DOI: 10.17689/psy-2020.1.11

УДК 159.99

© 2020 Константинов Всеволод Валентинович*, Максимова Наталья Александровна**, Чжао Юаньцзэ***, Цзинь Хэйцзин ****

* доктор психологических наук, заведующий кафедрой «Общая психология», Пензенский государственный университет (г. Пенза), e-mail: konstantinov_vse@mail.ru

** старший преподаватель кафедры «Музыка и методика преподавания музыки», Пензенский государственный университет» (г. Пенза), e-mail: natalya-maksimova-2021@mail.ru

*** кандидат филологических наук, старший преподаватель института международного образования Ганьнаньского педагогического университета (г. Ганьчжоу, провинция Цзянси, Китай), e-mail: zhaoyuanze@mail.ru

**** кандидат педагогических наук, старший преподаватель института образования и науки Ганьнаньского педагогического университета (г. Ганьчжоу, провинция Цзянси, Китай), e-mail: JinX@mail.ru

Аннотация: В статье описываются основные шаги и результаты валидизации опросника диагностики образовательной среды вуза. Использована выборка китайских студентов (n=560), обучающихся по программам обмена в России. Выделено 10 шкал, описывающих характеристики образовательной среды вуза. Полученные высокие показатели надежности (альфа-коэффициенты Кронбаха в диапазоне от 0,93 до 0,82 для семи шкал, до 0,62 для трех шкал). Ожидаемая факторная нагрузка успешно воспроизводится с помощью эксплораторного и конфирматорного факторного анализа.

Ключевые слова: образовательная среда вуза, образование; академическая адаптация студентов; иностранные студенты.

 

The Educational Environment of Higher Education Institutions: Challenges in Diagnosis and Methodological Adaptation

© 2020 Konstantinov Vsevolod Valentinovich*, Maksimova Natalya Aleksandrovna**, Zhao Yuanze***, Jin Heijing ****

*Doctor of Psychology, Head of the Department of General Psychology, Penza State University (Penza), e-mail: konstantinov_vse@mail.ru

** Senior Lecturer, Department of Music and Methods of Teaching Music, Penza State University (Penza), e-mail: natalya-maksimova-2021@mail.ru

*** Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer at the Institute of International Education, Gannan Normal University (Ganzhou, Jiangxi Province, China), e-mail: zhaoyuanze@mail.ru

**** Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer at the Institute of Education and Science, Gannan Normal University (Ganzhou, Jiangxi Province, China), e-mail: JinX@mail.ru

 

Annotation: This article describes the main steps and results of the validation of a questionnaire for diagnosing the educational environment of higher education institutions. A sample of Chinese students (n=560) studying in exchange programs in Russia was used. Ten scales were identified that describe the characteristics of the educational environment of the university. High reliability indicators were obtained (Cronbach's alpha coefficients ranging from 0.93 to 0.82 for seven scales, and up to 0.62 for three scales). The expected factor loadings were successfully reproduced using exploratory and confirmatory factor analyses.

Keywords: educational environment of higher education institutions; education; academic adaptation of students; international students.

Привлечение иностранных студентов в Россию является важным направлением национальных программ и стратегической задачей до 2030 года. Эта стратегия охватывает не только высшее образование, но и среднее специальное образование. Привлечение иностранных студентов в российские образовательные учреждения имеет ряд преимуществ и позитивных последствий. Оно способствует развитию международного образовательного сотрудничества, повышению престижа российской системы образования, культурному обмену, а также поддерживает тенденции международного сотрудничества. Подобная активная политика по привлечению иностранных студентов способствует созданию многонациональной образовательной среды, стимулирует обмен знаниями и опытом между студентами из разных стран, а также усиливает международную репутацию России как центра образования.

Иностранные студенты из Китая составляют значительную часть студентов в российских вузах. Это явление связано с несколькими факторами: Во-первых, многие китайские студенты выбирают Россию для получения качественного образования, которое высоко ценится как в России, так и за пределами её границ. Во-вторых, обучение в российских вузах часто оказывается более доступным по сравнению с университетами в других странах, таких как США или Великобритания. Стоимость обучения и жизни в России может быть значительно ниже, что делает эту страну привлекательной для студентов из Китая. В-третьих, Российское правительство и отдельные российские вузы разработали различные совместные образовательные программы, направленные на привлечение иностранных студентов. Они предусматривают стипендии, программы обмена и курсы русского языка, что облегчает процесс адаптации для студентов из Китая. В связи с этим растет и потребность в изучении условий адаптированности иностранных студентов, формирования адаптационной готовности личности в условиях образовательной среды вуза.

