DOI: 10.17689/psy-2017.1.9
УДК 159.9.07

© 2017 Мустафина Лилия Шаукатовна*,
*кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии личности Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии Российской академии наук,
г. Москва. leila.mus@gmail.com

Аннотация: Представлены результаты исследования социальных представлений о совести старшеклассников и студентов. Проводится сопоставление с представлениями о совести пожилых россиян. Анализ результатов показал, что количественная и содержательная полнота представлений о совести у старшеклассников, студентов и пожилых людей различается, хотя и содержит устойчивые, характерные для всех групп респондентов, положительно окрашенные элементы. Представления молодых людей о совести содержательно и структурно беднее, по сравнению с представлениями пожилых людей о совести.

Ключевые слова: совесть, социальные представления, ядро и периферия социальных представлений, нравственность, нравственно-психологическое становление личности, молодежь, пожилые.

 

Representations of conscience as a reflection of the moral and psychological formation of personality
© 2017 Mustafina Lilia Shaukatovna*

* Candidate of Psychological Sciences, Researcher of the Personality Psychology Laboratory of the Federal State Budgetary Institute of Science of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences,
(Moscow, Russia) leila.mus@gmail.com

Annotation: The results of research of social ideas about the conscience of senior pupils and students are presented. A comparison is made with views on the conscience of elderly Russians. The analysis of the results showed that the quantitative and substantial completeness of the notions of conscience among high school students, students and elderly people differs, although it contains stable, characteristic for all groups of respondents, positively colored elements. Representations of young people about conscience are meaningful and structurally poorer than those of older people about conscience.

Key words: conscience, social representations, core and periphery of social representations, morality, moral and psychological formation of personality, youth, elderly.

 

Что понимают под словом «совесть» в настоящее время российские граждане? Какое значение имеет совесть в развитии и становлении личности современного человека? Слово «совесть» знакомо всем, но из-за резких изменений в общественной жизни России в последние десятилетия его понимание могло существенно измениться. Этому способствуют телепередачи, фильмы по центральному телевидению, пропагандирующие чуждые нашему менталитету ценности индивидуализма, славы, материального обогащения. И молодежь с неустоявшейся, неокрепшей системой ценностей впитывает эти образцы поведения, взгляды на жизнь, и, как следствие, меняется мировоззрение молодых людей, ценностные ориентации, представления о нравственных категориях и их значимости в жизнедеятельности, изменяется поведение молодежи.

М. И. Воловикова отмечает: «Так сложилось исторически, что в российском менталитете совести принадлежит решающая роль в регуляции отношений между людьми. „Поступить, рассудить по совести“, „сделать на совесть“ и другие подобные выражения, закрепившиеся в русском языке, говорят о том, что совесть выступает как критерий качества поступка или дела. В прежние годы, заручившись совестью, под „честное слово“ компаньона купцы заключали „миллионные“ сделки — и не прогадывали. Это таинственное образование оказывалось надежнее, чем договоры, скрепленные печатью» [Воловикова, 2011, с.73]. Формирование личности современного юношества происходит совершенно в других социальных и культурных условиях. Начиная с 90х гг. исследователи диагностируют упадок нравственной культуры среди молодежи. Т. А. Флоренская пишет, что характерная черта современных подростков и юношей та, что они «стыдятся говорить о высоком, эта тема у них либо „запретна“, либо вытеснена в бессознательное (ситуация, обратная той, что отражена в психоанализе З. Фрейда)» [Флоренская, 1991, с. 77]. Флоренская заключает, что у современного подростка вопросы духовно-нравственного характера «не в моде» и нередко «вытеснены» в область бессознательного; в сознании же преобладают темы, считавшиеся во времена классического психоанализа постыдными и не приемлемыми для сознания. По заключению В. Е. Семенова, «разрушение ценностно-нравственных основ, традиций, сложившейся бытовой морали привели к аморализации общества под лозунгами „обогащения“ и „толерантности“ (в том числе и к импортированным перестроечным порокам вроде гомосексуализма и ростовщичества)» [Семенов, 2008, с. 62]. А. В. Юревич акцентирует внимание на появлении развязно-агрессивного личностного типа среди школьников и студентов, формируемого главным образом социальной средой [Юревич, 2012].

