DOI: 10.17689/psy-2016.1.6
УДК 159.9.07

© 2016 Ларина Галина Николаевна*
*кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Курского государственного университета (Курск) galka.larina@yandex.ru

Аннотация: В статье представлены результаты исследования социальных представлений о свободе молодежи и особенности их актуализации в реальных условиях жизнедеятельности.

Ключевые слова: свобода личности; молодежь; социальные представления; нравственность.

 

Social representations of freedom of youth and its actualization in terms of life
© 2016 Larina Galina Nikolaevna*

*Ph. D., аssociate Professor, Department of Psychology, Kursk State University (Kursk) galka.larina@yandex.ru

Annotation: This paper presents the results of a study of social representations of youth freedom and especially their actualization in the real conditions of life.

Keywords: freedom of the individual; the youth; social representations; moral.

 

Проблема особенностей вхождения молодого поколения в сложный мир социальных отношений всегда стояла в центре внимания государства и общества. Многие ученые отмечают, что должны быть определенные механизмы, ориентиры и условия, которые бы способствовали молодежи успешно выбрать свой жизненный путь. Традиционно решение данной проблемы возлагалось на образовательные систему, и в первую очередь на школьное образование, так как наиболее интенсивный период личностного самоопределения приходится именно на подростковый возраст. В связи с тем, что происходят изменения в мировозрении, в системе ценностных ориентаций и социальных представлений молодых людей, проблема свободы становится еще более актуальной, и ученых интересует не только особенности социальных представлений о свободе, но и их актуализация.

Важным представляется вопрос какие конкретно социальные представления о свободе побуждают юношей к определенным действиям и впоследствии какое влияние на поведение и деятельность молодежи.

Интерес к данным проблемам продиктован прежде всего глобальными преобразованиями, происходящими в последнее время в российском обществе, что в свою очередь привело к порождению большого числа проблем, вызывающих духовное, физическое и интеллектуальное напряжение у молодежи. Благодаря подобным изменениям в обществе меняется и сам человек, его взгляды, социальные представления; человек по-новому воспринимает, понимает и оценивает окружающий его мир. Эти изменения в свою очередь приводят и к трудностям социального самоопределения. Молодые люди не уверены в своем будущем, им тяжело самостоятельно решить чего они хотят в жизни.

Одной из тенденций социально-экономических изменений является так же трансформация ценностных ориентаций современной молодежи, что в свою очередь вносит коррективы в мировоззрение и мироощущение молодых людей. Отсутствие четко заданной системы нравственных норм, жизненных ценностей, смещение гуманистических ценностей на прагматические создают трудности в формировании нравственной сферы юношей и девушек. Молодежь, осваивая взрослую жизнь, воспринимает ее достаточно упрощенно, желая быть свободными и материально независимыми, не понимая всей полноты ответственности, которая на них возложена. Все это приводит к тому, что юноши и девушки совершают сомнительный, случайный и недостаточно продуманный выбор, находясь в ситуации неопределенности противоречат своим жизненным принципам, взглядам и способностям.

В связи с актуальностью вышесказанного ходе нашего исследования была изучена структура социальных представлений о свободе, личностные особенности молодежи и отношение к нравственности. Рассмотрим результаты исследования более подробно.

1. Социальные представления о свободе. После проведенного контент-анализа ответов нами были дифференцированы смысловые аспекты представлений о свободе.

При анализе ответов респондентов, мы столкнулись с тем, что у большинства испытуемых выделенные ими 2-3 обоснования могут быть отнесены к разным содержательным аспектам представлений о свободе. В этом случае ответы респондентов мы относили к «полимодальному» типу представлений о свободе. Таких респондентов оказалось большинство. Чаще всего в ответах встречались разные сочетания духовного и социального понимания свободы, а также понимания свободы как могущества.

Мы не выделяем отдельной строкой понимание свободы как политического феномена. Это связано с тем, что в процессе обработки результатов, было выявлено только восемь ответов-обоснований, авторы которых характеризуют свободу именно как политический феномен. Но даже у них в ответах одновременно присутствовали и иные аспекты понимания сущности понятия, поэтому выделение политического аспекта как самостоятельного типа понимания мы сочли мало информативным.