Ряд исследований, обращенных к изучению причин, влияющих на выбор России в качестве образовательного кластера, свидетельствует о наличии внешних и внутренних факторов [Фисоченко, 2018]. Внутренняя инфраструктура в вузе, содержание образовательных программ и уровень преподавания – это положительные факторы адаптации китайских студентов. В качестве основных трудностей выступают как психологические причины, связанные с пребыванием вдали от дома, так и дидактические, связанные с отсутствием практики работы в малых группах, освоением интерактивных средств групповой работы, несовпадением темпа преподавания с темпами понимания и т.д.

Академическая адаптация иностранных студентов является многогранным процессом, который затрагивает не только образовательные, но и социально-психологические аспекты адаптации в условиях образовательной среды. 

Образовательная среда вуза понимается нами как совокупность условий и ресурсов, способствующих формированию академического адаптационного потенциала студента. Данный потенциал включает в себя как психодидактические, так и социально-психологические характеристики, необходимые для успешного обучения и интеграции иностранного студента в учебный процесс и социокультурное пространство. В условиях роста международной мобильности и увеличения числа иностранных студентов, исследование этой среды становится особенно актуальным.

В связи с этим важной является актуализация изучения факторов и причин, затрудняющих адаптацию китайских студентов в условиях получения высшего образования в России. Основной задачей является разработка валидного опросника, который позволит измерить характеристики адаптационной образовательной среды вуза, эффективной для иностранных студентов, получающих высшее образование за границей.

Трудности разработки такого инструментария возникают из-за различий в концептуализации и понимании содержательных компонентов образовательной среды. Недостаточное количество методов диагностики образовательной среды вуза в западной психодиагностической практике, свидетельствует о нехватке стандартизированных подходов и инструментов, необходимых для точной оценки и анализа этих аспектов. Это затрудняет логику сопоставления и адаптации существующих методик для более полной и эффективной оценки образовательной среды, особенно в контексте взаимодействия с иностранными студентами.

Часть имеющегося инструментария в зарубежных источниках связана с диагностикой образовательной среды школы, дошкольных учреждений. И не большой процент опросников ориентирован на изучение образовательной среды вуза. Опросник «Dundee Ready Educational Environment Measure» DREEM [Roff, 1997] создан для измерения образовательной среды в программах профессионального образования в области здравоохранения. Позже был модифицирован и используется для всех учебных заведений. В качестве основных шкал оценки образовательной среды выделяют: оценку обучения студентами, оценку преподавателей студентами, академическую самооценку студентов, оценку атмосферы, социальную самооценку. Шкалы оценки представлены в виде шкалы Лайкерта. Между тем, данная методика не описывает характеристики самой образовательной среды и её качественное содержание.

Шкала College Campus Environment Scale (CCES) [M.C.Fish, D.R.Gefen, W. Kaczetow, 2016] исследует студенческую среду, учитывая факторы успеваемости и удовлетворенности обучением. Основными шкалами опросника являются: «академические и карьерные ожидания», «спорт», «здоровье», «ролевые модели и наставники», «безопасность», а также «социальная и внеучебная деятельность».

Повсеместно в американских вузах используется не стандартизированная анкета: «Студенческая жизнь и учеба» (Student Life and Learning Survey). По результатам данной анкеты изучаются аспекты студенческой жизни, включающие академическую успеваемость, социальные взаимодействия и общую удовлетворенность учебным процессом в вузе.

Опираясь на модель «5Р», которую используют в маркетинге, создана методика «Five Ps Model», Модель «5P» (Five Ps Model), направленная на оценку пяти ключевых компонентов образовательной среды: преподаватели, планы, процессы, партнеры и пространство.

«Educational Environment Quality Survey» как программа систематической оценки качества и состояния образовательной среды школы была модифицирована под вузовское образование [Ivanova, Vinogradova, Zadadaev, 2019]. Оценивает различные аспекты образовательной среды, включая инфраструктуру, методическое обеспечение и поддержку со стороны преподавателей.

