DOI: 10.17689/psy-2015.1.8
УДК 37.013.77

© 2015 Худайназарова Динара Равшановна,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного, г. Санкт-Петербург, dinara-vas@mail.ru

Аннотация: Рассмотрены организационные условия становления профессиональной идентичности обучающихся женщин-военнослужащих. Структура условий в военном вузе представлена в виде: социально-управленческих, научно-технических и образовательных составляющих. Показано, что задачей военного профессионального образования, помимо передачи знаний и умений, является также устранение барьеров на пути формирования личности профессионала, содействие достижению обучающимися позитивного статуса профессиональной идентичности. На основе анализа содержания и сущности профессиональной идентичности определены задачи для всех субъектов образовательного процесса, направленные на создание благоприятных условий становления профессиональной идентичности женщин-военнослужащих в период их обучения в военном вузе. Рассмотрены внутренние и внешние барьеры на пути становления профессиональной идентичности. Предложены инновационные психолого-педагогические технологии: вовлечение обучающихся в инновационную деятельность военного вуза; выбор и обоснование показателей их готовности к участию в творческих процессах; разработка методики формирования творческих коллективов в составе обучающихся мужского и женского пола; проведение тестологических исследований. Установлена ранее неизвестная закономерность связи между продуктивностью творческой деятельности коллектива гетерогенного типа и соотношения в нем обучающихся женского и мужского пола.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; женщины-военнослужащие; инновационная деятельность; барьеры профессиональной идентификации.

 

Barriers to the development of professional identity of servicewomen studying at a military university
© 2015 Khudaynazarova Dinara Ravshanovna,

D. Ed. Sc., Senior research fellow of the scientific research laboratory Military Academy of Communications named after S. M. Budenny, St. Petersburg

Abstract: The paper discusses organizational conditions for the development of professional identity of servicewomen studying at a military university. The structure of such conditions at the military university comprises social and administrative, scientific and technical, and educational components. It is shown that the purpose of military professional education is not only to transfer knowledge and skills, but also to remove barriers to the development of the identity of a professional, to contribute in achieving the positive status of professional identity of students. Based on the analysis of the substance and the essence of professional identity, a set of objectives was determined for all parties to the educational process to create favorable conditions for the development of servicewomen’s professional identity during their training at a military university. Internal and external barriers to the development of professional identity are considered. Innovative psychological and pedagogical technologies are proposed: the involvement of students in innovation activities of the military university; selection and justification of indicators of their readiness to participate in the creative processes; development of a methodology for building creative teams consisting both of male and female students; and testological studies. A previously unknown regular dependence is established between creative productivity of a heterogeneous team and the male-female ratio of students in such team.

Key words: professional identity; servicewomen; innovation activities; barriers of professional identification.

 

Радикальные перемены, происходящие в мире, изменяют многие стереотипы общественного сознания. Профессиональное самоопределение личности определяет актуальность предметной области многих гуманитарных дисциплин: социальных, психологических, педагогических и др. В современных условиях существенно изменились приоритеты российских женщин. Они смещаются в сторону самореализации и карьеры, обретения экономической независимости, рационализации своего жизненного опыта, меняющие их роль и место в социальных институтах.

Выбор профессии считается удачным, если женщина эффективно осуществляет профессиональную деятельность, приносит пользу обществу, получает при этом удовлетворение, и, кроме этого, если психологические затраты на освоение профессионального образования и дальнейшее выполнение профессиональных функций, не является неоправданно большими.

Такое положение в обществе обусловлено все возрастающей общественной потребностью в широком привлечением женщин к профессиональной деятельности в различные сферы жизнедеятельности, так и стремлением самих женщин к достижению равных прав и возможностей с мужчинами. Другими словами, к выполнению более широких функций, чем традиционная домашняя семейная обязанность. Процесс интеграции женщин в считавшиеся раннее «мужскими» профессии, к числу которых относится и военная служба, приобретает все более устойчивые темпы.

