УДК 159.9
© 2024 Акжигитов Равиль Бакирович*,
* аспирант кафедры «Общая психология», Пензенский государственный университет (г. Пенза), e-mail: dep_op@pnzgu.ru
Аннотация: В статье рассматривается исторический анализ причинно- следственно связей повлиявших на положение современных татар. Рассматриваются внешние и внутренние глобальные вызовы наложившие отпечаток на характеристики идентичности представителей татарского народа. Предпринята попытка рассмотрение процесса становления национальной идентичности татарского народа во времена золотой орды и сохранение идентичности на советском и постсоветском пространстве. Сделан вывод о неоднозначности будущего в самоопределении и самосознании татар.
Ключевые слова: идентичность, татары, общественное мнение, самосознание.
Imperial step in the formation of the modern identity of the Tatar nation
© 2024 Akzhigitov Ravil Bakirovich*,
* Postgraduate student of the Department of General Psychology, Penza State University (Penza, Russia), e-mail: dep_op@pnzgu.ru
Annotation: The article discusses the historical analysis of the cause-and-effect relationships that influenced the position of modern Tatars. External and internal global challenges that have left their mark on the characteristics of the identity of representatives of the Tatar people are considered. An attempt has been made to consider the process of formation of the national identity of the Tatar people during the Golden Horde and the preservation of identity in the Soviet and post-Soviet space. The conclusion is drawn about the ambiguity of the future in the self-determination and self-awareness of the Tatars.
Key words: identity, Tatars, public opinion, self-awareness.
Проблемы, свзяанные с трансформацией (изменением) этнической идентичности представителей разных этносов активно изучаются в современной кроссс-культурной психологии [1-3]. Этнический фактор на ряду с другими в одних случаях получил свое отражение в разрушении колониальных империй и становлению новых государств, а в других к планомерной потери идентичности и постепенной ассимиляции народов. Таким образом, в процессе изучения факторов: повлиявших на современное самоопределение и самосознание татарского народа и потенциальных причин потери идентичности необходимо проследить исторический, социальный, политический и экономический путь, который прошел современный татарский народ.
Формирование империи, на сегодняшний день известной как золотая орда, началось с завоеваний Чингиз Хана. До Чингиз Хана на территории от Китая до реки Дон проживали тюркские народы «Кипчаки». С 600 по 900 гг. историки говорят о хазарском каганате, но в основе люди остались все те же тюркские народы. Первым известным завоевателем этих мест был Чингиз Хан. На сегодняшний день известно, что он не был монголом. Об этом говорит множество факторов. Первый это то, что все дети и внуки Чингиз Хана исповедовали ислам, но главным аргументом является то, что у тюрков, проживающих на территории Чингиз Хана и народов вышедших их мест каганата никаких следов и совпадений ДНК с монголами нет. А монгол является тюркским словом и в переводе в том числе и с современного татарского языка как древнее или старое или предыдущее государство. Так Чингиз Хан был Ханом древнего государства. Корни уходят к уже существующему в 3-4вв. н.э. древнему государству частично расположенному на территории современного Казахстана [4].
После Каганата Чингиз Хан (Джучи) разделил территорию между сыновьями, внуками и другими (Мамай, Тактамыш…) и эта территория сейчас известна как «Золотая орда» огромная объединенная территория. Официально упоминание об Исламе встречаются в записях писарей при походах Багдадских халифов 921-922гг. однако в этих записях говорится, что ислам уже существовал, на территории золотой орда стояли мечети и звучал азан(призыв к молитве)[2].
Следующей знаковой фигурой является Тамерлан. Тамерлан не был ханом, у него были хорошие взаимоотношения с Тактамышем, но за тем по неизвестным причинам эти взаимоотношения испортились. В данное время происходит ослабевание золотой орды, основными причинами называют междоусобные войны, одной из которых являлась куликовская битва. Так же в исторических документах упоминается о сильнейшей чуме, которая прошла по территории всей золотой орды. На этом фоне Тамерлан начинает свои походы, в том числе побеждая Такмамыша на реке Терек. В том числе проходит среднюю полосу, на территории современного Наровчата (Нуруджан) являвшемся северным улусом золой орды. После смерти Тамерлана в походе на Китай, в результате болезни, его империя начало рушится и на первый план истории начали выхолить другие личности[3].
