DOI: 10.17689/psy-2022.2.2

УДК 159.9

© 2022 Малышев Иван Викторович*,

*кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного университета (г. Саратов), e-mail: iv.999@list.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается проблематика адаптации личности и преодолевающего поведения медицинских работников в современных условиях. В эмпирическом исследовании анализируются результаты изучения адаптационного потенциала личности и копинг-стратегий на примере медицинских специалистов. В рамках исследования установлено, что большинство работников медучреждения имеют нормальный уровень адаптации. При этом доминирующими копинг-стратегиями специалистов являются: конфронтационный копинг, дистанцирование и планирование решения проблемы. Комбинация данных стратегий обеспечивает медицинскому работнику с разным успехом, с  некоторым уровнем гибкости решать сложившиеся проблемы.

Ключевые слова: адаптационные возможности личности, медицинские работники, копинг-стратегии.

 

Features of the adaptive potential of personality and  overcoming behavior of medical workers

©2022 Malyshev Ivan Viktorovich*,

* Candidate of psychological sciences, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics of Saratov National Research State University (Saratov, Russia), e-mail: iv.999@list.ru

Annotation: The article deals with the problems of personality adaptation and overcoming behavior of medical workers in modern conditions. The empirical study analyzes the results of studying the adaptive potential of the individual and coping strategies on the example of medical specialists. As part of the study, it was found that the majority of employees of a medical institution have a normal level of adaptation. At the same time, the dominant coping strategies of specialists are: confrontational coping, distancing and problem solving planning. The combination of these strategies provides the health worker with varying degrees of success, with some level of flexibility, to deal with existing problems.

Key words: adaptive abilities of the individual, medical workers, coping strategies.

 

В настоящее время проблематики адаптации личности и преодолевающего поведения специалистов является одними из ведущих в психологической науки. Факторы адаптации оказывают значительное влияние на развитие человека в личностной сфере и в когнитивной составляющей, а также способны вызывать физиологические и психические изменения в организме. Это говорит о необходимости проведения дополнительных исследований в этой области.  

А.А. Реан в своем труде «Психология адаптации личности» дает достаточно емкое и рабочее по своей основе определение явлению адаптации: адаптация - не что иное, как процесс и следствие внутриличностных изменений, активного внешнего приспособления и собственного переустройства человека в соответствии с требованиями предъявляемыми к нему со стороны новых условий существования [1].   Согласно концепции онтогенетического деятельностного подхода А.Налчаджяна, социально-психологическая адаптация трактуется автором в качестве любого механизма успешного и эффективного решения проблемных ситуаций. В связи с чем, адаптированность ассоциируется с взаимоотношениями между личностью и группой, в условиях которых «личность в условиях длительного отсутствия каких-либо внешних и внутренних конфликтов осуществляет продуктивную ведущую деятельность, обеспечивает реализацию своих основных социально-значимых потребностей, в полной мере отвечает ролевым ожиданиям, которые предъявляет к этой личности со стороны референтной группы, находится при этом в состоянии самоутверждения со свободным выражением своих творческих способностей» [2].

Важное значение имеют личностные факторы адаптации в разных условиях деятельности [3]. В этой связи целесообразен  анализ психолого-педагогических аспектов профессиональной подготовки будущих специалистов [4].

Существенную роль в создании условий эффективно влияющих на адаптацию личности и преодолевающее поведение играет правильная организация совместной самостоятельной  работы будущих специалистов-студентов с преподавателями [5].  Особенно это необходимо
в современных условиях информатизации системы образования и общества в целом [6].

Особенно актуальна проблема адаптационного потенциала личности  и преодолевающего поведения для сотрудников медицинских учреждений. Причиной этого является определенная специфика и система труда в области здравоохранения. Медицинские работники находятся в кругу проблем своих пациентов, несут повышенную степень ответственности за их жизнь и здоровье, помимо этого на них все еще присутствует тяжесть собственных жизненных сложностей.

Исходя из этого, целью нашей работы является изучение на эмпирическом уровне адаптации личности и преодолевающего поведения медицинских работников в современных условиях.

Методика исследования

Эмпирические методы: психодиагностическое тестирование по методикам: Методика социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда, копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана. Исследование проводилось на базе НИИ травматологии, ортопедии и нейрохирургии СГМУ в количестве 104 испытуемых, в возрасте от 26 до 45 лет.

Результаты исследования

В ходе подсчета и анализа результатов по методике «Социально-психологической адаптации» Роджерса-Даймонда были получены средние значения по шкалам (см. табл.1).

Таблица 1. Показатели социально-психологической адаптации сотрудников медицинских учреждений

Шкалы

Средние значения

1

Адаптация

58,3

2

Приятие других

59,5

3

Интернальность

58,4

4

Самовосприятие

63,8

5

Эмоциональная комфортность

52,8

6

Стремление к доминированию

43,9

 

Полученный результат по шкале адаптация находится в диапазоне нормы, это показатель от 40 до 60, в результате этого мы можем сделать вывод о том, что сотрудники в медучреждении, котором они работают, имеют нормальный уровень адаптации, а значит прекрасно ощущают себя на рабочем месте.  Шкала принятия других, отражает степень принятия норм и ценностей, принятых в коллективе, говорит о комфортном эмоциональном климате и доброжелательной атмосфере. Показатели по данной шкале в опрашиваемом коллективе находятся в пределах нормы. Были получены высокие значения по шкале самовосприятия, это говорит о способности трезво оценивать себя и свои силы, о внутренней гармонии и успешное преодоление психологических комплексов. Интегральный показатель интернальности сохраняется в пределах нормы, как правило, такие люди отлично управляют собой и своей жизнью, склонны к контролю себя и окружающей среды. О том, что сотрудники медучреждения ощущают себя в коллективе уверенно и чувствует себя на своем месте, говорит хороший показатель эмоциональной комфортности, который находится у верхней границы нормы.

