DOI: 10.17689/psy-2022.1.1

УДК 159.9

© 2022 Малышев Иван Викторович*,

* кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного  университета (г. Саратов), e-mail: iv.999@list.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблематика мотивации к достижению личности у студентов.  Анализируются важные составляющие мотивационной сферы личности, тенденции к успеху или стремления к избеганию неудачи, а также мотиваторы социально-психологической активности личности. Анализируются результаты исследования характеристик мотивации личности у студентов разных форм обучения. Отмечено, что  у студентов очной формы обучения в характерна мотивация достижения в учебной деятельности.  При этом у студентов заочного отделения в большей степени проявляется стремление к достижению успеха в целом. Результаты эмпирического исследования подтверждены  статистически значимыми различиями в нескольких показателях мотивации к достижению.

Ключевые слова: мотивация к достижению успеха, мотиваторы социально-психологической активности личности, особенности мотивации у студентов разных форм обучения.

 

Features of motivation to achievements by students of different

forms of education

©2022 Malyshev Ivan Viktorovich*,

* Candidate of psychological sciences, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics of Saratov National Research State University (Saratov, Russia), e-mail: iv.999@list.ru

 

Annotation: The article deals with the problems of motivation to achievements by personality among students. The important components of the motivational sphere of the personality, the tendency to success or the desire to avoid failure, as well as the motivators of the socio-psychological activity of the personality are analyzed. The results of the study of personality motivation characteristics of students of different forms of education are analyzed. It is noted that students of full-time education are characterized by achievement motivation in educational activities. At the same time, students of the correspondence department show a greater desire to achieve success in general. The results of the empirical study are confirmed by statistically significant differences in several measures of achievement motivation.

 Key words: motivation to achieve success, motivators of the socio-psychological activity of personality, peculiarities of motivation among students of different forms of education.

Юношеский возраст – это период жизни человека, который определяется профессиональным выбором, планированием своего будущего и обретения чувства независимости и идентичности. Препятствием к этому может стать низкий уровень мотивации личности к достижению и успеху. Для успешного обучения и построения жизни необходимо всесторонне изучать этот феномен.

Современная культура диктует такую тенденцию, что чрезмерное стремление к совершенству является важной характеристикой современного человека. Для достижения успеха в разных сферах общественной жизни современный студент сопоставляет свои потребности с требованиями общества. Все это приводит к тому, что личность переживает многочисленные трансформации, качественные и количественные изменения. Ряд исследований отмечает, что у молодых людей, у которых наблюдается низкий уровень мотиваторов личности к достижению, выявляются некоторые проблемы в обучении.

Мотивацию следует понимать как совокупность факторов, которые определяют поведения человека, а также в качестве характеристики процесса мотива, механизма его возникновения и способа осуществления конкретных форм деятельности [1].

Развитие мотивации достижения успеха оказывает огромную роль в деятельности человека. Изучение данного феномена, его проблем и закономерностей формирования является важным для современной психологии. Обуславливается это высоким темпом развития общества. Эффективное осуществление деятельности возможно только при достаточном уровне мотивации. При этом, если мотивация все-таки слишком сильно развита, то увеличивается уровень напряжения и активности личности, что также может привести к разладам в деятельности и ухудшению эффективности работы [2].

Дж. Аткинсон отмечает, что мотивация – это система личностных свойств, то есть устойчивых характеристик человека. В. К. Вилюнас использует широкое понятие, которое используется в контексте выражения психологических особенностей, которые направляют деятельность человека на важные условия [3].

В современных условиях действительности необхдимо использование  оригинального системно-диахронического подхода, который позволяет раскрыть в комплексе сложную внутреннюю организацию мотиваторов социальной активности личности [4]. Опираясь на данный подход М.В. Григорьева рассматривает разные модели мотивации социальной активности молодежи [5]. Существенную роль в создании условий эффективно влияющих на мотивационную составляющую личности по мнению С.В. Галаева процесс играет правильная организация совместной самостоятельной работы студентов со сверстниками и преподавателями [6].  В другом исследовании автор указывает на роль мотивационных факторов в профессиональном развитии студентов, что особенно необходимо в современных условиях информатизации системы образования и общества в целом[7]. Особое значение сегодня имеют исследования мотивационной сферы личности в молодежной среде, в частности на выборке студентов. Исходя из этого, целью нашей работы является изучение на эмпирическом уровне особенностей мотивации к достижению и успеху, а также мотиваторов социальной активности у студентов разных форм обучения.

