DOI: 10.17689/psy-2017.2.11
УДК 159.99

© 2017 Хащенко Надежда Николаевна*
*кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук»
(г. Москва) nadin-khash@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены основания, используемого в работе понятия, «субъективное экологическое благополучие». Представлены результаты исследования структуры представлений об экологическом благополучии. Сформулированы основные положения программы исследования субъективного экологического благополучия представителей различных социальных групп, включающие определение структуры актуального экологического сознания (отношение личности к экологическим условиям проживания); субъективного качества жизни и субъективного экологического благополучия, а также оценку социально-психологических (ценностные ориентации) и психологических характеристик (преобладающий тип субъективного отношения к природе, ведущая ориентация на причины успеха-неудачи в жизни) личности.

Ключевые слова: экологическое благополучие, актуальное экологическое сознание, структура представлений, отношение к природе.

 

Subjective ecological well-being in various social groups and conditions of life: a research program
© 2017 Khashchenko Nadezhda Nikolaevna*

*Candidate of Psychological Science, Researcher, Laboratory of Social and Economic Psychology Federal State Budget Institution of Science «Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences» (Moscow) nadin-khash@yandex.ru

Annotation. The paper presents the grounds used in the work of the concept, «subjective ecological well-being». The results of a study of the structure of the notions of ecological well-being are presented. The main provisions of the program of research of subjective ecological well-being of representatives of various social groups are formulated, including the definition of the structure of the actual ecological consciousness (the attitude of the individual to the ecological living conditions); subjective quality of life and subjective ecological well-being, as well as evaluation of socio-psychological (value orientations) and psychological characteristics (the predominant type of subjective attitude toward nature, leading orientation to the causes of success-failure in life) of the individual.

Keywords: ecological well-being, actual ecological consciousness, structure of representations, attitude to nature.

 

Проблемы экологии все активнее обсуждаются во всем мире и в нашей стране. Глобальность негативных изменений мировой экологической ситуации отмечается не только экологами, но и политиками, руководителями государств. Подтверждением выступают прошедшая в 2015 году Всемирная конференция по климату в Париже, объявленный 2017-й — год экологии в России, международные, российские форумы и конференции, посвященные различным экологическим вопросам как научного, так и практического значения.

Одной из ведущих задач, выдвинутых в рамках «Года экологии», выступило формирование активной гражданской позиции в сфере экологии у граждан страны. Но решение этой задачи может быть затруднено без постижения того, какое значение для человека имеют экологические проблемы, как соотносятся в сознании людей представления об окружающей их природе и их действия по отношению к объектам природы; насколько человек осознает себя частью природной среды и готов взаимодействовать с природой на равных условиях.

Степень осведомленности и понимания человеком решающей роли окружающей среды в его индивидуальном благополучии, осмысление того, что люди являются частью окружающей среды, что последствия деятельности человека всегда отражаются на окружающей его среде, исследователи связывают с таким понятием, как экологическое благополучие. При этом отмечается, что повышение экологического благополучия зависит от степени личной ответственности за сохранение природных ресурсов и красоты природы.

Канадскими исследователями был проведен мета-анализ научных источников, посвященный определению связи между отношением к природе и счастьем (благополучием) человека. Сделано заключение о том, что в целом существует значительная положительная связь: люди, взаимодействующие с природой, как правило, счастливее. Контакты с природой улучшают настроение, познание и здоровье. Субъективная взаимосвязь с природой является предиктором про-экологических отношений и поведения, которые также положительно связаны с субъективным благополучием [Capaldi et al., 2014].

По данным проведенных нами ранее исследований, «экологическое благополучие», как компонент структуры субъективного качества жизни, влияет на оценку общей удовлетворенности жизнью [Хащенко, 2002].

Взаимосвязь субъективного благополучия личности, как психологической категории и отношения человека к экологическим условиям жизни, к окружающим природным объектам позволила нам высказать предположение о возможности выделения понятия субъективного экологического благополучия. С целью операционализации данного понятия было проведено исследование, направленное на изучение представлений об экологическом благополучии.

Структура представлений об экологическом благополучии. Содержательные компоненты представлений об экологическом благополучии определялись с помощью ассоциативной техники. Респондентов просили записать до 10 ассоциаций, на предложенное понятие «экологическое благополучие». Полученный вербальный материал, подвергался специально разработанному тематическому контент-анализу. При обработке результатов использовался частотный анализ.

