DOI: 10.17689/psy-2017.1.8
УДК 316.6

© 2017 Малышев Иван Викторович*,
*кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского государственного университета (г. Саратов) iv.999@list.ru
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10624.

Аннотация: В статье рассматривается проблема адаптационных возможностей личности у представителей современных подростковых субкультур. Анализируются результаты исследований параметров индивидуальной и социально-психологической адаптации у подростков-геймеров и футбольных фанатов. Обнаружено, что адаптационные возможности личности у подростков разных субкультур значимо различаются, что отражено в особенностях их адаптации. Выявлен в среднем высокий уровень адаптированности личности у футбольных фанатов и сниженный у подростков-геймеров. При изучении ожиданий подростков двух групп относительно требований социальной среды в разных условиях действительности отмечено, что они по некоторым показателям незначительно различаются. Также имеются и некоторые схожие ожидания, общее понимания действительности при социальной адаптации подростков разных субкультур.

Ключевые слова: подростковые и молодежные субкультуры, индивидуальная и социально-психологическая адаптация, адаптационные возможности личности, адаптационная готовность, ожидания личности к требованиям социальной среды.

 

Influence of modern subcultures to the adaptational possibilities of personalities of halflings and their expectations to the requirements of the environment
© 2017 Malyshev Ivan Viktorovich*

*Candidate of psychological sciences, associated professor of department of pedagogical psychology and psycho-diagnostics of Saratov state university (Saratov) iv.999@list.ru

Annotation: In the paper, the problem of adaptation possibilities of personality of representatives of modern halflings subcultures, is considered. The results of investigations of parameters of personal and social-psychological adaptation among halflings-gamers and football fans are analyzed. It is found that the adaptational possibilities of personality of halflings of different subcultures have prominent differences, this is flipped in peculiarities of their adaptation. On a pair, a high level of adaptability of personality of football fans and low level of adaptability among halflings-gamers, are indicated. During the study of the expectation of the halflings from the two groups with respect to the requirements of the environment in different reality conditions, it is noted that they have some slightly different factors. There are also some similar expectations, common understandings of the reality during the social adaptation of halflings of different social subcultures.

Key words: halflings and youth subcultures, individual and social-psychological adaptation, adaptational possibilities of personality, adaptational readiness, expectation of personality towards the requirements of the environment.

 

На сегодняшний день проблема влияния различных субкультур на массовое сознание молодых людей становится всё более актуальной. Субкультуры имеют активные и широкие масштабы распространения и они сегодня привлекательны как для подростков, так и более старших возрастов. С учетом того, что подростковые и молодежные субкультуры сегодня включают в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающейся подростками как норма, возникает интерес к данной проблематики в личностном аспекте, а именно с точки зрения адаптационных возможностей личности. Так, изучение индивидуальных и социально-психологических характеристик адаптации личности в настоящее время обращает внимание многих исследователей. По мнению А. Л. Журавлева повышение адаптированности личности в первую очередь связано с процессом социально-психологической адаптации, когда человек стремится достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности [Журавлев, 2006]. То есть посредством социально-психологической адаптации ослабляется внутреннее психическое напряжение и дестабилизационное состояние, возникающее у человека при взаимодействии его с обществом и другими людьми.

Проблематика адаптационной готовности личности, её социально-психологических составляющих адаптации многоаспектна и рассматривается современными учеными во взаимосвязи с различными явлениями. М. В. Григорьева выделяет структуру адаптационной готовности, ее уровни и виды в зависимости от степени неопределенности ситуации на примере студентов [Григорьева, 2016]. В исследовании она показывает, что степень неопределенности ситуаций, их значимость в различных сферах проявления активности по-разному связаны у студентов с показателями их адаптационной готовности.

