DOI: 10.17689/psy-2014.2.8
УДК 159.923:316.6:37

© 2014 Коповой Андрей Сергеевич,
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Балашов mkrass@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется эволюция современного информационного пространства и трансформация его функций на разных этапах развития общества. Выделяются 4 стадии развития информационного пространства. При этом установлено, что переход на каждую новую стадию развития может быть описан посредством качественных и количественных изменений в отношении социальной востребованности информации, имеющей специфические функциональные характеристики. На каждой стадии определены функциональные диады: адаптивно-регулятивная, консервативно-дифференцирующая, инновационно-утилитарная, синергетически-глобализирующая. Каждая из диад состоит из комплементарных функций, характеризующих определённый этап развития производства и потребления социально значимой информации. Также в статье рассматривается структура информационного пространства в России, прогнозируются вероятностные риски экспансивного развития масс-медиа. В современной России стремительно растет уровень потребления информации, что проявляется в увеличении числа аккаунтов в социальных сетях, росте числа владельцев комплектов спутникового телевидения, увеличении количества сообществ в Интернете по увлечениям и профессиональным интересам и т. д. Наша страна в плане развития культуры медиапотребления проходит этап становления как информационная держава. Несмотря на то, что выбор информационных продуктов и средств получения информации достаточно велик уровень эффективности использования возможностей информационного пространства остается невысоким. В качестве эффективного инструмента противодействия негативному влиянию информационного пространства на современную молодежь предлагается целенаправленное формирование культуры медиапотребления, включающая в себя критическое отношение к потребляемой информации и продуктивное использование возможностей информационного пространства в образовательных и профессиональных целях. При низком уровне развития культуры медиапотребления риски связанные с хаотичным развитием современного информационного пространства будут только расти. И в данном случае не теряет актуальности тезис «профилактика эффективней коррекции».

Ключевые слова: информационное пространство, культура медиапотребления, информационное образовательное пространство, социальные коммуникации.

 

The Perspectives and Dynamics of the Development of Modern Information Space
© 2014 Kopovoi Andrei Sergeevich,

Candidate of Pedagogical Sciences, professor of the Pedagogy Department of the Balashov Institute, a branch of «Chernyshevsky Saratov State University», Balashov mkrass@yandex.ru

Annotation. In the paper the evolution of modern information space and the transformation of its functions at different stages of the development of society are analyzed. 4 stages of the development of information space are distinguished. In this respect, it is established that a transition to every new stage of the development may be described by means of qualitative and quantitative changes concerning social demand for the information having specific functional characteristics. At each stage we define the functional diads: adaptive and regulative, conservative and differentiating, innovative and utilitarian, synergistic and globalizing. Each of the diads consists of complementary functions which characterize a definite stage in the development of production and consumption of socially significant information. The paper also considers the structure of the information space in Russia, predicts probabilistic risks of an expansive development of the mass media. In modern Russia a level of information consumption is swiftly increasing which manifests itself in an increase of the number of accounts at social networking sites, in a growth of the number of owners of satellite TV kits, in an increase of the number of societies on the Internet uniting people with the same hobbies and professional interests, etc. Our country in terms of the development of the culture of media consumption is going through a stage of formation as an information state. Despite the fact that a choice of information products and means of getting information is rather high, a level of the effectiveness of using possibilities of information space remains not high. As an effective instrument of counteraction to the negative influence of information space on young people we suggest a task-oriented formation of the culture of media consumption which includes a critical relation to the information consumed and a productive use of the possibilities of information space for educational and professional purposes. With a low level of the development of the culture of media consumption the risks connected with a chaotic development of modern information space will only increase. In this case the thesis about «preventive measures of effective correction» is topical.

Keywords: information space, culture of media consumption, information and educational space, social communications.

 

Информационное пространство является сферой деятельности отдельных людей, профессиональных групп, субъектов государственного управления, экономических и политических отношений и т. п. — т. е. фактически любого субъекта деятельности, осуществляющего таковую целиком или частично с использованием возможностей современных информационных технологий. Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на основные сферы общества — социально-политическую, экономическую. От этого уровня сильно зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений, социальная безопасность [1].

Современное информационное пространство формируется, с одной стороны, информационными объектами, а с другой — техническими средствами обработки информационных объектов. Если информационный объект может быть использован в тех или иных целях, говорят об информационном ресурсе. Появление глобальной компьютерной сети перевело на новый уровень процессы информационного взаимодействия в обществе, расширило доступную индивиду сферу информационного пространства.