Нравственно-психологическое состояние личности определить прямыми методами бывает затруднительно, т. к. высока вероятность социальной желательности ответов испытуемых, а также работы защитных механизмов психики. В связи с этим, мы считаем, что исследование социальных представлений о совести открывает новые возможности для изучения нравственно-психологического состояния личности и для прогнозирования процессов, происходящих в нравственной сфере в современном российском обществе [Мустафина, 2016].

Социальные представления — это любые формы убеждений, взглядов, знаний членов социальной группы по отношению к изменяющейся жизни. «Социальное представление всегда демонстрирует что-то, свойственное тому, кто его передает — его вклад в интерпретацию. Тем самым представление — это не просто воспроизведение, а создание, оно предполагает некоторую долю автономии и индивидуальной или коллективной креативности» [Жоделе, 2007, с. 378].

Структурный подход к изучению социальных представлений [Abric J.,1993; Verges P., 1992; Т. П. Емельянова, 2006; Е. Пащенко-де Превиль, 2012 и др.] предполагает выделение структуры, т. е. ядра и периферии. Ядро — константно и связано с коллективной памятью, с историей группы, ее ценностями и нормами, а периферия — изменчива, вариативна, зависит от индивидуального опыта респондентов и отражает тенденции развития социальных представлений.

Цель исследования — выявить современные тенденции нравственно-психологического состояния личности, закономерности нравственного становления молодежи в современных условиях.

Объект исследования — школьники 9 — 11 классов (14 — 16 лет) и студенты ВУЗов (17 — 25 лет), проживающие в городах Москве и Казани. Общее количество молодых респондентов составляет 333 человека. В качестве группы сравнения для молодежной выборки мы взяли выборку людей пенсионного возраста как носителей традиций и исторически сложившейся нравственной культуры России. В группу пожилых людей вошли 56 респондентов в возрасте от 52 до 80 лет, средний возраст составил 62,5 года; 15 мужчин (27%) и 41 женщина (73%), проживающие в Москве или Московской области.

Гипотеза исследования — нравственно-психологическое состояние личности отражается в ее нравственных убеждениях, социальных представлениях о нравственных феноменах (и в частности, о совести), специфика которых у различных групп российской молодежи выразится в содержательном и структурном отличии от представлений пожилых респондентов: ядро социальных представлений пожилых людей о совести будет существенно полнее и содержательно богаче, чем ядро представлений молодых людей.

Эмпирическое исследование состояло из 2-х этапов. На первом этапе для получения семантического поля представлений о совести мы использовали метод «словесных ассоциаций», анкету открытого типа для сбора суждений о совести и метод пиктограммы. На втором этапе для определения структуры социальных представлений о совести (ядра и периферии) использовали анкету, составленную по результатам первого этапа, оценочную шкалу Ж.-К. Абрика, математико-статистический анализ (описательная статистика, корреляционный анализ, для выявления различий — критерий U-Манна-Уитни) [Воловикова и др., 2016].

Результаты исследования.

Наиболее часто употребляемыми ассоциациями со словом «совесть» у старшеклассников являются слова: «честь» (17%), «стыд» (14%), «душа» (14%), «ум (разумность)» (10%) и отсутствие совести (слова «нет», «ее нет», «нету», «пустота», «ничто») (14%), «долг» (10%) и некоторые другие. Лидером словоупотребления стала категория «честность» (29%).

У девочек выявились слова-ассоциации, такие как «вина», «проступок», «мучения» (12,8%), тогда как ни один из опрошенных мальчиков эти слова не указал. Мальчики выделяли слова нефункциональности совести («бездействие», «молчание», «далеко») (3,4%), у девочек такой категории не было. Однако девочки в 2 раза чаще мальчиков указывали слова отсутствия совести («нет», «ее нет», «пустота» и т. п.) (7,6%).

Наиболее часто употребляемыми ассоциациями со словом «совесть» у студентов являются слова «честность» — указали 48% опрошенных, «честь» — 24% опрошенных, «порядочность» — 18%, «ответственность» — 16%, «доброта» — 15%, «искренность» — 13%; «долг», «уважение», «стыд», «разум» — указали по 10% опрошенных студентов, отсутствие совести — только 3% молодых людей.

