DOI: 10.17689/psy-2015.2.9
УДК 159.9

© 2015 Карманова Татьяна Михайловна*,
*ассистент кафедры «Прикладная психология» Пензенского государственного университета (г. Пенза, Россия), tatyanamihailovna@yandex.ru

Аннотация. Социально-экономическая трансформация, которая наблюдается на сегодняшний момент в России, оказала существенное влияние на все стороны жизни, включая институт семьи. Она оказывает влияние на устойчивость и стабильность семьи, а так же на детско-родительские отношения. Сложившаяся в настоящее время национальная ситуация неопределенно сказывается на проблеме нормального функционирования моноэтнических и полиэтнических семей. Именно поэтому большой интерес представляет рассмотрение социально-психологических особенностей отношения супругов в таких семьях.

Ключевые слова: Семья, брак, полиэтнические семьи, социально-психологические особенности, распределение семейных ролей, этапы становления семьи.

 

Social Psychological Features of Relations Between Spouses In Multiethnic Families
© 2015 Karmanova Tatyana Mihaylovna*

assistant at the «Applied psychology» department of Penza State University (Penza, Russia), tatyanamihailovna@yandex.ru

Annotation. The socio-economic transformation, which is observed at the moment in Russia, had a significant impact on all aspects of life, including a family. It exercises influence on stability of a family, as well as to the parent-child relationship. The existing current national situation of uncertainty affects the normal functioning of the problem of mono-ethnic and multi-ethnic families. That is why a great interest to study the socio-psychological characteristics of relations between spouses in these families.

Keywords: a family, the marriage, multiethnic family, social- psychological characteristics of the distribution of family roles, family formation stages.

 

На сегодняшний момент, в психологии нет единого определения семьи и брака. По определению С. И. Голода, семья это «совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства», а брак это «основная форма социальной организации отношений между мужчиной и женщиной». Он является санкционированной и регулируемой обществом формой отношений между мужчиной и женщиной, которая определяет их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям [2].

Семья, являясь уникальным социальным институтом, аккумулирует личные и общественные интересы. Она является одной из важнейших ценностей для человека. Благодаря ей, предоставляются такие возможности в реализации личностных потребностей как потребность во взаимопонимании, поддержке, безопасности, включенности в социальную группу, в самореализации, в интимном межличностном общении в материнстве, отцовстве и других [5].

Семейно-брачные отношения, уверенно занимающие центральную позицию в лоне межличностных взаимоотношений, составляют жизненно важное психологическое пространство личности, тем самым определяя качество жизни и удовлетворенность действительностью, самим собой и другими. Именно институт семьи обеспечивает удовлетворение многих потребностей, фрустрация которых приводит к искажению в личностном развитии и появлению внутриличностных конфликтов [6].

К сожалению, в последние годы ценность брака в России снижается по различным причинам. Заметна низкая стабильность регистрируемых браков, а так же рост привлекательности так называемых «свободных отношений», которые все больше распространяются в связи с изменением норм семейно-брачных отношений, экономической ситуации в стране, а так же значительным прогрессом в области домашнего хозяйства. Молодые люди не спешат вступать в зарегистрированный брак, поскольку не хотят брать на себя такую ответственность, считая это ограничением их свободы. А для тех, кто все же вступил в брак или собирается вступить, на первое место выходит мотив «престижа» или «поиска материальных благ». В настоящее время люди, не желающие вступать в брак, не подвергаются давлению со стороны общества и обладают всеми услугами и возможностями, которые оно предоставляет.

Негативные тенденции, которые наблюдаются в развитии института семьи, такие как: нестабильность браков, развал сложившихся нравственно-этических традиций и норм имеют отрицательное влияние на общественную и личностную ценность семьи. В современном обществе активно идет процесс социальной дифференциации на группы, которые отличаются ценностными приоритетами. Однако, в трудных жизненных ситуациях, именно семья противостоит социальной напряженности и является поддержкой и опорой для личности [5].

На современном этапе развития общества позиции брака становятся менее прочными еще и в связи с существованием культа потребления в плане секса, поскольку половое общение осуществляется в основном с гедонистической целью. Заключение юридического брака, который все так же имеет и экономическую сторону, для определенного числа населения является недоступным по причине стесненного материального положения. Все больше возникает фактических сожительств, являющихся менее формализованными, или одинокой жизни. Из-за этого совершается активная трансформация института брака и приспособление его к новым социальным условиям. Значительно более сложными являются процессы, которые происходят в поликультурных регионах, по причине того, что помимо формирования новой системы ценностей семейно-брачных отношений так же имеют место быть проблемы межнациональной совместимости.

Полиэтническая семья — это «семья, члены которой имеют разную национальность или этническую принадлежность» [1]. В научной литературе уже были предприняты попытки изучить влияние этнопсихологических особенностей на отношения между супругами. Учитывая то, что существуют методологические трудности изучения психологии полиэтнических семей, необходимо отметить, что подобные исследования должны быть междисциплинарными, чтобы учитывать закономерности развития супружеских отношений, а так же этнокультурные особенности супругов [8].