Важнейшую роль в структуре информационного пространства играют информационные системы (как фактографические, так и библиографические). Особое место среди таких систем занимают электронные библиотеки научной информации, которые хранят не только библиографическую информацию (т. е. информацию о книге, статье), но и полные тексты научных работ. В электронные библиотеки могут быть заложены каталожные и библиографические базы данных (БД). При этом БД, хранящие третичную информацию, например, указатели цитирования или БД справочных данных, делают поиск информации более эффективным, но требуют от пользователя особых навыков и усилий [3]. Основными структурными составляющими информационного пространства являются информационные поля и информационные потоки. Информационное поле — это совокупность всей сосредоточенной в данном объеме пространства-времени информации, безотносительно к ее форме и состоянию, находящейся в отрыве, как от объекта отражения, так и от субъекта восприятия. Информационное поле образуется объективной, генетической и идеализированной информацией [1]. Информационный поток представляет собой в общем случае совокупность информации, перемещающейся в информационном пространстве по каналу коммуникации. В течение последних лет проводилось обобщение исторически зафиксированных фактов производства письменных текстов, распространения сообщений и сведений, что позволило осуществить системный анализ указанных тенденций и выделить 4 стадии развития информационного пространства. При этом мы установили, что переход на каждую новую стадию развития может быть описан посредством качественных и количественных изменений в отношении социальной востребованности информации, имеющей специфические функциональные характеристики. На каждой из этих стадий нами была зафиксирована наибольшая востребованность одной из функциональных диад: адаптивно-регулятивной, консервативно-дифференцирующей, инновационно-утилитарной, синергетически-глобализирующей. Нетрудно заметить, что каждая из диад состоит из комплементарных функций, характеризующих определённый этап развития производства и потребления социально значимой информации. Таким образом, динамика развития информационного пространства характеризуется последовательной сменой 4-х видов социальной информации, каждый из которых выполняет определенную функцию: 1) адаптивно-регулятивную; 2) консервативно-дифференцирующую; 3) инновационно-утилитарную; 4) синергетически-глобализирующую.

Выделенным видам социальной информации соответствуют 4 стадии развития её производства и потребления. Ниже нами представлен анализ исторических процессов и явлений, свидетельствующих, что на каждой из этих стадий наиболее востребованной и значимой оказывается какая-либо из функциональных диад, хотя все остальные функции при этом никуда не исчезают. Отметим, что представленное описание стадий отражает как изменение культурно-исторических реалий, так и постепенное усложнение технологий производства, сохранения и передачи информации [2].

Современное медиапространство, постоянно подпитываясь синергетическим взаимодействием миллионов «агентов влияния», легко придаёт частному формат всеобщего и за считанные часы превращает события, имеющие локальное значение, в события глобального масштаба. Именно поэтому данная стадия развития может быть названа как стадия явного доминирования синергетически-глобализирующей функции информационного пространства. Хотя все другие, ранее описанные, виды социальной информации за последнее столетие также получили весьма существенные стимулы к развитию, на информацию синергетически-глобализирующего характера наблюдается преобладающий запрос со стороны государственных и коммерческих структур, общественных и научных организаций, и, конечно же, простых граждан [2]. Мы являемся свидетелями ожесточенных информационных войн, во многом определяющих политические и экономические процессы и влияющих на отношение мировой общественности к происходящим в различных частях света событиям.

Все более очевидной становится тенденция унифицирующего воздействия глобального медиапространства на сознание носителей локальных этнокультур и традиционных моделей миропонимания. Перефразируя известный тезис о том, что «ни какой вид энергии не исчезает бесследно», можно сказать, что любого рода информация (даже о малозначительных фактах) оставляет свой след в пространстве человеческой культуры. Анализируя происходящие культурные и социально-психологические процессы, необходимо отметить, что в современном мире, в условиях экспансии глобализирующих масс-медиа, прослеживаются два варианта существования самобытных культур и два соответствующих, географически локализованных полюса. Один из таких полюсов, который можно назвать «этноцентристским», находится в пространстве таких самодостаточных и самобытных восточных культур, как культуры Китая, Японии, Кореи, Индии и некоторых стран арабского мира.

Другой полюс в мировом информационном пространстве можно условно назвать «космоцентристским». На этом полюсе находятся этнокультурные общности, некогда образовавшие государства на континентальных просторах Европы, Южной и Северной Америки. Жители этих стран всё более идентифицируют себя не столько в качестве носителей определенных этнокультурных традиций, сколько в рамках надэтнического статуса «гражданина мира». Сознание большинства из них ориентировано на эксперименты с самыми различными моделями социального поведения и индивидуального самовыражения, широко представленными в субкультурных коммуникациях, в индустрии развлечений, в телевизионных программах и на Интернет-сайтах [2].

В современной России стремительно растет уровень потребления информации, что проявляется в увеличении числа аккаунтов в социальных сетях, росте числа владельцев комплектов спутникового телевидения, увеличении количества сообществ в Интернете по увлечениям и профессиональным интересам и т. д. Наша страна в плане развития культуры медиапотребления проходит этап становления как информационная держава. Несмотря на то, что выбор информационных продуктов и средств получения информации достаточно велик уровень эффективности использования возможностей информационного пространства остается невысоким. Об этом можно судить по количеству пользователей образовательных ресурсов или количеству граждан пользующихся системой государственных услуг, вместе с тем уровень информационной культуры растет, о чем свидетельствуют статистические данные. Конечно, демографический состав пользователей средств коммуникации неоднороден, так среди пользователей сети Интернет, имеющих высокоскоростной доступ преобладает городское население, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Вместе с тем разница в числе пользователей имеющих доступ к сети Интернет среди городского и сельского населения не очевидна (диаграмма 2).

