DOI: 10.17689/psy-2022.2.7
УДК 159.9
© 2022 Рубцова Ирина Геннадьевна*,
* психолог МБОУ СОШ № 3 (г. Ханты-Мансийск), e-mail: hmsoh3@yandex.ru
Аннотация: Автор представляет результаты, полученные в ходе теоретического анализа феномена адаптационного процесса детей мигрантов в общеобразовательной школе. Первоначально Г. Селье сформулировал опрделение адаптационного процесса выделив общую и местную формы данного процесса. В современных условиях позитивная динамика адаптационного процесса у детей из семей мигрантов детерминируется наличием высокого уровня эмпатийных проявлений в школьном (образовательном) коллективе.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, дети мигрантов, адаптационный процесс, общеобразовательная школа.
Adaptation process in migrant children in secondary school
© 2022 Rubtsova Irina Gennadievna*,
* psychologist MBOU secondary school No. 3 (Khanty-Mansiysk, Russia),
e-mail: hmsoh3@yandex.ru
Annotation: The author presents the results obtained during the theoretical analysis of the phenomenon of the adaptation process of migrant children in secondary schools. Initially, G. Selye formulated the definition of the adaptation process by highlighting the general and local forms of this process. In modern conditions, the positive dynamics of the adaptation process in children from migrant families is determined by the presence of a high level of empathic manifestations in the school (educational) team.
Key words: socio-psychological adaptation, migrant children, adaptation process, secondary school.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Образовательные учреждения должны стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны, институтами первичной социализации. Актуальность проблемы изучения адаптационного процесса у детей мигрантов в общеобразовательной школе связана с динамическими социально-психологическими процессами в изменяющемся обществе, которые происходят в российском образовании.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Образовательные учреждения должны стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны, институтами первичной социализации. Актуальность проблемы изучения адаптационного процесса у детей мигрантов в общеобразовательной школе связана с динамическими социально-психологическими процессами в изменяющемся обществе, которые происходят в российском образовании.
Оновными причинами миграции в нашу страну являются 1) наличие работы и постоянного заработка; 2) возможность получения образования; 3) возможность приобретения собственного жилья; 4) личная безопасность и безопасность семьи.
Мигранты проживая на территории Российской Федерации взаимодействуют с представителями принимающего социума, адаптируются к новым для них условиям жизни [4, 7, 8, 10], переживают изменения в религиозной идентичности, изменения в этнонациональных установках [6, 12], сталкиваясь с проявлениями негативного отношения со стороны представителей принимающего насления [1, 2, 13].
В свою очередь дети мигрантов, когда они сталкиваются с негативными проявлениями со стороны принимающего социума, часто даже более интенсивно, чем их родители, переживают негативный социально-психологический опыт, так как детский мозг не может эффективно принять смену культурных и национальных моментов и требует для этого времени (межкультурная адаптация). Время адаптационного периода детей-мигрантов педагоги оценивают по-разному: от года до четырех лет. За это время дети-мигранты преодолевают ряд трудностей, с которыми им приходится сталкиваться в процессе переселения.
Адаптация ребенка зависит от многих факторов. Все их можно разделить на индивидуальные (внутренние) и групповые (внешние) [4]. Так, к внутренним, в первую очередь, относится возраст ребенка (чем младше школьник, тем проще ему адаптироваться к новой ситуации), половую принадлежность (мальчики-мигранты в силу особенностей культурных традиций обычно осваиваются быстрее девочек), индивидуальные особенности личности (темперамент, характер, уровень интеллектуального развития, владение языком).
К внешним факторам относится настрой коллектива, в который попадает ребенок-мигрант (дружелюбный или враждебный), его готовность прийти на помощь и желание в общении. Наиболее яркими проблемами в адаптации ученика-мигранта выступают проблемы языкового и социокультурного барьеров [4]. Наличие этих сложностей препятствует успешной социализации ученика-мигранта, осложняют процесс усвоения информации и психологической адаптации ребенка. Вследствие чего ребенок сторонится общественной, классной и внеклассной деятельности; настраивается против окружающего социума, считая его непонимающим, чужим, агрессивно-настроенным; страдает из-за отсутствия друзей; считает себя менее способным, тем самым способствуя формированию у себя заниженной самооценки. В процессе адаптации ребенка в школе выделяют несколько этапов:
1. Учебная адаптация: включение ребенка-мигранта в учебную, воспитательную и внеклассную деятельность школьного класса, а также усвоение норм поведения, принятых в школе.