Полученный результат может свидетельствовать о низкой политической активности современных студентов, что достаточно удивительно, т. к. за рубежом и в России в XIX — XX вв. именно учащаяся молодежь, как социальная группа, наиболее активно принимала участие в социально-политической жизни государства и общества.

Исходя из полученных результатов, необходимо обратить внимание, прежде всего, на то, что первое место по частоте упоминаний заняла интерпретация свободы как духовного феномена. Соответственно, можно предположить, что у многих современных cтудентов на передний план выдвигаются общегуманистические экзистенциальные аспекты свободы. Исходя из этого, у нас есть основания утверждать, что для современных студентов характерно преобладание широкой этико-гуманистической трактовки сущности свободы как явления присутствующего преимущественно во внутренней психической жизни человека.

При анализе результатов исследования обнаружилось, что крайне редко встречается трактовка свободы как вольности (абсолютная свобода, отрицающая какие-либо ее ограничения. Это довольно неожиданный для нас результат, поскольку для молодых возрастных групп во все времена была типична склонность к радикализму и даже анархизму. Кроме того, характерное для российского менталитета смешение понятий «свобода» и "вольность«(воля) не раз отмечалось русскими учеными, начиная с конца Х1Х в и вошло в социально-философский научный дискурс как нечто само собой разумеющееся [Абрамов, 1938; Бакунин, 1868; Бердяев, 1939]. Тем не менее, полученные нами данные говорят о том, что такой тип понимания сущности свободы у современной молодежи выражен слабо.

Ответы респондентов, описывающие возможность совершать какие либо действия/бездействия, не нести за это никакой ответственности, мы идентифицировали как, инфантильный тип понимания свободы. Для него характерно также полное игнорирование каких-либо проблем и обязанностей. В общей сложности лишь 4% респондентов придерживались подобной трактовки, что также было для нас определенной неожиданностью (предполагалось, что этот процент окажется более высоким).

Также интересен тот факт, что современная студенческая молодежь не выделяет отдельно такой маркер свободы, как материальная обеспеченность и богатство. Для современных студентов финансовая обеспеченность человека становится лишь одним из параметров, характеризующих его социальную мощь и могущество. Иначе говоря, она рассматривается как средство, позволяющее достичь определенного статуса в обществе, что, в конечном счете, и позволяет ему быть свободным.

Анализ представлений современных учащихся университета о свободе в целом не позволяет раскрыть всю их специфику. Как предполагалось выше, существует множество различных факторов, влияющих на содержание представлений о свободе.

При анализе представленных результатов в зависимости от половых особенностей выборки можно отметить, что для девушек понятие свободы наполнено духовной смысловой нагрузкой в большей степени, чем для юношей.

Это может быть обусловлено особенностями и различиями в социализации мужчин и женщин. Мужчины в силу традиционно приписываемой социальной роли считаются в общественном сознании добытчиками, поэтому их ментальность более прагматична и материальна. Этот же фактор, на наш взгляд, объясняет небольшое различие в восприятия свободы как власти и могущества.

Социальный статус женщины в современном обществе, несмотря на эмансипацию и феминизацию, до сих пор не позволяет им находиться на одном уровне властной иерархии, могущества и материальной обеспеченности с мужчинами. Вследствие этого, в содержании представлений о свободе у юношей, более четко прослеживается стремление к свободе как власти и могуществу.

Наибольшее влияние на структуру содержания представлений о свободе в различных группах учащейся молодежи оказывают социальные и социально-психологические параметры, связанные со спецификой получаемой профессии.

Это также может быть обусловлено возрастными особенностями респондентов и их социальным статусом. Для раннего юношеского возраста характерно стремление к независимости от взрослых, прежде всего родителей и учителей.

На последующих курсах обучения освобождение от власти взрослых гораздо более выражено.

Структура содержания представлений о свободе в различных группах учащейся молодежи связана в основном с профилем учебного заведения, со спецификой получаемой профессии.

