DOI: 10.17689/psy-2016.1.9
УДК 159.923
© 2016 Ерофеева Мария Александровна*, Азорская Мария Павловна**
*доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна) erofeeva-ma72@yandex.ru
**студентка 4 курса социально-психологического факультета Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), azorskaya.mary@yandex.ru
Аннотация: В данной статье рассматривается исследование феномена совести у младших школьников посредством использования таких методик, как «Опросник вины», «Опросник малоадаптивных форм вины», рисуночный тест «Совесть», «Решение воображаемых экспериментальных ситуаций».
Ключевые слова: Младший школьный возраст; феномен "совесть«;компоненты совести; опрос.
The Study of the Phenomenon of Conscience Primary School
© 2016 Erofeeva Maria Aleksandrovna*, Azoreskaya Maria Pavlovna**
*Ph. D., assistant professor, Head of the Chair of Social Pedagogy Moscow State Regional Institute of Humanity and Social Sciences (Kolomna) erofeeva-ma72@yandex.ru
**4th year student of the faculty of social and psychological state of socio-humanitarian university (Kolomna) azorskaya.mary@yandex.ru
Annotation: This article deals with the study of the phenomenon of conscience in primary school children through the use of such techniques as «guilt Questionnaire», «Questionnaire maladaptive forms of guilt,» drawing test «Conscience», «the Solution is imaginary experimental situations.
Keywords: Primary school age; the phenomenon of «conscience»; the components of conscience; a survey.
Нынешняя ситуация развития общества характеризуется периодом становления новых нравственных ценностей. Общество предъявляет все новые требования к человеку. Человек же, в свою очередь, либо принимает, либо отвергает предъявляемые к нему требования, при этом отвергая их, личность подавляет в себе свои внутренние регуляторы поведения. Одним из таких регуляторов является совесть.
Совесть, выступая основой нравственного сознания, оказывает влияние на систему ценностей, моральный выбор, проявляясь в конкретных поступках.
Еще в древнем мире, философы задались вопросом о совести. Размышляли на эту тему и русские, и западные философы, но в основном совести предавалось божественное представление. Сейчас же некоторые ученые воспринимают совесть, как чувство индивидуальное, свойственное человеку с рождения (И. Кант, Л. Шестов, А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин, Н. О. Лосский), другие же говорят, что совесть появляется только в ответ на страх (А. Шопенгауэр, М. Монтень, Р. Декарт, Ф. Ницше, З. Фрейд).
Личность несет в себе не только все свое настоящее, но и все свое прошлое, все события нравственной жизни, наслоения которых составляют глубокую и интимную область, известную особому нравственному сознанию, определяемому как совесть. В совести интегрирована вся нравственно осознанная деятельность человеческой личности. В каждый отдельный момент судьбы совесть — это нравственный итог пройденного человеку жизненного пути.
Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков.
В 2014 году было проведено исследование, где опрашивались младшие школьники (1 класс) и учителя школы № 17. Всего в исследовании участвовало 20 младших школьников и 10 учителей. Детям, как и учителям, было предложено ответить на вопрос, что такое совесть? Было выявлено, что и ученики, и учителя отождествляют понятие совести и стыда. «Совесть — это когда стыдно. Однажды я разбила папину кружку, и мне было очень стыдно» (В, 7 лет). Как предполагалось, определение такого человеческого проявления, как совесть, вызвало у опрашиваемых некоторые затруднения. В основе понимания совести, в основном, житейские определения, поверхностные, не глубокие.
Младший школьный возраст — важный возрастной период, поскольку именно в этом возрасте ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность. Развитие нравственных чувств происходит в результате интериоризации тех знаний и чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. Только тогда, когда ребенок начнет приобретать личностный смысл соответствовать положительному эталону поведения, то можно говорить о чувстве совести.
Можно составить предполагаемую схему, где совесть представляется, как основной внутренний регулятор, а честь, долг, стыд, вина и ответственность, как компоненты, пробуждающие чувство совести, поскольку, предъявляя требования к личности, призывая ее поступать в соответствии с ценностями общества, они вызывают то чувство, которое помогает не просто понять, а оценить человеку свой поступок, невзирая на общество (рис.1).
Рис.1. Совесть, как основной внутренний регулятор поведения
Совесть — это внутренний регулятор, компонентами которого являются вина, стыд, ответственность, долг и честь, поэтому мы видим целесообразно использование методик, направленные не только на саму совесть, но и на диагностику ее компонентов.
Нами было проведено исследование, в ходе которого использовались такие методики, как «Опросник вины», «Опросник малоадаптивных форм вины», рисуночный тест «Совесть», методика «Решение воображаемых экспериментальных ситуаций, разработанная М. В. Матюхиной, С. Г. Яриковой». Выборку составили испытуемые 1-4 класса в количестве 75 человек в возрасте 7-11 лет.
Целью методик было выявление вины, как состояния и черты, ее малоадаптивных форм, уровня развития моральных норм, исследование чувства совести посредством использования рисуночных методов, позволяющий выявить представления, которые могут быть связаны с символикой мифологических, бытовых представлений о феномене совести и изучение характера личной ответственности младшего школьника, её направленности (интернальной—экстернальной).
