DOI: 10.17689/psy-2015.2.10
УДК 159.9.072

© 2015 Коджаспиров Алексей Юрьевич*,
*кандидат психологических наук, доцент факультета «Экстремальная психология» Московского городского психолого-педагогического университета (г. Москва, Россия), extrim_dek@mail.ru

Аннотация. В статье описывается исследование представления студентов гуманитарных вузов о безопасности образовательной среды ВУЗа. И представлено обоснование социальных и психолого-педагогических условий, при которых образовательная система ВУЗа рассматривается, как ресурс и становится фактором обеспечения психологической безопасности личности современного студента

Ключевые слова: копинг-стратегии, студенты, здоровье, психологические риски, психологическая безопасность, социализация, процесс адаптации.

 

Resource Capabilities of Educational Institutions For The Provision of Psychological Security of The Person of The Modern Student
© 2015 Kodzhaspirov Aleksey Yurevich*,

*Candidate of Psychological Sciences, associate professor of the Faculty of «Extreme psychology» of the Moscow City Psychological-Pedagogical University (Moscow, Russia), extrim_dek@mail.ru

Annotation. In the article the idea of students of humanitarian institutions of higher learning about safety of educational environment of Institution of higher learning is discribed. And the ground of social, psychology and pedagogical conditions terms at that the educational system of Institution of higher learning is examined, as resource, is presented and becomes the factor of providing of psychological safety of personality of modern student

Keywords: coping strategies, students, health, psychological risks, psychological safety, sotsilization , the process of adaptation.

 

Проблема психологического здоровья, условий его оптимизации относится к числу актуальных как в теоретическом, так и в практическом плане социально-психологических проблем. Психологическое здоровье личности является существенным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Формирование правового государства на современном этапе развития России, потребность общества в существенном улучшении деятельности социальной поддержки населения предполагает повышение качества профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов. Рост социальной энтропии выводит на первый план проблему сохранения психологической устойчивости специалистов социально-психологической сферы деятельности, что обусловило необходимость поиска средств оптимизации учебно-педагогического и межличностного взаимодействия студентов-психологов в процессе профессионализации в вузе

Необходимость решения новых и нестандартных задач, требующих особых личностных ресурсов, обуславливает значимость выработки студентами в процессе обучения в вузе продуктивных стратегий обеспечения психологической безопасности, являющихся основой профессиональной и личностной самореализации и способствующих повышению качества подготовки специалистов. При этом личность должна рассматриваться как субъект активности, способный выделять актуальные проблемы, регулировать процесс постановки и реализации целей деятельности, что объясняет необходимость применения субъектного подхода к данной проблеме. Однако в настоящее время нет достаточного количества практических разработок, направленных на создание условий для формирования способов обеспечения психологической безопасности личности в системе высшего образования. Недостаточное внимание уделяется формированию качеств и свойств личности, лежащих в основе самообеспечения психологической безопасности.

Общие идеи разработки субъективно-ориентированного подхода к формированию навыков безопасности отражены в трудах С. В. Белова, В. П. Журавлева, А. А. Ильина, А. Г. Маслова, А. А. Усачева. Характеристики учащегося как субъекта чрезвычайной ситуации представлены в исследованиях В. С. Барсукова, В. Н. Весендина, Л К. Котика.

Анализ психологической, педагогической и медицинской литературы свидетельствует о том, что социально-психологическим аспектам психологического здоровья студентов не уделяется должного внимания. Это ведет к трудностям в определении конкретных социально-психологических мероприятий по развитию системы социально-психологического здоровья учащихся младших курсов в процессе профессионализации в ВУЗе.

Таким образом, очевидна необходимость расширения вариативного спектра условий, влияющих на успешность протекания адаптационного процесса и являющихся мощным стимулом для развития личности.

