DOI: 10.17689/psy-2019.1.5
УДК 378.4

© 2019 Смолина Татьяна Леонидовна*,
* доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
(г. Санкт-Петербург, Россия), talesm@mail.ru

Аннотация: В данной статье представлены результаты эмпирического исследования образа университета в представлениях студентов. В исследовании, проведенном в 2019 г. на группе студентов Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, использовался метод проективных рисунков. По результатам анализа рисунков было получено семь смысловых групп: 1) человек и элементы внешнего облика; 2) символы университета; 3) здание; 4) природа; 5) животные; 6) предметы; 7) надписи. Было выявлено, что восприятие университета состоит из трех доминантных составляющих — объектов природной среды, человека и элементов внешнего облика, а также различных предметов.

Ключевые слова: образ университета; студенты; восприятие; проективный рисунок

 

The image of the university in the perception of the students
© 2019 Smolina Tatyana Leonidovna *,

* Associate Professor, Department of Social Psychology, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
(St. Petersburg, Russia), talesm@mail.ru

Annotation: This article presents analysis of the image of the university in the eyes of the students. The research was done in 2019 on the sample of the students of St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences using the method of projective drawings. According to the results of the analysis, seven groups were constructed: 1) person and elements of appearance; 2) symbols of the university; 3) building; 4) nature; 5) animals; 6) objects; 7) inscriptions. The study revealed that the image of the university consists of three dominant elements — nature, person and elements of appearance as well as various objects.

Key words: image of the university; students; perception; projective drawing

 

В настоящее время образ университета не является частым объектом психологических исследований, не смотря на актуальность и востребованность данной темы в связи с реформами в области образования и изменениями в восприятии современного вуза. Изучение образа университета в восприятии студентов неразрывно связано с исследованиями образа организации ее сотрудниками [Лебедева Н. Г., Пономарев В. В., 2018] и многочисленными исследованиями образа преподавателя в восприятии студентов [см., например, Горшкова В. В., 2015; Гужва И. В., 2016; Калинникова Ю. А., 2016; Толстоухова И. В., 2011; Парфенова Т. А., Михайлова Т. В., 2015]. На наш взгляд, не только образ преподавателя, складывающийся у студентов, но и социально-перцептивные процессы, связанные с восприятием такого социального объекта как университет, также играют значительную роль в создании благоприятных условий для обучения будущих профессионалов.

При исследовании образа университета в психологии используются различные методы. Так, в исследовании Е. В. Харченко и О. В. Соболевой (2007) применялись такие психолингвистические методы как наблюдение за речевыми проявлениями во время ролевых игр, изучение рекламных материалов вуза, анкетирование, метод незаконченных предложений [Харченко Е. В., Соболевa О. В., 2007]. В настоящей работе в качестве основного методического инструментария использовался метод проективного рисунка, ориентированный на образное мышление респондентов и позволяющий выявить глубинные и неосознаваемые представления об университете.

В данном исследовании приняли участие 48 студентов факультета конфликтологии Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, из них 35 девушек и 13 юношей в возрасте от 18 до 20 лет. Респондентов просили нарисовать образ университета, в котором они обучаются. В процессе работы студенты использовали белые листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры. Рисунок занимал у студентов 20-30 минут. После того, как рисунки были готовы, студентов просили указать свой пол и возраст. Исследование проводилось в 2019 году, в групповой форме и носило анонимный характер.

Обработка результатов исследования проводилась при помощи процедуры контент анализа по следующей схеме. Вначале подсчитывалось, сколько раз встречалось то или иное изображение. После этого конкретные изображения объединялись в смысловые группы (категории). По результатам анализа рисунков было получено семь смысловых групп. Затем нами подсчитывалась доля каждой категории в целостном образе университета в глазах студентов. Данные представлены в табл.1.

Таблица 1.Восприятие университета студентами,%

Категории/Смысловые группы

%

1.

Человек и элементы внешнего облика

20

2.

Символы университета

3

3.

Здание

10

4.

Природа

29

5.

Животные

6

6.

Предметы

17

7.

Надписи

15

На основе анализа рисунков были выделены следующие смысловые группы (категории): 1) человек и элементы внешнего облика; 2) символы университета; 3) здание (изображение университета); 4) природа; 5) животные; 6) предметы; 7) надписи. Рассмотрим каждую из обозначенных выше категорий подробнее.

Человек и элементы внешнего облика. К отдельным элементам внешнего облика были отнесены рисунки квадратной академической шапочки, платья, сумки, бэйджа (Рис.1). К категории «Символы университета» были отнесены изображения эмблемы и флага с логотипом университета (Рис. 2). Смысловая группа «Здание» была представлена изображением университета. В рисунках смысловой группы «Животные» встречались изображения медведя, пингвина, свиньи, лошади, а также таких птиц как сова и чайка, из насекомых — паук. Из объектов природной среды образ университета символизировали рисунки солнца, луны, облаков, моря, пруда, реки, дерева, цветка, поляны, гор, молнии (Рис. 3). Чаще всего в этой категории встречалось изображение солнца. В качестве предметов, символизирующих образ университета, студенты изображали часы, лампочку, книгу, глобус, диплом, корабль, весы, ключ, замок, кошелек, холодильник (Рис. 4). И, наконец, последняя категория — «Надписи» была представлена следующими словами и словосочетаниями: «СПбГУП» (аббревиатура университета), «Гуманитарный университет профсоюзов», «университет», «Знание — свет», «Добро пожаловать», «диплом, «высшее образование», «студент», «отлично», «тайм-менеджмент», «дисциплина», «ответственность», «работа».


