DOI: 10.17689/psy-2016.1.8
УДК 159. 9: 316. 35

© 2016 Дроздов Сергей Владимирович*, Логвинова Маргарита Игоревна**
* кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Курского государственного университета, г. Курск, serega. drozdov2012@yandex.ru
** магистрант кафедры психологии образования и социальной педагогики Курского государственного университета, г. Курск, ewredika67@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается вопрос актуальности исследования в современных условиях ценностных ориентаций молодежи в рамках различных наук, приводится анализ соотношения понятий «ценность» и «потребность», их сходства и различия. Авторы также делают акцент на факторах, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций молодежи. В статье представлены результаты изучения ценностных ориентаций различных групп молодежи, в том числе — молодежных субкультур.

Ключевые слова: ценностные ориентации, потребности, ценности, молодежные субкультуры.

 

Theoretical aspects of research of a problem valuable orientations of youth
© 2016 Drozdov Sergey Vladimirovich*, Logvinovа Margarita Igorevna**

*Candidate of Psychological Sciences, Professor at the psychology department of Kursk State University (Kursk), serega. drozdov2012@yandex.ru
**graduate student of the Department of Educational Psychology and Social Pedagogy of the Kursk State University, Kursk, ewredika67@yandex.ru

Annotation: In article the question of relevance of research in modern conditions of valuable orientations of youth within various sciences is considered, the analysis of a ratio of the concepts «value» and «requirement», their similarities and distinction is provided. Authors also place emphasis on the factors exerting impact on formation of valuable orientations of youth. Results of studying of valuable orientations of various groups of youth are presented in article, including — youth subcultures.

Keywords: valuable orientations, requirements, values, youth subcultures.

 

Ценностные ориентации уже длительное время находятся в центре внимания ученых, работающих в различных научных областях (психологии, педагогике, философии, социологии и др.).

Так, в педагогических исследованиях поднимается вопрос формирования профессиональных ценностных ориентаций молодежи в условиях профессионального обучения. Е. Л. Руднева полагает, что ценности являются крайне важным фактором при ориентации студентов на определенные научные школы, построении себя как будущего профессионала [Руднева, 2002]. Она определяет профессиональные ценностные ориентации как «элементы внутренней структуры личности, выражающие ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и компонентам будущей профессиональной деятельности» [Руднева, 2002, с. 130].

Продолжая вопрос о профессиональных ценностных ориентациях, отметим, что их важность также неоднократно подчеркивалась и психологами, в частности, К. А. Абульхановой-Славской [Абульханова-Славская, 1980].

Социологические исследования последних двух десятилетий показывают, что в постсоветский период произошло резкое снижение значимости интегральных ценностей, большую значимость приобрела материальная обеспеченность, причем ее достижение считалось возможным разными путями, в том числе и противозаконными. Однако исследования, проведенные в последнее десятилетие, демонстрируют, что культурно-исторические ценности русского народа не были молодежью полностью отторгнуты. Образование получает ценностные черты, оно рассматривается как необходимое условие успешной социализации [Гневашева, 2012].

Д. А. Леонтьев называет личностные ценности основными составляющими внутреннего мира человека, рассматривает их как источники «устойчивых смыслов значимых объектов». Он выделяет и второй источник смысла — потребности, но подчеркивает особую значимость именно личностных ценностей. Как справедливо отмечает автор, определенная социальная группа (семья, учебный, рабочий коллектив) имеет направленность на определенные общие ценности, это так называемые «социальные ценности» (представления о желательном, должном).

Личностные ценности Д. А. Леонтьев в некотором роде противопоставляет потребностям, считая, что они отражаются во внутреннем мире человека в форме идеалов, а не желаний и стремлений. Личностные ценности вне ситуативны, исходят извне, носят оттенок объективности, так как демонстрируют наше сходство с другими людьми. Но при этом автор указывает на то, что объективность частична, так как, усваивая ценности, человек несколько видоизменяет их «под себя». Таким образом, социальные ценности преломляются через внутренние условия, прежде чем станут личностными [Леонтьев, 1996].

