DOI: 10.17689/psy-2022.2.4
УДК 316.6
*Соискатель ученой степени кандидата психологических наук по научной специальности «5.3.5 Социальная психология, политическая и экономическая психология», Саратовского национального исследовательского государственного университета (г. Саратов), e-mail: (г.Саратов), e-mail: Petrova1989iii@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается роль военнослужащих-женщин в современном воинском коллективе российской армии. На теоретическом уровне анализируются основные подходы в психологической науке к изучению межличностных отношений военнослужащих-женщин в армии. Также рассматривается проблема отношений к женщинам-военнослужащим со стороны военнослужащих-мужчин и руководства. Описаны возможные пути изучения данной проблематики в контексте социальной психологии личности и современных психологических подходов.
Ключевые слова: социально-психологический подход, военнослужащие-женщины, межличностные отношения в воинском коллективе, личностные особенности военнослужащих.
The role of female military personnel in the modern Russian army: a socio-psychological approach to the problem
© 2022 Latanova Elizaveta Nikolaevna*
* Applicant for the degree of candidate of psychological sciences scientific specialty "5.3.5 Social Psychology, Political and Economic Psychology", Saratov National Research State University (Saratov), e-mail: (Saratov, Russia), e-mail: Petrova1989iii@mail.ru
Annotation: The article discusses the role of female military personnel in the modern military team of the Russian army. At the theoretical level, the main approaches in psychological science to the study of interpersonal relations of female military personnel in the army are analyzed. Also, the problem of attitudes towards female military personnel on the part of military men and leadership is considered. Possible ways of studying this issue in the context of social psychology of personality and modern psychological approaches are described.
Key words: socio-psychological approach, female military personnel, interpersonal relations in a military team, personal characteristics of military personnel
В настоящее время в вооруженных силах Российской Федерации несут службу более 40 тысяч женщин-военнослужащих, из них свыше четырёх тысяч имеют офицерские звания. Кроме того, одна женщина занимает высший пост - заместителя министра обороны России [1]. За последние двадцать лет роль военнослужащих-женщин значительно возросла. Во многом это связано с необходимостью реформирования вооруженных сил Российской Федерации, внедрения новых форм обучения кадрового состава, совершенствования в профессиональном плане, внедрения сложных наукоемких специализаций и т.д. Не секрет, что в некоторых военно-учетных специальностях, в том числе на руководящих должностях, военнослужащие-женщины способны проявить себя даже лучше, чем мужчины.
Как отмечают современные исследователи, к основным личностным особенностям военнослужащих-женщин на социально-психологическом уровне следует отнести чувствительность и возбудимость центральной нервной системы, то есть повышенную эмоциональность. У военнослужащих-женщин присутствует материнский инстинкт и связанное с ним повышенное чувство ответственности, а также обостренное восприятие несправедливости в социальной и профессиональной сферах деятельности. При этом ученые отмечают и высокий уровень личностных притязаний в профессиональных отношениях [2].
Как показывает зарубежный опыт, многие позитивные личностные особенности военнослужащих-женщин особенно востребованы в ряде других армий. Так, успешно несут воинскую службу, можно сказать в достаточно равных условиях с мужчинами, военнослужащие-женщины Израильской армии. Благодаря всеобщей воинской обязанности, они попадают под призыв наравне с мужчинами, начиная с 18 лет. Служба в Армии обороны Израиля Цахал престижна и связана с дальнейшем карьерным ростом. Конечно, в первую очередь, это - гражданский долг и почетная обязанность каждого гражданина страны, независимо от половой принадлежности. Данный опыт использования женщин на разных должностях израильской армии (с момента возникновения государства в 1948 году) связан со сложной обстановкой вокруг страны, окруженной враждебными по отношению к Израилю арабскими государствами, а также с многовековыми традициями страны, где с древнейших времен укоренилось понятие «Женщина-воин». Необходимо отметить, что с конца 1990-х годов и по настоящее время женщин в израильской армии привлекают наряду с мужчинами к исполнению обязанностей в боевых и специальных подразделениях, в том числе на боевых должностях [3]. На сегодняшний день и в западных странах военнослужащие-женщины всё более усиливают своё влияние и авторитет в армейской среде.