Ориентация на службу в Вооруженных Силах предполагает исключение дискриминации по половому признаку и, с учетом физиологических и психологических различий женщин и мужчин, создания в армейской среде условий, обеспечивающих возможность самореализации женщин в процессе обучения и выполнения профессиональных обязанностей в период прохождения службы в войсках. Конкурентоспособность специалистов в любой сфере, в первую очередь достигается качеством его профессиональной подготовки, наличием высокого уровня развития профессионально значимых качеств. Достижение такой цели не возможно без успешной реализации процесса профессиональной идентификации, которая осуществляется в ходе обучения будущего специалиста в вузе. В этих условиях большое значение в становлении профессиональной идентичности играет образовательная система. Важной задачей военного профессионального образования помимо передачи знаний и умений является также формирование личности профессионала, содействие достижению обучающимися позитивного статуса профессиональной идентичности.

В самой широкой постановке задача подготовки офицерских кадров из числа женщин означает реализацию системного подхода на основе координации и интеграции усилий всех субъектов, всех видов деятельности в образовательной среде военного вуза. Военному специалисту в современных условиях необходимо обладать способностью к определению, анализу и оценки нестандартных ситуаций, компетентностью и гибкостью мышления, инновационной активностью и восприимчивостью к новому, умению легко адаптироваться в воинском коллективе, быть готовым к непрерывному обучению и обновлению профессиональных знаний.

Сегодня потребность обучающихся в идентичности по значимости выходит на одно из первых мест. Проблема становления профессиональной идентичности обучающихся женщин-военнослужащих в образовательном процессе военного вуза освещена недостаточно, поэтому обучающаяся по-прежнему остается не субъектом, а объектом образовательной деятельности.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что в педагогике проблема становления профессиональной идентичности женщин-военнослужащих в образовательной процессе военного вуза до настоящего времени не исследовалась, не выявлялись педагогические возможности и организационные условия её становления.

В теоретическом плане явно недостаточно исследованы проблемы, касающиеся представлений женщин, обучающихся в военном вузе, об избранной профессии и динамике ее образа профессии военного специалиста в период обучения в вузе. Практически не исследован вопрос о влиянии образа военного специалиста на становление профессиональной идентичности обучающихся женщин-военнослужащих. Не отработаны педагогические технологии вовлечения обучающихся женщин-военнослужащих в инновационную деятельность военного вуза, их участия в составе творческих команд гетерогенного типа как эффективного средства становления профессиональней идентичности.

Содержание и сущность профессиональной идентичности определяют задачи всем субъектам образовательного процесса по созданию благоприятных условий для становления профессиональной идентичности женщин-военнослужащих в период их обучения в военному вузе.

Создание таких условий несомненно является проблемой комплексной и ее решение должно учитывать всю совокупность факторов, определяющих возможности военного вуза в этой сфере.

Существующие барьеры профессиональной идентификации можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние препятствия обусловлены неправильным или недостаточным воспитанием и образованием обучающихся и к ним относятся:

  • восприятие знаний и информации как вечных неизменных истин (данный недостаток иногда формируется в вузе при повторном углубленном изучении материала, пройденного в школе, или при дублировании некоторых разделов знаний в нескольких изучаемых дисциплинах);
  • неспособность обучающегося мысленно моделировать технический объект при изменении его внутренних и внешних параметров (во-многом это является следствием дефектов воспитания, связанных с отсутствием упражнений и игр по ментальному моделированию различных ситуаций и фантазированию);
  • отсутствие мотивации — нравственно-эмоциональной потребности и желания решить творческую задачу, что связано с недостаточным морально-нравственным развитием обучающегося и пробуждением его совести;
  • отсутствие духа соперничества — чувства соревновательности в достижении высоких результатов в области технического творчества (это препятствие в значительной мере может быть ослаблено в спортивных занятиях, включающих частые соревнования);
  • отсутствие морально-волевых качеств — упорства в преодолении возникающих трудностей, настойчивого стремления достичь наивысших результатов и довести их до практического применения (устранению этого недостатка также способствует участие обучающихся в спортивных соревнованиях);
  • невысокий уровень инновационной культуры и инновационного интеллекта, что затрудняет, а часто исключает возможность решения обучающимся творческой задачи и усвоения им профессиональных компетенций;
  • низкая вспоминательная способность, отрицательно влияющая на быстроту мышления при решении творческой задачи;
  • неофобия (боязнь нововведения), нежелание и страх привнесения в образовательную деятельность чего-либо нового, агрессивное отношение ко всему новому.

Создание условий, направленных на устранение в образовательном процессе внутренних барьеров, будет способствовать успешной профессиональной идентификации обучающихся женщин-военнослужащих.