Опросник вины и опросник малоадаптивных форм вины проводился на 4 «А» и 4 «Б». Исходя из полученных данных, можно сказать, что у испытуемых 4 «А» и 4 «Б» класса преобладает вина, как черта и моральные нормы, что свидетельствует о высоком уровне эмоциональных переживаний по поводу нарушения норм и выраженном чувстве сожаления и неудовлетворенности собой по поводу некоторых своих поступков. Кроме того, у испытуемых 4 «А» и 4 «Б» класса преобладает вина выжившего, что означает неосознанное иррациональное представление, что то, что они имеют происходит за счет других. Высокие показатели наблюдаются по вине отделения, всеобъемляющей ответственности, что свидетельствует о страхе навредить другим, преследуя свои цели, а также преувеличенное чувство ответственности за заботу о счастье других. Однако, если по «Опросник вины» различия между группами испытуемых несущественны, то по «Опросник малоадаптивных форм вины» различия присутствуют и составляют немалую долю (рис. 2.)
Рис. 2. Сравнение испытуемых по опроснику малоадаптивных форм вины
Рисуночный же тест «Совесть» проводился испытуемые 1 «А», 1 «Б», 2 «Б» класса в количестве 41 человек. Испытуемые 1 «А» класса в основном рисуют солнце в образе человеческого лица, эмоции, людей, сказочных персонажей, принцесс, друзей или же родных в виде цветов, солнца или машин, геометрические фигуры и животных. При этом дети используют такие цвета, как красный цвет, что можно трактовать, как сильные угрызения совести после совершенного поступка, так как на рисунках используется эмоция гнева или же нарисованное лицо, показывающее язык, свидетельствующее как бы о том, что совесть дразнит ребенка после плохого поступка; желтый — цвет радости, ребенок чувствует прилив силы, энергии, гармонии с собой от совершенного поступка; синий — нейтральность; зеленый — непослушание, безразличие; серый и черный — сильное беспокойство о совершенных поступках и страх. Рисунки расположены преимущественно в центре и занимают большую часть листа, что говорит о том, что после плохо совершенного поступка их не будет мучить совесть, так как проявляется склонность к необдуманным поступкам и низкому самоконтролю.
Испытуемые 1 «Б» класса на рисунках же изображали сердце, чудовищ, как выглядит совесть в голове и как в душе, сказочных существ. При этом дети используют такие цвета, как красный цвет, что можно трактовать, как сильные угрызения совести после совершенного поступка, так как на рисунках используется эмоция гнева; серый и черный — сильное беспокойство о совершенных поступках и страх; оранжевый — борьба; синий — нейтральность; розовый — чувствительность. Рисунки расположены в основном в центре и небольшие по размеру, что свидетельствует о благополучии личности с самим собой, но о сильных угрызениях совести. Кроме того, дети используют в своих рисунках зубы, когти, иглы, что также говорит о чувстве совести.
Испытуемые 2 «Б» класса на рисунках изображали животных, вазу, облако под названием «Совесть», людей с изображением внутри сердца, грустные выражения лица, динозавров. В основном использовались следующие цвета: красный — агрессивность, антисовесть или же сильные угрызения совести, так как изображают сердце; желтый, зеленый, розовый — чувствительность, цвет радости, ребенок чувствует прилив силы, энергии, гармонии с собой от совершенного поступка; серый и черный — сильное беспокойство о совершенных поступках и страх, синий — дисциплина, порядок. Рисунки расположены в основном в центре и небольшие по размеру, что свидетельствует о благополучии личности с самим собой, но о сильных угрызениях совести. Кроме того, дети используют в своих рисунках зубы, когти, иглы, что также говорит о чувстве совести.
Таким образом, можно сказать, что дети имеют бытовое представление о чувстве совести, поскольку в рисунках преобладает то, что окружает детей. Однако, ко 2 классу дети в младшем школьном возрасте уже конкретизируют свои представления, рисуя людей с изображением внутри сердца или же написания слова совесть в области сердца.
Решение воображаемых экспериментальных ситуаций, разработанные М. В. Матюхиной, С. Г. Яриковой проводились на испытуемых 2 «Б» класса в количестве 26 человек. У испытуемых из 2 «Б» класса преобладает внешний локус-контроль, что свидетельствует о низком уровне развития ответственности, ученики винят других людей, объясняют невыполнение поручений сложившимися обстоятельствами (рис. 3.)
Рис. 3. Решение воображаемых экспериментальных ситуаций
Таким образом, можно сказать, что у младших школьников уже существуют зачатки совести, которые необходимо формировать в целостное чувство, поскольку развитие внутренних регуляторов необходимо для гармоничного существования не только личности, но и общества.
Литература:
- Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики: Конспект лекций / М.А. Ерофеева. ─ М.: Высшее образование, 2006. ─ 188 с. – (Хочу все сдать!).
- Илькова, А.П. Совесть как мера духовно-нравственной сущности человека / А.П. Илькова // Духовно-нравственный традиции в современном семейном и общественном воспитании / Сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2010. – 223 с.
References:
- Erofeeva, M. A. General principles of pedagogy: lectures / M. A. Erofeeva. ─ M.: Higher education 2006,. ─ 188 S. – (I Want everything to pass!).
- Ilkova, A. P. the Conscience as a measure of moral and spiritual essence of the person / A. P. Ilkova // Spiritually-moral traditions in the modern family and public education / materials of the international scientific-practical conference. – 2010. – 223 p.