Было опрошено 228 человек, в возрасте от 18 до 55 лет (58% женщины и 42% мужчины), из них 178 человек, проживающих в г. Москве и городах Подмосковья, и 50 человек — жители Тульской области, респонденты имели различный образовательный и профессиональный статус.

Частотный анализ данных позволил выявить категории, явно преобладающие над другими по частоте упоминания, они были обозначены нами в результате обобщения вошедших в каждую категорию признаков.

А). «Природа и природные объекты» (85,5% случаев) — основные признаки: чистый воздух, чистая вода, зеленый лес и растительность, цветы, солнце, голубое небо и другие.

Б). «Здоровье» (82,6% случаев) — основные признаки: хорошее здоровье, здоровые дети, чистота, гармония, комфорт, питьевая вода, продукты без ГМО и другие.

В). «Ориентация на безопасность жизненной среды» (72,3% случаев) — основные признаки: жизнь без химии, прекращение вырубки лесов, сохранение редких животных, экономия воды, очистные сооружения, переход на безопасный вид топлива и энергии, сохранение природных ресурсов, «Гринпис» и другие.

Г). «Ориентация на удовлетворение личных потребностей» (52,2% случаев) — основные признаки: безопасность, дыхание, счастье дома, счастливые лица, защищенность, гармония с природой, пища в достатке, свежие продукты, «нет шума», «нет дыма», и другие.

Анализ данных позволяет заключить, что представления об экологическом благополучии отличаются достаточно широким «разбросом» признаков. Большая часть опрошенных связывает экологическое благополучие с «природными объектами» и «природой» в целом, а также ее благоприятным состоянием в различных проявлениях.

Наряду с «природой» значимым компонентом представлений об экологическом благополучии выступает здоровье свое и окружающих людей (особенно детей). Но при этом здоровье в структуре представлений соотносится с безопасными условиями проживания.

В структуре представлений об экологическом благополучии проявляется активная позиция большинства опрошенных по отношению к экологической безопасности жизненной среды. Но при этом для человека остается важным и его «личное пространство», определяемое в структуре представлений об экологическом благополучии через значимость удовлетворения личных потребностей (физиологических, в безопасности, общении и др.).

Выделенные структурные компоненты представлений об экологическом благополучии личности позволили нам сделать предположение о том, что субъективное экологическое благополучие во многом определяется экологическим сознанием личности.

Экологическое сознание личности как фактор ее субъективного экологического благополучия. Категорию «экологическое сознание» рассматривают исследователи различных областей знаний — философии, экологии, социологии, культурологии и др. В академических словарях понятие «экологическое сознание» определяется, как способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности [https://dic. academic. ru/dic. nsf/emergency/3350].

Проблемы психологии экологического сознания активно развиваются в настоящее время в экологической психологии. Один из ведущих ученых и организаторов экологической психологии в нашей стране В. И. Панов, обобщая исследования в этой области, отмечает, что психология экологического сознания направлена на изучение индивидуального, группового экологического сознания и мировоззрения: выделение различных его типов, развитие в социо- и онтогенезе, разработку психологических методов формирования, диагностики, коррекции и тренинга, и др.. Предметом психологии экологического сознания является экологическое сознание человека как высшая форма его психики, тип которого (антропоцентрический, экоцентрический) определяют особенности взаимодействия в системе «Человек ˗ среда». Как отдельное направление психологии экологического сознания, вносящего свой вклад в развитие проблемы, по мнению В. И. Панова, выступают исследования экологического сознания как социально-психологического феномена и, в частности, актуального экологического сознания [Панов, 2004].

Понятие «актуальное экологическое сознание личности» было использовано нами в исследовании социально-психологических факторов жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных (радиоактивно-загрязненных) территориях. Предполагалось, что актуализация элементов экологического сознания происходит при наличии объективных, либо ожидаемых признаков изменения экологической ситуации, и их совокупность становится ведущей и определяющей жизнедеятельность личности в условиях постоянного проживания на радиоактивно загрязненных территориях [Хащенко Н. Н., 2002]. Но, последующие исследования, позволяют нам сделать вывод о том, что актуальное экологическое сознание, как совокупность элементов экологического сознания, которые становятся ведущими, значимыми для личности и атрибутом ее как субъекта жизнедеятельности, включающее наиболее значимые компоненты целостного отношения человека к экологической ситуации в районе проживания, необходимо изучать и в «обычных» условиях жизнедеятельности [Хащенко Н. Н. и др., 2015]. Так, как актуальное экологическое сознание опосредствует и трансформирует систему отношений человека к себе и другим людям, их поступкам и деятельности [Журавлев и др., 1996], а также может определять субъективное благополучие человека.