Проблема межэтнических отношений обусловлена рядом психологических, социальных, религиозных, конфессиональных и исторических, причин. В нашем государстве межнациональные браки — распространенное явление, и знать, а затем и правильно осмысливать психологические особенности людей в полиэтнической семье — важная задача ученых. Точной статистики на этот счет нет. Помимо этого, современная национальная ситуация отрицательно сказывается на этой проблеме. Тем не менее, совершенно очевидно, что привлекательность таких браков, по результатам отдельных исследований, достаточно высока [7].

Как известно, именно семья является источником знаний об отношении личности к представителям других национальностей, и от того, какими будут эти отношения, в жизни людей зависит многое. Именно в семье уже с малых лет ребенок становится носителем традиций и привычек, нравственных и социальных ценностей нации, к которой он принадлежит. В многонациональной семье, этот процесс происходит далеко не однозначно.

В истории можно наблюдать такие примеры, когда некоторые этнические общности на трудных этапах развития или будучи довольно древними по происхождению, прибегали к межнациональным бракам для пополнения или укрепления своего генетического потенциала, чтобы выжить либо набрать новые силы для последующего развития. Эта проблема является достаточно сложной, поскольку этнические корни в той или иной степени проявляются и иногда становятся источником человеческих трагедий [4].

Отношения в семье зависят от традиций общения, состояния общества, типа семьи, участия каждого из супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, личных качеств, характера родственников. Данные аспекты так или иначе связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга.

Многие авторы пишут о большой роли и тесной связи друг с другом параметров, которые характеризуют распределение и реализацию в семье супружеских ролей. Например, подход Р. Орта [9] в исследовании совместимости супругов. Данный подход рассматривает главным условием благополучия семьи совпадение ролевых ожиданий и ролевого поведения.

В каждой семье выделяют восемь «зон разногласий», которые возникают на основе неудовлетворенности сексуальных потребностей супругов; потребности в ценности и значимости своего «я»; потребности супругов в положительных эмоциях; размолвки в связи с пристрастием одного из супругов к спиртным напиткам; финансовые разногласия; потребности во взаимопомощи и взаимоподдержке, потребности в кооперации и сотрудничестве; ссоры на почве различных увлечений и интересов в проведении отдыха и досуга.

Таким образом, можно отметить, что большинство ключевых моментов в семье связано с образом жизни, ценностями, привычками и традиционными ожиданиями супругов, которые чаще всего обусловлены их этнической принадлежностью [3].

Автор межкультурного подхода к проблеме внутрисемейных взаимоотношений Н. Пезешкиан, отмечает, что каждый человек склонен смотреть на мир сквозь призму собственного опыта, той конкретной системы культуры, в которой он рос и формировался как личность. Так, во взаимоотношениях внутри семьи мы нередко с опаской относимся к незнакомым обычаям, ценностям, образам поведения наших близких, а это препятствует позитивному, принимающему и поддерживающему отношению к партнеру. Некоторые психологические исследования показывают, что молодые люди разных национальностей намереваясь вступить в брак, всерьез не задумываются над возможными трудностями совместной жизни, которые их ожидают. Трудности, которые возникают на втором и третьем этапах становления семьи преодолеваются молодыми людьми по-разному. Меньшие трудности испытывают молодые люди, до свадьбы проживающие в смежных районах и которые сильнее любят друг друга.

Для третьего этапа характерна тенденция к устойчивости и стабильности отношений супругов в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Происходит полное распределение семейных ролей, и они перестают быть источником разногласий.

Следующий период довольно сложен из-за проблем, связанных с воспитанием детей. Для представителей одних этнических общностей характерно возникновение конфликтов, связанных с дефицитом общения отцов с детьми, для других, напротив, основным камнем преткновения является слишком активное участие главы семьи в воспитании детей. И в том и в другом случае, если супруги представляют разные этнические общности, совместное участие в воспитании детей способствует укреплению их взаимоотношений в семье и сглаживанию различий в этнических традициях.