Д. А. Леонтьев также выделяет две формы разрыва личности и общества: асоциальность (характерна для западной психологии) и пансоциальность (господствовала в советской психологии 30-70 г. ХХ века). По мнению автора, наиболее оптимальным является культурно-исторический подход, согласно которому внешние условия являются материалом, из которого личность строит себя [Леонтьев, 1993, с. 26].

Также Д. А. Леонтьевым выделены три формы существования ценностей: в виде обобщенных идеалов, в предметном воплощении этих идеалов в действиях и творениях конкретных людей, а также в виде мотивационных структур, которые побуждают «к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов» [Леонтьев, 1996, с. 39].

Автор рассматривает группу как коллективный субъект, для которого характерны определенные ценности. Человек включен в большое количество малых и больших групп, существуют более и менее значимые для него группы, особое значение играет референтная группа. Путем интериоризации личность перенимает часть ценностей референтной для него группы. Причем, перенимаются только те ценности, которые связаны с коллективной деятельностью субъекта. Усвоение ценностей большой социальной группы опосредуется малой. Из сказанного мы можем сделать вывод о том, что если человек принадлежит к некой группе и вовлечен в коллективную деятельность, то возможно «присвоение» им ценностей группы [Леонтьев, 1996].

Так как референтные группы на протяжении жизни меняются, то создается возможность для усвоения и просоциальных и антисоциальных ценностей.

В. Дильтей указывает на то, что ценности носят, прежде всего, субъективный характер и связаны с эмоциональной насыщенностью переживаемого. Э. Шпрангер придерживается мнения о том, что человеку присущи и объективные ценности, имеющие истоки в исторической и культурной жизни (общественные нормы).

Интересен тот факт, что не все психологические теории рассматривают ценность как научную категорию (например, работы К. Левина, Б. Скиннера). Однако в психоанализе З. Фрейда носителем идеалов, норм, этических ценностей выступает специальная структура Суперэго. Г. Г. Дилигенский делает акцент на том, что Суперэго содержит социальные ценности, а Эго — индивидуальные, возникшие на пересечении импульсов Ид и требований Суперэго. А. Адлер в своих трудах показал роль социальных факторов в развитии личности; наличие у человека стремлений к контактам с другими людьми, что привело к возникновению в психотерапии концепции ценностных ориентаций [Логвинов и др., 2013].

Особую роль ценностные ориентации играют в экзистенциальной и гуманистической психологии. Так К. Роджерс выделяет ключевое понятие «самость», которая по определению является, в том числе и системой ценностей. А. Маслоу подчеркивает, что человек, если бы у него была свобода выбора, всегда ориентировался бы на гуманные ценности (добро, красоту, истину). Кроме того, он отмечал, что выбираемые ценности должны способствовать самоактуализации личности. Г. Олпорт разделяет внешние и внутренние ценности, а также процесс превращения первых во вторые, их переход из категории знания в категорию значимости. В. Франкл добавляет, что осознание ценностей должно сопровождаться взятием ответственности за их реализацию [Логвинов и др., 2013].

Отечественная психологическая мысль также подходила к оценке ценностных ориентаций человека с гуманистической позиции. Разными авторами единогласно в качестве важнейшего компонента личности выделяется направленность, элементом которой выступают ценностные ориентации (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов и др.). Направленность определяется Б. Ф. Ломовым как отношение получаемого от общества к тому, что личность вносит в его развитие. К. К. Платонов указывает на социальную обусловленность направленности и влияние воспитания на ее формирование. Еще Л. С. Выготским была выдвинута идея о том, что человек в ходе своего развития осваивает ценности культуры посредством общения [Логвинов и др., 2013]

Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, Г. Г. Дилигенский и др. касались в своих работах вопросов влияния социальных факторов на формирование личности и ее ценностных ориентаций в частности. Л. И. Анцыферова отмечает, что общество демонстрирует личности систему ценностных ориентаций, а потом личность усваивает выбранные ей ценности, несколько модифицируя их [Логвинов и др., 2013].

А. С. Чернышев рассматривает ценности как один из ключевых компонентов направленности активности личности, который определяет вектор приложения психических сил человека. Именно ценности опосредуют переживания и мысли личности [Чернышев и др., 2005].