В целях теоретического обоснования сущности и содержания социальной безопасности личности студентов современного ВУЗа необходимо обобщение результатов исследований по проблемам формирования и развития безопасности личности. Большинство исследователей понимает безопасность личности как систему мер по защите ее от опасностей, как возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации. Проблематика безопасности личности многоаспектна. Безопасность личности подразумевает отношения человека со средой своего окружения, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, разработку механизмов и  изыскание ресурсов, повышающих готовность личности противостоять опасностям различного характера.[2, С. 39-43]

В современных исследованиях проблему личностной безопасности в образовании рассматривают с двух пози­ций: во-первых, с точки зрения анализа функционирова­ния всей системы образования, результатов ее деятельно­сти и влияния на обучающихся, во-вторых, исследования условий для сохранения жизни и здоровья всех субъектов образовательного процесса. В сфере образования пробле­ма обеспечения личностной безопасности студенческой молодежи только зарождается как самостоятельное на­правление.

Процесс формирования и развития личностной без­опасности студенческой молодежи предполагает отраже­ние молодым человеком внешних условий в виде некото­рой субъективной модели, которая служит основой для предварительного психологического программирования действий, для их регуляции в какой-либо деятельности. При этом различные субъекты одной и той же образова­тельной среды могут переживать различную степень лич­ностной безопасности. Большинство специалистов в об­ласти исследования психологии безопасности сходится во мнении, что безопасность личности и среда неотделимы друг от друга (Е. Б. Лактионова, Н. Г. Рассоха, Н. В. Юдин, А. Г. Ибрагимова).

Одним из важнейших направлений в отечественной психологии в настоящее время является изучение разви­тия и формирование психики субъекта в процессе взаимо­действия со средой. Наиболее теоретически проработан­ным представляется подход В. И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в ме­ханизмы развития субъекта, определяя тем самым ее целе­вое и функциональное назначение, а с другой — выделяет ее истоки в предметности культуры общества. [5, С. 122]

Категория социальной безопасности обучающегося согласуется с категорией социального здоровья, которая соотносится авторами с такими показателями, как благополучие, адаптация в социальной среде, саморегулируемость поведения, взаимоотношение с окружающими.

Е. В. Цикалюк в контексте социологического подхода определяет социальное здоровье студенческой молодежи как интегральное понятие, отражающее уровень адаптации личности в социальной среде, степень ее социальной активности, гармонию взаимоотношений с другими людьми и социальными группами, адекватную существующим нормам и общечеловеческим ценностям регуляцию поведения, здоровый образ жизни.[6, С. 187].

Исходя из представленных определений, необходимо признать, что социальная безопасность всегда предполагает активность субъекта. Данная активность, в частности, может проявляться как системное личностное образование через реализацию «стратегий психологической безопасности» — основы выбора способов предотвращения, снижения и преодоления последствий воздействия на субъекта различных негативных факторов; психологическую защищенность как результат успешного преодоления человеком неблагоприятных воздействий социальной среды; психосоциальное благополучие, как совокупность индивидных и социальных предпосылок, обеспечивающих личности необходимую меру устойчивости, целостности и последовательности в разрешении противоречий, преодолении препятствий в сложных жизненных обстоятельствах; психологическую устойчивость личности к аддиктивным факторам, как совокупность духовных ценностей, норм и жизненных принципов, составляющих личностное мировоззрение, а также необходимых знаний, умений и навыков, актуализирующихся в ситуациях воздействия аддиктивных факторов; нравственно-волевую устойчивость к деструктивности, как стабильно проявляемую нравственную позицию человека к преодолению внутренне-неустойчивого состояния, противодействию влияниям различных внешних факторов деструктивного характера, а также целенаправленную эмоционально-волевую активность в жизненных ситуациях социального риска.[4, С. 30]

Большинство авторов указывают на интегративность категории «безопасность личности», состоящую в том, что ее можно рассматривать:

  • как свойство личности, состоящее в способности человека противостоять разрушительным воздействиям внутренних и внешних сил и сохранять свою жизнеспособность;
  • как процесс, специфический вид деятельности, направленной на выявление, предупреждение, устранение и отражение опасностей и угроз, способных принести ущерб развитию личности, общества, государства, а также создание необходимых условий для благоприятной жизни, реализации жизненных стратегий, планов, потребностей индивидов и целей общественного и государственного развития;
  • как состояние, при котором индивид испытывает ощущение защищенности, даже при наступлении какой-либо опасности (угрозы отсутствуют или незначительны).