2. Личностные особенности. Проведя сравнительный анализ результатов по всем пяти шкалам конфликтного поведения (согласно классификации К. Томаса)мы не выявили ни по одной шкале значимых отличий у групп респондентов с разными интерпретациями понятия «свобода». Достаточно неожиданный факт. Логично было предположить, что у респондентов, с разными смысловыми аспектами понятия «свобода» должны быть разные стратегии поведения в межличностном конфликте. Так, например, студенты, для которых свобода — социальная независимость, должны, более жестко и агрессивно реагировать на давление со стороны других субъектов. Однако, полученные результаты исследования, не подтверждают это предположение. У всех респондентов, в независимости от их представлений о свободе, доминируют такие тактики поведения в конфликте как сотрудничество и компромисс.

Для выяснения взаимосвязи между представлениями о свободе учащейся молодежи и их мотивацией к избеганию неудачи соответствующей взаимосвязи мы использовали одноименные методики Т. Элерса. Сравнительный анализ результатов респондентов с разными смысловыми особенностями восприятия понятия свободы не выявил статистически значимых отличий по соответствующим шкалам методики Т. Элерса. Это свидетельствует о том, что мотивация к избеганию неудачи у учащейся молодежи никак не связана с их содержанием представлений о свободе/

Рассмотрим далее результаты исследования, отражающие взаимосвязь содержания представлений о свободе студентов с их индивидуально-психологическими качествами, измеряемыми при помощи 16 PF личностного опросника Р. Б. Кеттелла (Форма С).

Статистические значимые отличия респондентов с различным содержанием представлений о свободе прослеживаются по всем факторам (духовная свобода, социальная свобода, свобода как могущество, полимодальная свобода). Судя по всему, склонность респондентов к озабоченности, сдержанности и планомерности в деятельности помогает им достигать определенную власть в малой социальной группе. Для того, чтобы достичь определенного властно-иерархического статуса и роли, необходимо постоянно находится в социальной борьбе, что не может не вызывать эмоционального напряжения и фрустрированности. В свою очередь, молодым людям, которые понимают под свободой социальную независимость, характерна некоторая беспечность в межличностных отношениях.

Молодые люди, которые под свободой понимают социальную независимость, более наивны и непосредственны в межличностных отношениях, им характерно плохое понимание мотивов поведения окружающих, грубость, бестактность и прямолинейность. Для респондентов же, в понимании которых доминирует могущественный аспект свободы, характерна принципиальность, расчетливость, эмоциональная устойчивость. По данному фактору есть значимые отличия и респондентов с аспектом свободы как могущество и духовность. И снова положительному полюсу данного фактора более соответствуют респонденты с властным пониманием свободы.

Существуют статистические различия по фактору «О» (самоуверенность — склонность к чувству вины) между группами респондентов с социальным и полимодальным аспектом понимания свободы. Для студентов характерна жизнерадостность, удовлетворенность жизнью, уверенность в своих успехах, нечувствительность к критике. Также прослеживаются отличия по фактору "Q«(консерватизм — радикализм) между группами респондентов с духовными могущественным пониманием свободы. Молодые люди, которые воспринимают свободу как духовную силу, характеризуются радикальными взглядами на устройство жизни, скептически относятся к авторитетным мнениям, обладают разносторонними интеллектуальными интересами, отличаются критическим мышлением. Респонденты же, для которых свобода — это власть и могущество, более консервативны, склонны к преувеличениям, морализации, наставлениям.

Используя методику Дембо-Рубинштейн (модифицированная A. M. Прихожан) мы выявили особенность взаимосвязи представлений студентов о свободе и их представлений о степени развития собственных реальных и желаемых личностных характеристик (по шкалам «самооценка» и «притязание»). Выявление статистически значимых отличий показало, что общий уровень самооценки и притязания личности не связаны с интерпретацией студентами понятия свободы. Это может быть объяснено тем, что представления личности о свободе и представления личности о своих качествах, которые оцениваются в методике Дембо-Рубинштейна, имеют разные механизмы формирования и выступают независимыми социально-психологическими характеристиками.

Самооценка и притязание являются элементами «Я» — концепции личности, которая в раннем юношеском возрасте полностью еще не сформирована. Референтные группы и окружающая социальная реальность в этом возрасте продолжают влиять на ее становление и содержание. Представления о свободе, являясь по своему существу, представлениями о фундаментальных ценностных категориях (свобода, справедливость, добро и зло и пр.), которые характеризуются большой устойчивостью, менее подвержены содержательным изменениям под действием вышеперечисленных факторов.