Рис.1


Рис.2


Рис.3


Рис.4

Как свидетельствуют данные табл.1, образ университета чаще всего был представлен изображениями природной среды (29%). Возможно, обращение к рисунку как проективному методу исследования образа университета в некоторой степени способствовало увеличению доли изображений объектов природы. Следует отметить также, что, не смотря на то, что солнце и лампочка были отнесены к разным категориям (природа и предметы соответственно), они, безусловно, являются источниками света и, в совокупности, достаточно часто присутствовали в рисунках студентов. В дополнение к надписи «Знание — свет», можно предположить, что университет воспринимается студентами как источник света и, как следствие, знаний. Качественный анализ рисунков показал, что в работах студентов, где присутствуют объекты природы, встречаются рисунки-метафоры. Так, были выявлены работы, где образ университета символизировали исключительно солнце или горы, встречались рисунки, где образ университета представлен изображением корабля в море (Рис.3).

Обращает на себя внимание также большой удельный вес рисунков, изображающих человека и отдельные элементы внешнего облика (20%). Изображение бэйджа среди рисунков данной категории встречалось у студентов чаще всего. Следует отметить, что в университете ношение фирменного бэйджа с фотографией и личными данными является обязательным для всех студентов, профессорско-преподавательского состава и всех сотрудников университета. Бэйдж наряду с серьезными дисциплинарными требованиями по отношению к посещению — это часть корпоративной культуры университета. По нашему мнению, эти особенности корпоративной культуры вуза нашли свое отражение в большом количестве изображений бэйджа наряду с надписями «тайм-менеджмент» и «дисциплина» в рисунках студентов.

Как указывают данные табл.1, в образе университета зафиксирован также достаточно большой удельный вес рисунков, изображающих различные предметы (17%). Рисунки книги, диплома и лампочки присутствовали в изображениях данной категории чаще всего.

Таким образом, анализ рисунков показал, что восприятие университета состоит из трех доминантных составляющих — объектов природной среды, человека и элементов внешнего облика, а также различных предметов. Использование метода проективных рисунков позволило выявить глубинные представления об университете в образной форме. На наш взгляд, целесообразным и перспективным является продолжение исследования образа университета у различных групп студентов (например, на начальных и завершающих этапах обучения) для того, чтобы проследить динамику изменения в восприятии вуза, а также сравнить образ университета в представлениях не только студентов, но также преподавателей и администрации вуза.

 

Литература:

  1. Горшкова  В.В. Межсубъектное партнерство участников образовательного процесса // Академия профессионального образования, 2015. №11 С.8-13.
  2. Гужва И.В. Психологические особенности восприятия студентами образа преподавателя в условиях современного вуза // Психолого-педагогический поиск, 2016. №4 (40). С.107-118.
  3. Калинникова Ю.А. Образ преподавателя среднего специального образования в восприятии студентов // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии, 2016. №1-1 (46). С.150-154.
  4. Лебедева Н.Г., Пономарев В.В. Психологические особенности восприятия образа организации сотрудниками // Правовые, экономические и гуманитарные вопросы современного развития общества: теоретические и прикладные исследования.  Сборник научных трудов.  Под общей ред. В.В. Пономарева, Т.А. Куткович. Новороссийск,  2018. С.31-37.
  5. Парфенова Т.А., Михайлова Т.В. Идеальный образ преподавателя вуза: сравнительной анализ представлений студентов России и Казахстана // Социальные явления – журнал международных исследований, 2015. №1 (3). С.99-104.
  6. Толстоухова И.В. Современный образ преподавателя инженерного вуза  // Совет ректоров, 2011. №2. С.18-21.
  7. Харченко Е.В., Соболева О.В. Методы исследования образа современного вуза // Вопросы психолингвистики, 2007. №5. С.75-78.

References:

  1. Gorshkova V.V. Mezhsub'ektnoe partnerstvo uchastnikov obrazovatelnogo protsessa // Akademiya professionalnogo obrazovaniya, 2015. №11 S.8-13.
  2. Guzhva I.V. Psihologicheskie osobennosti vospriyatiya studentami obraza prepodavatelya v usloviyah sovremennogo vuza // Psihologo-pedagogicheskiy poisk, 2016. №4 (40). S.107-118.
  3. Kalinnikova Yu.A. Obraz prepodavatelya srednego spetsialnogo obrazovaniya v vospriyatii studentov // Nauchnaya diskussiya: voprosyi pedagogiki i psihologii, 2016. №1-1 (46). S.150-154.
  4. Lebedeva N.G., Ponomarev V.V. Psihologicheskie osobennosti vospriyatiya obraza organizatsii sotrudnikami // Pravovyie, ekonomicheskie i gumanitarnyie voprosyi sovremennogo razvitiya obschestva: teoreticheskie i prikladnyie issledovaniya. Sbornik nauchnyih trudov. Pod obschey red. V.V. Ponomareva, T.A. Kutkovich. Novorossiysk, 2018. S.31-37.
  5. Parfenova T.A., Mihaylova T.V. Idealnyiy obraz prepodavatelya vuza: sravnitelnoy analiz predstavleniy studentov Rossii i Kazahstana // Sotsialnyie yavleniya – zhurnal mezhdunarodnyih issledovaniy, 2015. №1 (3). S.99-104.
  6. Tolstouhova I.V. Sovremennyiy obraz prepodavatelya inzhenernogo vuza // Sovet rektorov, 2011. №2. S.18-21.
  7. Harchenko E.V., Soboleva O.V. Metodyi issledovaniya obraza sovremennogo vuza // Voprosyi psiholingvistiki, 2007. №5. S.75-78.