Р. М. Шамионов обсуждает теоретические аспекты проблематики адаптационной готовности личности [Шамионов, 2016]. Автор предлагает оригинальное определение данного явления (его структуры) как состояния, сопровождающегося психическим напряжением, позволяющим личности сохранить настрой на приспособление к значимой, с точки зрения реализации потребностей, ситуации, которая основана на представлении о её успешном (желаемом) исходе, допустимых действиях и средствах. Р. М. Шамионов считает, что наиболее важными являются две составляющих адаптационной готовности. Это диспозиционные явления разных уровней на включение в адаптационный процесс (поддержание его интенсивности до необходимой степени адаптированности) и явления адаптации, характеризующие ее субъективные критерии.

В наших исследованиях рассматривается проблема социально-психологической адаптации личности в контексте ее стрессоустойчивости у учащихся старших классов [Малышев, 2012], а также с точки зрения преодолевающих стратегий у учителей школ [Малышев, 2013]. Так, эмпирические данные свидетельствуют о том, что на разных этапах профессиональной социализации учителей значительную роль в предпочтении копинг-стратегий играет уровень адаптированности их личности. В другом исследовании рассматривается взаимосвязь социальной компетентности личности и ее адаптационных возможностей на примере студентов разных специальностей [Малышев, 2016; Ручин, 2016]. Выявлено, что одним из существенных факторов социально-психологической адаптации личности и адаптационных возможностей является социальная компетентность.

Особенно важное значение имеет проблема адаптированности личности молодых людей в аспекте явлений массового сознания. Помимо этого актуально с точки зрения исследований в области социальной психологии и выявление ожиданий личности относительно требований среды в условиях типичных и специфичных изменений. То есть, понимание и осознание личностью возможностей своей адаптации в различных условиях действительности. Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение влияния современных субкультур на адаптационные возможности личности подростков и их ожиданий к требованиям социальной среды.

В качестве методов, направленных на изучение адаптационной готовности личности подростков выбран социально-психологический опросник адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда и опросник Мини-мульт (сокращенный вариант MMPI) состоящий из 71 утверждения, позволяющих определить свойства личности. Для статистической обработки данных применен t-критерий Стьюдента. Для изучения ожиданий личности относительно требований среды подготовлена анкета акцентирующая внимание на этом явлении. Выборку исследования составили подростки, представители двух субкультур, а именно — 25 испытуемых относятся к субкультуре футбольных фанатов, 25 подростков, принадлежат к субкультуре геймеров. Всего в исследованиях участвовало 50 испытуемых в возрасте от 13 до 14 лет.

Из результатов анализа социально-психологической адаптации в субкультуре футбольных фанатов следует, что показатель «адаптивности» находится в среднем на достаточно высоком уровне (162,3 балла). Это относится к более 50% испытуемых. «Дезадаптивность» у представителей данной субкультуры ниже среднего, средний показатель по группе составил 101 балл. Только у 10% уровень дезадаптации превышает допустимые значения, у 45% испытуемых выявлены низкие показатели дезадаптации. Такая характеристика адаптации как «принятие себя» так же, находится в данной группе на достаточно высоком уровне, средние показатели составили 55,2 балла, у 70% опрошенных показатели высокие, у 30% — средние. Адаптационные возможности, отражающие уровень эмоционального комфорта, находятся на достаточно высоком уровне, при средних значениях в группе — 30,4, у 70% высокие показатели, у 30% средние. Исходя из полученных данных, у испытуемых-подростков высокие показатели отмечаются по следующим шкалам: адаптивность, принятие себя, эмоциональный комфорт и доминирование.