Ассоциация «честность» и у школьников и у студентов лидирует по проценту указавших ее молодых людей, и, тем не менее, среди студентов это количество 48%, а среди школьников — 29%. Также ассоциации «порядочность», «ответственность» студенты указывали намного чаще, чем школьники. Плюс к этому у студентов появилась ассоциация с понятием совести — «доброта». Все это может говорить о том, что постепенно категория совести в сознании современных школьников обособляется и теряет связь с нравственными качествами человека, такими как порядочность, доброта, ответственность, в то время как у студентов эти категории взаимосвязаны. В понимании школьников феномен совести тесно связан с душой человека, они осознают совесть как врожденную составляющую человека. Школьники намного чаще студентов указывают ассоциации «отсутствия совести» (например, «ее нет», «нет», «пустота» и т. п.), что отражает оценку школьниками нравственности своих современников и, возможно, себя тоже, и косвенно может отражать нравственно-психологическое состояние современных людей.

Получается, что социальные представления студентов о совести оказались содержательно более наполненные, чем представления школьников, и понятие совести тесно связано в сознании студентов с нравственными качествами личности. С возрастом и жизненным опытом эта тенденция становится более явной.

У пожилых людей чаще встречающиеся ассоциации со словом «совесть» — «порядочность» (42% опрошенных), «честность» (35%), «ответственность» (16%), «справедливость» (13%), «доброта» (13%), «обязательность» (13%), «любовь» (11%), «правда» (11%). Ассоциации, связанные с негативными переживаниями у пожилых людей встречаются редко: «чувство вины», «стыд», «раскаяние» отмечают по 5% опрошенных пожилых людей, отсутствие совести обозначил только 1 опрошенный.

При обозначении символа, приходящего на ум со словом «совесть», у школьников выявилась тенденция к изображению опасных, острых предметов, как у девочек, так и у мальчиков (молния, зубы, шипы, колючки, цепи, знак радиактивности, оружие) (31%). Наряду с этим у 17% старшеклассников наблюдаются рисунки с позитивным смыслом (цветок, корона, улыбки, сердечки, солнышко). В группе пожилых респондентов 66% обозначили символ, связанный в их сознании со словом «совесть» и почти все изобразили понятия с позитивным смыслом (солнце, голубь Мира, нимб, свет, цветок, улыбка и т. п.). 5% пожилых изобразили символ направления (стрелка, вектор и т. п.), и один испытуемый обозначил «красные щеки», что может указывать на связь совести с переживанием чувства стыда.

Таким образом, у молодых людей чаще встречаются ассоциации и пиктограммы с негативной эмоциональной нагрузкой, в то время как в представлениях пожилых респондентов совесть связана в подавляющем большинстве случаев с позитивными эмоциями. Возможно, данный факт можно объяснить дефицитом собственного опыта работы совести у молодых людей.

Второй этап исследования показал следующее. Ядро социальных представлений старшеклассников представлено 12 элементами, отражающими позитивное отношение к роли совести в жизни человека и общества, сущностные характеристики совести, независимость совести от внешних оценок. Сравнив ядро и периферию представлений школьников Москвы и Казани, мы обнаружили следующие различия: в ядро социальных представлений московских старшеклассников входит большее количество элементов, чем в ядро социальных представлений казанских старшеклассников. Хотя при разделении выборки на группы по половому признаку, оказалось, что это характерно только для группы московских старшеклассниц-девочек, т. к. у них в ядре представлений содержится 13 элементов, в то время как у московских юношей только 10 элементов. У казанских школьников ядро социальных представлений включает 11 элементов независимо от пола. Содержательное сравнение ядра представлений казанских девочек-школьниц и мальчиков-школьников о совести показывает, что мальчики больший акцент делают на положительном влиянии совести на жизнедеятельность человека и общества («Совесть способствует нормальным отношениям между людьми»), а девочки выделяют утверждение, полно и глубоко отражающее понимание совести («Совесть — регулятор поведения и человеческих поступков»). В ядро СП московских девочек-школьниц добавочно включаются утверждения, отражающие положительное влияние совести на жизнедеятельность человека и общества и независимость совести от внешних оценок («Совесть независима от мнения окружающих», «Совесть — это форма самосознания и самоконтроля человека», «Совесть помогает уважать других и самого себя»). Получается, что за счет содержательности представлений школьниц из Москвы ядро социальных представлений старшеклассников в целом характеризуется как вполне отражающее основные свойства совести.

У некоторых старшеклассников в ядро социальных представлений о совести входят утверждения, выражающие цинично-прагматичное отношение к совести. «Совесть нужна для личной выгоды» считают 5% школьников из Казани и 14% школьников из Москвы; мнение, что «Сейчас ни у кого совести нет» разделяют 7% казанских школьников и 14% московских школьников; с утверждением, что «От совести многие люди хотят избавиться, это чувство мешает» соглашаются 30% казанских старшеклассников и 28% московских учащихся старших классов; утверждение, что «Совесть мешает жить» входит в ядро СП 6% школьников из Казани и 14% школьников из Москвы.