К. А. Абульханова-Славская полагает, что ценности выступают в качестве одного из ключевых элементов сознания. Она, также как и многие другие авторы, предлагает выделять два вида ценностей, причем первые могут трансформироваться во вторые. Только эти ценности она называет несколько иначе: идеальные и реальные. Этот переход требует от личности значительных усилий. Реальные ценности выступают в качестве убеждений, которым человек следует в жизни. Даже, несмотря на то, что внешний мир может демонстрировать картину яркого противоречия или противоборства подобным убеждениям, личность имеет возможность «сохранять убежденность в своих ценностях и основанный на этом оптимизм» [Абульханова-Славская, 2014, с. 16].

Существует несколько подходов к определению понятия «ценности» или «ценностные ориентации». Согласно первому представлению, ценность связана с понятиями мнение, убеждение. Этого подхода придерживались М. Рокич, В. Брожик и др. В. А. Ядов видит общее между ценностными ориентациями и установками. Согласно третьей точке зрения, ценностные ориентации надо рассматривать в одной группе с потребностями и мотивами (Е. Ф. Василюк, Б. И. Додонов, А. Маслоу, А. Г. Асмолов). В рамках такой позиции, ценности рассматриваются как устойчивое мотивационное образование, изменение которого — процесс сложный и даже опасный для личности, причем регулирующее влияние оказывается на все сферы жизни человека, а не только на конкретную ситуацию [Леонтьев, 1993].

Разводя понятия ценности и ценностные ориентации отметим, что последние означают направленность личности на те или иные ценности [Логвинов и др., 2013].

Кроме того, следует отметить, что понятие «ценность» может рассматриваться в широком и узком значении. В широком понимании ценности представляют собой и абстрактные смыслы, важные при выборе в ситуации альтернативы, и одновременно материальные блага, представляющие значимость для человека. В более узком значении под ценностями понимаются некие духовные идеи, представленные в обобщенном виде. Немаловажен тот факт, что ценности, характерные для социальной группы могут меняться с течением времени [Методы исследования системы ценностных ориентаций..., 1999, с. 6].

Среди ценностей также можно выделить инструментальные и терминальные. Базовые (терминальные) ценности с трудом поддаются наблюдению, так как характеризуются высокой степенью абстракции. Они выступают в качестве важнейших критериев при выборе формы поведения, «прячутся» за каждым поступком человека. Оперативные ценности (инструментальные) менее абстрактны и, соответственно, более наглядны [Методы исследования системы ценностных ориентаций..., 1999].

Согласно научным данным, наиболее активно система ценностей складывается в подростковом и юношеском возрасте, к концу последнего она, как правило, уже является достаточно оформленной. Имеющаяся система ценностей может облегчать процесс адаптации человека к изменяющимся условиям жизни или мешать ему (про людей, чьи ценностные ориентации не соответствуют «духу времени» говорят «отстал от жизни», «пришел не из нашего столетия»). Для того чтобы помочь человеку, нужно знать, на какие ценности он ориентируется. В итоге в научный оборот был введен термин «ценностные ориентации», который означает выбор конкретных ценностей в качестве критериев поведения. Примечательно, что ценности — это достояние человечества и любой социальной общности, а ценностные ориентации — достояние конкретного человека [Методы исследования системы ценностных ориентаций..., 1999].

А. Н. Леонтьев оперировал понятием «личностный смысл». Причем важную роль в его учении также играет понятие «значение». Значение — это объективное свойство в образе объекта. Смысл — значимость этого объекта для конкретного человека. А. Н. Леонтьев обращает внимание на то, что для понимания человека нужно установить, каким значением и каким смыслом наделяется тот или иной объект. Говоря о мотивах, он отмечал, что их важнейшая функция состоит в оценивании «жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах» [Леонтьев, 1971, с. 56], при этом они наделяются личностным смыслом, который может не совпадать со значением. Возможна ситуация, когда значение и смысл будут противостоять друг другу в сознании человека.