Проблема межличностных взаимоотношений в современной армейской среде между мужчинами и женщинами-военнослужащими продолжает оставаться актуальной, о чем свидетельствует зарубежный опыт [4]. К сожалению, в российской армии с возрастанием роли женщин-военнослужащих и расширением их профессиональных возможностей, проблема межличностных отношений в коллективе (повышенная конфликтность, социальные стереотипы со стороны руководства и другие негативные социально-психологические явления) в последнее время только усилилась. В этой связи, целью нашей работы является изучение на теоретическом уровне проблемы отношений к женщинам-военнослужащим со стороны военнослужащих мужчин и поиск способов решения данной проблематики в контексте социальной психологии личности и современных психологических подходов.
Как показывает практика, ряд личностных особенностей женщин, а именно: повышенная эмоциональность, обостренное чувство справедливости и другие качества, - затрудняют служебные взаимоотношения военнослужащих-мужчин с военнослужащими-женщинами и приводят к негативному выводу о нецелесообразности нахождения женщин в армии. Воспитательная и психологическая работа, осуществляемая командирами, не всегда учитывает особенности женской психологии. Несмотря на данные трудности, есть много положительных аспектов нахождения женщин в воинском коллективе. Главными в военно-профессиональной деятельности для женщины являются: внимание ко всему, что окружает, доверительность ко всем людям, отходчивость и умение идти на компромисс, умение прощать мужчинам-военнослужащим допущенные ошибки. Женщины умеют быстро адаптироваться к условиям военной службы. Их отличает собранность, стойкость к жизненным невзгодам. Главное отличие женщин от мужчин-военнослужащих: выполняя задачу, они всегда думают о пользе результата для людей.
Необходимо обратить внимание на то, что несмотря на особенности женского коллектива, военнослужащие-женщины более дисциплинированы, ответственны, чем мужчины. Так, если в коллективе присутствует конфликтные ситуации, недопонимание, то это, конечно, отражается на работоспособности и боеготовности подразделения. При этом, женщины никогда не позволяют себе нарушить дисциплину, а если это и произойдёт, то в нужный момент они успевают привести всё в должный служебный порядок. [5]. Вспомнились слова одного генерал-лейтенанта, произнесённые при поздравительной речи по случаю Всемирного женского дня: «если женщину похвалишь - она сделает ещё лучше, но стоит поругать - сделает в сто раз хуже». Нельзя не согласиться с этими словами, которые отражают всю суть психологии женщин. Манеру, тембр и интонацию при беседе с женщинами-военнослужащими нужно менять. Общение с военнослужащими-мужчинами кардинально отличается от общения с женщинами. Это нужно учитывать, избегая слов-паразитов, нецензурной лексиси при общении с женщинами. В армейской среде имеют место гендерные стереотипы, которые отрицательно сказываются на возможности самореализации и карьерного роста женщин-военнослужащих. Так, по мнению ученых, с точки зрения социальных норм, военная деятельность всегда считалась сугубо маскулинномаркированной профессиональной средой. В то же время, есть немало примеров с древнейших времен, когда женщина наравне с мужчинами участвовала в боевых сражениях. Так, несмотря на одинаковые требования к военнослужащим, независимо от их гендерной принадлежности, вместе с тем, на практике существуют определенные различия при прохождении военной службы и при выполнении профессиональных обязанностей. В исследованиях подчеркивается, что это во многом объясняется психологической природой женщины [6].