К внешним барьерам относят влияние социально-культурной среды на становление профессиональной идентичности обучающихся, которые в свою очередь можно разделить на две группы: технико-организационные и психосоциальные.

К технико-организационным барьерам профессиональной идентификации относят факторы, связанные с недостатком или полным отсутствием финансирования, недостаточной (или устаревшей материально-технической базой военного вуза, неразвитостью инновационной инфраструктуры, отсутствием технологий и механизмов освоения нововведений, отсутствием стратегии развития педагогического коллектива и т. п.

Психосоциальные внешние барьеры становления профессиональной идентичности обучающихся связаны с общим психологическим состоянием социальной среды, в которой обучается творческая личность. К подобным барьерам относят: абсолютизацию накопленного коллективом вуза опыта и пренебрежение или преувеличенно настороженное отношение к опыту, пришедшему «со стороны»; низкая востребованность результатов интеллектуального труда; чрезмерная критика за допущенные ошибки в процессе творческой деятельности; недостаточное моральное стимулирование инновационной активности и другие.

Совокупность указанных возможных барьеров для обеспечения условий на пути становления профессиональной идентичности обучающихся указывает на необходимость поиска инновационных подходов при решении социально-управленческих, научно-технических и образовательных задач, при которых возможно достижение единой цели образовательной деятельности подготовки военных специалистов из числа женщин с высоким статусом профессиональной идентичности.

Общая структура таких условий в военном вузе может быть представлена в виде трех составляющих, каждая из которых характеризуется присущими ей факторами и определяет соответствующие требования по преодолению как внутренних, так и внешних барьеров на пути подготовки высокопрофессиональных военных специалистов.

Социально-управленческие условия, определяющими факторами которых являются: система управления творческой (инновационной) деятельностью; система правоотношений субъектов инновационной деятельности; системой мотиваций; кадровым составом педагогического коллектива, выдвигает требования по изменению:

  • структуры управления военным вузом в реально существующих условиях его функционирования;
  • методов принятия решений, при которых достигаются наилучшие условия становления профессиональной идентичности обучающихся;
  • кадровой политики, гарантирующей замещение ключевых должностей в вузе специалистами с развитым инновационным мышлением;
  • мотивационной структуры, включающей средства морального и материального поощрения авторов инноваций;
  • правоотношений субъектов инновационной деятельности на основе действующих федеральных законов и нормативных документов, учитывающих особый статус военного вуза.

Научно-технические условия, определяющими факторами которых являются научно-технический потенциал вуза, финансовое обеспечение, информационная поддержка, научно-техническая структура, выдвигают требования по формированию:

  • научно-лабораторной базы, укомплектованной современными приборами, необходимыми для выполнения работ по внедрению в учебный процесс передовых технологий и проведения научных исследований обучающимися;
  • портфеля заказов на выполнение прикладных исследований в рамках НИОКР совместно с курсантами и слушателями вуза;
  • условий включения в исследовательскую деятельность обучающихся на всех уровнях, в том числе на этапах выполнения НИОКР и разработке опытных образцов.

Образовательные условия, определяющими факторами которых являются: образовательные программы, инновационные технологии обучения, профессорско-преподавательский состав, выдвигают проблемы, связанные с необходимостью:

  • интеграции учебной и инновационной деятельности в военном вузе;
  • переподготовки и повышения квалификации преподавателей в области инновационной деятельности;
  • разработки новых учебных и методических материалов, отражающих современные достижения в изучаемых областях знаний и передовые технологии обучения;
  • совмещения носителей различных педагогических взглядов на методы обучения и воспитания обучающихся;
  • изменения схемы управления образовательным процессом в той степени, при которой наиболее полно реализуются потенциальные возможности педагогического коллектива военного вуза в области профессиональной идентификации обучающихся.

Очевидно, что реализация совокупности рассмотренных условий в социально-управленческой, научно-технической и образовательной сферах деятельности военного вуза предполагает, что решение перечисленных проблем должно рассматриваться как триединая задача.

Игнорирование или недостаточный уровень сформированности рассмотренных условий хотя бы в одной области не только затрудняет, но в большинстве случаев сделает невозможным устранения как внутренних, так и внешних барьеров на пути повышения качества подготовки военных специалистов с высоким статусом профессиональной идентичности.