Диаграмма 2.

Если проанализировать показатели по числу пользователей сети Интернет, то можно увидеть ежегодный прирост числа абонентов. Как видно, из приведенных выше диаграмм, в распоряжении пользователей Интернета есть не только наземные коммуникации, но и альтернативные способы подключения, особенно в сельской местности. Также неоднородным является и возрастной состав пользователей, однако данные по возрастному составу могут быть весьма приблизительными, так как зачастую лица среднего возраста предоставляют доступ несовершеннолетним, которые и являются в большей степени активными пользователями.

Как показывают собственные исследования структуры и активности медиапотребления, подростки и молодежь школьного возраста в информационном потреблении более мобильны, нежели их родители. На одного школьника в возрасте от 10 до 18 лет приходится 2,3 устройства с постоянным доступом в Интернет (планшетный компьютер, коммуникатор, персональный компьютер, ноутбук, видеопроцессор, игровая приставка и пр.). Причем, с уменьшением возраста опрашиваемых число устройств увеличивается. Более 60% опрошенных школьников проводят более 4 часов в день за компьютером или другими средствами доступа в Интернет.

Глобализация мирового информационного пространства влечет за собой определенные риски утраты национальной идентичности, с одной стороны, и возникновение новых адаптационных механизмов, с другой, что представляет определенное поле для исследования в условиях трансформации социально-экономических процессов во многих странах. Рынок информационных услуг и сервисов в нашей стране растет, также увеличивается число возможностей в самореализации и образовании посредством информационных технологий, но это и определяет новые риски. Численность пользователей игровых ресурсов и социальных сетей растет значительно быстрее, чем численность пользователей образовательных ресурсов или профессиональных сетевых сообществ. Аудитория пользователей достаточно молода, несмотря на большое количество времени, которое подростки и молодежь проводят в интернет-общении или в играх, уровень продуктивного использования возможностей медиа остается низким.

Повысить продуктивность использования возможностей современного информационного пространства достаточно сложно, одним из путей может быть целенаправленное формирование культуры медиапотребления, которое должно вестись с начальной школы и не сводиться к привитию навыков пользования техническими средствами получения и обработки информации. Культура медиапотребления это сложное и многомерное явление, которое, при определённых условиях, может выступать в качестве инструмента самоорганизации и саморазвития отдельных социальных институтов и социальной системы в целом. Культура медиапотребления представляет собой диалектическое единство доминирующих социально-психологических установок и тенденций в сфере потребления медиаинформации и идеальных моделей, ориентирующих общество на требуемые изменения в способах её производства и переработки. Культура медиапотребления это динамическая составляющая общественного сознания, которая необходима для адекватной реализации всего позитивного потенциала медиапространства и нейтрализации вероятных рисков, связанных с экспансивным функционированием современных масс-медиа [2].

При низком уровне развития культуры медиапотребления риски связанные с хаотичным развитием современного информационного пространства будут только расти. И в данном случае не теряет актуальности тезис «профилактика эффективней коррекции».

Литература:

  1. Долгов Ю. Н., Коповой А. С. Возможности и риски интеграции медийного и образовательного пространств // Образование в современном информационном обществе: Синергетическая модель: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Балашов 14 — 15 мая 2009 г.). — Саратов: Издательский центр «Наука». — 2009. — С. 62-66.
  2. Долгов Ю. Н., Коповой А. С., Малюченко Г. Н., Смирнов В. М. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический подход — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2009. — 208 с.
  3. Каширина Е. В. Информационная культура и ее роль в формировании новых качеств знаний специалиста образования // Наука и школа. — 2002. — № 4. — С. 43–48.

Reference:

  1. Dolgov U. N., Kopovoj А. S. Vozmozhnosti i riski integratsii medijnogo i obrazovatelnogo prostranstv // Obrazovanie v sovremennom informatsionnim obshchestve: Sinergeticheskaya model: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Balashov 14 — 15 maya 2009 g.). — Saratov: Izdatelskij tsentr «Nauka». — 2009. — S. 62-66.
  2. Dolgov U. N., Kopovoj А. S., Maluchenko G. N., Smirnov V. М. Razvitie kultury mediapotrebleniya: sostialno-psihologicheskij podhod — Saratov: Izd-vо Saratovskogo universiteta, 2009. — 208 s.
  3. Kashirina Е. V. Informatsionnaya kultura i ее rol v formirovanii novyh kachestv znanij spetsialista obrazovaniya // Nauka i shkola. — 2002. — № 4. — S. 43–48.