Основные предпосылки потери государственности тюркскими народами и как следствия потери идентичности начали проявляться за долго до этого. Как показала история основой и центром любой империи является религия или то, что империя вводит в ее ранг. На сегодняшний день введено понятие, которое характеризует империю в смысловом значении и это понятие: «Римский Дух». Под Римским духом понимается дух на котором строится империя- это определенная культурная и гео-культурная модель которая делает сообщество уверенным в том, что его порядки фундаментально правильные, так как они являются следствием высших принципов, и в том, что это сообщество призвано решать судьбы других сообществ. И из этого духа рождаются разные системы. Точкой начала вектора утраты «Золотой ордой» государственности явилось сама основа империи это религия ислам, так как последняя часть определения «Римского духа» чужда религии Ислам, а именно что сообщество призвано решать судьбы других сообществ. Так в золотой орде не ущемлялись права христиан. Тактамыш провозглашает Александра Невского приемным сыном и против крестоносцев сражаются тюркские народы. Хан Узбек строит церкви и вводит наказание за противодействие развитию христианства. Иван «Грозный» Является близким соратником Касимского Хана: Хана Бикбулата, которого Иван «Грозный» во время своих походов, в том числе на Казань исполнять свои обязанности на троне. Шестьдесят процентов войска Ивана «Грозного»- это войско Темниковского Ханства. Исламская религия ослабевала как с помощью, так и без. После принятия Касимским Ханом христианства, началась принудительная христианизация и Ислам, как основа государства окончательно теряет свои позиции. После потери государственности потеря идентичности стало делом времени[4].
Говоря о империях необходимо отметить, что расцвет и закат империй- это естественные и постоянные процессы, которые проходили на протяжении всей известной и не известной истории человечества. И на смену одних империй всегда приходили другие и всегда сохранялась имперские прерогативы: такие как определение что легитимно, а что нет и так далее. И что бы реализовывать эти принципы необходимы высшие принципы или то что ее заменяет. Многие сходятся в мнениях что время империй безвозвратно прошло, но признаки империй сохраняются как в государствах наследницах империй, так и в отдельных народах [8]. В настоящее время государства строят нацию с более плотной идентичностью из-за чего индивидуальная идентичность народов входящих в эту страну размывается. Это естественный процесс- связанный с глобализацией, как народы растворяются в странах, так страны растворяются в объединениях стран, как Евросоюз, так и в мире, что выражается в общих европейских ценностях, к которым стремиться основная развитая часть мира. Проблема лишь в том, что наиболее остро стоит вопрос потери идентичности в национальном разрезе [9, 10]. Начинается это как размазывание границ ядра, которое объединяет людей на основе набора ценностей, согласие в вопросах права и общности интересов. Нация перестает чувствовать свое культурное ядро, за частую это происходит за счет оттягивания фундаментально правильных порядков другой основой. Как пример можно привести Советский Союз, который оттягивал людей от национальных основ и идей и формировал советского гражданина [11]. В результате у людей появлялась витальность другой первопричины, которая, обрастая новыми мотивами, все больше уводила в забвение национальную идентичность. Со временем, особенно после развала Советского Союза стало понятно, что разные народы, по разным причинам, вышли из этого периода с разной оценкой «свой-чужой» [12]. Отбросив вновь образованные национальные государства, рассматривая только Россию можно отметить, что за редким исключением, все национальности, населяющие нынешнюю территорию России очень толерантны и считают своих соотечественников «своими». Парадокс же заключается в том, что титульная нация за частую не считает людей других национальностей «своими» по национальному признаку. С течением времени и в следствий глобализации данная проблема, несомненно, сглаживается [13,14].
На протяжении жизненного цикла народов, носящих в данное время самоназвание татары, происходило огромное множество событий: наложивших отпечаток не только на бытовой уклад, но и на самосознание и самоопределение татарского народа. История эта больше трагична и связана с утерей государственности, религии и истории. Не сумев отстоять свое место на историческом поприще происходит утеря идентичности, особенно это заметно на личном уровне. Тем не менее социальная идентичность продолжат бороться и существует вариативность во взгляде на будущее татар.
Литература:
- Константинов В.В. Интеграция мигрантов в российское общество в условиях глобальной турбулентности // Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации [Электронный ресурс]: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 26–29 июня 2024 г.) / Под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Г.И. Макаровой, Л.В. Сагитовой, Э.А. Сагдиевой. – Электронные данные. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2024. – 2,5 Мб; 224 с. – Режим доступа: http://www.tataroved.ru/publicat/books/pozitiv_opit2024.pdf (дата обращения: 09.05.2024).