2. Социально-педагогическая адаптация: формирование и установление межличностных связей детей-мигрантов в пространстве школы.
3. Культурная адаптация: развитие у ребенка-мигранта представления о культурных особенностях и нормах новой для него страны, включение ребенка в окружающий социум. Важно отметить, что акцент в адаптации делается не на национальной принадлежности ребенка, его возрасте, времени поступления в школу или умственных способностях, а на показателях успешной интеграции в классе. Успешная интеграция ребенка-мигранта в классе – одна из главных целей классного руководителя. Именно учитель может способствовать формированию правильного отношения к новому ученику, созданию комфортного климата в классе, успешному вхождению ребенка в коллектив.
Педагог выступает своего рода медиатором между учеником-мигрантом и другими обучающимися. Так, процесс акклиматизации отчасти перерастает в процесс восстановительной медиации. Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает гармоничные условия для взаимодействия двух сторон, способствует пониманию сторонами друг друга, предотвращаёт возможные конфликты и непонимания [4]. Самым важным в этом и процессе является активное взаимодействие обеих сторон, которому способствует независимый медиатор. Несмотря на то, что традиционно такой метод применяется в практике органов правосудия, его же можно использовать и в процессе адаптации ученика-мигранта в общеобразовательной школе. Это будет полезной практикой для развития умения самостоятельно разрешать сложные ситуации, не причиняя вред себе и другим. Успешность протекания этого процесса гарантирует нахождение общего решения, устраивающего обе стороны, принятие которого всегда обусловлено межличностными отношениями учеников, переживанием ими определенных эмоций и чувств. Акцент в таком случае следует сделать не столько на переходе от позиций к интересам, сколько на чувствах сторон, построении конструктивного общения и формировании доверия между учениками. В школьной практике за основу восстановительной медиации можно взять такое умение личности как толерантность. Каждый ученик класса должен понимать, что толерантность – это не глухое безразличие, а истинный доброжелательный настрой на людей во взаимодействии с ними, а также набор позитивных установок в общении. Под ней также понимают терпимость, характеризующуюся умением мириться с чужим мнением и снисходительным отношением к поступкам других людей. Подлинная толерантность во многом основывается на эмпатичных способностях человека. Так, эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и пониманию состояния другого человека выступает критерием психологически здоровой личности, толерантность – критерием социально-здоровой личности [2].
Толерантность и эмпатия по отношению к детям-мигрантам выступает не только актом уважения, но и признаком включенности в общение (а соответственно, работы над собой). Эмпатия способствует установлению понимания и контакта между людьми. Благодаря чувству эмпатии личность может взглянуть на ситуацию с разных ее сторон, заметить все ее сложности. Ребенок-мигрант в своих желаниях и требованиях ничем не отличается от ребенка коренного населения. Он также испытывает потребность в общении, признании и уважении. Обладание коллективом высоким уровнем развития эмпатийных способностей способствует лучшей и более быстрой интеграции ребенка-мигранта в классе. В исследовании Т.В. Снегиревой и М.Е. Егорова было выявлено, что дети из числа мигрантов обладают более низкими показателями уровня эмпатии. Они менее склонны к проявлению эмпатийности, зависимы от окружающих (лишь 10% проявили тенденцию к независимости), стараются избегать общения со сверстниками [5]. Успешный педагог должен работать над созданием целостного, дружного коллектива и успешной интеграции ученика-мигранта в классе. Развивая в учениках любовь, уважение, понимание и сочувствие, учитель способствует уничижению дискриминации (гендерной, национальной, религиозной и др.), и обеспечивает будущее социально-здоровыми личностями. Дети-мигранты при таком сценарии акклиматизируются намного быстрее. Эмпатия как чувство слияния состояний не требует общности языка и убеждений, основываясь на эмоциональной сфере, она позволяет понять друг друга людям разных конфессий и народов. Так, ученик-мигрант не только изучает язык и традиции новой страны, но и, сам не осознавая того, начинает