Методика «Образовательный климат» (Educational Climate Questionnaire): исследует восприятие студентами своей образовательной среды через призму социальных, культурных и академических факторов влияния. Имеет варианты перевода и валидизации на английском, немецком, итальянском языках.

Шкала «Online Learning Environment Survey» (OLLES) [Clayton, Fisher. 2007] направлена на изучение качества образовательной среды в условиях дистанционного обучения. Шкала OLLES опирается на следующие характеристики образовательной среды: материальная среда, ясность установленных правил; компетентность и беспокойство; эмоциональная поддержка; сплочённость и привязанность обучающихся; активная позиция преподавателя, эффективность обучения; наличие порядка, четкая организация учебного процесса; информативность и доступность; креативность. Выделенные параметры позволили авторам выявить уровень включенности студентов в образовательный процесс на основе их активности деятельности и умению задавать вопросы.

Опросник «Survey of Student Engagement Practices in Undergraduate Education» (NSSE) [Fursman, 2012] сосредоточен на измерении уровня вовлеченности студентов в образовательную среду вуза. Опросник был апробирован в университетах Канады и США. Данный опросник имеет форму экспертной двухсторонней оценки со стороны студентов и со стороны преподавателей.

Таким образом, необходимо сделать вывод о наличии разных сторон оценки образовательной среды вуза в зарубежных психодиагностических инструментах. В целом они могут быть подразделены на оценку самого процесса обучения, систем взаимоотношений с одногруппниками и преподавателями, оценку атмосферы образовательной среды, академических возможностей. На наш взгляд данный подход имеет описательную структуру, нашей же целью было изучение не только содержательных компонентов, характеристик образовательной среды вуза, но и диагностика типов среды.  С этой целью был проведен  анализ имеющихся теоретико-методических разработок в отношении диагностики образовательной среды вуза.

В российской версии существует одна распространенная методика оценивания параметров образовательной среды вуза В.А. Ясвина в модификации Л.Е. Нагорновой [Нагорнова, 2005]. На наш взгляд, данная методика удовлетворяет нашей концептуальной модели, где под образовательной средой вуза мы понимаем совокупность условий и ресурсов, способствующих формированию академического адаптационного потенциала студента. Основными шкалами методики выступают характеристики среды, которые в сочетании позволяют отнести образовательную среду к одному из четырех типов: догматической, безмятежной, карьерной, творческой.

Характеристиками образовательной среды являются:

Широта — определяется количеством и качеством доступных образовательных ресурсов, а также разнообразием образовательных программ.

Интенсивность — характеризуется содержательной насыщенностью среды, разнообразием форм и методов обучения, концентрацией учебной нагрузки и активного отдыха.

Осознаваемость — проявляется в осознанной причастности субъектов образовательной деятельности.

Обобщенность — определяется уровнем согласованности действий субъектов образовательной деятельности.

Эмоциональность — проявляется в силе и особенностях эмоционального отклика в условиях совместного взаимодействия субъектов образовательной деятельности.

Доминантность — описывается в терминах влияния среды на участников образовательного процесса.

Когерентность — характеризуется степенью согласованности и интеграции в другие среды.

Социальная активность — проявляется в характеристиках социально активного поведения субъектов деятельности.

Мобильность — определяется в терминах изменчивости и гибкости в условиях образования.

Устойчивость — проявляется в постоянных параметрах стабильности во времени.

Для адаптации опросника были выполнены следующие процедуры: проведена подготовка предварительного перевода опросника на язык пользователя, далее проведено редактирование полученного предварительного варианта, проведена экспертная оценка его эквивалентности, были привлечены лингвисты и профессиональные психологи, владеющие языком оригинала и имеющие опыт практической работы с личностными опросниками. Далее был осуществлен обратный перевод на язык оригинала предварительного варианта. По результатам данной процедуры проведена экспертная оценка эквивалентности предварительного варианта перевода и обратного перевода. Далее утверждения были скорректированы и исправленный вариант прошел вторичную экспериментальную проверку эквивалентности оригиналу. Позже была проведена психометрическая проверка шкал.