Следующей субкультурой для анализа адаптационных характеристик является субкультура геймеров. Здесь значения «адаптивности» в среднем находятся на уровне ниже среднего (65% с показателями ниже среднего и у 20% низкий уровень адаптивности). Среднее арфметическое значение «адаптивности» — 118,9 баллов. Помимо этого у 30% геймеров выявлен выский уровень «дезадаптивности», для 60% характерны средние показатели и у 10% низкие, при среднем значении в группе — 119,8. Такая характеристика адаптации как «принятие себя» в настоящее время находится на высоком уровне у 50% и в пределах нормы у 50% представителей данной субкультуры. Для 35% подростков характерен высокий уровень показателя «принятия других», у 45% он средний и у 15% — низкий, при среднем значении — 22,3. По шкале «эмоционального дискомфорта» у 25% опрошенных подростков выявлен высокий уровень дискомфорта в эмоциональной сфере, у 65% средние и лишь у 10% низкие результаты при среднем значении по группе — 24,4. Бегство от проблем как характеристика социально-психологической адаптации находится на высоком уровне у 70% подростков и у 30% на среднем уровне, общие показатели по группе составили 20,3 балла. Исходя из полученных данных, у испытуемых высокие показатели отмечаются по следующим шкалам: принятие себя, внутренний контроль, ведомость и эскапизм.

Между группами субкультуры футбольных фанатов и геймеров выявлены статистически значимые различия по следующим шкалам: дезадаптивность, принятие себя, непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, доминирование, эскапизм (см. табл.1).

Таблица 1
Параметры социально-психологической адаптации у представителей субкультуры футбольных фанатов и геймеров

ПОКАЗАТЕЛИ

Субкультура футбольных фанатов

Субкультура геймеров

t-критерий Стьюдента

Степень значимости

 адаптивность

162,3

128,9

5,699

1,47

 дезадаптивность

101,1

119,8

-3,003

0,004

 принятие себя

55,2

51,9

2,967

0,005

 непринятие себя

20,3

23,2

-2,992

0,004

 принятие других

21,7

22,3

1,251

0,218

не принятие других

25,3

28,2

-1,079

0,286

 эмоциональный комфорт

30,4

25,7

4,575

4,95

 эмоц. дискомфорт

20,6

24,4

-3,07

0,004

 внутренний  контроль

59,4

47,5

4,086

0,003

внешний контроль

28,8

29

0,026

0,979

 доминирование

13,7

11,1

4,274

0,004

 ведомость

10,5

19,2

-0,56

0,578

 эскапизм

20,3

24,8

-4,274

0,002

Представители субкультуры геймеров в сравнении с представителями субкультуры футбольных фанатов обладают более низким уровнем адаптационных возможностей, так как по всем показателям результаты снижены, чем у футбольных фанатов, что заметно в ходе анализа результатов исследования.

При изучении адаптационных характеристик личности подростков, находящихся в различных типах субкультур по методике Мини-Мульт (данные обобщены и выражены количественно в виде средних значений шкал) выявлено, что у представителей субкультур присутствуют определённые характеристики. В профиле у представителей субкультуры футбольных фанатов более высокая активность, нежели у представителей геймеров. Это отражается в высоких показателях по шкале «психопатии» со средними показателями в группе 13,8 «гипомании» при средних показателях по группе 11,7 баллов.

Определённые характеристики адаптационных возможностей личности подростков обнаружены так же, в субкультуре геймеров. У представителей данной субкультуры выявлены высокие результаты по таким шкалам, как «ипохондрия», при средних показателях в группе 14, 8 баллов. «шизоидность» с результатом в 19,9 баллов и «психопатии», общие показатели по группе которой составили 14,5.

Для субкультуры футбольных фанатов присущи следующие характеристики: позитивный эмоциональный фон, оптимистичность, преобладание уверенности в успехе, стремление к самоутверждению, активность. В субкультуре геймеров адаптационные возможности находятся на среднем уровне в сравнении с двумя другими субкультурами, так как они склонны к колебаниям настроения, нуждаются во внимании и поддержке, изменении мотивационной направленности, повышении адаптационного потенциала.