К проблемам, решению которых должно уделяться первостепенное значение, необходимо отнести:

  • обеспечение оптимального управления инновационной деятельностью и широкое вовлечение в нее обучающихся, в том числе женщин-военнослужащих;
  • разработку индикативной системы показателей эффективности и успешности становления профессиональной идентичности обучающихся;
  • реализацию в полном объеме принципов гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса в военном вузе.

В тоже время стандарты высшего образования не содержат требований по включению в образовательный процесс дисциплин, обеспечивающих в полном объеме формирование у будущих военных специалистов инновационной культуры, творческого мышления, развития инновационного интеллекта, что не соответствует мировым стандартам высшего образования. Поэтому задачей педагогического коллектива является формирование в военном вузе единой комфортной среды для инновационной деятельности, как основы достижения необходимого уровня профессиональной идентичности обучающихся [Худайназарова, 2013].

Решение указанных задач в военном вузе осложняется сложившимся противоречием между: возможностями высшего военного образования в обучении и воспитании обучающихся и неразработанностью в педагогической практике военного вуза путей, средств и педагогических технологий становления профессиональной идентичности обучающихся, выступающей фактором высокопрофессиональной подготовки офицеров из числа женщин-военнослужащих.

Отмеченное противоречие выявило наличие и необходимость решения актуальной научной проблемы, заключающейся в педагогическом обосновании концепции, психолого-педагогических условий и разработке инновационных технологий становления профессиональной идентичности женщин-военнослужащих, как одного из перспективных направлений развития военной психологии и педагогики и его реализации в образовательном процессе военного вуза, формирования у них моральных, психологических и профессиональных качеств, соответствующих требованиям, предъявляемым к военным специалистам.

Преодоление выявленного противоречия возможно, при подтверждении гипотезы, сформулированной следующим образом: процесс становления профессиональной идентичности женщин-военнослужащих в период их обучения в военном вузе явится одним из ключевых механизмов совершенствования военного профессионального образования, эффективным средством повышения качества профессиональной подготовки женщин-военнослужащих, если теоретические положения о сущности и содержании феномена «профессиональная идентичность» женщин-военнослужащих будут рассматриваться системно в целостной концептуальной конструкции континуума «социальный-личностный».

Правомерность выдвинутой гипотезы потребовала разработки и реализации ряда инновационных психолого-педагогических технологий, направленных на поддержку процесса становления профессиональной идентичности женщин-военнослужащих, основными из которых являются: вовлечение обучающихся в инновационную деятельность военного вуза; выбор и обоснование показателей их готовности к участию в творческих процессах; разработка методики формирования творческих коллективов в составе обучающихся мужского и женского пола; проведение тестологических исследований.

В качестве показателей уровня профессиональной пригодности обучающихся использованы: уровень инновационного интеллекта [Чернолес, 2002, c. 239-243] и его составляющие: показатели практического, творческого и аналитического интеллекта [Холодкова, 2010, c. 141-150], а для их измерения использован разработанный тестер инновационного интеллекта [Давыдова и др., 2014] и устройство определения ролевой функции участника творческого коллектива [Худайназаров и др, 2014].

По результатам выполненного исследования [Худайназарова и др., 2013] установлена ранее неизвестная закономерность связи между продуктивностью творческой деятельности коллектива гетерогенного типа, включающего обучающихся женского и мужского пола. Закономерность заключается в том, что продуктивность творческой деятельности коллектива повышается при увеличении соотношения N числа лиц Лж женского пола к числу лиц Лм мужского пола и принимает максимальные величины при достижении этого соотношения в интервале N = Лж/ Лм= (0,25-0,3).

Результаты оценки динамики изменения продуктивности экспериментальных творческих коллективов смешанного типа в зависимости от соотношения N = Лж/ Лм (рис. 2) подтверждают факт повышения продуктивности творческой работы коллектива гетерогенного типа (доли успешно решенных плохоструктурированных задач — Р3%) при увеличении в нем доли N,% лиц женского пола до значений N = 20-25%. Дальнейшее увеличение N приводит к снижению продуктивности группы.


Выявленная закономерность имеет важное значение для устранения сложившихся стереотипов о роли военнослужащих-женщин в научно-технической сфере, возможности достижения ими в процессе обучения в военном вузе необходимого статуса профессиональной идентичности, являющейся одной из ключевых составляющих профессиональной идентичности женщин-военнослужащих.