Формирование безопасности личностно-профессионального развития студента осуществляется через повышение привлекательности, престижа и раскрытие гуманистической сущности профессии психолога; актуализацию эталона (идеала) специалиста избранной профессии; создание и реализацию личностно и общественно значимых перспектив в учебной и профессиональной деятельности психолога, улучшение стимулирования процесса самосовершенствования студентов.

М. Вернон выделяет следующие группы мотивов выбора профессии и пребывания в профессии: безопасность (стремление к физическому самосохранению и экономической безопасности), удовольствие (стремление к возможности отдыхать, расслабляться, развлекаться), активность (стремление наиболее полно раскрыться в профессиональной деятельности, реализовать свои физические и интеллектуальные способности и возможности), уверенность в себе и независимость (реализация этих потребностей в деятельности), превосходство (стремление к превосходству над другими с помощью своих собственных достижений или принадлежности к «высшему» социальному классу), господство, или доминирование (стремление приобрести авторитет, возможность управлять другими людьми), «выставление напоказ, хвастовство» (стремление выделиться из группы, вызвать восхищение), социальная конформность (стремление быть в согласии с группой, коллективом, обществом), гуманизм (стремление к оказанию помощи другим, демонстрации им своего расположения и симпатии). [1, С. 56]

Отсюда следует, что образовательная среда, в которую вовлечена студенческая молодежь, включает следующие компоненты: психолого-педагогическую реальность; спе­циально организованные условия для формирования лич­ности; возможности для развития личности, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение; совокупность личностных особенностей и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса; особенности содержания образования в единстве матери­ально-предметного содержания и способа его усвоения.

Психологическая сущность образовательной среды студенческой молодежи проявляется в системе взаи­моотношений участников образовательного процесса. Содержание этих отношений определяет качество образо­вательной среды.

В связи с этим, существенно возрастает роль психологического сопровождения образовательного процесса в вузе, необходимость которого в последние годы активно обсуждается учёными, практиками, представителями Министерства образования и науки в психологических публикациях и публичных выступлениях на конференциях различного уровня. Все они единодушно признают, что решение стоящих перед системой высшего профессионального образования задач невозможно без квалифицированного психологического обеспечения. В решении данных задач ведущую роль может сыграть психологическая служба вуза, основной целью которой является психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студентов на принципах гуманизации образования и личностно-развивающего подхода В связи с этим, понятие «психологическое сопровождение» рассматривается как системно организованная и постоянно выполняемая работа психологической службы, направленную на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста в период вузовского обучения, раскрытие потенциальных возможностей студента, его индивидуальности, а также коррекцию разного рода затруднений в его личностном развитии и саморазвитии/[3, С. 5-9]

Для практики осуществления деятельности по формированию социальной безопасности личности субъектов образования необходимы конкретные критерии и показатели всех компонентов социальной безопасности личности как субъекта социальной, образовательной и педагогической деятельности в вузе. При этом необходимым условием является учет современного (актуального) состояния социальной среды локального (вузовского, школьного) и регионального образовательного пространства; учет личностных особенностей и образа жизни субъектов образования (преподавателей и студентов); учет информационных потребностей педагогов; учет современных взглядов на роль педагога в обеспечении безопасности образовательного учреждения.

Проектирование социально безопасной среды вуза должно осуществляться с учетом данных опытно-экспериментальной работы со студентами в этом направлении: особенностей образа жизни студентов, обеспечения безопасности в вузе, опасностей и угроз в вузе и вблизи него; информационных потребностей студентов.

С целью исследования тенденций здоровья и образа жизни студенческой молодежи, потребности молодежи в образовательных услугах в области социальной безопасности, состояния социальной безопасности в вузе на констатирующем этапе было проведено анкетирование, в котором приняли участие 287 студентов 1-2 курсов Московского городского психолого-педагогического университета и Московского городского педагогического университета.