Далее изучались ожидания личности подростков двух субкультур относительно требований условий социальной среды. Так, большая часть подростков-геймеров (64%) ожидает разрешить проблемную ситуацию в обычных условиях жизнедеятельности вместе с друзьями, сверстниками. В сложных (экстремальных) условиях 36% относят также взрослых, 24% более опытных товарищей. В группе футбольных фанатов только 68% подростков ожидают совместное решение проблем с друзьями в обычных условиях, а 20% также рассчитывают на более опытных, старших товарищей и 12% испытуемых будут ещё ориентироваться на взрослых. В экстремальных условиях 72% футбольных фанатов ожидают разрешить проблемную вместе с друзьями и 28% обратятся за помощью также к взрослым и более старшим по возрасту.

Высокий уровень стремления самостоятельно разрешить сложную ситуацию свойственен для подростков — футбольных фанатов (4,6 балла). Незначительно ниже он у геймеров (уровень выше среднего- 4,2 балла). Ожидание объединиться с другими людьми, чтобы вместе разрешить ту или иную ситуацию у футбольных фанатов несколько выше (выше среднего — 4,64 ) чем у геймеров (средние значения — 3,3). Ожидание оказать помощь другим при решении общих проблем у испытуемых двух групп субкультур находится на среднем уровне (геймеры — 3,4; футбольные фанаты — 3,64 ). Желание обратиться к другим за помощью или поддержкой у подростков-геймеров и футбольных фанатов ниже среднего (геймеры — 2,64; футбольные фанаты — 2,52 ). Ожидание ставить свои личные интересы выше, чем другие даже если это не всегда приведет к положительным результатам у геймеров находится на среднем уровне (3,6 ), а у футбольных фанатов на высоком ( 4,64 ). Ожидание, что общение с другими обогатит жизненный опыт у геймеров имеет средние значения (2,88), а у футбольных фанатов в основном высокие показатели (4,6 ). В сложных условиях ожидание получить поддержку от других в двух группах имеет средние значения (геймеры −2,72; футбольные фанаты — 2,8 ). В трудных ситуациях ожидания оказать поддержку окружающим в двух группах субкультур также в основном имеют средние значения (геймеры — 3,6; футбольные фанаты −3,4 ). В сложной ситуации испытуемые двух субкультур испытывают ожидания, что будут проявлять агрессивность. У подростков-геймеров это проявляется на уровне выше среднего (4,4), а у подростков футбольных фанатов на высоком (4,7). В обычной или экстремальной ситуации способность манипулировать людьми у геймеров средняя (3,3 ), а у футбольных фанатов выше среднего (4,5). Ожидание, что общительность может способствовать достижению цели имеет значения ниже среднего (2,4) у геймеров и высокие у футбольных фанатов (4,6). Ожидания, что будут действовать решительно, если этого потребуют обстоятельства или сложные условия находится на уровне выше среднего у геймеров (4,3) и имеют высокие значения у футбольных фанатов (4,7). Ожидание пережить сильный дискомфорт ради достижения цели находится на уровне выше среднего у представителей двух субкультур (геймеры — 4,4; футбольные фанаты — 4,5 ).

В трудной жизненной ситуации ожидание идти на риск проявляется на уровне выше среднего также в двух субкультурах (геймеры −4,2; футбольные фанаты — 4,5). Ожидание возникновения трудностей и разных способов их преодоления предполагают в основном более половины испытуемых двух субкультур (геймеры — 4,3; футбольные фанаты −4,5). Ожидания, что будут решительными и действовать конструктивно в разных ситуациях и условиях действительности находится на уровне выше среднего у испытуемых-геймеров (4,2 ) и футбольных фанатов (4,4 ).

Заметно, что ожидания в двух группах подростков относительно требований социальной среды по ряду показателей незначительно различаются. Например, это проявляется в стремлении самостоятельно разрешить сложную ситуацию; в ожидании объединиться с другими людьми, чтобы вместе разрешить ту или иную ситуацию; в ожидании связанным с проявленим агрессивности; в ожидании действовать решительно, если этого потребуют обстоятельства или сложные условия.