На этом же этапе возникает еще одна проблема, которая имеет принципиальное значение. Родители начинают глубже понимать и реализовывать в воспитании своих детей традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат. В связи с этим они и сами значительно глубже понимают необходимость интернационального подхода к психическому развитию своих детей, стремятся воспитать у них одинаковое отношение к тем нациям, к которым принадлежат оба супруга. Для четвертого этапа характерна гораздо большая стабильность сложившихся взаимоотношений в основных сферах жизни полиэтнической семьи. Наблюдается полная интернационализация внутрисемейных отношений. Дети эффективно влияют на выполнение обязанностей родителями, и вместе с тем, оказывают корректирующее воздействие на их поведение. В это же время у супругов появляется больше времени для себя, повышения своего интеллектуального, культурного уровня, налаживания интимных отношений. В этот период супруги налаживают межэтнические отношения, активно осмысливают свой индивидуальный опыт, пытаются лучше понять внутренний мир самого близкого человека, его этнические особенности. Для пятого этапа характерна окончательная стабилизация супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а зачастую и полное единство взглядов по различным вопросам. Подросшие дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы обязательности, демократизма, осмысленности действий, взвешенных решений. В поступках супругов чаще имеют место взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодоверие и терпимость. На этом этапе конфликты на межнациональной почве практически не возникают, супруги практически полностью адаптируются к национальным традициям и обычаям друг друга.

По опыту исследований, касающихся национальной специфики отношений в семье, можно отметить, что психологическими предпосылками стабилизации этих отношений являются пропаганда и разъяснение необходимости уважения к национальным традициям каждого из супругов, их принятие, а так же немаловажным является учет психологических особенностей супруга как представителя другой нации и борьба с попытками принижения его достоинства и национального самосознания [7].

 

Литература:

  1. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Артунян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. - М. : Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
  2. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2004. - 272 с, С.23
  3. Городецкая И.М., Блохин А.Б. Взаимоотношения супругов в моно- и полиэтнических браках русских и татар [электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30318_full.shtml
  4. Карманова Т.М. Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни в разнонациональных семьях//Сборники конференций НИЦ Социосфера № 34, 2015.- С. 10-14.
  5. Карманова Т.М., Тарасова Е.М. Отношение к семье и браку у современной молодежи // Университетское образование: сб. ст. XIX Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой отечественной Войне: в 2 т. / под ред. А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской. Т.1. Пенза: Изд-во ПГУ, 2015.- С. 94-96
  6. Карманова Т.М., Тимошкина Т.В.  Социально-психологические факторы выбора молодыми людьми формы брака//Университетское образование: сб. ст. XIX Междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой отечественной Войне: в 2 т. / под ред. А.Д. Гулякова, Р.М. Печерской. Т.1.Пенза Изд-во ПГУ, 2015.- С. 96-97
  7. Крысько В.Г Этническая психология.. 4-е изд. - М.: Академия, 2008.
  8. Мухамеджанова, В. Ф. Супружеские взаимоотношения в моно- и полиэтнических сельских семьях / В. Ф. Мухамеджанова, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2008. - N (5).
  9. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.- К.: 2000.-312 с.

References:

  1. Arutyunyan, Yu. V. Etnosotsiologiya / Yu. V. Artunyan, L. M. Drobizheva, A. A. Susokolov. - M. : Aspekt-Press, 1999. - 271 s.
  2. Golod, S.I. Semya i brak: istoriko-sotsiologicheskiy analiz / S.I. Golod. - SPb.: TOO TK «Petropolis», 2004. - 272 s, S.23
  3. Gorodetskaya I.M., Blohin A.B. Vzaimootnosheniya suprugov v mono- i polietnicheskih brakah russkih i tatar [elektronnyiy resurs] URL: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30318_full.shtml
  4. Karmanova T.M. Adaptatsiya molodyih suprugov k usloviyam sovmestnoy zhizni v raznonatsionalnyih semyah//Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera # 34, 2015.- S. 10-14.
  5. Karmanova T.M., Tarasova E.M. Otnoshenie k seme i braku u sovremennoy molodezhi // Universitetskoe obrazovanie: sb. st. XIX Mezhdunar. nauch.-metod. konf., posvyasch. 70-letiyu Pobedyi v Velikoy otechestvennoy Voyne: v 2 t. / pod red. A.D. Gulyakova, R.M. Pecherskoy. T.1. Penza: Izd-vo PGU, 2015.- S. 94-96
  6. Karmanova T.M., Timoshkina T.V. Sotsialno-psihologicheskie faktoryi vyibora molodyimi lyudmi formyi braka//Universitetskoe obrazovanie: sb. st. XIX Mezhdunar. nauch.-metod. konf., posvyasch. 70-letiyu Pobedyi v Velikoy otechestvennoy Voyne: v 2 t. / pod red. A.D. Gulyakova, R.M. Pecherskoy. T.1.Penza Izd-vo PGU, 2015.- S. 96-97
  7. Kryisko V.G Etnicheskaya psihologiya.. 4-e izd. - M.: Akademiya, 2008.
  8. Muhamedzhanova, V.  Supruzheskie vzaimootnosheniya v mono- i polietnicheskih selskih semyah / V. Muhamedzhanova, L. Rozhkova // Izvestiya vyisshih uchebnyih zavedeniy. Povolzhskiy region. Obschestvennyie nauki. - 2008. - N (5).
  9. Obozov N.N. Psihologiya mezhlichnostnyih otnosheniy.- K.: 2000.-312 s.