На рисунках 1, 2 представлены результаты многолетнего педагогического эксперимента, выполненного в Военной академии связи.

Исследование профессиональной (рис. 1) идентичности подтвердили гипотезу о возможности повышения ее статуса в процессе коллективной работы обучающихся в творческой группе гетерогенного типа. Измерения проводились по методике МИПИ [Шнейдер, 2007, c. 113-116]. К 4-му и 5-му годам обучения лица женского пола экспериментальных групп приобретают уровни «достигнутой позитивной идентичности», в то время как в контрольных группах они не выше уровня «мораторий».

Полученные результаты подтверждают эффективность предложенной педагогической технологии, направленной на создание благоприятных условий, для достижения необходимого статуса профессиональной идентичности женщин-военнослужащих.

Такой вывод имеет важное научное и практическое значение, заключающееся в том, что обоснованы теоретические положения, раскрывающие особенности конструирования профессиональной идентичности женщин-военнослужащих путем вовлечения их в инновационные процессы в составе гетерогенных творческих групп обучающихся. Практическая значимость полученных научных результатов заключается в том, что они будут способствовать достижению необходимого статуса профессиональной идентичности, формированию у обучающихся в военном вузе женщин должного уровня профессиональной компетентности, соответствующего требованиям, предъявляемым к военному специалисту.

 

Литература

  1. Давыдова Н. В., Худайназарова Д. Р., Чернолес В. П. и др. Закономерная связь между эффективностью творческой деятельности коллектива идентичных личностей и соотношения в нем лиц женского и мужского пола// Материалы научного открытия в области общественных и гуманитарных дисциплин: гендерной психологии и теории инноватики. — Санкт-Петербург: ВАС-РАЕН-МААНОИ, 2013 — 28 с. Диплом № 50 —S от 15.02.2013.
  2. Холодкова Л. А., Худайназарова Д. Р. Женщины-военнослужащие в инновационном процессе военного вуза: гендерный аспект. Санкт-Петербург: Изд-во Военной академии связи, 2010.-216 с.
  3. Худайназарова Д. Р., Чернолес В. П. и др. Тестер инновационного интеллекта // Патент RU № 2522992. —2014 г.
  4. Худайназаров Ю. К., Худайназарова Д. Р., Чернолес В. П. и др. Устройство определения ролевой функции участника творческого коллектива// Патент RU № 2541431. —2014 г.
  5. Чернолес В. П. Интеграция инновационной и учебной деятельности в системе военного профессионального образования. Дис. докт. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2002. — 390 с.
  6. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 128 с.

References:

  1. Davydova N. V., Hudajnazarova D. R., Chernoles V. P. i dr. Zakonomernaja svjaz’ mezhdu jeffektivnost’ju tvorcheskoj dejatel’nosti kollektiva identichnyh lichnostej i sootnoshenija v nem lic zhenskogo i muzhskogo pola// Materialy nauchnogo otkrytija v oblasti obshhestvennyh i gumanitarnyh disciplin: gendernoj psihologii i teorii innovatiki. — Sankt-Peterburg: VAS-RAEN-MAANOI, 2013 — 28 s. Diplom № 50 —S ot 15.02.2013.
  2. Holodkova L. A., Hudajnazarova D. R. Zhenshhiny-voennosluzhashhie v in-novacionnom processe voennogo vuza: gendernyj aspekt. Sankt-Peterburg: Izd-vo Voennoj akademii svjazi, 2010.-216 s.
  3. Hudajnazarova D. R., Chernoles V. P. i dr. Tester innovacionnogo intellekta // Patent RU № 2522992. —2014 g.
  4. Hudajnazarov Ju. K., Hudajnazarova D. R., Chernoles V. P. i dr. Ustrojstvo opredelenija rolevoj funkcii uchastnika tvorcheskogo kollektiva// Patent RU № 2541431. —2014 g.
  5. Chernoles V. P. Integracija innovacionnoj i uchebnoj dejatel’nosti v sisteme voennogo professional’nogo obrazovanija. Dis. dokt. ped. nauk. — Sankt-Peterburg, 2002. — 390 s.
  6. Shnejder L. B. Lichnostnaja, gendernaja i professional’naja identich-nost’: teorija i metody diagnostiki. Moskva: Moskovskij psihologo-social’nyj institut, 2007. — 128 s.