понимать стиль мыслей окружающего его коллектива. Учится милосердию, взаимоуважению и терпимости. Начинает думать, как другие ученики, принимает окружающих такими, какие они есть. Осознает равенство между ними и постепенно, вливаясь в культуру другой страны, успешно интегрируется в классе. Толерантность и эмпатия являются обязательным качествами достойного педагога. Их проявление учителем находит эмоциональный отклик у учащихся между собой и между ними и педагогом. Положительное отношение друг к другу и приятный психологический климат коллектива способствует более успешному процессу обучения и социализации его участников. Так, для успешной социализации ребенка-мигранта в школе учитель может применять различные техники по развитию у учеников эмоционального интеллекта (далее – ЭИ) в целом и эмпатии в частности. Важно обращать внимание на эмоции, которые испытывают при этом ученики (учить их проявлению положительных эмоций). Сначала, чтобы узнать уровень ЭИ учащихся следует провести социометрический опрос и диагностику эмпатийных проявлений, после, воздействуя, в первую очередь, на признанных лидеров, развивать уважительное отношение к новоприбывшему ученику с помощью собственного примера. На первых этапах социализации ученика-мигранта лучше использовать групповые виды работ (спортивные соревнования, общественные проекты и др.), после перейти к работе в парах и формированию отдельных дружеских связей ребенка. Находясь в эмоционально-приятном климате, в атмосфере взаимоуважения и понимания друг друга, ученики создают благоприятную почву для успешной интеграции ученика-мигранта в школе. Тем самым, вливаясь в коллектив, ребенок из числа мигрантов успешно акклиматизируется не только в школьном классе и образовательном учреждении, но и в новой стране, культуре в целом. При проявлении взаимной эмпатийности между учениками, прохождение этапов учебной, социально-педагогической и культурной адаптации ученика-мигранта проходит не только более быстро, но и более результативно. Высокий уровень эмпатийности ребенка-мигранта способствует его успешной интеграции в школе. Высокий уровень появления эмпатийности учителем выступает примером для развития чувства эмпатии у учеников. Высокий уровень эмпатийных проявлений коллектива гарантирует принятие нового ученика в классе и установление между ними положительных социальных связей.
В качестве вывода, отметим, что именно дети мигрантов, обучающиеся в общеобразовательной российской школе становятся важнейшими транснациональными агентами, так как зачастую они выступают в качестве главных получателей различных видов поддержки, становятся главным связующим звеном между семьей, образовательным учреждением и другими социальными институтами.
Литература:
1. Бузыкина Ю. С., Константинов В. В. К вопросу детерминации отношения к проявлениям экстремизма // Перспективы науки. – 2013. – No4(43). – С.14-16.
2. Макаров А. Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах // Социологические исследования. – 2010. – No 8. – С. 94–101.
3. Шлыкова Д.В. Проблемы социокультурной адаптации детей-мигрантов к школе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2017. – No 2 (42). – С. 102–110.DOI: 10.21685/2072-3016-2017-2-11
4. Константинов В. В., Ковалева Н. А. Социально-психологиечкий анализ феномена расставания мигрантов с родиной. – Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2010. – 100 с.
5. Снегирева Т. В., Егоров М. Е. Раазвитие эмпатии как фактора регуляции эмоционального поведения у несовершеннолетних подростков из числа мигрантов // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа к журн. URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016021971
6. Константинов В.В. Зависимость успешности социально-психологической адаптации вынужденных мигрантов к новым условиям жизни от типа проживания. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2004. – 314 с.
7. Константинов В.В., Красильников И.А. Психологическая адаптация: опыт исследования и диагностика. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2008. 159 с.
8. Рочева А.Л. «Полуторное» поколение мигрантов: множественная маргинальность (обзор литературы) // ИC РАН: офиц. сайт. – URL: http://www.isras.ru/
9. Константинов В.В., Вершинина М.В. Взаимосвязь этнической идентичности мигрантов-армян и условий их проживания в принимающем сообществе // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 71-79.