Если рассматривать полученные результаты, то можно выделить отдельные характеристики личности по шкале самооценки, которые взаимосвязаны с содержанием интерпретации понятия свобода студенческой молодежью.

Так, по шкале «внешность», респонденты, понимающие могущественный аспект представлений о свободе, имеют более низкий результат, чем все иные респонденты. Это может быть обусловлено механизмом компенсации, когда молодой человек неудовлетворенный своей внешностью стремится к власти и могуществу, чтобы компенсировать свои недостатки.

Полученные результаты также позволяют говорить о том, что существуют значимые отличия по шкалам самооценки «трудовые навыки» и «умственные способности» у студентов, которые под свободой понимают ее духовный аспект, и учащихся, которые под данным понятием понимают иные ее смысловые аспекты. У респондентов 4,5 курса самооценка по данным шкалам выше, чем у студентов 2,3 курса. Это, возможно, объясняется тем, что молодые люди понимают, что для собственной духовной независимости и силы необходимо иметь интеллектуальные способности. Более того, видимо, респонденты, относящиеся к данной категории, параллельно с учебной занимаются и профессиональной деятельностью (подработкой), что также может свидетельствовать об их конгруэнтном стремлении к достижению соответствующей цели.

Проанализировав особенность взаимосвязи представлений о свободе и уровнем притязания личности по аналогичным личностным параметрам респондентов, можно говорить о наличии лишь одной подобной связи. Студенты, которые под свободой понимают ее властный аспект, нуждаются в большем авторитете у сверстников, нежели другие респонденты. Это вполне объяснимо тем, что авторитет личности в группе непосредственно связан с высоким социальным статусом и ролью. Поэтому, чем ниже статус человека в социальной системе, тем меньшей властью и могуществом он обладает над другими людьми. В целом, нет ничего удивительного, что по шкалам, притязаний прослеживается всего лишь одна взаимосвязь с представлениями о свободе. Все молодые люди желают иметь более развитые личностные характеристики, указанные в методике Дембо-Рубинштейн.

Анализ ценностных ориентаций, позволяет отметить, что ценность «Сфера профессиональной жизни» занимает главное место в иерархии жизненных сфер у студентов. Этот факт может означать, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии.

Ценность «Сфера образования» является одной из наиболее значимых для студентов, она заняла 2 место в ранге жизненных сфер.

Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим для испытуемых, данной ценности принадлежит третье ранговое место в иерархии жизненных сфер.

Сфера «Стремление к активным социальным контактам» занимает четвёртое место в иерархии жизненных сфер.

Сфера увлечений занимает пятое место в иерархии жизненных сфер.

На шестом ранговом месте находится «Сфера физической активности». Таким образом, значимыми ценностями жизненной сферы у студентов являются ценности сферы профессиональной жизни, сферы образования и сферы семейной жизни.

В иерархии жизненных ценностей доминирующей является ценность «Духовное удовлетворение».

Второе место в иерархии жизненных ценностей заняла потребность в достижениях, то есть стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов.

Ценность «Материальное благосостояние» по количеству набранных баллов находится на третьем месте.

Следующая иерархия жизненных ценностей по количеству баллов является менее значимой для студентов: ценность «Стремление к развитию себя»; ценность «Активные социальные контакты»; ценность «Сохранение собственной индивидуальности»; ценность «Креативность».

На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов и является менее значимой из всех обозначенных жизненных ценностей у исследуемых студентов.

На наш взгляд, полученный результат, может быть, объясним тем, что свобода, в целом, сама по себе является составной частью ценностной направленности личности на Я, т. е. на самонаправленность. Причем, не важно, что вкладывает личность в данное понятие и каковые ее представления о данной категории.

3. Отношение к нравственности. Говоря об нравственных установках следует привести данные методики А. Б. Купрейченко об отношении студентов к соблюдению нравственных норм. В результате анализа данной методики мы видим, что у студентов по шкалам терпимость, принципиальность, справедливость и правдивость средний уровень отношений к нравственным нормам. По одной единственной шкале ответственности, мы наблюдаем показатели ниже среднего уровня.