Проведенные нами беседы и анкетирование позволили выявить состояние социальной безопасности общеобразовательных учреждений и востребованность специалистов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения, а также факторы, способствующие формированию и развитию социальной безопасности субъектов образования. Полученные данные показали, что в образовательных учреждениях существует ряд проблем, связанных с различными аспектами здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности. Так, 67% высказались, что существуют проблемы, связанные с безопасностью зданий (пожарная безопасность, конструкционная безопасность), 74% отметили проблему, связанную с защищенностью от террористических угроз. Так же 45% опрошенных отметили наличие в образовательных учреждениях проблем, связанных с отсутствием здоровьесберегающей среды (70%). Кроме этого, в качестве проблемы около половины опрошенных назвали конфликтные ситуации в школе, неблагоприятный психологический климат в образовательном учреждении. Особую тревогу вызывают у всех опрошенных незащищенность образовательного учреждения от криминогенных угроз. Отметим, что большая часть (87%) принявших участие в опросе, выделили свыше трех аспектов комплексной проблемы безопасности образовательного учреждения.

Потребность студентов в образовании в области социальной безопасности была выявлена при их самооценке знаний и навыков поведения в опасных ситуациях (рис1). В большинстве случаев студенты указали на наличие теоретических знаний по безопасности в тех или иных опасных ситуациях социального характера и лишь от 2 до 13% указали на наличие практических навыков обеспечения безопасности. При этом от 18 до 23% опрошенных указали на отсутствие знаний и навыков безопасного поведения в условиях захвата в качестве заложника, взрыва, перестрелки на улице или дома, активных действий сектантов.

Рис 1. Самооценка студентов знаний и навыков поведения в опасных ситуациях (частота на 100 опрошенных)

При этом, указывая на отсутствие навыков безопасного поведения, более половины студентов отмечают, что безопасность человека в окружающем его социуме зависит, прежде всего, от самого человека, его поведения, знаний правил личной безопасности (58%), мнение другой половины опрошенных разделилось поровну: 22% — от работы правоохранительных органов, охранных организаций; 23% — от состояния окружающей социальной среды (наличие социальной напряженности, криминальных группировок и пр.).

Большинство студентов (78%) отметили, что заботятся о своей безопасности. При этом забота студентов о своей безопасности в окружающем социуме проявляется в следующих формах:

  • изучают правила личной безопасности: читают специальную литературу, тренируются, смотрят программы, консультируются со специалистами (19%);
  • соблюдают правила личной безопасности (правила поведения) в опасных и чрезвычайных ситуациях (38%);
  • проявляют бдительность по отношению к происходящему вокруг (обращают внимание на подозрительных людей, подозрительные предметы, бесхозные вещи) (47%);
  • избегают потенциально опасные места (неосвещенные улицы, митинги, пикеты и др.) (42%);
  • избегают контактов с людьми, представляющими опасность (алкоголики, наркоманы, экстремисты, сектанты и др.) (55%);
  • избегают вредных привычек (пьянство, наркотики), стараются от них избавиться (36%).

Таким образом, проведенный опрос показал, что студенты, признавая необходимость владения человеком навыков по безопасному поведению, в целях обеспечения безопасности в опасных ситуациях, и указывая на отсутствие (в большинстве случаев) у них данных навыков, студенты выражают потребность в образовании в области безопасности жизнедеятельности в социальной среде.

Для изучения профессиональной направленности личности
студентов с изучением отношения студентов к учебному заведению и
значимости факторов в отношении к учебному заведению была использована аналогичная методика «Измерение латентной структуры отношений к учебному заведению».