10. Pantelidou, S., Manolesou, S., Apostolopoulou, A., Giannakopoulou, K., & Stylianidis, S. (2021). Albanian Migrants in Cyclades: Contact with Mental Health Services and Implications for Practice. Psych, 3(4), 916–930. https://doi.org/10.3390/psych3040057
11. Camilleri, A. P., Ferrari, J. R., Romoli, V., Cardinali, P., & Migliorini, L. (2022). Home Away from Home: Comparing Factors Impacting Migrants’ and Italians Sense of Psychological Home. Behavioral Sciences, 12(10), 387. https://doi.org/10.3390/bs12100387
12. Gattino, S.; De Piccoli, N.; Fassio, O.; Rollero, C. Quality of life and sense of community. A study on health and place of residence. J. Community Psychol. 2013, 41, 811–826.
13. Cuba, L.; Hummon, D.M. Constructing a sense of home: Place affiliation and migration across the life cycle. In Sociological Forum; Kluwer Academic Publishers-Plenum Publishers: Dordrecht, The Netherlands, 1993; Volume 8, pp. 547–572.
References:
1. Buzykina Yu. S., Konstantinov V. V. K voprosu determinacii otnosheniya k
proyavleniyam ekstremizma // Perspektivy nauki. – 2013. – No4(43). – S.14-16.
2. Makarov A. YA. Osobennosti etnokul'turnoj adaptacii detej migrantov v moskovskih shkolah // Sociologicheskie issledovaniya. – 2010. – No 8. – S. 94–101.
3. Shlykova D.V. Problemy sociokul'turnoj adaptacii detej-migrantov k shkole // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. – 2017. – No 2 (42). – S. 102–110.DOI: 10.21685/2072-3016-2017-2-11
4. Konstantinov V. V., Kovaleva N. A. Social'no-psihologiechkij analiz
fenomena rasstavaniya migrantov s rodinoj. – Penza: PGPU im.
V. G. Belinskogo, 2010. – 100 s.
5. Snegireva T. V., Egorov M. E. Raazvitie empatii kak faktora regulyacii emocional'nogo povedeniya u nesovershennoletnih podrostkov iz chisla migrantov // Materialy VIII Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum». Rezhim dostupa k zhurn. URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016021971
6. Konstantinov V.V. Zavisimost' uspeshnosti social'no-psihologicheskoj adaptacii vynuzhdennyh migrantov k novym usloviyam zhizni ot tipa prozhivaniya. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk / Samarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Samara, 2004. – 314 s.
7. Konstantinov V.V., Krasil'nikov I.A. Psihologicheskaya adaptaciya: opyt issledovaniya i diagnostika. Penza: Izd-vo PGPU im. V. G. Belinskogo, 2008. 159 s.
8. Rocheva A.L. «Polutornoe» pokolenie migrantov: mnozhestvennaya marginal'nost' (obzor literatury) // IC RAN: ofic. sajt. – URL: http://www.isras.ru/
9. Konstantinov V.V., Vershinina M.V. Vzaimosvyaz' etnicheskoj identichnosti migrantov-armyan i uslovij ih prozhivaniya v prinimayushchem soobshchestve // Psihologicheskij zhurnal. 2014. T. 35. № 1. S. 71-79.
10. Pantelidou, S., Manolesou, S., Apostolopoulou, A., Giannakopoulou, K., & Stylianidis, S. (2021). Albanian Migrants in Cyclades: Contact with Mental Health Services and Implications for Practice. Psych, 3(4), 916–930. https://doi.org/10.3390/psych3040057
11. Camilleri, A. P., Ferrari, J. R., Romoli, V., Cardinali, P., & Migliorini, L. (2022). Home Away from Home: Comparing Factors Impacting Migrants’ and Italians Sense of Psychological Home. Behavioral Sciences, 12(10), 387. https://doi.org/10.3390/bs12100387
12. Gattino, S.; De Piccoli, N.; Fassio, O.; Rollero, C. Quality of life and sense of community. A study on health and place of residence. J. Community Psychol. 2013, 41, 811–826.
13. Cuba, L.; Hummon, D.M. Constructing a sense of home: Place affiliation and migration across the life cycle. In Sociological Forum; Kluwer Academic Publishers-Plenum Publishers: Dordrecht, The Netherlands, 1993; Volume 8, pp. 547–572.