Помимо этого имеются и некоторые схожие ожидания при социальной адаптации подростков разных субкультур. Так, это заметно в ожидании оказать помощь другим при решении общих проблем; обратиться к другим за помощью или поддержкой; ожидании получить поддержку от других; в ожидании в трудных ситуациях оказать поддержку окружающим; пережить сильный дискомфорт ради достижения цели и в ожидании в трудной жизненной ситуации идти на риск.

Имеются и различия в ожиданиях подростков, что проявляется в ожидание ставить свои личные интересы выше, чем другие даже если это не всегда приведет к положительным результатам; в ожидании, что общение с другими обогатит жизненный опыт и ожидание, что общительность может способствовать достижению цели.

Таким образом, полученные результаты эмпирического исследования адаптационных возможностей личности подростков, находящихся в различных типах субкультур, свидетельствуют о том, что самый высокий уровень адаптационных возможностей личности имеет субкультура футбольных фанатов и средний уровень — геймеров.

В целом ожидания подростков двух групп субкультур относительно требований социальной среды в разных условиях действительности по некоторым показателям незначительно различаются. Так, это выявлено в ожиданиях объединиться с другими людьми, чтобы вместе разрешить ту или иную ситуацию или ожиданиях, связанных с проявлениями агрессивности и т. д. Обнаружены только различия в ожиданиях подростков ставить свои личные интересы выше, чем другие и в понимании общения и общительности.

Также имеются и некоторые схожие ожидания, общее понимания действительности при социальной адаптации подростков разных субкультур. Например, в ожидание пережить сильный дискомфорт ради достижения цели или в трудной жизненной ситуации идти на риск и т. д.

Литература:

  1. Григорьева М.В. Адаптационная готовность личности в условиях неопределенности //В сборнике: СОЦИАЛЬНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире». Сер. "Язык социального" Под редакцией Н. И. Леонова. 2016. С. 275-277.
  2. Журавлев А.Л.Соснин В.А.Красников М.О. Социальная психология: учебное пособие. М., 2006. 416 с.  
  3. Малышев И.В. Особенности стрессоустойчивости и адаптационных характеристик личности учащихся старших классов //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 1. С. 34-38.
  4. Малышев И.В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии копинг-поведения учителей школ в процессе профессиональной социализации //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 30-34.
  5. Малышев И.В., Ручин В.А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 4. С. 355-361.
  6. Шамионов Р.М. Структура адаптационной готовности личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 4. С. 454-458.

References:

  1. Grigoreva M.V. Adaptatsionnaya gotovnost lichnosti v usloviyah neopredelennosti // V sbornike: SOTSIALNYIY MIR CHELOVEKA materialyi VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Chelovek i mir: mirosozidanie, konflikt i mediatsiya vinterkulturnom mire». Ser. "Yazyik sotsialnogo" Pod redaktsiey N. I. Leonova. 2016. P. 275-277. 
  2. Zhuravlev A. L., Sosnin V. A., Krasnikov M. O. Sotsialnaya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2006. 416 p.
  3. Malyishev I.V. Osobennosti stressoustoychivosti i adaptatsionnyih harakteristik lichnosti uchaschihsya starshih klassov //Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2012. V. 1. N 1. P. 34-38.
  4. Malyishev I.V.Sotsialno-psihologicheskaya adaptatsiya lichnosti i strategii koping-povedeniya uchiteley shkol v protsesse professionalnoy sotsializatsii //Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2013. V. 2. N. 1. P. 30-34.
  5. Malyishev I.V., Ruchin V.A. Vzaimosvyaz sotsialnoy kompetentnosti i adaptatsionnyih vozmozhnostey lichnosti studentov raznyih spetsialnostey //Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2016. V. 5. N. 4. P. 355-361.
  6. Shamionov R.M. Struktura adaptatsionnoy gotovnosti lichnosti //Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2016. V. 16. N 4. P. 454-458.