Таблица 1
Общий индекс удовлетворенности учебным заведением

Индексы

Удовлетворенность учебным заведением

Осознанность выбора

Устойчивость отношения

1 курс СГФ

+0,25

+0,15

+0,43

1 курс ФЭП

+0,35

+0,57

+0,7

Индекс осознанности выбора учебного заведения у обеих групп студентов является положительным, но у группы студентов социально-гуманитарного факультета данный индекс достаточно низок (і=+0,15). У студентов факультета экстремальной психологии индекс удовлетворенности и устойчивости выбора профессии соответствуют +0,35 и +0,7. Это выше соответствующих индексов у группы СГФ (i=+0,25; i=0,43). То есть при снижении общего индекса удовлетворенности снижаются и значения групповых показателей профессионально-педагогической направленности к учебному заведению. Большой разброс значений индексов осознанности и устойчивости выбора говорит о том, что студенты не до конца осознали свой выбор учебного заведения, в результате чего их выбор неустойчив и в большей степени не определен до конца. Поэтому требуется серьезная работа преподавателей по развитию положительной устойчивости мотивации к избранной профессии и создание условий для творческой самореализации студентов. Причины полученных результатов устойчивости выбора учебного заведения так же, как и устойчивости выбора профессии, связаны с положительными и отрицательными факторами, влияющими на деятельность в избранной профессии. Значимость отдельных факторов в отношении к учебному заведению можно проследить в таблице 3.

Таблица 3
Факторы устойчивости выбора учебного заведения

        Группа /Фактор

1 курс СГФ

1 курс ФЭП

1.Высокая требовательность к знаниям

+0,3

+0,3

2.Внимание                          к самостоятельной работе

+0,15f

+0,2

3.Внимание        к        проф. Творчеству

+0,14

+0,15

4.Уважительное   отношение к студенту

+0,3

+0,1

5.Простота      в      общении преподавателей                  со студентами

-0,14

+0,15

6.Внимание       к       худож. самодеятельности

-0,3

-0

7.Организация              студ. Самоуправления

-0,57

-0,5

8.Экономическя самостоятельноть

-0,85

-0,6

9.Построение расписания

-1

-0,8

Различные факторы оценены студентами обеих групп неоднозначно. Анализ же конкретных значений коэффициента по каждому фактору позволяет сделать следующие выводы:

Можно отметить, что у опрошенных студентов факторы, положительно влияющие на отношение к учебному заведению: «высокая требовательность к знаниям», «внимание к самостоятельной работе», «уважительное отношение к студенту» и отрицательно влияют организация своего досуга и построение расписания.

Здесь можно говорить о том, что первокурсники недооценивают роль своего свободного времени, не умеют планировать режим дня и не понимают, что рациональное их использование повышает эффективность учебной деятельности.

На основе результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости разработки и внедрения психолого-педагогического сопровождения формирования и развития социальной безопасности личности студента в процессе его профессиональной подготовки в вузе.

Необходимо средствами учебной и научной информации сформировать у студентов стратегии психологической безопасности. При этом учебно-воспитательная и научная информация по вопросам социальной безопасности должна носить опережающий характер: начинаться с первого года обучения в вузе, и способствовать предотвращению стрессовых и конфликтных ситуаций в период обучения, сохранению и укреплению здоровья.

Содержание личностной безопасности субъекта проявляется в совокупности его смысло­вых отношений и установок относительно данного аспекта своей жизнедеятельности. Поэтому очень важно включить в содержательный блок психолого-педагогического обеспечения те виды деятельности, которые будут способствовать развитию здорового чувства безопасности и жиз­нестойкости студенческой молодежи, формированию культуры личной безопасности.

Информационно-воспитательная работа способствует развитию социальной активности студентов, является своеобразной психологической поддержкой и помощью в самоопределении, самореализации, творчестве, стремлении к независимости, самостоятельному повышению личной ответственности (за свое психологическое здоровье, образование, профессиональное становле­ние) и в свою очередь облегчает вопросы организации различных сторон воспитательной деятель­ности в формировании культуры личной безопасности субъектов образовательного процесса.

Социально-педагогическая работа в образовательном учреждении направлена на обес­печение и защиту прав студентов, а также оказание им помощи в процессе их социализации, осво­ения ими социокультурного опыта и на создание условий для их самореализации в обществе.

Спортивно-оздоровительная деятельность в вузе является одним из приоритетных направлений в психолого-педагогическом обеспечении личностной безопасности всех участни­ков образовательного процесса. В условиях угрозы наркотизации общества высшее учебное за­ведение должно стать центром формирования у студенческой молодежи здорового образа жизни, способствовать выработке у молодежи здорового стиля жизни.