С. Л. Рубинштейн пишет о том, что ценности неразрывно связаны с культурой, являются ее продуктом, который складывается на протяжении многих лет. Классик отечественной психологии рассматривает ценности в качестве мощного мотиватора поведения. У человека постепенно складывается система ценностей, образующих определенную иерархию. Причем, исходя из жизненных обстоятельств, на первый план могут выходить то одни, то другие ценности, иногда даже низшие могут приобрести большую значимость, если находятся под угрозой [Рубинштейн, 2012].

С. Л. Рубинштейн делает акцент на том, что «ценность — значимость для человека чего-то в мире» [Рубинштейн, 2012, с. 65]. Образы идеального будущего могут детерминировать поведение человека в настоящем. Таким образом, ценности выполняют регуляторную функцию.

Ценности — диалектичные образования. В ходе развития, взросления, изменения отношений с миром, круга общения, жизненных обстоятельств одни ценности актуализируются, а другие низвергаются, происходит переоценка ценностей в связи с изменением внутренних условий [Рубинштейн, 2012].

Н. А. Журавлева в своей работе, посвященной вопросу динамики ценностных ориентаций молодежи, рассматривает ряд факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций. Ею выделяются две большие группы факторов:

1. Объективные — к ним относятся макросоциальные условия (социально-экономические, идеологические, социокультурные, политические и др.) и микросоциальные условия (характер обучения и воспитания, ценности социальных групп, в которые включена личность). В первой группе крайне важную роль играет господствующая в обществе система ценностных ориентаций как набор ценностей, которые разделяются большинством членов общества. Среди микросоциальных условий формирования ценностных ориентаций выделим ценностные ориентации значимых для человека людей и референтных групп. Наибольшее влияние на этот процесс оказывает ближайшее окружение человека. Особую роль играет ученический коллектив (школьный, студенческий). В ходе каждодневного общения происходит обмен интересами, мнениями и постепенно оформляется система ценностных ориентаций [Журавлева, 2006].

Однако нужно заметить, что не только группа влияет на личность, но и личность может оказывать влияние на членов группы. Группа ориентирует личность на определенные ценности посредством включения ее в определенную деятельность и общение. Важнейшими механизмами воздействия являются подражание, заражение, внушение и убеждение.

Также к микросоциальным условиям, влияющим на формирование ценностных ориентаций личности, относят образ жизни, жизненный опыт, социальные статусы, профессиональную сферу [Журавлева, 2006].

Особое внимание уделим роли профессионализации в формировании системы ценностных ориентаций. Научное исследование, проведенное М. Г. Роговым, показало, что в процессе профессиональной подготовки происходит изменение структуры ценностей и мотивов личности. Автор пишет, что «в процессе каждого последующего этапа профессионализации возникает новая ситуация, появляются новые потребности и ценности. Ранее приобретенные знания, умения, навыки, ценности и мотивы не исчезают. Они включаются в системную детерминацию и продолжают выступать в роли внутренних факторов или предпосылок (детерминант) для следующей стадии, для дальнейшего развития личности» [Журавлева, 2006, с. 41].

2. Субъективные — включают особенности мотивационно-потребностной сферы и личност­ные характеристики. В этой связи интересна теория А. Маслоу, согласно которой ценности выстраиваются в иерархию подобно потребностям. В этой иерархии есть высшие и низшие ценности, причем приоритет будут иметь низшие, пока не будут удовлетворены потребности, составляющие их основу. Подчеркнем, что отечественная традиция исследований в этой области, как мы отмечали выше, предполагает четкое разграничение потребностей и ценностей.

Важнейшим фактором являются и личностные свойства: волевые качества, уровень притязания, уровень конформности, стрессоустойчивость, гибкость, интеллектуальные особенности, обучаемость [Журавлева, 2006].

Ниже рассмотрим результаты некоторых исследований проблемы ценностных ориентаций современного российского общества и молодежи в частности.

Целый ряд исследователей (Г. М. Зараковский, Д. В. Сочивко, Н. А. Полянин и др.), тщательно изучая процесс изменения ценностных ориентаций, отмечают, что современное российское общество переживает состояние аномии, повлекшее за собой очень много негативный следствий (утрата ценности человеческой жизни, цинизм, равнодушие, жестокость). Одна из ярких тенденций — рассогласование ценностей разных поколений и социальных групп. Можно констатировать, что молодежь зачастую выдвигает в ранг ценности то, что, по сути, не должно быть ценностью (агрессивность, развязность и др.) [Юревич и др., 2012].