Вместе с тем, ядро социальных представлений школьников и студентов отличается незначительно. В ядре представлений и тех и других представлены утверждения, наиболее полно и глубоко отражающие содержание феномена совести, понимание позитивного влияния совести на жизнь человека и общества. И у школьников, и у студентов имеется понимание природы совести как приобретенного и развивающегося свойства человека.

У студентов, в отличие от школьников, в ядро социальных представлений о совести вошли утверждения «Совесть помогает уважать других и самого себя» и «Совесть способствует нормальным отношениям между людьми», т. е. студенты в большей степени акцентируют внимание на положительном влиянии совести на жизнедеятельность человека и общества. При этом в ядерной части представлений школьников о совести добавочно находится утверждение, что «Совесть независима от мнения окружающих», что говорит о четком понимании школьниками сущностных свойств совести.

Меньшее число студентов по сравнению со школьниками (примерно в 2 раза) имеет в ядре социальных представлений элементы, выражающие цинично-прагматичное отношение к совести.

В центральной части ядра социальных представлений школьников находится только одно утверждение, что «У разных людей совесть развита в разной степени», что не отражает сущностных свойств совести. У студентов в центральной части ядра социальных представлений содержится 2 утверждения: такое же, как у школьников и «Совесть связана с осознанием своих поступков, ответственностью и нравственным долгом перед другими», которое отражает сущностные характеристики совести. Центр ядра представлений пожилых респондентов содержит 6 утверждений, отражающих положительное влияние совести на жизнедеятельность человека и общества и характеризующих сущностные свойства феномена совести.

Само ядро социальных представлений пожилых о совести в целом содержит 21 элемент и включает утверждения, наиболее полно и глубоко отражающие содержание феномена совести, независимость совести от внешних оценок, положительное влияние совести на жизнедеятельность человека и общества. Можно с уверенностью констатировать, что ядро социальных представлений пожилых людей о совести максимально содержательно и затрагивает сущностные характеристики феномена совести. Вместе с тем, у небольшого числа пожилых людей в ядро представлений о совести вошли такие утверждения как «Совесть не нужна» (7% респондентов), «Совесть нужна для личной выгоды» (4% респондентов), «Совесть тесно связана со страхом последующего наказания» (27%), «Совесть мешает жить» (13%), «Совесть мало что способна изменить в мире» (16%), что оказалось для нас неожиданным результатом. Мы решили дополнительно выделить тот вес, который вносят в социальные представления пожилых индивидуальные особенности ответов на вопросы анкеты. Рассмотрев более детально индивидуальные представления пожилых людей с такими элементами ядра, мы увидели, что элементы с негативной окраской разрозненно представлены по выборке, т. е. у каждого конкретного респондента в ядре присутствует от 1 до 3-х элементов с негативной окраской. В молодежной выборке мы видим, что эта тенденция также проявляется: ядро представлений молодежи о совести содержательно беднее, чем ядро социальных представлений пожилых людей, и среди молодых людей чаще встречаются респонденты, в ядре представлений о совести которых содержатся утверждения с негативной окраской. Так, в ядре представлений молодежи чаще, чем в ядре представлений пожилых людей встречаются утверждения, отражающие цинично-прагматическое отношение к совести, такие как «Совесть нужна для личной выгоды» (7%), «Сейчас ни у кого совести нет» (10%), «От совести многие люди хотят избавиться, это чувство мешает» (25%), «Совесть — это бред, от которого нужно отвыкать» (6%), «Совесть мало что способна изменить в мире» (20%). Можно предположить, что социальная ситуация в стране постепенно начинает воздействовать на мировоззрение как молодых, так и пожилых людей и изменяет их представления о совести в сторону содержательно противоречащих друг другу утверждений. И сильнее подвергаются изменениям представления молодежи о совести из-за естественной недостаточной устойчивости нравственной сферы в этом возрасте. Возможно и другое объяснение: сказывается свойственный подростковому периоду негативизм в принятии ценностей взрослых. Так среди старшеклассников находится большее количество респондентов с цинично-прагматическим отношением к совести, среди студентов подобное отношение выражено существенно меньше, а у пожилых респондентов оно выражено еще слабее.

Выводы.