Таким образом, программа исследования субъективного экологического благополучия в различных социальных группах и условиях жизнедеятельности, предполагает включение следующих блоков характеристик.

Определение состояния, особенностей и структуры актуального экологического сознания, будет изучаться через следующие показатели.

Динамика личностной оценки «благоприятности-неблагоприятности экологической ситуации в районе проживания:

  • оценка состояния экологической обстановки в районе проживания в настоящее время;
  • ретроспективная оценка изменения экологической обстановки в регионе проживания;
  • оценка перспектив изменения экологических условий проживания в данном регионе; оценка направленности (вектора) изменения экологической ситуации в регионе;
  • оценка своего эмоционального состояния в связи с экологической обстановкой в районе проживания,
  • переживание чувства безнадежности в связи с экологическими условиями жизни.

1.2. Значимость для личности экологических проблем, связанных с загрязнением природной среды на Планете и в районе проживания:

  • частота обсуждения экологических вопросов с членами семьи (родственниками), друзьями, соседями, коллегами по работе;
  • оценка степени значимости загрязнения природной среды на Планете;
  • оценка степени значимости загрязнения природной среды в районе проживания.

1.3. Отношение личности к себе как субъекту экологического сознания и поведения:

  • оценка уровня собственной активности по разрешению экологических проблем, в том числе, предпочитаемые действия под влиянием информации об экологической обстановке;
  • степень принятия личной ответственности и оценка ответственности других субъектов (государственных и общественных) за состояние экологической ситуации в районе проживания.

1.4. Психологическая готовность личности к перемене места жительства:

  • оценка степени привязанности к району проживания;
  • отношение личности к переезду на другое место жительства;
  • оценка предполагаемого изменения физического самочувствия при переезде на другое место жительства;
  • оценка готовности сменить место жительства ради обеспечения и сохранения своего здоровья.

1.5. Информированность личности о состоянии экологической ситуации в районе проживания:

  • оценка степени информированности об экологической ситуации в районе проживания, в области, в стране и мире;
  • признаки-ориентиры в оценке экологической ситуации в регионе проживания.

1.6. Беспокойство личности за собственное здоровье в связи с экологическими условиями проживания:

  • общая оценка удовлетворенности-неудовлетворенности личности экологической обстановкой в районе проживания;
  • оценка состояния здоровья и изменения самочувствия в трех временных срезах: в прошлом, настоящем и будущем;
  • общая оценка экологической ситуации в районе проживания с точки зрения ее с «опасности-безопасности» для здоровья;
  • оценка степени беспокойства за свое здоровье в связи с экологической обстановкой в районе;
  • оценка частоты обращения за медицинской помощью;
  • принятие конкретных мер, направленных на профилактику и укрепление здоровья.

1.7. Ценностное отношение личности к природе:

  • оценка удовлетворенности состоянием окружающей природы и природных объектов;
  • оценка частоты отдыха на природе;
  • оценка степени желания бывать на природе;
  • ранжирование ценности «Природа» в системе жизненных ценностей личности.

2. Определение структуры субъективного качества жизни, будет осуществляться на основании использования «Шкалы удовлетворенности жизнью» [Хащенко В. А., 2012]. Методика предполагает измерение общей оценки удовлетворенности жизнью по 22 наиболее значимым аспектам, а также в отдельных ее областях: семья, межличностные отношения, персональные потребности, личная безопасность, социально-экономические условия жизни и др.

3. Оценка социально-психологических и психологических характеристик личности:

  • структура ценностных ориентаций личности с помощью методики М. Рокича;
  • ведущая ориентация на причины личного успеха-неудачи в жизни (модифицированный вариант методики Д. Роттера);
  • преобладающий тип субъективного отношения к природе (методика «Натурофил» С. Д. Дерябо [Дерябо, 1999]).

4. Социально-демографические характеристики личности: пол, возраст, уровень образования, семейный и экономический статус, сфера профессиональной занятости.