С. В. Яремчук в своей работе, посвященной изучению социального благополучия как одного из важнейших компонентов ценностно-смысловой сферы личности, пишет о том, что этот феномен связан с «согласованием или рассогласованием целей и ценностей человека с возможностью их реализации в жизни». Также данным исследователем выделяются факторы, влияющие на нарушение субъективного благополучия: конфликт между ценностями и смысловыми сферами личности, внутриличностные конфликты и др. [Яремчук, 2013, с. 88].

Н. А. Журавлева справедливо отмечает, что перед современной молодежью стоит проблема выбора ориентации на ценности экономической безопасности или ценности социализации. Причем, выбор как приоритетных одних ценностей может вызвать фрустрацию других. Сейчас, согласно исследованиям, около трети молодежи ориентируется на ценности экономической безопасности, а более 40% — на ценности социализации [Журавлева, 2013].

Также возможные фрустрационные состояния молодежи, связанные с ценностными ориентациями, могут быть обусловлены тем, что молодежь вынуждена поступаться своими идеалами, убеждениями, чтобы добиться успеха в жизни. Другая тенденция, ведущая к тому же эффекту — оставаться верным своим идеалам и убеждениям, но терпеть неудачи и получать дополнительные сложности на жизненном пути [Журавлева, 2013].

Еще одна особенность, касающаяся ценностных ориентаций молодежи — уклон в сторону индивидуалистических ценностей взамен коллективистическим. Исследования В. В. Орловой сигнализируют о снижении значимости духовных ценностей для подростков [Журавлева, 2013].

Однако, внося позитивную ноту, Н. А. Журавлева подчеркивает, что у российской молодежи сохраняются базовые духовные ценности, связанные с отечественным архетипом. Автор утверждает, что при благоприятных условиях эти ценности смогут снова актуализироваться пусть и в несколько модифицированном виде. Но для этого нужно преодолеть кризисное состояние нашего общества, из которого мы пока не можем выйти [Журавлева, 2013].

Таким образом, изучение ценностных ориентаций молодежи — одно из наиболее перспективных и актуальных направлений исследований. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

ценности представляют собой значимые для человека стороны мира, а ценностные ориентации — направленность на конкретные ценности, которые выступают для человека в качестве критериев поведения и деятельности. Можно классифицировать ценности на социальные и личностные; терминальные и инструментальные. Ценности многолики. Они выступают в качестве идеалов, ведущих идей, мотивируют поведение, обеспечивают или затруднят адаптацию в обществе;

ценностные ориентации активно формируются в подростковом и юношеском возрасте, но и в течение дальнейшей жизни в системе ценностных ориентаций личности возможны изменения. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние объективные и субъективные факторы. В ходе профессионализации осваиваются ценности, необходимые для успеха последующей профессиональной деятельности;

рассогласование желаемых и возможных ценностей приводит к нарушению субъективного благополучия личности, возникновению у молодежи фрустрационных состояний.

 

Литература:

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. Москва: Наука, 1980. 336 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Методологический принцип субъекта: исследования жизнедеятельности личности // Психологический журнал. 2014. №2. С. 5-19.
  3. Гневашева В.А. Молодежь России: особенности профессионального становления. Москва: МосГУ, 2012. 331 с.       
  4. Журавлева Н.А. Динамика ориентаций молодежи на морально-этические ценности – актуальная проблема современного общества // Психологический журнал. 2013.  №5. С. 46-58.
  5. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. Москва: Институт психологии РАН, 2006. 335 с.
  6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и  эмоции. Москва: МГУ, 1971. 39 с.
  7. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности (статья первая) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35 – 44.
  8. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Москва: Смысл, 1993. 43 с.
  9. Логвинов И.Н. Социально-психологические факторы молодежного лидерства: ценностные ориентации (гендерный аспект) / И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев. LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany.  Saarbrucken, 2013.      136 с.
  10. Методы исследования системы ценностных ориентаций: Методические указания для самостоятельной работы студентов всех направлений бакалавриата, изучающих курс «Социология и социальная психология» / Сост. Дулина Н.В., Токарев В.В., Василенко И.В. Волгоград: ВолГТУ, 1999. 36 с.  
  11. Рубинштейн С.Л.  Человек и мир. СПб.: Питер, 2012. 224 с.
  12. Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: монография / под общ. ред. Б. П. Невзорова. Кемерово: КРИП-КиПРО, 2002. 302 с.
  13. Руднева Е.Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. … д-ра пед. наук. Кемерово, 2002. 443 с.
  14. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. Москва: МПСИ, 2005. 275 с.
  15. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Экспертная оценка динамики психологического состояния российского общества (1981-2011) // Вопросы психологии. 2012. №3. С. 30-43.        
  16. Яремчук С.В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психологический журнал. 2013. №5. С. 85-95.