Респондентами нашего исследования стали 560 китайских студентов, обучающихся по программам высшего образования в России (59,47% женщин, n = 333, 40,53% мужчин, n = 227), от 18 до 28 лет (M = 23,1, SD = 3,7). База исследования – вузы, включенные в китайско-российскую программу обмена иностранными студентами: Пензенский государственный университет (ПГУ), Ганьнаньский педагогический университет (GNU), Китай. В рамках проведенного исследования, представленная выборка выступала базой для сбора первичных данных и подтверждения внутренней согласованности утверждений. Проводилось онлайн-тестирования для сбора эмпирической информации.

В качестве инструментария использовалась только адаптируемая методика. Данная методика состоит из десяти шкал: широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, активность, мобильность, устойчивость, каждая из которых состоит из 4 утверждений. Ответы на вопросы фиксируются по шкале Лайкерта от «полностью согласен» до «полностью не согласен».

В ходе обработки данных проводились конфирматорный факторный анализ и анализ внутренней согласованности. Проверялась основная гипотеза соответствия структуры русскоязычной версии методики адаптированной для китайских студентов. Коэффициент надежности шкал методики был рассчитан с использованием критерия альфа Кронбаха (табл. 1).

Таблица 1. Коэффициент надежности шкал методики (альфа Кронбаха)

Шкала

M

SD

Альфа Кронбаха

1

широта

1.39

0.48

0.90

2

интенсивность

1.41

1.32

0.93

3

осознаваемость

1.97

0.65

0.82

4

обобщенность

1.72

0.23

0.75

5

эмоциональность

1.19

0.21

0.69

6

доминантность

1.24

0.26

0.62

7

когерентность

1.11

0.26

0.68

8

активность

1.21

0.38

0.86

9

мобильность

1.91

0.47

0.94

10

устойчивость

1.41

0.38

0.65

Для проверки соответствия структуры адаптированной методики оригинальной был проведен конфирматорный факторный анализ. Поскольку первичный анализ показал, что распределение переменных отклоняется от многомерной нормальности, конфирматорный факторный анализ проводился с поправкой Саторры-Бентлера. Факторная структура показала хорошее соответствие факторной модели исходным данным. Методика обладает надежностью (внутренней согласованностью). Тем не менее, стоит отметить, что шкала «широта», «интенсивность», «мобильность», «активность», «осознаваемость» обладают более высоким показателем внутренней согласованности. Для критериальной валидности можно исследовать взаимосвязь оценки образовательной среды вуза иностранными студентами с компонентами их академической адаптации. Особый интерес вызывают показатели самих утверждений, которые можно проверить на дискриминативность. Использование данной методики открывает широкие возможности как для исследовательских, так и для прикладных целей в российских вузах, способствуя углубленному изучению факторов, влияющих на академическую адаптацию иностранных студентов. Применение этой методики может помочь в выявлении специфических проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты, а также в разработке эффективных стратегий их поддержки и интеграции.

Одним из ключевых аспектов, требующих дополнительного внимания, является влияние культурных различий на восприятие образовательной среды. Кроме того, различия в уровне адаптации могут быть связаны с различиями в языке, учебных подходах и социальных взаимодействиях. В контексте применения методики следует также обратить внимание на необходимость постоянного мониторинга ее элементов. Формирование базового понимания того, как адаптация иностранных студентов влияет на их академическую успеваемость и общую удовлетворенность обучением, также может оказать влияние на стратегическое планирование образовательной среды вузов. Таким образом, результаты данного исследования могут послужить основой для более целенаправленных и адаптированных программ поддержки иностранных студентов, что, в свою очередь, может способствовать повышению качества образования и улучшению общего климата в учебных заведениях.

Литература:

  1. Максимчук Е.Д. Особенности межкультурной адаптации иностранных студентов и обоснование выбора методик для ее исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 34–40.
  2. Маякова Е.В., Ходоренко Е.Д., Нестерова О.В. Модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS: результаты обсуждений // Концепт. 2018. №V12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-usloviy-realizatsii-o… (дата обращения: 03.12.2019).
  3. Нагорнова Л.Е. Субъективная оценка студентами образовательной среды вуза: Дис. ... канд. псикол. наук: 19.00.13 / Нагорнова Лада Евгеньевна. М.: РГБ, 2005. 142 с.
  4. Фисоченко О. Н. Формирование системы показателей для оценки и прогнозирования адаптации иностранных студентов // Современные технологии принятия решений в цифровой экономике. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. С. 270–273.
  5. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21. № 4. –С. 79.
  6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. – 365 с.
  7. Ackermann M., Morrow Jr. A Principal Components Analysis and Validation of the Coping with the College Environment Scale (CWCES) / M.Ackermann// Journal of College Student Retention: Research, Theory and Practice. - 2007. - №9. - Р.133-148. 10.2190/CS.9.2.a.
  8. Clayton J.F., Fisher D. Development and validation of an instrument for assessing online learning environments in tertiary education: The Online Learning Environment Survey (OLLES) // Science and Mathematics Education Centre. 2007. http://hdl.handle.net/20.500.11937/550
  9. Fish M.C., Gefen D.R., Kaczetow W. et al. Development and Validation of the College Campus Environment Scale (CCES): Promoting Positive College Experiences // Innov High Educ. 2016. №41. Р.153–165. https://doi.org/10.1007/s10755-015-9337-4
  10. Fursman P. M.  The National Survey of Student Engagement as a Predictor of Academic Success // Cornerstone: A Collection of Scholarly and Creative Works for Minnesota State University, Mankato. 2012. https://cornerstone.lib.mnsu.edu/etds/155/
  11. Ivanova E., Vinogradova I., Zadadaev S. The Study of School Educational Environment in the Context of Ensuring Equal Access to Quality Education // The Education and science journal. 2019. №21. Р. 69-89. 10.17853/1994-5639-2019-7-69-89.

References:

  1. Maksimchuk E.D. Osobennosti mezhkulturnoy adaptatsii inostrannykh studentov i obosnovaniye vybora metodik dlya eye issledovaniya // Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. 2014. T. 7. № 1. S. 34–40.
  2. Mayakova E.V.. Khodorenko E.D.. Nesterova O.V. Model razvitiya usloviy realizatsii obrazovatelnoy programmy nachalnogo i osnovnogo obshchego obrazovaniya s ispolzovaniyem mezhdunarodnoy shkaly SACERS: rezultaty obsuzhdeniy // Kontsept. 2018. №V12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-usloviy-realizatsii-o… (data obrashcheniya: 03.12.2019).
  3. Nagornova L.E. Subyektivnaya otsenka studentami obrazovatelnoy sredy vuza: Dis. ... kand. psikol. nauk: 19.00.13 / Nagornova Lada Evgenyevna. M.: RGB. 2005. 142 s.
  4. Fisochenko O. N. Formirovaniye sistemy pokazateley dlya otsenki i prognozirovaniya adaptatsii inostrannykh studentov // Sovremennyye tekhnologii prinyatiya resheniy v tsifrovoy ekonomike. Sbornik trudov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii studentov. aspirantov i molodykh uchenykh. 2018. S. 270–273.
  5. Yasvin V.A. Psikhologicheskoye modelirovaniye obrazovatelnykh sred // Psikhologicheskiy zhurnal. – 2000. – T. 21. № 4. –S. 79.
  6. Yasvin V.A. Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proyektirovaniyu. - M.: Smysl. 2001. – 365 s.
  7.  Ackermann M.. Morrow Jr. A Principal Components Analysis and Validation of the Coping with the College Environment Scale (CWCES) / M.Ackermann// Journal of College Student Retention: Research. Theory and Practice. - 2007. - №9. - R.133-148. 10.2190/CS.9.2.a.
  8. Clayton J.F.. Fisher D. Development and validation of an instrument for assessing online learning environments in tertiary education: The Online Learning Environment Survey (OLLES) // Science and Mathematics Education Centre. 2007. http://hdl.handle.net/20.500.11937/550
  9. Fish M.C.. Gefen D.R.. Kaczetow W. et al. Development and Validation of the College Campus Environment Scale (CCES): Promoting Positive College Experiences // Innov High Educ. 2016. №41. R.153–165. https://doi.org/10.1007/s10755-015-9337-4
  10. Fursman P. M. The National Survey of Student Engagement as a Predictor of Academic Success // Cornerstone: A Collection of Scholarly and Creative Works for Minnesota State University. Mankato. 2012. https://cornerstone.lib.mnsu.edu/etds/155/
  11. Ivanova E.. Vinogradova I.. Zadadaev S. The Study of School Educational Environment in the Context of Ensuring Equal Access to Quality Education // The Education and science journal. 2019. №21. R. 69-89. 10.17853/1994-5639-2019-7-69-89.