,13 |
66 |
0,01 |
Q4 |
5,8 |
5,9 |
0,21 |
446,5 |
0,1 |
Обнаружены статистически значимые различия по таким факторам, как «шизотимия – аффектомия», «интеллект-высокий интеллект», «степень эмоциональной устойчивости», «сдержанность – экспрессивность», «нормативность поведения», «робость, застенчивость – смелость, авантюризм», «реализм – сензитивность», «прямолинейность – проницательность», «ригидность – гибкость», «степень внутреннего напряжения».
Далее проводился сравнительный анализ при помощи статистических критериев t-Стьюдента и U Манна-Уитни по характеристикам теста MMPI мини-мульт.
Таблица 2. Статистический анализ различий по методике MMPI(мини-мульт)
MMPI(мини-мульт) |
|||||
Фактор |
Среднее значение |
t-критерий Стьюдента |
U критерий Манна-Уитни |
Степень значимости |
|
10 класс |
11 класс |
||||
L |
4,1 |
4,2 |
-0,44 |
436,5 |
0,65 |
F |
2,6 |
4,4 |
-5,06 |
169,5 |
0,001 |
K |
3,4 |
4,7 |
-3,25 |
245,5 |
0,002 |
1 |
4,7 |
4,5 |
0,60 |
421 |
0,55 |
2 |
5,0 |
4,5 |
1,41 |
363 |
0,16 |
3 |
4,1 |
4,1 |
-0,85 |
446,5 |
0,44 |
4 |
3,4 |
5,1 |
-4,07 |
217 |
0,001 |
6 |
4,8 |
4,8 |
-0,08 |
445 |
0,93 |
7 |
3,5 |
4,2 |
-2,91 |
332 |
0,04 |
8 |
4,9 |
4,9 |
-0,08 |
445 |
0,53 |
9 |
4,1 |
4,2 |
-0,35 |
423,5 |
0,73 |
Обнаружены такие статистически значимые характеристики, как психопатия (4) и психостения (7).
Выводы:
Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать вывод о том, что существует различия между группами старшеклассников с разной профессиональной направленностью по индивидуальным и социально-психологическим свойствам личности, характеризующим её адаптационные возможности, что отражается в статистически значимых различиях. Так, учащиеся 10 класса, склонные к типу профессий «человек-человек», обладают такими чертами личности:открытость, добрата, общительность, эмоциональная стабильность, доминантность, экспрессивность, высокая нормативность поведения, смелость и предприимчивость, мягкосердечность, проницательность, самодостаточность, самоконтроль, собранность. Данные качества поспособствуют продуктивной работе с людьми. Однако, ученики этой группы еще не имеют представления, как строить свою карьеру.
В то же время учащиеся 11 класса,которые в большинстве склонны к выбору профессии типа «человек-техника», имеют такие черты личности: замкнутость, высокий интеллект, эмоциональная нестабильность, подчиненность, сдержанность, робость, мягкосердечность, практичность, аналитичность, самодостаточность, самоконтроль и собранность. Данные качества являются достаточно практичными и практико-ориентированными.
В целом, мы можем предполагать существование определенной зависимости между профессиональным самоопределением старшеклассников и их адаптационными личностными характеристиками.
Литература:
1. КлимовЕ.А. Психологияпрофессиональногосамоопределения: учеб. пособиестуд. высш. учеб. заведений/ Е.А. Климов. –4-еизд., –М.: Издательскийцентр «Академия»,2010. –201с.
2. Зеер Э. Ф. Психологияпрофессиональногосамоопределенияв ранней конечному юности:Учеб. пособие/ Э. Ф. Зеер,О.А. Рудей. —М.: Московского психолого-социального факторов института;Воронеж:Издательство НПО«МОДЭК»,2008. –256 с.
3. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/ Н.С. Пряжников. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 2009. – С. 67-68.
4. Шамионов Р.М. Личностное и профессиональное самоопределение как эффекты социализации//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 2008. Т. 8, Вып. 1. С. 90-95. EDN: JVUVLR
5. Малышев И.В. Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества//Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 157-163. EDN: WFDVC
References:
1. Klimov, E.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija [Psychology of professional self-determination: textbook for students of higher educational institutions]. ucheb. posobie stud. vyssh. ucheb. zavedenij / E.A. Klimov. –4-e izd., Moscow: Izdatel'skij centr «Akademija», 2010. 201 p.
2. Zeer Je. F. Psihologija professional'nogo samoopredelenija v rannej junosti [Psychology of professional self-determination in early adolescence]. Ucheb. posobie / Je. F. Zeer, O.A. Rudej. Moscow: Moskovskogo psihologo-social'nogo faktorov instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODJeK», 2008. 256 p.
3. Prjazhnikov, N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie [Professional and personal self-determination]/ N.S. Prjazhnikov. Moscow: Institut prakticheskoj psihologii, Voronezh: NPO MODJeK, 2009. p. 67-68.
4. Shamionov R.M. Lichnostnoe i professional'noe samoopredelenie kak jeffekty socializacii [Personal and professional self-determination as effects of socialization]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika, 2008. V. 8, iss. 1. p. 90-95. EDN: JVUVLR
5. Malyshev I.V. Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii i stressoustojchivosti lichnosti starsheklassnikov v uslovijah menjajushhegosja obshhestva [Features of socio-psychological adaptation and stress resistance of the personality of high school students in a changing society]. Izvestija Saratovskogo un-ta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. 2016. V. 5. no. 2. p. 157-163. EDN: ShhFDVC