References:

  1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Dejatel'nost' i psihologija lichnosti. Moskva: Nauka, 1980. 336 s.
  2. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Metodologicheskij princip sub#ekta: issledovanija zhiznedejatel'nosti lichnosti // Psihologicheskij zhurnal. 2014. №2. S. 5-19.
  3. Gnevasheva V.A. Molodezh' Rossii: osobennosti professional'nogo stanovlenija. Moskva: MosGU, 2012. 331 s.
  4. Zhuravleva N.A. Dinamika orientacij molodezhi na moral'no-jeticheskie cennosti – aktual'naja problema sovremennogo obshhestva // Psihologicheskij zhurnal. 2013.  №5. S. 46-58.
  5. Zhuravleva N.A. Dinamika cennostnyh orientacij lichnosti v rossijskom obshhestve. Moskva: Institut psihologii RAN, 2006. 335 s.     
  6. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i  jemocii. Moskva: MGU, 1971. 39 s.
  7. Leont'ev D.A. Ot social'nyh cennostej k lichnostnym: sociogenez i fenomenologija cennostnoj reguljacii dejatel'nosti (stat'ja pervaja) // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14. Psihologija. 1996. № 4. S. 35 – 44.
  8. Leont'ev D.A. Ocherk psihologii lichnosti. Moskva: Smysl, 1993. 43 s.
  9. Logvinov I.N. Social'no-psihologicheskie faktory molodezhnogo liderstva: cennostnye orientacii (gendernyj aspekt) / I.N. Logvinov, S.V. Sarychev. LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany.  Saarbrucken, 2013.  136 s.
  10. Metody issledovanija sistemy cennostnyh orientacij: Metodicheskie ukazanija dlja samostojatel'noj raboty studentov vseh napravlenij bakalavriata, izuchajushhih kurs «Sociologija i social'naja psihologija» / Sost. Dulina N.V., Tokarev V.V., Vasilenko I.V. Volgograd: VolGTU, 1999. 36 s.  
  11. Rubinshtejn S.L.  Chelovek i mir. SPb.: Piter, 2012. 224 s.
  12. Rudneva E.L. Teoreticheskie osnovy formirovanija zhiznennyh i professional'nyh cennostnyh orientacij studentov: monografija / pod obshh. red. B. P. Nevzorova. Kemerovo: KRIP-KiPRO, 2002. 302 s.
  13. Rudneva E.L. Formirovanie zhiznennyh i professional'nyh cen-nostnyh orientacij studencheskoj molodezhi: dis. … d-ra ped. nauk. Kemero-vo, 2002. 443 s.
  14. Chernyshev A.S., Lunev Ju.A., Lobkov Ju.L., Sarychev S.V. Psihologicheskaja shkola molodezhnyh liderov. Moskva: MPSI, 2005. 275 s.
  15. Jurevich A.V., Ushakov D.V. Jekspertnaja ocenka dinamiki psihologicheskogo sostojanija rossijskogo obshhestva (1981-2011) // Voprosy psihologii. 2012. №3. S. 30-43.    
  16. Jaremchuk S.V. Sub#ektivnoe blagopoluchie kak komponent cennost-no-smyslovoj sfery lichnosti // Psihologicheskij zhurnal. 2013. №5. S. 85-95.