- Константинов В.В., Вершинина М.В. Взаимосвязь этнической идентичности мигрантов-армян и условий их проживания в принимающем сообществе // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 71-79.
- Хухлаев О.Е., Александрова Е.А., Гриценко В.В., Константинов В.В., Кузнецов И.М., Павлова О.С., Рыжова С.В., Шорохова В.А. Идентификация с религиозной группой и этнонациональные установки буддистской, мусульманской и православной молодежи // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 3. С. 71–82. doi:10.17759/chp.2019150308
- Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ. История татар с древних времен. Казань, 2014.
- Муслимов И.Б. На стыке времен и цивилизаций Москва, 1996.
- Смирнов А.С. Раскопки городища Великие Болгары. Казань, 1959.
- Хузин Ф.Ш. Исследования в пригорье Биляра. Казань 1983.
- Гиниятуллина Р.Р. Наследие золотой орды. Казнь 2023.
- Мелехина М.Б. Культурно-национальная идентичность. СПб., 2011.
- Тишкова В.А. Национальная идентичность и Духовно-культурные ценности российского народа. СПб., 2010.
- Тураев В.А. Кризис советской идентичности как фактор распада СССР. Геоархеология. Этнология. Антропология. 2016.
- Кара-Мурза Л.А. Демонтаж Народа. М., 2007.
- Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России. Социальные исследования. 2004.
- Гаджиев К.С. О кризисе национальной идентичности. Мир и политика. 2017.
References:
- Konstantinov V.V. Integraciya migrantov v rossijskoe obshchestvo v usloviyah global'noj turbulentnosti // Pozitivnyj opyt regulirovaniya etnosocial'nyh i etnokul'turnyh processov v regionah Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: materialy VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Kazan', 26–29 iyunya 2024 g.) / Pod red. G.F. Gabdrahmanovoj, G.I. Makarovoj, L.V. Sagitovoj, E.A. Sagdievoj. – Elektronnye dannye. – Kazan': Institut istorii im. SH. Mardzhani AN RT, 2024. – 2,5 Mb; 224 s. – Rezhim dostupa: http://www.tataroved.ru/publicat/books/pozitiv_opit2024.pdf (data obrashcheniya: 09.05.2024).
- Konstantinov V.V., Vershinina M.V. Vzaimosvyaz' etnicheskoj identichnosti migrantov-armyan i uslovij ih prozhivaniya v prinimayushchem soobshchestve // Psihologicheskij zhurnal. 2014. T. 35. № 1. S. 71-79.
- Huhlaev O.E., Aleksandrova E.A., Gricenko V.V., Konstantinov V.V., Kuznecov I.M., Pavlova O.S., Ryzhova S.V., SHorohova V.A. Identifikaciya s religioznoj gruppoj i etnonacional'nye ustanovki buddistskoj, musul'manskoj i pravoslavnoj molodezhi // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2019. Tom 15. № 3. S. 71–82. doi:10.17759/chp.2019150308
- Institut istorii im. SH.Mardzhani AN RT. Istoriya tatar s drevnih vremen. Kazan', 2014.
- Muslimov I.B. Na styke vremen i civilizacij Moskva, 1996.
- Smirnov A.S. Raskopki gorodishcha Velikie Bolgary. Kazan', 1959.
- Huzin F.SH. Issledovaniya v prigor'e Bilyara. Kazan' 1983.
- Giniyatullina R.R. Nasledie zolotoj ordy. Kazn' 2023.
- Melekhina M.B. Kul'turno-nacional'naya identichnost'. SPb., 2011.
- Tishkova V.A. Nacional'naya identichnost' i Duhovno-kul'turnye cennosti rossijskogo naroda. SPb., 2010.
- Turaev V.A. Krizis sovetskoj identichnosti kak faktor raspada SSSR. Geoarheologiya. Etnologiya. Antropologiya. 2016.
- Kara-Murza L.A. Demontazh Naroda. M., 2007.
- Belyaeva L.A. Social'nyj portret vozrastnyh kogort v postsovetskoj Rossii. Social'nye issledovaniya. 2004.
- Gadzhiev K.S. O krizise nacional'noj identichnosti. Mir i politika. 2017.