Исследование выявило, что количественная и содержательная полнота социальных представлений о совести у старшеклассников, студентов и пожилых людей различается, хотя и содержит устойчивые, характерные для всех групп респондентов, положительно окрашенные элементы. В целом представления старшеклассников и студентов о совести содержательно и структурно беднее, по сравнению с представлениями пожилых респондентов о совести. Таким образом, гипотеза исследования о том, что нравственно-психологическое состояние личности отражается в ее нравственных убеждениях, и в частности, в социальных представлениях о совести подтвердилась, что связано, на наш взгляд, с накоплением опыта в течение жизни, в том числе и нравственного, и с переосмыслением жизненных ценностей.

 

Литература:

  1. Воловикова М.И. К проблеме психологического исследования совести// Психологические исследования духовно-нравственных проблем / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С.71 – 86.
  2. Воловикова М.И. Представления о совести в российском менталитете / Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. -144с.
  3. Емельянова Т.П. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследования. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.- 476 с.
  4. Жоделе Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / Под. ред. С. Московичи. Санкт-Петербург: Питер, 2007. С. 372 – 394.
  5. Мустафина Л.Ш. Динамика социальных представлений современных старшеклассников о совести // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 3. С. 69-82.
  6. Пащенко-де Превиль Е. Карьера в понимании молодежи: сравнительный анализ социальных представлений российских и французских студентов // Вопросы психологии. № 4. 2012 . С. 48 – 61.
  7. Семенов В.Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика, на перепутье эпох: Избранные научные работы (1971-2007). Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского Ун-та, 2008. – 477 с.
  8. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Москва: Институт психологии АН СССР, 1991. – 244 с.
  9. Юревич А.В. Развязно-агрессивный тип личности как проявление нравственного состояния современного российского общества// Психологические проблемы современного российского общества/ Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.А. Сергиенко.  Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 125 – 143.
  10. Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representation. 1993. V. 2. P. 75 – 78.
  11. Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une representation // Bulletin de Psychologie. 1992. V. XLV. P. 203 – 209.

References:

  1. Volovikova M.I. K probleme psihologicheskogo issledovaniya sovesti// Psihologicheskie issledovaniya duhovno-nravstvennyih problem / Otv. red. A.L. Zhuravlev, A.V. Yurevich. Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2011. S.71 – 86.
  2. Volovikova M.I. Predstavleniya o sovesti v rossiyskom mentalitete / Volovikova M.I., Mustafina L.Sh. - Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016. -144s.
  3. Emelyanova T.P. Sotsialnyie predstavleniya: Istoriya, teoriya i empiricheskie issledovaniya. - Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016.- 476 s.
  4. Zhodele D. Sotsialnoe predstavlenie: fenomenyi, kontsept i teoriya // Sotsialnaya psihologiya / Pod. red. S. Moskovichi. Sankt-Peterburg: Piter, 2007. S. 372 – 394.
  5. Mustafina L.Sh. Dinamika sotsialnyih predstavleniy sovremennyih starsheklassnikov o sovesti // Institut psihologii Rossiyskoy akademii nauk. Sotsialnaya i ekonomicheskaya psihologiya. 2016. T. 1. # 3. S. 69-82.
  6. Paschenko-de Previl E. Karera v ponimanii molodezhi: sravnitelnyiy analiz sotsialnyih predstavleniy rossiyskih i frantsuzskih studentov // Voprosyi psihologii. # 4. 2012 . S. 48 – 61.
  7. Semenov V.E. Rossiyskaya polimentalnost i sotsialno-psihologicheskaya dinamika, na perepute epoh: Izbrannyie nauchnyie rabotyi (1971-2007). Sankt-Peterburg: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo Un-ta, 2008. – 477 s.
  8. Florenskaya T.A. Dialog v prakticheskoy psihologii. Moskva: Institut psihologii AN SSSR, 1991. – 244 s.
  9. Yurevich A.V. Razvyazno-agressivnyiy tip lichnosti kak proyavlenie nravstvennogo sostoyaniya sovremennogo rossiyskogo obschestva// Psihologicheskie problemyi sovremennogo rossiyskogo obschestva/ Otv. red. A.L.Zhuravlev, E.A. Sergienko. Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2012. S. 125 – 143.
  10. Abric J. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representation. 1993. V. 2. P. 75 – 78.
  11. Verges P. L’Evocation de l’argent: Une methode pour la definition du noyau central d’une representation // Bulletin de Psychologie. 1992. V. XLV. P. 203 – 209.