Конечно, всё это пережитки прошлого, когда в армии проходили службу лишь мужчины. Необходимо обучать командиров и младших офицеров ещё в учебных заведениях этике поведения военнослужащих разных полов и разных уровней, согласно занимаемой должности. Также необходимо много времени уделять и практике коммуникации между командирами и подчиненными. Хорошие устные коммуникационные навыки позволяют избегать многих недоразумений.
Сложность изучения социально-психологических явлений в закрытых организационных системах, в частности, в профессиональных коллективах, имеющих определенную специфику и отношение к экстремальным условиям, заставляют современных исследователей искать новые подходы к решению проблемы.
Системно-диахронический подход, предполагающий всестороннее изучение личности в контексте современных социальных явлений в психологии, создает новые возможности для решения проблем в направлении психологии личности и коллектива, межличностных взаимоотношений, профессиональной социализации [7]. Не меньшее значение в исследовании социально-психологических проблем личности в профессиональной среде играет социальная активность личности, которая способствует её успешной социализации [8]. Важное значение системно-диахронический подход имеет в исследовании адаптации личности и связанных с ней явлений [9]. Так, в рамках изучения взаимоотношений женщин и мужчин-военнослужащих целесообразно изучение их адаптационных возможностей личности [ 10 ], характеристик социальной компетентности [11] и стрессоустойчивости личности [12]. Все изучаемые явления во многом характеризуют социально-психологическую адаптацию личности военнослужащих. Исходя из вышесказанного, в рамках нашего эмпирического исследования отношения к женщинам-военнослужащим в российской армии, мы предполагаем углубленное изучение психологических характеристик личности военнослужащих мужского и женского пола, изучение гендерной дифференциации, ценностно-мотивационной сферы, социальных установок, межличностных отношений в армейском коллективе и т.д.
Таким образом, проблема межличностных отношений в армии на уровне гендерной принадлежности заставляет искать пути ее решения на социально-психологическом уровне, с применением более совершенных методологических подходов и психологических методов исследования.
Литература:
1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации: сборник нормативных правовых актов. – Москва: Проспект, 2019. – 592 с.
2. Жигалова Е.А. Приоритетные направления и особенности воспитания женщин-военнослужащих России в современных условиях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2014. - № 2(69). - С. 84-92.
3. Дмитриев, Г. Г. Тенденции современного развития процесса службы женщин в Армии обороны Израиля / Г. Г. Дмитриев, М. Ю. Бомбина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2019. - No 2. - С. 24-27.
4. Бомбина М.Ю. Процесс службы женщин в Армии обороны Израиля: гендерный паритет // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2021. № 3. С. 212-217.
5. Волошиненко Л.И., Колмакова А.С., Метелева А.А. Особенности взаимоотношений в коллективе женщин –военнослужащих // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2019. № 5 (59). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/7288 (дата обращения: 12.12.2022).
6. Григорьева М.А., Екимова В.И. Особенности воинского труда женщин в вооруженных силах российской федерации //Человеческий капитал. 2020. № S4 (136). С. 177-183.
7. Шамионов Р.М. Принцип диахронии в исследовании социализации личности//Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С. 79-84.
8. Шамионов Р.М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы//Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 236-241.
9. Гриценко, В.В. Межкультурная компетентность как предиктор адаптации иностранных студентов / В.В. Гриценко, О.Е. Хухлаев, Р.И. Зинурова, В.В. Константинов, Е.В. Кулеш, И.В. Малышев, И.А. Новикова, А.В. Черная // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 1. С. 102-112.
10. Малышев И.В. Адаптационные возможности личности студентов-спортсменов в условиях вузовского обучения / И.В. Малышев, А.Р. Орлянская // В мире научных открытий. - 2015. - № 7-1. - С. 512-524.
11. Малышев, И.В., Ручин, В.А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей / И.В. Малышев, В.А. Ручин // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т.5, вып. 4(20). - С. 355-360. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360.