Методика исследования

Для изучения мотивации к достижению использовались:  тест-опросник А. Мехрабиана (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова); методика Т. Элерса «Мотивация к успеху»; диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М). Исследование проводилось совместно со студенткой Сычевой А.С.  на базе СГУ имени Н.Г. Чернышевского.  В выборку испытуемых вошли 100 студентов  разных форм обучения – 50 очной формы и 50 заочной. Возраст студентов очного отделения – от 18 до 20 лет, заочного отделения – от 18 до 35 лет.

Результаты исследования

По результатам диагностики мотивации достижения по опроснику А. Мехрабиана, у студентов очной формы обучения 20% находятся на высоком уровне, а 80% - на среднем. Низкий уровень не выявлен вовсе. При этом, по диагностике в рамках тестирования Т. Элерса высокий уровень показывают 28% студентов, средний уровень – 44%, а низкий – 28%. То есть, результаты по данным методикам несколько разнятся, однако, в обеих доминирует средний уровень развития мотивации к достижению.

У студентов заочной формы обучения по методике А. Мехрабиана выявлены следующие результаты: 18% - высокий уровень, 70% - средний уровень, 12% - низкий. Также, как и у студентов-очников доминирует средний уровень, однако, достаточно большой процент студентов показал низкий уровень. По диагностике в рамках тестирования Т. Элерса высокий уровень показывают 24% студентов, средний уровень – 24%, а низкий – 52%. В данном случае, доминирует низкий уровень развития мотивации к успеху. То есть, студенты очной формы обучения в большей степени мотивированы к достижению успеха в различных областях.

Такой мотиватор как достижение успеха в целом выявлен у студентов заочников в следующем соотношении: 26% имеют высокий уровень, 54% - средний и 20% - низкий. В группе студентов-очников по данному показателю выявлены следующие результаты: ни одного студента не находится на высоком уровне, средний уровень демонстрируют 84% студентов и 16% показали низкий уровень

Стремление к власти не имеет на высоком уровне ни один из студентов очной формы обучения, средний уровень выраженности данного социально-психологического мотиватора имеют 90% студентов и у 10% - низкий уровень. В то же время, в выборке студентов у 10% обнаружен высокий уровень мотиватора к власти, у 34% он низкий и 56% студентов выявлены средние значения.

Тенденция к аффилиации на высоком уровне выявлена у 6% студентов-заочников, средний уровень по данной шкале имеют 94% студентов данной формы обучения. На низком уровне не находится ни один респондент. В группе студентов-очников показатели следующие: на высоком уровне не было выявлено ни одного студента, средний уровень показали 86% студентов, а низкий – 14%.

По результатам исследования выявлены статистически значимые различия в показателях мотивации достижения у студентов очной и заочной формы обучения. Так, выявлены различия (t = 4,8; p ≤ 0,01) между группами студентов по общему  показателю мотивации достижения (опросник А. Мехрабиана).

Анализ средних значений показывает, что данный показатель в большей степени свойственен очникам, нежели заочникам. При этом, как в группе очников, так и в группе заочников отмечена тенденция к проявлению мотивации избегания неудачи, нежели достижения успеха.

По методике Т. Элерса нами не было выявлено статистически значимых и достоверных различий в показателях мотивации к успеху, она примерно в равной степени выражена в обеих группах студентов. Анализ средних значений говорит о том, что у студентов распространение находит средний уровень мотивации, то есть, студенты умеренно сильно ориентированы на успех и на готовность к риску, избегание неудач.

Статистически значимые различия имеются в показателях достижения успеха в целом (t = 2,3; p ≤ 0,05). Среднее значение больше в группе заочников, нежели в группе очников. Однако, в обеих группах выявлен преимущественно средний уровень достижения успеха. Студенты заочного обучения в большей степени проявляют мотивацию на достижение целей в жизни.