Основным методом исследования при реализации программы выступит формализованное интервью в технике «лицом к лицу». В исследовании примут участие жители различных регионов России, проживающие в областях и городах с различным экологическим статусом.

Полученные данные анализируются с помощью математико-статистических методов ˗ корреляционного, факторного, кластерного, дисперсионного анализа.

В результате исследования будут определены: структура актуального экологического сознания структура субъективного качества жизни; ценностная структура личности; выявлены связи субъективного экологического благополучия и актуального экологического сознания личности; преобладающие типы актуального экологического сознания и субъективного экологического благополучия жителей регионов с различным экологическим статусом. Установлены социально-психологические и психологические детерминанты субъективного экологического благополучия в различных социальных группах и условиях жизнедеятельности.

Таким образом, разработанная программа исследования субъективного экологического благополучия в различных условиях жизнедеятельности может быть использована при изучении и прогнозировании отношения человека к изменяющимся экологическим условиям жизни. Полученные на ее основе результаты могут найти применение при разработке социальных и социально-психологических программ реабилитации населения, проживающего на территориях с неблагоприятным экологическим статусом, а также программ, предполагающих развитие экологического сознания человека.

Работа выполнена в соответствии с Госзаданием ФАНО РФ № 0159-2016-0008.

 

Литература:

1. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. Москва: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 310 с.

2. Журавлев А. Л. и др. Динамика экологического сознания населения России в связи с глобальными изменениями природной среды: программа социально-психологического исследования / Хащенко В. А. // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. С. 209-214.

3. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. Москва: Наука, 2004. — 197 с.

4. Хащенко В. А. Психология экономического благополучия. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. — 426 с.

4. Хащенко Н. Н. и др. Динамика субъективного экологического благополучия человека в условиях проживания на экологически неблагоприятных территориях / Баранова А. В., Панова Е. М. // Альманах мировой науки, № 2-3(2), 2015. С. 117-122.

5. Хащенко Н. Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности в условиях постоянного проживания на радиоактивно загрязненных территориях // Современная психология: Состояние и перспективы исследований: Часть 2: Общая и социальная психология, психология личности и психофизиология, экономическая, организационная и политическая психология: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН 28‒29 января 2002 года. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. С. 249-259.

6. Capaldi Сapaldi C. A. et al. The relationship between nature connectedness and happiness: a meta-analysis / Dopko R. L., Zelenski J. M. // Frontiers in Psychology, 5, 976, 2014. DOI:10.3389/fpsyg.2014.00976

References:

1. Deryabo S. D. Ekologicheskaya psihologiya: diagnostika ekologicheskogo soznaniya. Moskva: Moskovskiy psihologo-sotsialnyiy institut, 1999. — 310 s.

2. Zhuravlev A. L. i dr. Dinamika ekologicheskogo soznaniya naseleniya Rossii v svyazi s globalnyimi izmeneniyami prirodnoy sredyi: programma sotsialno-psihologicheskogo issledovaniya / Haschenko V. A. // Dinamika sotsialno-psihologicheskih yavleniy v izmenyayuschemsya obschestve. Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 1996. S. 209-214.4. Haschenko V. A. Psihologiya ekonomicheskogo blagopoluchiya. Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012. — 426 s.

4. Haschenko N. N. i dr. Dinamika sub’ektivnogo ekologicheskogo blagopoluchiya cheloveka v usloviyah prozhivaniya na ekologicheski neblagopriyatnyih territoriyah / Baranova A. V., Panova E. M. // Almanah mirovoy nauki, # 2-3(2), 2015. S. 117-122.

5. Haschenko N. N. Sotsialno-psihologicheskie faktoryi zhiznedeyatelnosti lichnosti v usloviyah postoyannogo prozhivaniya na radioaktivno zagryaznennyih territoriyah // Sovremennaya psihologiya: Sostoyanie i perspektivyi issledovaniy: Chast 2: Obschaya i sotsialnaya psihologiya, psihologiya lichnosti i psihofiziologiya, ekonomicheskaya, organizatsionnaya i politicheskaya psihologiya: Materialyi yubileynoy nauchnoy konferentsii IP RAN 28

6. Сapaldi C. A. et al. The relationship between nature connectedness and happiness: a meta-analysis / Dopko R. L., Zelenski J. M. // Frontiers in Psychology, 5, 976, 2014. DOI: 10.3389/fpsyg.2014.00976