12. Малышев И.В. Особенности социально-психологической адаптации и стрессоустойчивости личности старшеклассников в условиях меняющегося общества// Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т.5. вып.2. № 2. C.157-162.
References:
1.Obshhevoinskie ustavy Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii: sbornik normativnyh pravovyh aktov [General military charters of the Armed Forces of the Russian Federation: a collection of normative legal acts]. Moskva: Prospekt, 2019. 592 p.
2.Zhigalova E.A. Prioritetnye napravlenija i osobennosti vospitanija zhenshhin-voennosluzhashhih Rossii v sovremennyh uslovijah [Priority directions and features of the education of female military personnel in Russia in modern conditions]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii, 2014, No. 2(69), pp. 84-92.
3.Dmitriev, G. G., Bombina, M. Ju. Tendencii sovremennogo razvitija processa sluzhby zhenshhin v Armii oborony Izrailja [Trends in the modern development of the process of service of women in the Israel Defense Forces]. Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur, 2019, No 2, pp. 24-27.
4.Bombina M.Ju. Process sluzhby zhenshhin v Armii oborony Izrailja: gendernyj paritet [The process of women's service in the Israel Defense Forces: gender parity]. Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur, 2021, No. 3, pp. 212-217
5.Voloshinenko L.I., Kolmakova A.S., Meteleva A.A. Osobennosti vzaimootnoshenij v kollektive zhenshhin –voennosluzhashhih [Peculiarities of relationships in the team of women-military personnel] Universum: psihologija i obrazovanie : jelektron. nauchn. Zhurn, 2019, No. 59. URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/7288
6. Grigor'eva M.A., Ekimova V.I. Osobennosti voinskogo truda zhenshhin v vooruzhennyh silah rossijskoj federacii [Features of the military labor of women in the armed forces of the Russian Federation]. Chelovecheskij kapital, 2020, No. S4 (136), pp. 177-183.
7. Shamionov R.M. Princip diahronii v issledovanii socializacii lichnosti [The principle of diachrony in the study of the socialization of the individual]. Izv. Sarat. un-ta. Novaja ser. Ser. Filosofija. Psihologija. Pedagogika, 2013, V. 13, iss. 1, pp. 79-84.
8. Shamionov R.M. Social'naja aktivnost' molodjozhi: sistemno-diahronicheskij podhod [Social activity of youth: system-diachronic approach]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal, 2019, No. 1, pp. 166-188.
9. Gricenko, V.V., O.E.Huhlaev, R.I.Zinurova, V.V.Konstantinov, E.V.Kulesh, I.V.Malyshev, I.A.Novikova, A.V. Chernaja, Mezhkul'turnaja kompetentnost' kak prediktor adaptacii inostrannyh studentov [Intercultural competence as a predictor of adaptation of foreign students]. Kul'turno-istoricheskaja psihologija, 2021, V. 17, No. 1. pp. 102-112.
10.Malyshev I.V., Orljanskaja A.R. Adaptacionnye vozmozhnosti lichnosti studentov-sportsmenov v uslovijah vuzovskogo obuchenija [Adaptation possibilities of the personality of student-athletes in the conditions of high school education]. V mire nauchnyh otkrytij, 2015, No. 7-1, pp. 512-524.
11.Malyshev, I.V., Ruchin, V.A. Vzaimosvjaz' social'noj kompetentnosti i adaptacionnyh vozmozhnostej lichnosti studentov raznyh special'nostej [The relationship of social competence and adaptive capabilities of the personality of students of different specialties]. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija, 2016, V.5, No. 4(20), pp. 355-360. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360.
12.Malyshev I.V. Osobennosti social'no-psihologicheskoj adaptacii i stressoustojchivosti lichnosti starsheklassnikov v uslovijah menjajushhegosja obshhestva [Features of socio-psychological adaptation and stress resistance of the personality of high school students in a changing society]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija, 2016, V.5, iss. 2, No. 2, pp.157-162.