Т. о. молодое поколение в большинстве своем следует своим жизненным принципам, иногда даже во вред самому себе или делу, а так же большинство из них не приемлют лжи. Низкие показатели у опрошенной молодежи имеются по шкале ответственность, что означает, что и студенты способны принимать на себя ответственность только в случае, если это оговорено официально и заранее.

Также следует отметить, что студенты терпимы к слабостям и особенностям других людей, а так же в большинстве своем имеют активную позицию в случае нарушения каких-либо прав.

При анализе результатов методики Купрейченко «Закончи предложение», проведенной на двух группах опрошенной молодежи были получены следующие результаты. Оценивая по 3ех бальной шкале, предложенной автором методики, 67% студентов получают высший бал (3 балла). Это значит, что учащиеся четко обосновывают свой ответ конкретными нравственными установками. В целом эмоциональные реакции и оценки поступков адекватные и устойчивые. Ответы 33% студентов в 2 балла, что так же говорит о наличии конкретных нравственных ориентиров. Следует отметить, что среди учащихся не было выявлено студентов с неустойчивым отношением к нравственным нормам, а так же с неадекватными эмоциональными реакциями. При этом у 100% студентов существуют четкие нравственные ориентиры, несмотря на различия в отношении к тем или иным нравственным нормам, и различий в эмоциональных и поведенческих реакциях.

Таким образом, говоря об отношении к нравственности современной молодежи, есть основание утверждать, что несмотря на кризис духовности в российском обществе на рубеже XX-XXI вв и в следствии чего деформации нравственных основ человеческой жизни, большинство учащихся имеют достаточно позитивное развитие их духовно-нравственной сферы. Мы видим наличие у них четкой заданной системы этических установок, норм и жизненных ценностей. Мы не можем утверждать, что духовно-нравственная сфера молодых людей имеет ярко позитивное развитие, но и негативное развитие нами выявлено не было.

Подводя итоги нашего исследования, следует сказать, что социальные представления о свободе определяют не только систему взглядов личности, но и влияют на ее поведение и деятельность.

 

Литература:

  1. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] /А. В. Брушлинский. – Москва – Воронеж, 1996. – 392 с.
  2. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник: праздник в жизни человека [Текст] / М.И. Воловикова. – Москва: ПЕР СЭ, 2003. – 142 с.
  3. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования [Текст] / А. Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2007. – 478 с.
  4. Ларина, Г.Н. Социально-психологические детерминанты представлений о свободе личности и их актуализации в молодежных группах [Текст] Г. Н. Ларина /: автореф. дис. …канд. психол. наук / Г.Н. Ларина. – Курск., 2009. – 20 с.
  5. Ларина, Г.Н. Социальные представления о свободе студентов и их актуализация в деятельности учебной группы [Текст] /. Г. Н. Ларина. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30).

References:

  1. Brushlinskiy A.V. Sub'ekt: myishlenie, uchenie, voobrazhenie [Tekst] /A. V. Brushlinskiy. – Moskva – Voronezh, 1996. – 392 s.
  2. Volovikova M.I., Tihomirova S.V., Borisova A.M. Psihologiya i prazdnik: prazdnik v zhizni cheloveka [Tekst] / M.I. Volovikova. – Moskva: PER SE, 2003. – 142 s.
  3. Zhuravlev A.L., Kupreychenko A.B. Ekonomicheskoe samoopredelenie: teoriya i empiricheskie issledovaniya [Tekst] / A. L. Zhuravlev, A.B. Kupreychenko. – Moskva: In-t psihologii RAN, 2007. – 478 s.
  4. Larina, G.N. Sotsialno-psihologicheskie determinantyi predstavleniy o svobode lichnosti i ih aktualizatsii v molodezhnyih gruppah [Tekst] G. N. Larina /: avtoref. dis. …kand. psihol. nauk / G.N. Larina. – Kursk., 2009. – 20 s.
  5. Larina, G.N. Sotsialnyie predstavleniya o svobode studentov i ih aktualizatsiya v deyatelnosti uchebnoy gruppyi [Tekst] /. G. N. Larina. Uchenyie zapiski: elektronnyiy nauchnyiy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. # 2 (30).