Такой показатель, как стремление к власти, примерно в равной степени выявлен в обеих группах студентов. То есть, студенты в достаточно низкой степени стремятся к приобретению ощущения силы и значимости в обществе. Отметим, что можно быть личностно сильным, но не проявлять стремление к власти.

Заочники в большей степени, нежели очники, показывают стремление к аффилиации (t = 5,1; p ≤ 0,01). Они обучаются вне учебной группы, самостоятельно изучая весь учебный материал, возможно, им не хватает живого общения, и они стремятся быть в обществе и выстраивать отношения с другими людьми.

Таким образом, у студентов очной формы обучения в большей степени проявляется мотивация достижения в учебной деятельности, они стремятся успешно организовывать учебную деятельность для получения знаний, получения положительных отметок, выстраивания отношений с одногруппниками и преподавателями и т.п. Вместе с этим, студенты заочного отделения в большей степени проявляют стремление к достижению успеха в целом, не только в учебной деятельности, им в большей степени свойственно стремление к аффилиации, нежели у студентов очной формы отделения.

 

Литература:

  1. Башлаева, М. С. Формирование и развитие мотивации достижения успехов у студентов - будущих управленцев / М. С. Башлаева // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-motivatsii-do… (дата обращения: 22.03.2022).
  2. Рожков, Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых / Е. М. Рожков // Современная наука. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-i-izb… (дата обращения: 22.03.2022).
  3. Никитина, О. В. О мотивации персонала / О. В. Никитина // Журнал прикладных исследований. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-motivatsii-personala (дата обращения: 22.03.2022).
  4. Шамионов Р.М. Социальная активность молодёжи: системно-диахронический подход // Российский психологический журнал. 2019. №1. С. 166-188.  EDN: YNZKZB
  5. 5. Григорьева М. В. Потребностно мотивационные факторы социальной активности личности в разных условиях социализации / М. В. Григорьева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 11. - С. 35-41.  EDN: YORMIH
  6. Галаев С.В., Александрова Н.А., Букушева А.В. Организация самостоятельной работы при ДО // Высшее образование в России. – 2007. -№10. – С. 141-144.
  7. Галаев С.В. Мотивация профессионального развития будущих педагогов-психологов в условиях информатизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия, 2008. – Т.8.- Серия Психология. Педагогика. – Вып. 2. – С. 72-76.

 

 

References:

  1. Bashlaeva, M. S. Formirovanie i razvitie motivacii dostizhenija uspehov u studentov - budushhih upravlencev / M. S. Bashlaeva // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2019. №65-3.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-motivatsii-do… (data obrashhenija: 22.03.2022).
  2. Rozhkov, E. M. Motivacija dostizhenija uspeha i izbeganija neudach v rabotah otechestvennyh i zarubezhnyh uchenyh / E. M. Rozhkov // Sovremennaja nauka. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsija-dostizhenija-uspeha-i-izbeganija-neudach-v-rabotah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh (data obrashhenija: 22.03.2022).
  3. Nikitina, O. V. O motivacii personala / O. V. Nikitina // Zhurnal prikladnyh issledovanij. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-motivatsii-personala (data obrashhenija: 22.03.2022).
  4. Shamionov R.M. Social'naja aktivnost' molodjozhi: sistemno-diahronicheskij podhod // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2019. №1. S. 166-188.  EDN: YNZKZB
  5. Grigor'eva M. V. Potrebnostno motivacionnye faktory social'noj aktivnosti lichnosti v raznyh uslovijah socializacii / M. V. Grigor'eva // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. - 2018. - № 11. - S. 35-41.  EDN: JoRMIH
  6. Galaev S.V., Aleksandrova N.A., Bukusheva A.V. Organizacija samostojatel'noj raboty pri DO // Vysshee obrazovanie v Rossii. – 2007. -№10. – S. 141-144.
  7. Galaev S.V. Motivacija professional'nogo razvitija budushhih pedagogov-psihologov v uslovijah informatizacii obrazovanija // Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija, 2008. – T.8.- Serija Psihologija. Pedagogika. – Vyp. 2. – S. 72-76.