У нижней границы нормы находятся значения стремления к доминированию, это может быть показателем того что большей части коллектива комфортнее выполнять роль подчиненного, чем роль руководителя, возможно это связано со строгой иерархией среди сотрудников медучреждений.

Показатели адаптации, приятия других и интернальности находятся на верхних границах нормы, но доминирующей шкалой социально-психологической адаптации является самовосприятие. Такой высокий показатель по данной шкале указывает на благоприятный климат в коллективе, так как принятие происходящего вокруг, других людей и самого себя предупреждает и в какой-то степени устраняет возможные конфликты. В свою очередь коллектив, в котором высокие показатели по приятию себя и других, адаптации и интернальности, будет стабильнее и эффективнее выполнять свою работу и сократит влияние отрицательных факторов. 

Таблица 2. Способы совладающего поведения сотрудников медицинских учреждений

Копинг-стратегия

Среднее значение

1

Конфронтационный

53,7

2

Дистанцирование

51,1

3

Самоконтроль

50,9

4

Поиск социальной поддержки

49,8

5

Принятие ответственности

50,2

6

Бегство-избегание

50,7

7

Планирование решения проблемы

51,7

8

Положительная переоценка

49,5

Как видно из таблицы 2, конфронтационный копинг является самой распространенной стратегией преодоления. Дистанцирование и планирование решения проблемы, также наиболее используемыми копинг-стратегиями.

Сотрудникам с конфронтационной стратегией поведения свойственна эмоциональная реакция на возникшие трудности, часто их реакция может быть импульсивной и не иметь рациональной обоснованности. При столкновении с проблемой такие сотрудники менее подвержены стрессогенному воздействию и активно противостоят трудностям.

 Еще одна из возможных стратегий это дистанцирование, то есть преодоление жизненных трудностей путем вытеснения негативных переживаний, снижение их значимости и эмоциональной вовлеченности. Такое поведение часто приводит к недооцененности и обесцениванию себя и своих переживаний.

Стратегия планирования решения проблемы, подразумевает анализ своего или чужого опыта в той или иной сложной ситуации и построения за счет этого наиболее эффективной стратегии решения задачи. Данная стратегия является наиболее адаптивной, однако отрицательной стороной данной стратегии может быть чрезмерная рационализация, что может отрицательно сказаться на решении тех проблем, которые подразумевают наличие эмоциональности.

Таким образом установлено, что сотрудники медучреждения имеют нормальный уровень адаптации, а значит прекрасно ощущают себя на рабочем месте, преобладает комфортный эмоциональный климат и доброжелательная атмосфера, они способны трезво оценивать себя и свои силы, ориентированы на успешное преодоление психологических комплексов.

Доминирующими стратегиями являются: конфронтационный копинг, дистанцирование и планирование решения проблемы. Комбинация данных стратегий обеспечивает медицинскому работнику с разным успехом, с  некоторым уровнем гибкости решать сложившиеся проблемы в рамках межличностных отношений и в контексте профессиональной деятельности.

Литература:

1. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.

2. Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). / A.A. Налчаджян //— Ереван: Изд-во АН Армянский ССР, 1988. —207 с.

3. Хуторянская Т.В. Личностные факторы адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе // В сборнике: Образование в современном мире. Сборник научных статей под редакцией проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2017. С. 340-344.

4. Хуторянская Т.В. Анализ психолого-педагогических аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 95-99.

5. Галаев С.В., Александрова Н.А., Букушева А.В. Организация самостоятельной работы при ДО // Высшее образование в России. – 2007. -№10. – С. 141-144.

6. Галаев С.В. Мотивация профессионального развития будущих педагогов-психологов в условиях информатизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия, 2008. – Т.8.- Серия Психология. Педагогика. – Вып. 2. – С. 72-76.

References:

1. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psikhologija adaptacii lichnosti. Analiz. Teorija. Praktika. SPb., 2006. 479 s.

2.Nalchadzhjan A.A. Social'no-psikhologicheskaja adaptacija lichnosti (formy, mekhanizmy, strategii). / A.A. Nalchadzhjan //— Erevan: Izd-vo AN Armjanskijj SSR, 1988. —207 s.

3.Khutorjanskaja T.V. Lichnostnye faktory adaptacii pervokursnikov k uslovijam obuchenija v vuze // V sbornike: Obrazovanie v sovremennom mire. Sbornik nauchnykh statejj pod redakciejj prof. Ju. G. Goluba. Saratov, 2017. S. 340-344.

4.Khutorjanskaja T.V. Analiz psikhologo-pedagogicheskikh aspektov professional'nojj podgotovki budushhikh pedagogov // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psikhologija razvitija. 2013. T. 2. № 1. S. 95-99.

5. Galaev S.V., Aleksandrova N.A., Bukusheva A.V. Organizacija

samostojatel'nojj raboty pri DO // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2007. -№10. – S. 141-144.

6. Galaev S.V. Motivacija professional'nogo razvitija budushhikh pedagogov-psikhologov v uslovijakh informatizacii obrazovanija // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija, 2008. – T.8.- Serija Psikhologija. Pedagogika. – Vyp. 2. – S. 72-76.