Основной целью культурно-досуговой работы является раскрытие и поддержка творче­ского потенциала учащейся молодежи, а также содействие развитию у молодежи способности выражать себя в культурной сфере.

Психолого-педагогическая профилактика в вузе направлена на предупреждение воз­можного неблагополучия в психическом и личностном развитии студенческой молодежи, на со­здание психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития. Гар­монично развитая, законопослушная, зрелая личность с мотивацией на успех и здоровый образ жизни — вот фактор противодействия наркомании и употреблению психоактивных веществ. Счастливый, здоровый, успешный человек вполне удовлетворяет свои социальные потребности, и ему не нужно искать для них каких-либо заменителей.

Работа по психологической поддержке студентов может осуществляться на учебных занятиях и в воспитательном процессе, при условии организации субъект-субъектного взаимодействия и выборе методов обучения и воспитания с позиций проблемно-исследовательского подхода.

Решающая роль в организации подобного взаимодействия отводится преподавателю, работающему со студентами. Однако, как показывают наши наблюдения, переход от функционально-ролевого к личностно-ориентированному взаимодействию достаточно сложен для многих преподавателей вуза.

Таким образом, формирование здорового образа жизни у студентов вузов осуществляется в сложном взаимодействии личности обучаемого, во всем многообразии ее индивидуально-психологических свойств, с условиями окружающей действительности, которые способны оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на систему ценностей вступающего в самостоятельную жизнь человека.

 

Литература:

  1. Баева, И.А.  Психологическая безопасность в образовании: Монография / И.А.Баева - СПб., 2002. - 271с.
  2. Брушлинский А.В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А. В. Брушлинского, В. Е. Лепского. - М.: Изд-во ИП РАН, 1996. С. 39-43.
  3. Дубровина, И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства / И. В. Дубровина // Психологическая наука и образование. 1998. - № 2. - с. 5-9.
  4. Меньшикова, Л.В. Я - концепция и защитные механизмы психики: Учеб. пособие /Л.В. Меньшикова: М-во образования РФ. Новосиб. гос. техн. ун-т. -Новосибирск: Новое, гос. техн. ун-т, 2000. - 30 с.
  5. Слободчиков, В.И. Реальность субъективного духа / В.И.Слободчиков //Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2001., с. 122-138
  6. Цикалюк, Е.В. Основные теоретические подходы к осмыслению сущности социального здоровья [Текст] / Е.В. Цикалюк // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитар-но-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Философия, культурология, социология, социальная работа». – 2010. – № 4 (33). – С. 185-190.

References:

  1. Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost v obrazovanii: Monografiya / I.A.Baeva - SPb., 2002. - 271s.
  2. Brushlinskiy A.V. Sub'ekt bezopasnosti i bezopasnost sub'ekta // Problemyi informatsionno-psihologicheskoy bezopasnosti / Pod red. A. V. Brushlinskogo, V. E. Lepskogo. - M.: Izd-vo IP RAN, 1996. S. 39-43.
  3. Dubrovina, I.V. Psihologicheskaya sluzhba obrazovaniya: nauchnyie osnovaniya, tseli i sredstva / I. V. Dubrovina // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 1998. - # 2. - s. 5-9.
  4. Menshikova L.V. Ya - kontseptsiya i zaschitnyie mehanizmyi psihiki: Ucheb. posobie /L.V. Menshikova: M-vo obrazovaniya RF. Novosib. gos. tehn. un-t. -Novosibirsk: Novoe, gos. tehn. un-t, 2000. - 30 s.
  5. Slobodchikov V.I. Realnost sub'ektivnogo duha / V.I.Slobodchikov //Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyih psihologov. - SPb., 2001., s. 122-138
  6. Tsikalyuk, E.V. Osnovnyie teoreticheskie podhodyi k osmyisleniyu suschnosti sotsialnogo zdorovya [Tekst] / E.V. Tsikalyuk // UchYonyie zapiski Zabaykalskogo gosudarstvennogo gumanitar-no-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyishevskogo. Seriya «Filosofiya, kulturologiya, sotsiologiya, sotsialnaya rabota». – 2010. – # 4 (33). – S. 185-190.